Легкие стихи тютчева

Содержание

Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева

Ф. Тютчев был преданным поклонником русской природы. Основная часть его творчества посвящена родному пейзажу. Стихотворение «Весенние воды» было написано Тютчевым еще в молодости (1830 г.), но оно сразу же стало очень популярным и прославило имя начинающего поэта. Оно было создано за границей. Несмотря на то, что Тютчев утверждал о значительном сходстве весны в Европе и России, это свидетельствует об огромной любви поэта к своей родине и удивительной способности по памяти описывать ее красоту.

Тютчев использует характерную для его творчества композицию из трех строф. В первой дается описание первых признаков приближающейся весны. Зима еще не отступила («белеет снег»), но в природе уже заметны значительные изменения. Они связаны с неуклонным таянием снега и выражаются в появлении первых ручьев, которые сопровождаются совершенно новыми торжествующими звуками («шумят», «гласят»). «Весенние воды» выводят природу из длительной спячки и символизируют возрождение жизненных сил.

Тютчев использует олицетворение в описании весенних ручьев. Они превращаются в одушевленные существа, которые «бегут» и «будят» весь необъятный мир. Во второй строфе этот прием усиливается благодаря введению прямой речи. Звуки ручьев сливаются в один ликующий призыв: «Весна идет!». Они выступают в роли главных глашатаев весны, призванных оповестить природу о скором чудесном преображении. Шествие весны можно сравнить с появлением волшебной королевы, гонцы которой повсюду распространяют радостное известие о ее приходе.

В третьей строфе появляется еще одна волшебная группа персонажей, являющихся спутниками весны, которые призваны поддержать и укрепить ее власть. «Хоровод… майских дней» следует за своей королевой. Ранняя весна еще ограничена остатками зимнего могущества: снегом, ночными заморозками, холодными ветрами. Только в мае зима окончательно уступит свои права, и природа расцветет во всем своем великолепии.

Благодаря большому количеству глаголов стихотворение очень динамично, точно передает ощущение стремительности талых вод. Эмоциональность подчеркнута рефреном «весна идет».

Стихотворение «Весенние воды» создает в душе радостное и светлое настроение. Первые ручьи символизируют расцвет не только природы, но и человеческих жизненных сил. Они связаны с творческим вдохновением и надеждами на счастливое будущее.

Анализ стихотворения «Близнецы» Тютчева

Зрелая лирика Федора Ивановича Тютчева включает в себя пласт размышлений о роковой силе любви.

Стихотворение написано в 1852 году. Его автору исполнилось 49 лет, несколько лет назад он вернулся в Россию из Германии, где служил по дипломатической части. В этот период семья испытывала материальные затруднения, впрочем, такое случалось нередко. Стихотворение, видимо, посвящено истории отношений с тайной возлюбленной поэта – Елене Александровне Денисьевой.

По жанру – философская лирика, по размеру – ямб с перекрестной и охватной рифмовкой, 4 строфы. Рифмы открытые, закрытые, мужские и женские. Лирический герой – сам автор. Стихотворение построено на противопоставлении и приеме параллелизма. В первом четверостишии поэт указывает на пару «божеств»: Смерть и Сон. Оба слова – с прописной буквы, как имена разумных существ. «Для земнородных»: люди. Эта строфа, как и следующая, завершена многоточием. Сравнение: как брат с сестрой. Эпитеты: угрюмей, кротче. Сон – маленькая смерть. «Четы»: пары. Оксюморон: обаянья ужасней. Автор медлит с обозначением новой пары близнецов. Он называет ее только в заключительной строке стихотворения. Метафора: кипит и стынет кровь. «Искушений»: соблазнов. Наконец, звучат и эти роковые слова: Самоубийство и Любовь. Двойственность положения, необходимость скрывать отношения, осуждение общества, тем более, вполне заслуженное, ответственность за две семьи – вот причины мучительных размышлений поэта. В такой ситуации он склонен сближать эти понятия. Ф. Тютчев дает понять, что сильная страсть может привести к непредсказуемым последствиям. Лексика, как обычно у Ф. Тютчева, возвышенная. Множество эпитетов: дивно, прекрасней, неразрешимой. Инверсия: союз кровный, не случайный, обворожают они. Первая половина произведения обходится без глаголов. Ближе к финалу появляется местоимение «мы», которым поэт хочет усилить эффект сопричастности множества людей к зловещей паре близнецов (он называет их четой, что может подразумевать союз супружеский, а это, в свою очередь, звучит почти скандально). Интересно, что он разделяет понятия самоубийства и просто смерти. Анафора во 2 строфе, метафоричность образов и символов. Таким образом, поэт описывает 4 понятия, довлеющих, как он считал, над жизнью каждого человека.

Произведение «Близнецы» Ф. Тютчева – классика отечественной философской лирики середины XIX века.

Кратко о фактах биографии поэта

Будущий государственный деятель появился на свет 23 ноября (5 декабря) 1803 года в родовом имении Овстуг, которое находилось в Орловской губернии. Событие это произошло в семье Ивана Николаевича Тютчева, надворного советника и его супруги Екатерины Львовны Толстой. Помимо Фёдора в семье родилось еще двое детей – сын Николай и дочь Дарья.
Интересно отметить, что Тютчевы принадлежали к древнему дворянскому роду. Так, ещё в Никоновской летописи упоминался Захар Тутчев, которому Дмитрий Донской приказал втереться в доверие к хану Мамаю и раздобыть сведения, весьма ценные в свете предстоящей Куликовской битвы. Другой знаменитый предок русского поэта – Борис Тютчев. В период царствования Ивана Великого он участвовал в жестоком усмирении псковских мятежников.
Однако существовали и иные семейные предания. Согласно им род Тютчевых имел и другие корни, а вот какие – французские или итальянские – точно не установлено. Возможно, восторженные слова поэта о Ницце – это не просто зарифмованные эмоции и настроения автора, а самый настоящий «зов крови».

Маленький Фёдор рос настоящим баловнем судьбы. Он получил прекрасное домашнее образование. Его уникальным способностям не переставали удивляться и восхищаться. И на самом деле это не было преувеличением. Когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, Общество любителей русской словесности приняло его в свои ряды. Притом, не просто так, а за конкретные заслуги – прекрасный стихотворный перевод писем Горация. Но это ещё не всё. Ровно через год, в 15 лет он поступил в Московский университет, и в 18 закончил его со степенью кандидата. Направление неизменно – словесность.
В дальнейшем направление его деятельности кардинально изменилось. Сразу после получения аттестата об окончании университета Тютчеву предложили должность внештатного атташе Российской дипломатической миссии в Мюнхене. Он с радостью согласился.
В 1839 году Тютчев был отозван с занимаемой должности. Что явилось причиной – неизвестно. В 1844 году он возвратился на Родину. Неожиданно для всех опальный Тютчев получил новую должность – главного цензора при Министерстве иностранных дел Российской империи, и чин статского.
Новое место – новые свершения. Тютчева привлекли к работе по формированию позитивного облика России на Западе. Необходимо отметить, что с этой задачей он справлялся весьма успешно. В Европе выходит ряд его статей на французском языке, посвященных взаимоотношениям России и всего западного мира. Европейская пытливость во многом была удовлетворена благодаря таланту Тютчева: неизвестная и неисследованная Россия стала, пусть немного, но понятной и понятой.
Однако, вот парадокс: все, кто когда-либо, сталкивались с ним, говорили одно – «почти иностранец».

Они не утрировали и не приукрашивали. Он более двадцати лет прожил в Европе, свободно говорил на французском, более того – чаще, чем на родном языке, и всё в нём, начиная от внешности и кончая манерами, говорило о принадлежности к нерусской культуре. Вместе с тем, русская литература, сознание и вся культура немыслимы без Тютчева.
В биографии Тютчева интересных фактов из жизни известно немало. К примеру, в качестве главного цензора он наложил запрет на перевод и дальнейшее распространение в России «Манифеста коммунистической партии» Карла Маркса. Свое решение он объяснил кратко, но ёмко и прямо: те, кто хотят ознакомиться с документом, изыщут возможности и прочтут его на немецком, для остальных же – сплошное «баловство».
О фривольности и неподражаемом остроумии Тютчева ходили легенды. К примеру, о любовных интрижках Николая I было известно многим, но только Фёдор Иванович осмелился назвать их «васильковыми чудачествами». В то время выходка опасная, которая могла закончиться ссылкой, но нежданно-негаданно она сошла ему с рук: император оценил шутку.
Главной слабостью Тютчева были женщины. Графиня Элеонора Петерсон стала первой женой поэта. Однако после продолжительной болезни она умерла, и через два года Тютчев ведёт под венец баронессу Эрнестину Дёрнберг, которой он увлёкся ещё будучи в браке

Важно отметить, что, как в первом, так и во втором супружестве он любил и был любим. Помимо двух законных браков, он пережил несколько бурных романов

Он никогда не мог устоять перед женской красотой, а еще больше – перед женской натурой, нежностью, заботой и преданностью, и всегда жалел только об одном – что не мог ответить той же взаимностью.

Стихи Тютчева о любви

Я помню время золотое…

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край:
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка в даль глядит,
Стояла ты, младая Фея,
На мшистый опершись гранит, —
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.

Слезы

O lacrimarum fons…
Gray

Люблю, друзья, ласкать очами
Иль пурпур искрометных вин,
Или плодов между листами
Благоухающий рубин.
Люблю смотреть, когда созданье
Как бы погружено в весне,
И мир заснул в благоуханье
И улыбается во сне!..
Люблю, когда лицо прекрасной
Весенний воздух пламенит,
То кудрей шелк взвевает сладострастный,
То в ямочки впивается ланит!
Но что все прелести пафосския царицы,
И гроздий сок, и запах роз
Перед тобой, святой источник слез,
Роса божественной денницы!..
Небесный луч играет в них
И, преломясь о капли огневые,
Рисует радуги живые
На тучах жизни громовых.
И только смертного зениц
Ты, ангел слез, дотронешься крылами —
Туман рассеется слезами,
И небо серафимских лиц
Вдруг разовьется пред очами.

В душном воздуха молчанье…

В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы…
Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…
Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!
Дева, дева, что волнует
Дымку персей молодых?
Что мутится, что тоскует
Влажный блеск очей твоих?..
Что, бледнея, замирает
Пламя девственных ланит?
Что так грудь твою спирает
И уста твои палит?..
Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы…
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы?..

Лето 1854

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство —
И как, прошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего?..
Гляжу тревожными глазами
На этот блеск, на этот свет…
Не издеваются ль над нами?
Откуда нам такой привет?..
Увы, не так ли молодая
Улыбка женских уст и глаз,
Не восхищая, не прельщая,
Под старость лишь смущает нас!..

К N.N.

Ты любишь, ты притворствовать умеешь —
Когда в толпе, украдкой от людей,
Моя нога касается твоей,
Ты мне ответ даешь и не краснеешь!
Все тот же вид рассеянный, бездушный,
Движенье персей, взор, улыбка та ж —
Меж тем твой муж, сей ненавистный страж,
Любуется твоей красой послушной.
Благодаря и людям и судьбе,
Ты тайным радостям узнала цену,
Узнала свет: он ставит нам в измену
Все радости… Измена льстит тебе.
Стыдливости румянец невозвратный,
Он улетел с твоих младых ланит —
Так с юных роз Авроры луч бежит
С их чистою душою ароматной.
Но так и быть! в палящий летний зной
Лестней для чувств, приманчивей для взгляда
Смотреть в тени, как в кисти винограда
Сверкает кровь сквозь зелени густой!

Проходя свой путь по своду…

Проходя свой путь по своду,
Солнце знает ли о том,
Что оно-то жизнь в природу
Льет в сиянье золотом,
Что лучом его рисует
Бог узоры на цветке,
Земледельцу плод дарует,
Мечет жемчуг по реке?
Вы, на все бросая <милый>
Взгляд ваш, знаете ль о том,
Что вся жизнь моя и силы
В вашем взоре огневом?

Все отнял у меня казнящий Бог…

Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил Он,
Чтоб я Ему еще молиться мог.

На Неве

И опять звезда играет
В легкой зыби невских волн,
И опять любовь вверяет
Ей таинственный свой челн…
И меж зыбью и звездою
Он скользит как бы во сне,
И два призрака с собою
Вдаль уносит по волне…
Дети ль это праздной лени
Тратят здесь досуг ночной?
Иль блаженные две тени
Покидают мир земной?
Ты, разлитая как море,
Дивно-пышная волна,
Приюти в своем просторе
Тайну скромного челна!

Весь день она лежала в забытьи…

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали —
Лил теплый летний дождь — его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала — увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!..»

Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось —
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

Биография

Поэзия

Фёдор Тютчев. Портрет работы С. Александровского (1876)

По мнению Ю. Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева — это продукт разложения объёмных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XVIII века (Державин, Ломоносов). Он называет форму Тютчева «фрагментом», который есть сжатая до краткого текста ода. «Благодаря этому композиционные структуры у Тютчева максимально напряжены и выглядят гиперкомпенсацией конструктивных усилий» (Ю. Н. Чумаков). Отсюда же «образный преизбыток», «перенасыщенность компонентов различных порядков», позволяющие проникновенно передавать трагическое ощущение космических противоречий бытия.

Один из первых серьёзных исследователей Тютчева Л. В. Пумпянский считает наиболее характерной чертой поэтики Тютчева т. н. «дублеты» — повторяющиеся из стихотворения в стихотворение образы, варьирующие схожие темы «с сохранением всех главных отличительных её особенностей»:

Это обусловливает тематическое и мотивное единство лирики Тютчева, составными частями которого выступают как раз тыняновские «фрагменты». Таким образом, по словам Романа Лейбова:

Весьма важным для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного процесса, нежелание видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрежение к результатам собственного творчества.

В лирике Тютчева часто звучат экзистенциальные мотивы, на что указывал автор «Писем о Тютчеве» известный учёный Борис Михайлович Козырев, утверждая, что Тютчеву идеи Кьеркегора более созвучны, чем идеи Шеллинга.

Периодизация

Согласно Юрию Лотману, составляющее немногим более 400 стихотворений творчество Тютчева при всём его внутреннем единстве можно разделить на три периода:

  • 1-й период — начальный, 1810-е — начало 1820-х годов, когда Тютчев создаёт свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века.
  • 2-й период — вторая половина 1820-х — 1840-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма и шиллеровского пантеизма.
  • 3-й период — 1850-е — начало 1870-х годов. Этот период отделён от предыдущего десятилетием 1840-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения (например, «Современное»), стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл». Журнал «Современник».

Любовная лирика

В любовной лирике Ф.И.Тютчев создаёт ряд стихотворений, которые принято объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый «денисьевским циклом», так как большинство принадлежащих к нему стихотворений посвящено Е. А. Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому циклу» стихотворения без привязки к биографии поэта. Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи — к Е. А. Денисьевой или жене Эрнестине. В тютчеведении не раз подчёркивалось сходство «Денисьевского цикла» с жанром лирического дневника (исповедальность) и мотивами романов Достоевского (болезненность чувства).

Любовь восемнадцатилетнего Тютчева к юной красавице Амалии Лерхенфельд (будущей баронессе Крюденер) отражена в его известном стихотворении «Я помню время золотое…» Тютчев был влюблён в «младую фею», которая не ответила ему взаимностью, но навестила поэта на склоне его лет. Именно ей посвящено его стихотворение «Я встретил вас, и всё былое», ставшее знаменитым романсом на музыку Л. Д. Малашкина.

Музеи

Памятник Тютчеву в музее-заповеднике «Овстуг»

Господский дом в музее-заповеднике «Овстуг»

Музей-усадьба поэта находится в подмосковном Муранове. Она досталась во владение потомкам поэта, которые и собрали там мемориальные экспонаты. Сам Тютчев, по всей видимости, в Муранове никогда не был. 27 июля 2006 года от удара молнии в музее вспыхнул пожар на площади в 500 м². В результате пожара усадебный дом серьёзно пострадал, но вскоре началась его реставрация, завершившаяся в 2009 году. Многие экспонаты также пострадали, но почти в полном объёме коллекции музея удалось спасти. С 2009 г. музей стал восстанавливать экспозицию, добавляя новые экспонаты по мере их реставрации. Полное восстановление экспозиции запланировано на 2014 год.

Родовое поместье Тютчевых находилось в селе Овстуг (ныне Жуковский район Брянской области). Центральное здание усадьбы, в связи с ветхим состоянием, в 1914 году было разобрано на кирпич, из которого волостным старшиной, депутатом Государственной Думы IV созыва Дмитрием Васильевичем Киселёвым было построено здание волостного правления (сохранилось; ныне — музей истории села Овстуг). Парк с прудом долгое время находились в запущенном состоянии. Восстановление усадьбы началось в 1957 году благодаря энтузиазму В. Д. Гамолина: под создаваемый музей Ф. И. Тютчева было передано сохранившееся здание сельской школы (1871), восстановлен парк, установлен бюст Ф. И. Тютчева, а в 1980-е годы по сохранившимся эскизам воссоздано здание усадьбы, в которое в 1986 году и переместилась экспозиция музея (включает несколько тысяч подлинных экспонатов). В прежнем здании музея (бывшей школе) находится картинная галерея. В 2003 году в Овстуге восстановлено здание Успенской церкви.

Родовое поместье в селе Знаменское на реке Кадка (ныне Угличский район Ярославской области). Сохранился дом, полуразрушенная церковь Знамения Божьей Матери (1784 года постройки) и необычайной красоты парк. Кирпичная двухпрестольная церковь с Никольским приделом построена на средства местного помещика Н. А. Тютчева — деда поэта. От неё к самому крыльцу барского дома ведёт тютчевская аллея из вековых сосен. Планировалась реконструкция усадьбы, однако на 2015 год никаких действий не предпринято.

Когда началась война с французами в 1812 году, Тютчевы собрались в эвакуацию. Семейство Тютчевых выехало в Ярославскую губернию, в село Знаменское. Там жила бабушка Фёдора Ивановича Тютчева со стороны его отца, Пелагея Денисовна Панютина. Она давно и тяжело болела; родные застали бабушку живой, но 3 декабря 1812 года она скончалась. В сгоревшую Москву Тютчевы решили не возвращаться, а ехать в своё имение в Овстуг. Из Знаменского с ними выехал и Раич, будущий наставник и друг Феденьки Тютчева.

Через полтора года после смерти бабушки начался раздел всего имущества. Он должен был происходить между тремя сыновьями. Но поскольку старший Дмитрий был отринут семейством за женитьбу без родительского благословения, в разделе могли участвовать двое: Николай Николаевич и Иван Николаевич. Однако Знаменское было неделимым имением, своеобразным тютчевским майоратом. Его нельзя было делить, менять или продавать. Братья в Знаменском давно не жили: Николай Николаевич находился в Санкт-Петербурге, Иван Николаевич — в Москве, к тому же у него уже было имение в Брянской губернии. Таким образом, Знаменское получил Николай Николаевич. В конце 1820-х годов Николай Николаевич умер. Иван Николаевич (отец поэта) стал опекуном детей брата. Все они осели в Москве и Петербурге за исключением Алексея, который жил в Знаменском. Вот от него и пошла так называемая «ярославская» ветка Тютчевых. Его сын, Александр Алексеевич Тютчев, то есть племянник Фёдора Ивановича, 20 лет был уездным предводителем дворянства. И он же — последний помещик Знаменского.

Краткая биография Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в имении Овстуг, Орловской губернии. Его отец, Иван Николаевич, и мать, Екатерина Львовна, кроме самого Федора имели еще двух детей.

Будущий поэт рос в интеллигентной семье, члены которой обладали высоким уровнем духовности.

Детство и юность

Федор Тютчев получил прекрасное домашнее образование. Его учителем был Семен Раич, который обучал ребенка стихосложению, а также помог ему выучить латинский язык.

Под руководством педагога Федор смог хорошо ознакомиться с древнеримской поэзией и биографиями ее авторов. Достигнув 12-летнего возраста, он без труда переводил произведения Горация.

Фёдор Тютчев в детстве

Интересен факт, что после Тютчева, Семен Раич был учителем у другого великого русского поэта – Михаила Лермонтова.

В юности Тютчев целыми днями читал стихи Жуковского (см. интересные факты о Жуковском) и Державина, восхищаясь их творчеством.

В 1812 г. семейство Тютчевых было вынуждено переехать в Ярославль, по причине начала Отечественной войны 1812 года.

В Ярославле они оставались до тех пор, пока русская армия окончательно не изгнала со своих земель французскую армию, возглавляемую Наполеоном Бонапартом.

По возвращению в Москву, Федор Тютчев продолжил заниматься самообразованием. Когда ему исполнилось 14 лет, он стал посещать лекции известного литературного критика Алексея Мерзлякова.

В 1819 г. юноша вошел в состав Общества любителей российской словесности. В скором времени было опубликовано первое стихотворение в биографии Тютчева – «Послание Горация к Меценату».

После этого молодому поэту удалось поступить в Московский университет на факультет словесности. Интересен факт, что он закончил его на 3 года раньше положенного срока.

В скором времени он отправляется в Санкт-Петербург.

Благодаря связям отца, поэта зачисляют в коллегию иностранных дел в качестве губернского секретаря. Позже Федор Тютчев становится внештатным атташе Российской дипломатической миссии.

В данный период биографии он работает в Мюнхене, где знакомится с Гейне и Шеллингом.

Личная жизнь, женщины, дети

Если охарактеризовать кратко, личная жизнь у Тютчева была крайне насыщенной, но редко благополучной. Его музами стали 5 женщин среди которых простушка, и красавицы большого света:

  • Екатерина Кругликова;
  • Амалия фон Лерхенфельд;
  • Элеонора Петерсон;
  • Эрнестина Дернберг;
  • Елена Денисьева.

Первая любовь — Екатерина Кругликова

Дворовая девушка Катерина Кругликова была первым юношеским увлечением, которое Федор Тютчев питал в университетские годы. К сожалению все было предначертано статусом Федора. Необдуманные отношения встретили резкое неодобрение со стороны родителей поэта, которые настояли на его переезде в Петербург, чтобы пресечь нежелательную связь. Саму Екатерину обеспечили приданым и выдали замуж. Кругликова — единственная дама сердца поэта, которой он не посвятил ни одного стихотворения.

Следующая любовь — Амалия фон Лерхенфельд

На заре своей дипломатической карьеры, проживая в Мюнхене, 18-летний Тютчев познакомился с Амалией Лерхенфельд. Девушка была незаконнорожденной дочерью прусского короля. Амалия была одной из первых красавиц тогдашней Германии, и юный поэт питал к ней большую любовь. Амалия стала вдохновительницей романтического и исполненного эстетического восторга стихотворения «Твой милый взор, невинной страсти полный…».

Через пару лет Федор Тютчев едва не стал из-за нее участником дуэли. Ему пришлось временно возвратиться в Россию, чтобы замять скандал. Амалии посвящено позднее знаменитое стихотворение поэта «Я встретил вас, и все былое», которое легло в основу романса.

Амалия Лерхенфельд стремилась сделать подходящую пару и не рассматривала бедного русского дворянина в качестве потенциального мужа. Отношения распались.

Первая жена Элеонора Петерсон и рождение дочерей Анны, Дарьи и Екатерины

Первая из двух законных супруг и новая любовь Тютчева — Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер — стала спутницей поэта сразу после возвращения в Германию. В 1826 г. Тютчев женился на Элеоноре, и это был счастливый для обоих брак. От Петерсон Федор Иванович имел троих детей: дочерей Анну, Дарью и Екатерину.

Через 12 лет семейного счастья Элеонора Тютчева умерла, оставив мужа Федора вдовцом. Горе поэта было так велико, что утверждают, будто он поседел за считанные часы, когда провел ночь, сидя у гроба супруги.

Вторая жена Эрнестина Дернберг и рождение детей Марии, Дмитрия, Ивана

Эрнестина фон Пфеффель, в замужестве — Дернберг, стала возлюбленной и утешительницей Тютчева в период тягостных переживаний. Связь началась, когда поэт был еще женат на Элеоноре. Та знала об интрижке мужа на стороне и требовала ее прекращения, однако любовников соединяла не только чувственная, но и духовная близость. Тютчев не смог разорвать отношения, несмотря на обещания.

Федор Иванович и Эрнестина заключили брак сразу после окончания официального траура. От второй жены у поэта тоже были дети: сыновья Дмитрий и Иван, а также дочь Мария.

Возлюбленная Елена Денисьева и рождение детей Елены, Николая и Федора

Елена Денисьева — воспитанница заведения, в котором получали образование дочери Тютчева, — стала последней женщиной поэта. С ней Федор Иванович создал вторую семью, не разводясь с женой Эрнестиной. Елене посвящены самые трагические и самые трогательные стихотворения, объединенные исследователями его творчества в «Денисьевский цикл». Рождение троих детей и постоянная травля в обществе подкосили здоровье Елены. Женщина умерла от чахотки на руках у Тютчева, не дожив и до 40 лет.

Сложная судьба не помешала Федору Тютчеву состояться в качестве поэта и публициста. В том числе, мыслителя и государственного деятеля, рассказ о котором занимает видное место в истории русской литературы и философии XIX в.

Любовная лирика в творчестве поэта

Анализируя творческую лирику Тютчева, выявляется четкое отражение художественного мироощущения. Его стихотворения проникнуты звучанием печальной трагедии и особым драматизмом. Эти болезненные изречения связаны с личными переживаниями великого поэта. Стихотворения, посвященные теме любви, были написаны с чувством переживания, особой вины и характерными страданиями Фёдора Ивановича, спровоцированными многочисленными испытаниями в жизни.

Самый известный сборник лирических произведений Тютчева, посвященный любовной тематике – «Денисьевский цикл». В эту книгу вошли самые откровенные и чувственные стихотворения автора, наполненные особым смыслом.

Фёдор Иванович, уже на склоне лет, испытал неповторимое чувство любви к прекрасной женщине, Елене Денисьевой. Их любовный роман имел длительный характер, почти четырнадцать лет, и, несмотря на многочисленные осуждения общества, Елена и Фёдор Иванович были неразлучны.

Влюбленную пару разлучила внезапная смерть Денисьевой, вызванная неизлечимой болезнью. Даже после ее ухода из жизни, поэт продолжал корить самого себя за все страдания любимой женщины, основанные людским судом. Пара не имела законных отношений, поэтому общество категорически отказывалось воспринимать ранимые чувства этих людей.

Злые наговоры и клевета, оставляли кровавые раны в душе Елены, ее мучения и боль четко отразились в памяти Фёдора Ивановича. Потеряв любимую женщину, он до конца своих дней корил самого себя за бессилие и страх, которые так и не позволили поэту защитить Елену от осуждений и людского гнева.

Свои глубокие переживания Фёдор Иванович перенес в лирику. Читая стихотворения Тютчева из знаменитого сборника «Денисьевский цикл», чувствуется оригинальная искренность, выстраданная глубокой мыслью автора. Он ярко передает свои эмоции в моменты неповторимого, но такого быстротечного счастья, испытываемого в период любовных отношений с Еленой.

Любовь, в творчестве Тютчева, представляется как необыкновенное, волнующее и неподконтрольное чувство, посланное с небес. Смутное душевное влечение, слово пропитанный топливом факел, внезапно возгорается в порыве страсти и нежности, в объятиях любимой.

Смерть Елены Денисьевой унесла с собой все самые смелые и радостные мечтания великого поэта. Он потерял не просто близкого человека, а самого себя. После ее ухода, жизненные ценности перестали вызывать интерес у Фёдора Ивановича. Всю свою нестерпимую боль, а также праздные чувства радости, испытываемые в моменты страстных встреч с любимой женщиной, основанные на воспоминаниях, он передал в своем любовном лирическом творчестве.

Биография Ф. И. Тютчева коротко, для школьников

Федор Иванович Тютчев — русский лирик, создатель более 400 произведений, поэт, переводчик и политик. Он был, есть и остается одним из самых значимых русских поэтов. Все его стихотворения полны лирического пейзажа и философского осмысления.

Наш герой родился в 1803 году. Его родители были из знатного богатого рода. Обучение будущий поэт получал дома. Раич Семён, прекрасный знаток античной поэзии, был его первым педагогом. Помимо основных предметов, такие как цифирное дело, лингвистика, география, Раич подучал юного лирика иностранным языкам. Именно он воспитал в маленьком мальчике чувства любви к поэзии. Перед своим наставником подросток прочитал свои ранние произведения.

Получив блестящее домашнее образование, молодой начинающий писатель поступает в Московский Университет на факультет изучения филологических наук. В 1822 году, окончив Высшее учебное заведение, юноша начинает свою профессиональную карьеру в Министерстве иностранных дел. Поначалу занимал должность секретаря, позднее его повысили. В этом же году уезжает в Германию дипломатом российской политической миссии. За границей поэт-сочинитель проживет больше двадцати лет.

За время пребывания в Германии стихотворец возьмет в жену графиню Элеонору Ботмер, впоследствии родившая ему трех дочерей. Приблизительно в тоже время начинает увлекаться немецким мировоззрением и мироощущением.

Карьера и начало творчества

В 1825 году лирического поэта после крупной ошибки разжаловали в низший чин, затем последовала должность второго секретаря в Мюнхене. В Германии автор написал более 10 стихотворений: «Весенняя гроза», «Зима не даром злится», «Не то, что мните вы, природа…» и другие.
Первые произведения поэта издались в напечатанном виде в 1826 году

Но тогда никто не обратил внимание на его творчество.
10 лет спустя Пушкину А. С

попадают стихотворения Федора Ивановича, написанные в Германии. Они ему настолько понравились, что он опубликовал их в своем журнале.
В 1844 году уже как известный писатель приезжает обратно в Россию. Практически сразу начинает посещать знаменитую группу Белинского, в которой уже состояли известные писатели, поэты и публицисты.
С 1848 года Федор Иванович работает на посту старшего цензора. В этот промежуток времени он мало уделял внимание прозе, зато регулярно появляется с политическими речами: «Россия и Революция», и «О цензуре в России». Произведения, написанные в это время подчинены государственным проблемам. Например, «Гус на костре», «Современное», «Ватиканская годовщина» в некотором смысле являются государственно-правовыми статьями в стихотворной форме.

Предлагаем Вашему вниманию очень интересное видео на нашу сегодняшнюю тему:

В 1854 году выходит в свет первое собрание произведений поэта. Он называется  «Стихотворения Ф. Тютчева. С. Петербург.» Спустя 14 лет, последует и второе издание, с добавленными новыми сочинениями. Они, в основном, были посвящены новой пассии Тютчева-Елене, в браке с которой появится сын Федор.

Личная жизнь

60-70 гг. были самыми тяжелыми в жизни лирика. Его возлюбленная муза Елена Денисьева умирает, затем уходит из жизни мать Федора Ивановича. Спустя некоторое время умирают брат Тютчева, его сын и дочь Мария. Череда смертей близких ему людей подкосила и здоровье Тютчева, и, конечно же, оставила отпечаток на его творчестве. Потрясенный трагическими событиями, он создает свои последние сочинения: «Когда дряхлеющие силы», «Славянам», «Весь день она лежала в забытье».

С начала 1873 года наш герой часто болеет. Первый удар случился зимой, в январе. Тогда его частично парализовало. Летом Федор Иванович умер. Ему было 69 лет. Тело покойного писателя перевезли в Петербург, где его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Самые широко известные его произведения, заучиваемые нами наизусть: «Зима не даром злится», «Весенняя гроза», «Умом Россию не понять», «О как убийственно мы любим», « Есть в осени первоначальной»,  «Я встретил вас — и всё былое» — стали народным достоянием нашей страны.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Легкие стихи тютчева

Содержание

Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева

Ф. Тютчев был преданным поклонником русской природы. Основная часть его творчества посвящена родному пейзажу. Стихотворение «Весенние воды» было написано Тютчевым еще в молодости (1830 г.), но оно сразу же стало очень популярным и прославило имя начинающего поэта. Оно было создано за границей. Несмотря на то, что Тютчев утверждал о значительном сходстве весны в Европе и России, это свидетельствует об огромной любви поэта к своей родине и удивительной способности по памяти описывать ее красоту.

Тютчев использует характерную для его творчества композицию из трех строф. В первой дается описание первых признаков приближающейся весны. Зима еще не отступила («белеет снег»), но в природе уже заметны значительные изменения. Они связаны с неуклонным таянием снега и выражаются в появлении первых ручьев, которые сопровождаются совершенно новыми торжествующими звуками («шумят», «гласят»). «Весенние воды» выводят природу из длительной спячки и символизируют возрождение жизненных сил.

Тютчев использует олицетворение в описании весенних ручьев. Они превращаются в одушевленные существа, которые «бегут» и «будят» весь необъятный мир. Во второй строфе этот прием усиливается благодаря введению прямой речи. Звуки ручьев сливаются в один ликующий призыв: «Весна идет!». Они выступают в роли главных глашатаев весны, призванных оповестить природу о скором чудесном преображении. Шествие весны можно сравнить с появлением волшебной королевы, гонцы которой повсюду распространяют радостное известие о ее приходе.

В третьей строфе появляется еще одна волшебная группа персонажей, являющихся спутниками весны, которые призваны поддержать и укрепить ее власть. «Хоровод… майских дней» следует за своей королевой. Ранняя весна еще ограничена остатками зимнего могущества: снегом, ночными заморозками, холодными ветрами. Только в мае зима окончательно уступит свои права, и природа расцветет во всем своем великолепии.

Благодаря большому количеству глаголов стихотворение очень динамично, точно передает ощущение стремительности талых вод. Эмоциональность подчеркнута рефреном «весна идет».

Стихотворение «Весенние воды» создает в душе радостное и светлое настроение. Первые ручьи символизируют расцвет не только природы, но и человеческих жизненных сил. Они связаны с творческим вдохновением и надеждами на счастливое будущее.

Анализ стихотворения «Близнецы» Тютчева

Зрелая лирика Федора Ивановича Тютчева включает в себя пласт размышлений о роковой силе любви.

Стихотворение написано в 1852 году. Его автору исполнилось 49 лет, несколько лет назад он вернулся в Россию из Германии, где служил по дипломатической части. В этот период семья испытывала материальные затруднения, впрочем, такое случалось нередко. Стихотворение, видимо, посвящено истории отношений с тайной возлюбленной поэта – Елене Александровне Денисьевой.

По жанру – философская лирика, по размеру – ямб с перекрестной и охватной рифмовкой, 4 строфы. Рифмы открытые, закрытые, мужские и женские. Лирический герой – сам автор. Стихотворение построено на противопоставлении и приеме параллелизма. В первом четверостишии поэт указывает на пару «божеств»: Смерть и Сон. Оба слова – с прописной буквы, как имена разумных существ. «Для земнородных»: люди. Эта строфа, как и следующая, завершена многоточием. Сравнение: как брат с сестрой. Эпитеты: угрюмей, кротче. Сон – маленькая смерть. «Четы»: пары. Оксюморон: обаянья ужасней. Автор медлит с обозначением новой пары близнецов. Он называет ее только в заключительной строке стихотворения. Метафора: кипит и стынет кровь. «Искушений»: соблазнов. Наконец, звучат и эти роковые слова: Самоубийство и Любовь. Двойственность положения, необходимость скрывать отношения, осуждение общества, тем более, вполне заслуженное, ответственность за две семьи – вот причины мучительных размышлений поэта. В такой ситуации он склонен сближать эти понятия. Ф. Тютчев дает понять, что сильная страсть может привести к непредсказуемым последствиям. Лексика, как обычно у Ф. Тютчева, возвышенная. Множество эпитетов: дивно, прекрасней, неразрешимой. Инверсия: союз кровный, не случайный, обворожают они. Первая половина произведения обходится без глаголов. Ближе к финалу появляется местоимение «мы», которым поэт хочет усилить эффект сопричастности множества людей к зловещей паре близнецов (он называет их четой, что может подразумевать союз супружеский, а это, в свою очередь, звучит почти скандально). Интересно, что он разделяет понятия самоубийства и просто смерти. Анафора во 2 строфе, метафоричность образов и символов. Таким образом, поэт описывает 4 понятия, довлеющих, как он считал, над жизнью каждого человека.

Произведение «Близнецы» Ф. Тютчева – классика отечественной философской лирики середины XIX века.

Кратко о фактах биографии поэта

Будущий государственный деятель появился на свет 23 ноября (5 декабря) 1803 года в родовом имении Овстуг, которое находилось в Орловской губернии. Событие это произошло в семье Ивана Николаевича Тютчева, надворного советника и его супруги Екатерины Львовны Толстой. Помимо Фёдора в семье родилось еще двое детей – сын Николай и дочь Дарья.
Интересно отметить, что Тютчевы принадлежали к древнему дворянскому роду. Так, ещё в Никоновской летописи упоминался Захар Тутчев, которому Дмитрий Донской приказал втереться в доверие к хану Мамаю и раздобыть сведения, весьма ценные в свете предстоящей Куликовской битвы. Другой знаменитый предок русского поэта – Борис Тютчев. В период царствования Ивана Великого он участвовал в жестоком усмирении псковских мятежников.
Однако существовали и иные семейные предания. Согласно им род Тютчевых имел и другие корни, а вот какие – французские или итальянские – точно не установлено. Возможно, восторженные слова поэта о Ницце – это не просто зарифмованные эмоции и настроения автора, а самый настоящий «зов крови».

Маленький Фёдор рос настоящим баловнем судьбы. Он получил прекрасное домашнее образование. Его уникальным способностям не переставали удивляться и восхищаться. И на самом деле это не было преувеличением. Когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, Общество любителей русской словесности приняло его в свои ряды. Притом, не просто так, а за конкретные заслуги – прекрасный стихотворный перевод писем Горация. Но это ещё не всё. Ровно через год, в 15 лет он поступил в Московский университет, и в 18 закончил его со степенью кандидата. Направление неизменно – словесность.
В дальнейшем направление его деятельности кардинально изменилось. Сразу после получения аттестата об окончании университета Тютчеву предложили должность внештатного атташе Российской дипломатической миссии в Мюнхене. Он с радостью согласился.
В 1839 году Тютчев был отозван с занимаемой должности. Что явилось причиной – неизвестно. В 1844 году он возвратился на Родину. Неожиданно для всех опальный Тютчев получил новую должность – главного цензора при Министерстве иностранных дел Российской империи, и чин статского.
Новое место – новые свершения. Тютчева привлекли к работе по формированию позитивного облика России на Западе. Необходимо отметить, что с этой задачей он справлялся весьма успешно. В Европе выходит ряд его статей на французском языке, посвященных взаимоотношениям России и всего западного мира. Европейская пытливость во многом была удовлетворена благодаря таланту Тютчева: неизвестная и неисследованная Россия стала, пусть немного, но понятной и понятой.
Однако, вот парадокс: все, кто когда-либо, сталкивались с ним, говорили одно – «почти иностранец».

Они не утрировали и не приукрашивали. Он более двадцати лет прожил в Европе, свободно говорил на французском, более того – чаще, чем на родном языке, и всё в нём, начиная от внешности и кончая манерами, говорило о принадлежности к нерусской культуре. Вместе с тем, русская литература, сознание и вся культура немыслимы без Тютчева.
В биографии Тютчева интересных фактов из жизни известно немало. К примеру, в качестве главного цензора он наложил запрет на перевод и дальнейшее распространение в России «Манифеста коммунистической партии» Карла Маркса. Свое решение он объяснил кратко, но ёмко и прямо: те, кто хотят ознакомиться с документом, изыщут возможности и прочтут его на немецком, для остальных же – сплошное «баловство».
О фривольности и неподражаемом остроумии Тютчева ходили легенды. К примеру, о любовных интрижках Николая I было известно многим, но только Фёдор Иванович осмелился назвать их «васильковыми чудачествами». В то время выходка опасная, которая могла закончиться ссылкой, но нежданно-негаданно она сошла ему с рук: император оценил шутку.
Главной слабостью Тютчева были женщины. Графиня Элеонора Петерсон стала первой женой поэта. Однако после продолжительной болезни она умерла, и через два года Тютчев ведёт под венец баронессу Эрнестину Дёрнберг, которой он увлёкся ещё будучи в браке

Важно отметить, что, как в первом, так и во втором супружестве он любил и был любим. Помимо двух законных браков, он пережил несколько бурных романов

Он никогда не мог устоять перед женской красотой, а еще больше – перед женской натурой, нежностью, заботой и преданностью, и всегда жалел только об одном – что не мог ответить той же взаимностью.

Стихи Тютчева о любви

Я помню время золотое…

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край:
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка в даль глядит,
Стояла ты, младая Фея,
На мшистый опершись гранит, —
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.

Слезы

O lacrimarum fons…
Gray

Люблю, друзья, ласкать очами
Иль пурпур искрометных вин,
Или плодов между листами
Благоухающий рубин.
Люблю смотреть, когда созданье
Как бы погружено в весне,
И мир заснул в благоуханье
И улыбается во сне!..
Люблю, когда лицо прекрасной
Весенний воздух пламенит,
То кудрей шелк взвевает сладострастный,
То в ямочки впивается ланит!
Но что все прелести пафосския царицы,
И гроздий сок, и запах роз
Перед тобой, святой источник слез,
Роса божественной денницы!..
Небесный луч играет в них
И, преломясь о капли огневые,
Рисует радуги живые
На тучах жизни громовых.
И только смертного зениц
Ты, ангел слез, дотронешься крылами —
Туман рассеется слезами,
И небо серафимских лиц
Вдруг разовьется пред очами.

В душном воздуха молчанье…

В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы…
Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…
Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!
Дева, дева, что волнует
Дымку персей молодых?
Что мутится, что тоскует
Влажный блеск очей твоих?..
Что, бледнея, замирает
Пламя девственных ланит?
Что так грудь твою спирает
И уста твои палит?..
Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы…
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы?..

Лето 1854

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство —
И как, прошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего?..
Гляжу тревожными глазами
На этот блеск, на этот свет…
Не издеваются ль над нами?
Откуда нам такой привет?..
Увы, не так ли молодая
Улыбка женских уст и глаз,
Не восхищая, не прельщая,
Под старость лишь смущает нас!..

К N.N.

Ты любишь, ты притворствовать умеешь —
Когда в толпе, украдкой от людей,
Моя нога касается твоей,
Ты мне ответ даешь и не краснеешь!
Все тот же вид рассеянный, бездушный,
Движенье персей, взор, улыбка та ж —
Меж тем твой муж, сей ненавистный страж,
Любуется твоей красой послушной.
Благодаря и людям и судьбе,
Ты тайным радостям узнала цену,
Узнала свет: он ставит нам в измену
Все радости… Измена льстит тебе.
Стыдливости румянец невозвратный,
Он улетел с твоих младых ланит —
Так с юных роз Авроры луч бежит
С их чистою душою ароматной.
Но так и быть! в палящий летний зной
Лестней для чувств, приманчивей для взгляда
Смотреть в тени, как в кисти винограда
Сверкает кровь сквозь зелени густой!

Проходя свой путь по своду…

Проходя свой путь по своду,
Солнце знает ли о том,
Что оно-то жизнь в природу
Льет в сиянье золотом,
Что лучом его рисует
Бог узоры на цветке,
Земледельцу плод дарует,
Мечет жемчуг по реке?
Вы, на все бросая <милый>
Взгляд ваш, знаете ль о том,
Что вся жизнь моя и силы
В вашем взоре огневом?

Все отнял у меня казнящий Бог…

Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил Он,
Чтоб я Ему еще молиться мог.

На Неве

И опять звезда играет
В легкой зыби невских волн,
И опять любовь вверяет
Ей таинственный свой челн…
И меж зыбью и звездою
Он скользит как бы во сне,
И два призрака с собою
Вдаль уносит по волне…
Дети ль это праздной лени
Тратят здесь досуг ночной?
Иль блаженные две тени
Покидают мир земной?
Ты, разлитая как море,
Дивно-пышная волна,
Приюти в своем просторе
Тайну скромного челна!

Весь день она лежала в забытьи…

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали —
Лил теплый летний дождь — его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала — увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!..»

Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось —
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…

Биография

Поэзия

Фёдор Тютчев. Портрет работы С. Александровского (1876)

По мнению Ю. Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева — это продукт разложения объёмных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XVIII века (Державин, Ломоносов). Он называет форму Тютчева «фрагментом», который есть сжатая до краткого текста ода. «Благодаря этому композиционные структуры у Тютчева максимально напряжены и выглядят гиперкомпенсацией конструктивных усилий» (Ю. Н. Чумаков). Отсюда же «образный преизбыток», «перенасыщенность компонентов различных порядков», позволяющие проникновенно передавать трагическое ощущение космических противоречий бытия.

Один из первых серьёзных исследователей Тютчева Л. В. Пумпянский считает наиболее характерной чертой поэтики Тютчева т. н. «дублеты» — повторяющиеся из стихотворения в стихотворение образы, варьирующие схожие темы «с сохранением всех главных отличительных её особенностей»:

Это обусловливает тематическое и мотивное единство лирики Тютчева, составными частями которого выступают как раз тыняновские «фрагменты». Таким образом, по словам Романа Лейбова:

Весьма важным для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного процесса, нежелание видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрежение к результатам собственного творчества.

В лирике Тютчева часто звучат экзистенциальные мотивы, на что указывал автор «Писем о Тютчеве» известный учёный Борис Михайлович Козырев, утверждая, что Тютчеву идеи Кьеркегора более созвучны, чем идеи Шеллинга.

Периодизация

Согласно Юрию Лотману, составляющее немногим более 400 стихотворений творчество Тютчева при всём его внутреннем единстве можно разделить на три периода:

  • 1-й период — начальный, 1810-е — начало 1820-х годов, когда Тютчев создаёт свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века.
  • 2-й период — вторая половина 1820-х — 1840-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма и шиллеровского пантеизма.
  • 3-й период — 1850-е — начало 1870-х годов. Этот период отделён от предыдущего десятилетием 1840-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения (например, «Современное»), стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл». Журнал «Современник».

Любовная лирика

В любовной лирике Ф.И.Тютчев создаёт ряд стихотворений, которые принято объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый «денисьевским циклом», так как большинство принадлежащих к нему стихотворений посвящено Е. А. Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому циклу» стихотворения без привязки к биографии поэта. Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи — к Е. А. Денисьевой или жене Эрнестине. В тютчеведении не раз подчёркивалось сходство «Денисьевского цикла» с жанром лирического дневника (исповедальность) и мотивами романов Достоевского (болезненность чувства).

Любовь восемнадцатилетнего Тютчева к юной красавице Амалии Лерхенфельд (будущей баронессе Крюденер) отражена в его известном стихотворении «Я помню время золотое…» Тютчев был влюблён в «младую фею», которая не ответила ему взаимностью, но навестила поэта на склоне его лет. Именно ей посвящено его стихотворение «Я встретил вас, и всё былое», ставшее знаменитым романсом на музыку Л. Д. Малашкина.

Музеи

Памятник Тютчеву в музее-заповеднике «Овстуг»

Господский дом в музее-заповеднике «Овстуг»

Музей-усадьба поэта находится в подмосковном Муранове. Она досталась во владение потомкам поэта, которые и собрали там мемориальные экспонаты. Сам Тютчев, по всей видимости, в Муранове никогда не был. 27 июля 2006 года от удара молнии в музее вспыхнул пожар на площади в 500 м². В результате пожара усадебный дом серьёзно пострадал, но вскоре началась его реставрация, завершившаяся в 2009 году. Многие экспонаты также пострадали, но почти в полном объёме коллекции музея удалось спасти. С 2009 г. музей стал восстанавливать экспозицию, добавляя новые экспонаты по мере их реставрации. Полное восстановление экспозиции запланировано на 2014 год.

Родовое поместье Тютчевых находилось в селе Овстуг (ныне Жуковский район Брянской области). Центральное здание усадьбы, в связи с ветхим состоянием, в 1914 году было разобрано на кирпич, из которого волостным старшиной, депутатом Государственной Думы IV созыва Дмитрием Васильевичем Киселёвым было построено здание волостного правления (сохранилось; ныне — музей истории села Овстуг). Парк с прудом долгое время находились в запущенном состоянии. Восстановление усадьбы началось в 1957 году благодаря энтузиазму В. Д. Гамолина: под создаваемый музей Ф. И. Тютчева было передано сохранившееся здание сельской школы (1871), восстановлен парк, установлен бюст Ф. И. Тютчева, а в 1980-е годы по сохранившимся эскизам воссоздано здание усадьбы, в которое в 1986 году и переместилась экспозиция музея (включает несколько тысяч подлинных экспонатов). В прежнем здании музея (бывшей школе) находится картинная галерея. В 2003 году в Овстуге восстановлено здание Успенской церкви.

Родовое поместье в селе Знаменское на реке Кадка (ныне Угличский район Ярославской области). Сохранился дом, полуразрушенная церковь Знамения Божьей Матери (1784 года постройки) и необычайной красоты парк. Кирпичная двухпрестольная церковь с Никольским приделом построена на средства местного помещика Н. А. Тютчева — деда поэта. От неё к самому крыльцу барского дома ведёт тютчевская аллея из вековых сосен. Планировалась реконструкция усадьбы, однако на 2015 год никаких действий не предпринято.

Когда началась война с французами в 1812 году, Тютчевы собрались в эвакуацию. Семейство Тютчевых выехало в Ярославскую губернию, в село Знаменское. Там жила бабушка Фёдора Ивановича Тютчева со стороны его отца, Пелагея Денисовна Панютина. Она давно и тяжело болела; родные застали бабушку живой, но 3 декабря 1812 года она скончалась. В сгоревшую Москву Тютчевы решили не возвращаться, а ехать в своё имение в Овстуг. Из Знаменского с ними выехал и Раич, будущий наставник и друг Феденьки Тютчева.

Через полтора года после смерти бабушки начался раздел всего имущества. Он должен был происходить между тремя сыновьями. Но поскольку старший Дмитрий был отринут семейством за женитьбу без родительского благословения, в разделе могли участвовать двое: Николай Николаевич и Иван Николаевич. Однако Знаменское было неделимым имением, своеобразным тютчевским майоратом. Его нельзя было делить, менять или продавать. Братья в Знаменском давно не жили: Николай Николаевич находился в Санкт-Петербурге, Иван Николаевич — в Москве, к тому же у него уже было имение в Брянской губернии. Таким образом, Знаменское получил Николай Николаевич. В конце 1820-х годов Николай Николаевич умер. Иван Николаевич (отец поэта) стал опекуном детей брата. Все они осели в Москве и Петербурге за исключением Алексея, который жил в Знаменском. Вот от него и пошла так называемая «ярославская» ветка Тютчевых. Его сын, Александр Алексеевич Тютчев, то есть племянник Фёдора Ивановича, 20 лет был уездным предводителем дворянства. И он же — последний помещик Знаменского.

Краткая биография Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в имении Овстуг, Орловской губернии. Его отец, Иван Николаевич, и мать, Екатерина Львовна, кроме самого Федора имели еще двух детей.

Будущий поэт рос в интеллигентной семье, члены которой обладали высоким уровнем духовности.

Детство и юность

Федор Тютчев получил прекрасное домашнее образование. Его учителем был Семен Раич, который обучал ребенка стихосложению, а также помог ему выучить латинский язык.

Под руководством педагога Федор смог хорошо ознакомиться с древнеримской поэзией и биографиями ее авторов. Достигнув 12-летнего возраста, он без труда переводил произведения Горация.

Фёдор Тютчев в детстве

Интересен факт, что после Тютчева, Семен Раич был учителем у другого великого русского поэта – Михаила Лермонтова.

В юности Тютчев целыми днями читал стихи Жуковского (см. интересные факты о Жуковском) и Державина, восхищаясь их творчеством.

В 1812 г. семейство Тютчевых было вынуждено переехать в Ярославль, по причине начала Отечественной войны 1812 года.

В Ярославле они оставались до тех пор, пока русская армия окончательно не изгнала со своих земель французскую армию, возглавляемую Наполеоном Бонапартом.

По возвращению в Москву, Федор Тютчев продолжил заниматься самообразованием. Когда ему исполнилось 14 лет, он стал посещать лекции известного литературного критика Алексея Мерзлякова.

В 1819 г. юноша вошел в состав Общества любителей российской словесности. В скором времени было опубликовано первое стихотворение в биографии Тютчева – «Послание Горация к Меценату».

После этого молодому поэту удалось поступить в Московский университет на факультет словесности. Интересен факт, что он закончил его на 3 года раньше положенного срока.

В скором времени он отправляется в Санкт-Петербург.

Благодаря связям отца, поэта зачисляют в коллегию иностранных дел в качестве губернского секретаря. Позже Федор Тютчев становится внештатным атташе Российской дипломатической миссии.

В данный период биографии он работает в Мюнхене, где знакомится с Гейне и Шеллингом.

Личная жизнь, женщины, дети

Если охарактеризовать кратко, личная жизнь у Тютчева была крайне насыщенной, но редко благополучной. Его музами стали 5 женщин среди которых простушка, и красавицы большого света:

  • Екатерина Кругликова;
  • Амалия фон Лерхенфельд;
  • Элеонора Петерсон;
  • Эрнестина Дернберг;
  • Елена Денисьева.

Первая любовь — Екатерина Кругликова

Дворовая девушка Катерина Кругликова была первым юношеским увлечением, которое Федор Тютчев питал в университетские годы. К сожалению все было предначертано статусом Федора. Необдуманные отношения встретили резкое неодобрение со стороны родителей поэта, которые настояли на его переезде в Петербург, чтобы пресечь нежелательную связь. Саму Екатерину обеспечили приданым и выдали замуж. Кругликова — единственная дама сердца поэта, которой он не посвятил ни одного стихотворения.

Следующая любовь — Амалия фон Лерхенфельд

На заре своей дипломатической карьеры, проживая в Мюнхене, 18-летний Тютчев познакомился с Амалией Лерхенфельд. Девушка была незаконнорожденной дочерью прусского короля. Амалия была одной из первых красавиц тогдашней Германии, и юный поэт питал к ней большую любовь. Амалия стала вдохновительницей романтического и исполненного эстетического восторга стихотворения «Твой милый взор, невинной страсти полный…».

Через пару лет Федор Тютчев едва не стал из-за нее участником дуэли. Ему пришлось временно возвратиться в Россию, чтобы замять скандал. Амалии посвящено позднее знаменитое стихотворение поэта «Я встретил вас, и все былое», которое легло в основу романса.

Амалия Лерхенфельд стремилась сделать подходящую пару и не рассматривала бедного русского дворянина в качестве потенциального мужа. Отношения распались.

Первая жена Элеонора Петерсон и рождение дочерей Анны, Дарьи и Екатерины

Первая из двух законных супруг и новая любовь Тютчева — Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер — стала спутницей поэта сразу после возвращения в Германию. В 1826 г. Тютчев женился на Элеоноре, и это был счастливый для обоих брак. От Петерсон Федор Иванович имел троих детей: дочерей Анну, Дарью и Екатерину.

Через 12 лет семейного счастья Элеонора Тютчева умерла, оставив мужа Федора вдовцом. Горе поэта было так велико, что утверждают, будто он поседел за считанные часы, когда провел ночь, сидя у гроба супруги.

Вторая жена Эрнестина Дернберг и рождение детей Марии, Дмитрия, Ивана

Эрнестина фон Пфеффель, в замужестве — Дернберг, стала возлюбленной и утешительницей Тютчева в период тягостных переживаний. Связь началась, когда поэт был еще женат на Элеоноре. Та знала об интрижке мужа на стороне и требовала ее прекращения, однако любовников соединяла не только чувственная, но и духовная близость. Тютчев не смог разорвать отношения, несмотря на обещания.

Федор Иванович и Эрнестина заключили брак сразу после окончания официального траура. От второй жены у поэта тоже были дети: сыновья Дмитрий и Иван, а также дочь Мария.

Возлюбленная Елена Денисьева и рождение детей Елены, Николая и Федора

Елена Денисьева — воспитанница заведения, в котором получали образование дочери Тютчева, — стала последней женщиной поэта. С ней Федор Иванович создал вторую семью, не разводясь с женой Эрнестиной. Елене посвящены самые трагические и самые трогательные стихотворения, объединенные исследователями его творчества в «Денисьевский цикл». Рождение троих детей и постоянная травля в обществе подкосили здоровье Елены. Женщина умерла от чахотки на руках у Тютчева, не дожив и до 40 лет.

Сложная судьба не помешала Федору Тютчеву состояться в качестве поэта и публициста. В том числе, мыслителя и государственного деятеля, рассказ о котором занимает видное место в истории русской литературы и философии XIX в.

Любовная лирика в творчестве поэта

Анализируя творческую лирику Тютчева, выявляется четкое отражение художественного мироощущения. Его стихотворения проникнуты звучанием печальной трагедии и особым драматизмом. Эти болезненные изречения связаны с личными переживаниями великого поэта. Стихотворения, посвященные теме любви, были написаны с чувством переживания, особой вины и характерными страданиями Фёдора Ивановича, спровоцированными многочисленными испытаниями в жизни.

Самый известный сборник лирических произведений Тютчева, посвященный любовной тематике – «Денисьевский цикл». В эту книгу вошли самые откровенные и чувственные стихотворения автора, наполненные особым смыслом.

Фёдор Иванович, уже на склоне лет, испытал неповторимое чувство любви к прекрасной женщине, Елене Денисьевой. Их любовный роман имел длительный характер, почти четырнадцать лет, и, несмотря на многочисленные осуждения общества, Елена и Фёдор Иванович были неразлучны.

Влюбленную пару разлучила внезапная смерть Денисьевой, вызванная неизлечимой болезнью. Даже после ее ухода из жизни, поэт продолжал корить самого себя за все страдания любимой женщины, основанные людским судом. Пара не имела законных отношений, поэтому общество категорически отказывалось воспринимать ранимые чувства этих людей.

Злые наговоры и клевета, оставляли кровавые раны в душе Елены, ее мучения и боль четко отразились в памяти Фёдора Ивановича. Потеряв любимую женщину, он до конца своих дней корил самого себя за бессилие и страх, которые так и не позволили поэту защитить Елену от осуждений и людского гнева.

Свои глубокие переживания Фёдор Иванович перенес в лирику. Читая стихотворения Тютчева из знаменитого сборника «Денисьевский цикл», чувствуется оригинальная искренность, выстраданная глубокой мыслью автора. Он ярко передает свои эмоции в моменты неповторимого, но такого быстротечного счастья, испытываемого в период любовных отношений с Еленой.

Любовь, в творчестве Тютчева, представляется как необыкновенное, волнующее и неподконтрольное чувство, посланное с небес. Смутное душевное влечение, слово пропитанный топливом факел, внезапно возгорается в порыве страсти и нежности, в объятиях любимой.

Смерть Елены Денисьевой унесла с собой все самые смелые и радостные мечтания великого поэта. Он потерял не просто близкого человека, а самого себя. После ее ухода, жизненные ценности перестали вызывать интерес у Фёдора Ивановича. Всю свою нестерпимую боль, а также праздные чувства радости, испытываемые в моменты страстных встреч с любимой женщиной, основанные на воспоминаниях, он передал в своем любовном лирическом творчестве.

Биография Ф. И. Тютчева коротко, для школьников

Федор Иванович Тютчев — русский лирик, создатель более 400 произведений, поэт, переводчик и политик. Он был, есть и остается одним из самых значимых русских поэтов. Все его стихотворения полны лирического пейзажа и философского осмысления.

Наш герой родился в 1803 году. Его родители были из знатного богатого рода. Обучение будущий поэт получал дома. Раич Семён, прекрасный знаток античной поэзии, был его первым педагогом. Помимо основных предметов, такие как цифирное дело, лингвистика, география, Раич подучал юного лирика иностранным языкам. Именно он воспитал в маленьком мальчике чувства любви к поэзии. Перед своим наставником подросток прочитал свои ранние произведения.

Получив блестящее домашнее образование, молодой начинающий писатель поступает в Московский Университет на факультет изучения филологических наук. В 1822 году, окончив Высшее учебное заведение, юноша начинает свою профессиональную карьеру в Министерстве иностранных дел. Поначалу занимал должность секретаря, позднее его повысили. В этом же году уезжает в Германию дипломатом российской политической миссии. За границей поэт-сочинитель проживет больше двадцати лет.

За время пребывания в Германии стихотворец возьмет в жену графиню Элеонору Ботмер, впоследствии родившая ему трех дочерей. Приблизительно в тоже время начинает увлекаться немецким мировоззрением и мироощущением.

Карьера и начало творчества

В 1825 году лирического поэта после крупной ошибки разжаловали в низший чин, затем последовала должность второго секретаря в Мюнхене. В Германии автор написал более 10 стихотворений: «Весенняя гроза», «Зима не даром злится», «Не то, что мните вы, природа…» и другие.
Первые произведения поэта издались в напечатанном виде в 1826 году

Но тогда никто не обратил внимание на его творчество.
10 лет спустя Пушкину А. С

попадают стихотворения Федора Ивановича, написанные в Германии. Они ему настолько понравились, что он опубликовал их в своем журнале.
В 1844 году уже как известный писатель приезжает обратно в Россию. Практически сразу начинает посещать знаменитую группу Белинского, в которой уже состояли известные писатели, поэты и публицисты.
С 1848 года Федор Иванович работает на посту старшего цензора. В этот промежуток времени он мало уделял внимание прозе, зато регулярно появляется с политическими речами: «Россия и Революция», и «О цензуре в России». Произведения, написанные в это время подчинены государственным проблемам. Например, «Гус на костре», «Современное», «Ватиканская годовщина» в некотором смысле являются государственно-правовыми статьями в стихотворной форме.

Предлагаем Вашему вниманию очень интересное видео на нашу сегодняшнюю тему:

В 1854 году выходит в свет первое собрание произведений поэта. Он называется  «Стихотворения Ф. Тютчева. С. Петербург.» Спустя 14 лет, последует и второе издание, с добавленными новыми сочинениями. Они, в основном, были посвящены новой пассии Тютчева-Елене, в браке с которой появится сын Федор.

Личная жизнь

60-70 гг. были самыми тяжелыми в жизни лирика. Его возлюбленная муза Елена Денисьева умирает, затем уходит из жизни мать Федора Ивановича. Спустя некоторое время умирают брат Тютчева, его сын и дочь Мария. Череда смертей близких ему людей подкосила и здоровье Тютчева, и, конечно же, оставила отпечаток на его творчестве. Потрясенный трагическими событиями, он создает свои последние сочинения: «Когда дряхлеющие силы», «Славянам», «Весь день она лежала в забытье».

С начала 1873 года наш герой часто болеет. Первый удар случился зимой, в январе. Тогда его частично парализовало. Летом Федор Иванович умер. Ему было 69 лет. Тело покойного писателя перевезли в Петербург, где его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Самые широко известные его произведения, заучиваемые нами наизусть: «Зима не даром злится», «Весенняя гроза», «Умом Россию не понять», «О как убийственно мы любим», « Есть в осени первоначальной»,  «Я встретил вас — и всё былое» — стали народным достоянием нашей страны.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий