Подробная биография пушкина, творчество пушкина по периодам

Бунт маленького человека в поэме “Медный всадник”

Тема маленького человека поднималась в литературе различными авторами неоднократно. Великие писатели размышляли на эту тему. А. С. Пушкин рассматривает в своем произведении «Медный всадник» бунт маленького человека, а не просто его мысли. Этот бунт сопоставлен с бунтом природы – наводнением.

Человек и государство

Каждый человек – член общества. Он живет своей жизнью, имеет стремления, которые присущи каждому – иметь кров над головой, хлеб на столе, быть счастливым и делать счастливыми любимых людей. Каждый работает на той или иной работе. Так и Евгений – герой поэмы. Где-то работает, носит какую-то фамилию. Пушкину даже не интересно, кем именно – это еще раз доказывает, что Евгений – «маленький человек». Но из каждого такого маленького человека и складывается государство, его непрерывная работа, его нормальное функционирование. Поэтому роль маленького человека в обществе все-таки нельзя назвать ничтожной. Каждый делает свое дело и может рассчитывать на нормальные условия для жизни.

Евгений – собирательный образ жителей Петербурга. Он думает о насущных делах, его не волнуют «вечные темы», «государственные вопросы». Он хочет обеспечить себе нормальную жизнь, жениться, быть счастливым. Масштаб его мыслей ограничен собственным существованием. Поэтому он и называется «маленьким человеком». Он не умеет мыслить в масштабах государства, но ему это и не нужно. За государство должны думать правители. Но нельзя им забывать и о маленьком человеке.

Правители и маленький человек

Медный всадник стоит и смотрит величественно, свысока на город и государство, на миллионы таких маленьких людей. Правитель мыслит в масштабах страны, он не может думать о каждом таком маленьком человеке. Но кто же тогда позаботится об этом маленьком человеке? Ему приходится выживать в странных и иногда страшных условиях. Когда маленькие люди устают от такой жизни – они пытаются способ достучаться до правительства. Одним из таких способов и является бунт. Маленькие люди собираются вместе по всей стране и говорят государю о том, как сложно им живется. А если царь не слышит их, то им приходится идти на крайние меры. Но когда стихия выходит на тропу бунта не в силах ей противостоять никто – ни обычные люди, ни цари.

Бунт маленького человека и бунт стихии

В «Медном всаднике» бунт человека сопоставляется с бунтом стихии. Ее усмирили, заковали в гранитные оковы, Нева течет в них долгие годы, смирившись с судьбой. Но в один прекрасный момент она начинает «метаться, как больной», а потом и вовсе выходит из берегов, бунтуя против сложившейся системы. Так и множество маленьких людей, объединившись, могут стать стихией, неся в государство настоящий бунт. Пушкин во многом описал историю страны, описывая в «Медном всаднике» бунт Невы и размышления Евгения.

«К Чаадаеву»

«К Чаадаеву» (1818) написано в форме обращения к другу. Композиция трехчастная: первая часть — воспоминание о «юных забавах» и обманутых александровской действительностью надеждах, во второй говорится о стремлении героя к «вольности светлой», в третьей в перспективе возникают образы тех, чьи имена войдут в историю освободительной борьбы России. Основная мысль стихотворения — призыв к современникам посвятить Отчизне «души прекрасные порывы». Стихотворение призывало к подвигу, который воспринимался как революционное действие. Социально-публицистическое, гражданское сочетается в стихотворении с интимно-лирическим, Пушкин использует слова высокого стиля, общественно-политические термины, употребляемые в речи дворянских революционеров, для синтаксиса характерны стройность, простота, энергичность в изложении мыслей.

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии в стихах Пушкина является довольно устойчивой и активно разрабатывалась. Пушкин один из первых в русской литературе XIX в. поднял тему о роли поэта и поэзии в общественной жизни, его влиянии на общество и специфике его взаимоотношений с обществом. Тема поэта и поэзии разрабатывается в следующих стихотворениях поэта:

✓      «Пророк» (1826), имеющее следующие особенности:

•        отражает общественную ситуацию в указанный период и собственное мироощущение автора;

•        имеет мотивы декабристской поэзии;

•        проводит мысль о роли поэта и поэзии в обществе через использование библейской образности (образ пророка);

•        включает в себя тонкое соединение высокого драматизма, выражающегося через использование монологов и напряженности высказываний, с пушкинским лиризмом, который передается в смене переживаний поэта, философской широте мысли и иносказании;

✓      «Поэт» (1827), которое:

•        перекликается с «Пророком»;

•        предваряет произведения о творце и обществе, созданные в 20-30-е гг. XIX в.;

•        описывает будни и труд поэта, раскрывая реалии его жизни, имея в виду не только себя самого, но и поэта вообще;

•        указывает на высокое назначение поэта, на возвышенность его духа и натуры;

•        носит характер реалистического стихотворения, несмотря на возвышенность стиля и языка и условность образов;

✓      «Поэт и толпа» (1828), имеющее следующие особенности:

•        раскрывается тема взаимоотношения художника и общества, показывается конфликтность этих взаимоотношений, непонимание поэта толпой (но не народными массами, а светской толпой), презрение и гнев поэта по отношению к этой «черни»;

•        обличается невежество светской «черни» — толпы;

•        используется диалогическая форма повествования для передачи высокого драматизма стихотворения;

•        дается определение миссии поэта, которая заключается в следующем:

—        недопустимость дидактики и морализаторства;

—        воспевание высоких идеалов и ценностей, но с опорой на реалистичность изображения;

—        свобода творчества, независимость поэта от указаний толпы.

Болит ли грудь, когда она растёт

Рост любой ткани сопровождается неприятными болевыми ощущениями. Это происходит по разным причинам:

  1. Прием гормональных средств стимулирует процессы, при которых увеличивается в размерах капсула молочной железы. Железистая ткань при этом растягивается, а соединительная ткань, окружающая её, не обладает высокой эластичностью. Вот почему во время применения некоторых противозачаточных препаратов у женщин возникает чувство сдавливания в груди.
  2. При увеличении объёма бюста растягивается и болит кожа.

Если появление болевых ощущений влияет на качество жизни, стоит посетить врача, назначившего приём гормональных препаратов.

Петербург

В ноябре 1833 Пушкин возвращается в Петербург, ощущая необходимость круто переменить жизнь и прежде всего выйти из-под опеки двора.

Накануне 1834 года Николай I производит своего историографа в младший придворный чин камер-юнкера. Единственным выходом из двусмысленного положения, в котором оказался Пушкин, было добиться немедленной отставки. Но семья росла (у Пушкиных родилось четверо детей: Мария, Александр, Григорий и Наталья), светская жизнь требовала больших расходов, последние же книги Пушкина вышли более года назад и большого дохода не принесли, исторические занятия поглощали всё больше времени, жалование историографа было незначительным, и только царь мог разрешить издание новых произведений Пушкина, которые могли бы упрочить его материальное положение. Тогда же была запрещена поэма «Медный всадник».

Чтобы как-то выйти из срочных долгов, Пушкин в начале 1834 быстро дописывает другую, прозаическую петербургскую повесть, «Пиковую даму» и помещает её в журнале «Библиотека для чтения», который платил Пушкину незамедлительно и по высшим ставкам. Она была начата в Болдине и предназначалась тогда, по-видимому, для совместного с В. Ф. Одоевским и Н. В. Гоголем альманаха «Тройчатка».

В 1834 Пушкин подаёт в отставку с просьбой сохранить право работы в архивах, необходимое для исполнения «Истории Петра». Просьба об отставке была принята, но работать в архивах ему было запрещено. Пушкин был вынужден прибегнуть к посредничеству Жуковского, чтобы урегулировать конфликт. За лояльность ему была выдана испрошенная ранее денежная ссуда в счёт пятигодичного жалованья. Эта сумма не покрывала и половины долгов Пушкина, с прекращением выплаты жалованья приходилось надеяться только на литературные доходы. Но профессиональный литератор в России был слишком необычной фигурой. Доход его зависел от читательского спроса на произведения. В конце 1834 — начале 1835 вышло несколько итоговых изданий произведений Пушкина: полный текст «Евгения Онегина» (в 1825—32 роман печатался отдельными главами), собрания стихотворений, повестей, поэм — все эти книги расходились с трудом. Критика уже в полный голос говорила об измельчании таланта Пушкина, о конце его эпохи в русской литературе. Две осени — 1834 (в Болдине) и 1835 (в Михайловском) были менее плодотворны. В третий раз поэт приезжал в Болдино осенью 1834 г. по запутанным делам имения и прожил там месяц, написав лишь «Сказку о золотом петушке». В Михайловском Пушкин продолжал работать над «Сценами из рыцарских времен», «Египетскими ночами», создал стихотворение «Вновь я посетил».

Широкой публике, сокрушающейся о падении пушкинского таланта, было неведомо, что лучшие его произведения не были пропущены в печать, что в те годы шёл постоянный, напряжённый труд над обширными замыслами: «Историей Петра», романом о пугачёвщине. В творчестве поэта назрели коренные изменения. Пушкин-лирик в эти годы становится преимущественно «поэтом для себя». Он настойчиво экспериментирует теперь с прозаическими жанрами, которые не удовлетворяют его вполне, остаются в замыслах, набросках, черновиках, ищет новые формы литературы.

Михайловское (1824-1826)

В Михайловское он прибыл 9 августа 1824 года. Пушкин устал от скитаний и бедности. Однако Дом обернулся ссылкой: родной отец поэта принял на себя обязанности надзора над ссыльным сыном.

Поэт строил планы побега и в отчаянии даже просил поменять место ссылки на любую из крепостей государевых. Произошел целый ряд исключительно острых столкновений между отцом и сыном. В конечном итоге из Михайловского уехали отец, мать, брат и сестра поэта. Пушкин остался один, в общества няни Арины Родионовны.

Быт поэта в Михайловском был подчеркнуто прост  и совершенно не включал в себя никаких элементов «помещичьих» забот и занятий. Даже охота, обычное занятие дворянина в деревне, была исключена из его существования.

Главное дело Пушкина в Михайловском – литература. Здесь были закончены «Цыганы», написаны «Кавказский пленник», «Борис Годунов», «Граф Нулин», «Братья разбойники», «Гавриилиада», большое число стихотворений (среди них  «Кинжал», «Черная шаль», «В. Л. Давыдову», послание «Чаадаеву», «К Овидию», «Наполеон», «Песнь о вещем Олеге»), ряд статей, начаты «Бахчисарайский фонтан» и завершена третья и написаны четвертая – шестая главы «Евгения Онегина».

В Михайловском Пушкин много читал и много писал, много и чутко прислушивался к народной речи и народной поэзии. Он не переставал подчеркивать в письмах, что ленится, много ездит верхом, о работе писал скупо, но непрерывно просил все новых и новых книг.  Из Лицея Пушкин вынес поверхностное и несистематическое образование – в 1830-е гг. он поражал современников глубокими и исключительно обширными познаниями в мировой литературе, политической жизни, истории, публицистике. И это во многом результат напряженной работы, чтения и самообразования в Михайловском.

Пушкин становится в годы ссылки в Михайловском признанным первым русским поэтом. Когда-то при упоминании его имени говорили: Пушкин-лицейский, Пушкин-племянник, Пушкин-младший (для того, чтобы отличить от дяди – поэта Василия Львовича Пушкина), теперь он делается просто Пушкин, и уже при имени В. Л. Пушкина прибавляется поясняющее «дядя».

Выход в свет в марте 1824 года «Бахчисарайского фонтана» с предисловием Вяземского, в феврале 1825 года – первой главы «Евгения Онегина» и в конце того же года – «Стихотворений Александра Пушкина», журнальная полемика вокруг этих изданий ставят его на место, значительно возвышающееся над другими русскими поэтами.

В этот период Пушкин в основном общается с многочисленным семейством соседней тригорской помещицы Прасковьи Александровны Осиповой. Сюда же, в Тригорское, приезжала знакомая Пушкину еще по Петербургу племянница П. А. Осиповой, двадцатичетырехлетняя Анна Петровна Керн. В Тригорском – Михайловском у нее произошел бурный, хотя и кратковременный роман с Пушкиным. Принято считать, что именно Керн он посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».

А между тем в России было неспокойно…

В декабре 1825 года в Тригорское приехал повар Осиповых Арсений с известием о бунте на Сенатской площади. Потянулись дни неизвестности и тревоги. Почти перестали приходить письма. Газеты скупо сообщали об арестах. Пушкин с тревогой читал имена друзей в списках арестованных. В конце января в Варшаве был арестован Кюхельбекер. Весьма сомнительным было и собственное положение Пушкина: он не знал, что и насколько известно правительству, и жил в тревожном ожидании. Друзьям в Петербург (через Жуковского) он наказывал: «…вам решительно говорю не отвечать и не ручаться за меня».

На юге (1820—1824)

Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений, несовместимых со статусом государственного чиновника. Его перевели из столицы на юг в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова.

По пути к новому месту службы Александр Сергеевич заболевает воспалением легких, искупавшись в Днепре. Для поправления здоровья Раевские вывозят в конце мая 1820 года больного поэта с собой на Кавказ и в Крым. Лишь в сентябре он прибывает в Кишинёв. Новый начальник снисходительно относился к службе Пушкина, позволяя подолгу отлучаться ему и гостить у друзей в Каменке (зима 1820—1821), выезжать в Киев, путешествовать с И.П. Липранди по Молдавии и наведываться в Одессу (конец 1821). В Кишинёве Пушкин вступает в масонскую ложу «Овидий», о чём сам пишет в своем дневнике.

Если поэма «Руслан и Людмила» была итогом школы у лучших русских поэтов, то первая же «южная поэма» Пушкина «Кавказский пленник» (1822 г.) поставила его во главе всей современной русской литературы, принесла заслуженную славу первого поэта, неизменно ему сопутствующую до конца 1820-х гг. Позже выходит другая «южная поэма» «Бахчисарайский фонтан» (1824). Поэма получилась фрагментарной, словно таящей в себе нечто недосказанное, что и придало ей особую прелесть, возбуждающую в читательском восприятии сильное эмоциональное поле. Вместе с тем поэт пытается обратиться к российской древности, наметив планы поэм «Мстислав» и «Вадим» (последний замысел принял и драматургическую форму), создаёт сатирическую поэму «Гавриилиада» (1821), поэму «Братья разбойники» (1822; отдельное издание в 1827). Со временем в Пушкине созрело убеждение (поначалу безысходно трагическое), что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. В таком ключе был начат в мае 1823 в Кишинёве роман в стихах «Евгений Онегин»; финал первой главы романа предполагал историю путешествия героя за пределами родины по образцу поэмы Байрона «Дон Жуан». В «южный» период творчества расцвел романтизм Пушкина, и произведения этих лет укрепили за ним славу первого русского поэта благодаря ярким характерам и непревзойденному мастерству, а также созвучности настроениям передовых общественных кругов. Но в творчестве поэта зреет кризис, связанный с разочарованием в просветительской идее торжества разума и раздумьями о трагических поражениях революционных движений в Европе.

Пока же в июле 1823 года Пушкин добивается перевода по службе в Одессу в канцелярию графа Воронцова. Именно в это время он сознаёт себя как профессиональный литератор, что предопределилось бурным читательским успехом его произведений. Интрижка с женой начальника и неспособность к государственной службе, приводит к тому, что поэт подаёт прошение об отставке. В результате в июле 1824 года отстранён от службы и направлен в псковское имение Михайловское под надзор родителей.

Обучение в Лицее

Благодаря дяде, довольно известному поэту Василию Львовичу Пушкину, в 1811-м году Александр становится воспитанником Царскосельского Лицея, нового учебного заведения, в котором намечалось воспитывать будущую элиту нации. Пушкин стал одним из членов «лицейского братства», как называли себя лицеисты, а первый выпуск (30 человек), к которому он принадлежал, навсегда остался эталоном для последующих поколений. Не случайно «святая годовщина» Лицея -19-е октября — отмечалась поэтом всегда, есть несколько стихотворений поэта, которые имеют одно и то же название: «19 октября».

Обучение в Лицее было построено на основе достаточно несовершенной программы, но среди педагогов были профессора, оставившие огромный след в душах своих учеников, в частности, профессор Куницын. Кроме того, в Лицее был буквально культ поэзии, почти все воспитанники писали стихи, однако, несмотря на то, что из пушкинского выпуска вышли поэты Дельвиг и Кюхельбекер, ни у кого не было ни малейшего сомнения в том, что именно Александру Пушкину суждено стать первым лицейским поэтом. Как позже выяснилось, не только лицейским…

Большое значение в жизни Пушкина сыграла его дружба с Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом, сохраненная на всю жизнь. Кроме того, воспитанники Лицея поддерживали тесные отношения с офицерами гвардейских полков, которые в их глазах были подлинными героями Отечественной войны 1812-го года. Неизгладимое впечатление на Пушкина произвело знакомство с одним из самых оригинальных мыслителей России П. Я. Чаадаевым.

Из лицейских стихотворений Пушкина наиболее совершенным принято считать «Воспоминания в Царском Селе» (1814), прочитанные им на публичном экзамене в присутствии патриарха русской поэзии Г. Р. Державина и вызвавшие его восторг. В этом юношеском стихотворении видны удивительная поэтическая зрелость, совершенное владение словом, слышна неповторимая интонация поэта.

Другие поэты пушкинской поры

Культура любого большого народа насыщенна и неизмерима, и богатство её творят поэты, великие и малоизвестные. Говоря «поэты пушкинской поры», мы понимаем, что Пушкин сам является одним из них, а время названо его именем, поскольку оно стало поэтическим символом русской культуры.

Однако Пушкин в своём поэтическом творчестве едва ли достиг бы таких высот без элегий, баллад и переводов В.А. Жуковского, гибкости стиха К.Н. Батюшкова, ясности слога Е.А. Боратынского. Так, в элегии поэта Ленского в пушкинском романе «Евгений Онегин» отразился блестящий перевод элегии французского поэта Ш.-Ю. Мильвуа «Падение листьев», выполненный русским лириком М.В. Милоновым. Огромную роль в творчестве Пушкина сыграло постоянное общение с выдающимся поэтом и критиком князем П.А. Вяземским.

Важным явлением в русской поэзии стало творчество Н.М. Языкова, например его стихотворение «Пловец» («Нелюдимо наше море…», 1829), дышащее мощью морской стихии и проникнутое непобедимой волей русского человека.

Перу поэтов пушкинской поры принадлежат шедевры, ставшие частью нашей культуры; к ним относится стихотворение И.И. Козлова «Вечерний звон» (1827), давно вошедшее в наше культурное сознание как широко известный романс:

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он…

В унисон гражданскому пафосу пушкинской поэзии звучат стихи поэтов-декабристов К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского, лицейского друга А.С. Пушкина — В.К. Кюхельбекера. В посвящении к поэме «Войнаровский» (1825), адресованном знаменитому писателю и декабристу А.А. Бестужеву (Марлинскому), Рылеев чеканной поэтической формулой выразил свою гражданскую позицию в стихах:

Ты не увидишь в них искусства,

Зато найдёшь живые чувства —

Я не Поэт, а Гражданин.

А молодой Александр Одоевский, находясь на каторге вместе с другими декабристами, на стихотворение Пушкина ссыльным декабристам «Послание в Сибирь» (1827) ответил пламенными стихами:

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки

И — лишь оковы обрели.

Мученический венец певца-пророка воспевает Кюхельбекер в стихотворении «Участь поэтов» (1823), предвосхищая пафос темы «поэт-пророк» у Пушкина и Лермонтова.

Среди многих других имён русских поэтов пушкинской поры нельзя не назвать вдохновенного юношу, ушедшего из жизни всего в двадцать два года, критика, мыслителя и друга Пушкина, поэта с искренним и чистым лирическим голосом и нежнейшими стихами — Д.В. Веневитинова. В его судьбе отразились и высокие чувства, и преданность поэзии, и любовь к жизни.

Источник (в сокращении): Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Встреча с царем

Любовная лирика

Любовная лирика Пушкина принесла поэту известность и популярность в широких кругах и оказала огромное влияние на любовную поэзию многих последующих авторов. На любовные стихи Пушкина было создано огромное количество романсов и песен. Наиболее яркими произведениями любовной лирики поэта являются следующие стихотворения:

✓      «Я помню чудное мгновенье…» (1825), посвященное А.П. Керн и имеющее следующие особенности:

•        рассказывает историю человеческой жизни и любви, содержит размышления автора на эту тему;

•        раскрываются психологические состояния лирического героя и его история любви, которая является основной темой стихотворения;

•        имеет четкую стройность изложения: три совершенно равные и контрастирующие между собой части, что отражает этапы чувства и жизни героя;

✓      «Не пой, красавица, при мне…» (1828), имеющее следующие особенности:

•        необычная композиционная структура, которая заключается в накладывании на один женский образ другого, и идет их противопоставление друг другу в пользу второго образа;

•        жанр стихотворения — элегия — воспоминание;

✓      «Я Вас любил…» (1829), являющееся шедевром пушкинской любовной лирики и имеющее следующие особенности:

•        раскрывает любовь лирического героя, богатую множеством оттенков;

•        выражает такие качества поэта, как альтруизм, самопожертвование в любви;

•        описывает три временных отрезка, по которым проходит жизнь и любовь и поэта;

•        имеет драматизм, не свойственный стихотворению-элегии;

•        используется форма монолога-размышления, точно найденная поэтом и подчиняющая себе основной конфликт и образы стихотворения;

•        кажущаяся простота языка, интонационно-мелодический ритм которого довольно сложен.

«Южная ссылка»

Поэма Пушкина вышла в свет тогда, когда автора ее уже не было в Петербурге: он был отправлен в так называемую «южную ссылку» (1820-1824), и эта ссылка стала для него счастливым случаем… По мнению Александра I, молодой поэт «наводнил всю Россию возмутительными стихами», поэтому его следовало отправить едва ли не в Соловецкий монастырь, и только вмешательство влиятельных ценителей творчества Пушкина (в их числе был и знаменитый историк Н. М. Карамзин) спасло поэта от «холода»…

В мае 1820-го года он отправляется на юг, в Екатеринослав, где находилась канцелярия генерала Инзова, к которой он был прикомандирован, но… знакомится в Киеве с одним из героев войны 1812-го года генералом Раевским, семья которого, проезжая через Екатеринослав, пригласила Пушкина совершить вместе с ними путешествие на Кавказ и в Крым. Поэт принял приглашение, и это путешествие стало в высшей степени благодатным периодом его творчества, о котором он помнил всю жизнь.

Оказавшись в Кишиневе, Пушкин столкнулся со многими декабристами, членами Южного общества, а его поездки в Каменку, Киев, Измаил, последующая жизнь в Одессе показали ему, что идеи декабристов разделяли очень многие порядочные люди, с которыми он был знаком. Все это во многом определило и мировоззрение самого поэта, что нашло выражение в его творчестве: южную ссылку справедливо считают расцветом романтизма в творчестве Пушкина, причем это воплотилось не только в лирических стихотворениях («Погасло дневное светило…», «Редеет облаков летучая гряда…», «Песнь о вещем Олеге», «Узник», «Свободы сеятель пустынный…», «К морю» и другие), но и в «южных поэмах» — «Кавказский пленник» (1820-1821), «Братья разбойники» (1821-1822), «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823), «Цыганы» (1824).

Последнюю из поэм, начатую на юге и законченную уже в Михайловском, принято считать самым значительным в идейном и художественном плане произведением в цикле южных поэм. В ней Пушкин раскрывает очень популярную в мировой литературе тему «естественного человека», появление которой связано с идеями философа Жан-Жака Руссо: его Алеко, уставший от жизни «в городе» (по сути — среди пороков «цивилизации») приходит к цыганам, надеясь обрести здесь желанные свободу и душевный покой — но не выдерживает испытания подлинной свободой… Приговор, который выносит ему отец Земфиры, суров, но справедлив и точен: «Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли…».

В период южной ссылки Пушкин также начал работу над наиболее совершенным своим произведением — романом в стихах «Евгений Онегин» (1823).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Подробная биография пушкина, творчество пушкина по периодам

Бунт маленького человека в поэме “Медный всадник”

Тема маленького человека поднималась в литературе различными авторами неоднократно. Великие писатели размышляли на эту тему. А. С. Пушкин рассматривает в своем произведении «Медный всадник» бунт маленького человека, а не просто его мысли. Этот бунт сопоставлен с бунтом природы – наводнением.

Человек и государство

Каждый человек – член общества. Он живет своей жизнью, имеет стремления, которые присущи каждому – иметь кров над головой, хлеб на столе, быть счастливым и делать счастливыми любимых людей. Каждый работает на той или иной работе. Так и Евгений – герой поэмы. Где-то работает, носит какую-то фамилию. Пушкину даже не интересно, кем именно – это еще раз доказывает, что Евгений – «маленький человек». Но из каждого такого маленького человека и складывается государство, его непрерывная работа, его нормальное функционирование. Поэтому роль маленького человека в обществе все-таки нельзя назвать ничтожной. Каждый делает свое дело и может рассчитывать на нормальные условия для жизни.

Евгений – собирательный образ жителей Петербурга. Он думает о насущных делах, его не волнуют «вечные темы», «государственные вопросы». Он хочет обеспечить себе нормальную жизнь, жениться, быть счастливым. Масштаб его мыслей ограничен собственным существованием. Поэтому он и называется «маленьким человеком». Он не умеет мыслить в масштабах государства, но ему это и не нужно. За государство должны думать правители. Но нельзя им забывать и о маленьком человеке.

Правители и маленький человек

Медный всадник стоит и смотрит величественно, свысока на город и государство, на миллионы таких маленьких людей. Правитель мыслит в масштабах страны, он не может думать о каждом таком маленьком человеке. Но кто же тогда позаботится об этом маленьком человеке? Ему приходится выживать в странных и иногда страшных условиях. Когда маленькие люди устают от такой жизни – они пытаются способ достучаться до правительства. Одним из таких способов и является бунт. Маленькие люди собираются вместе по всей стране и говорят государю о том, как сложно им живется. А если царь не слышит их, то им приходится идти на крайние меры. Но когда стихия выходит на тропу бунта не в силах ей противостоять никто – ни обычные люди, ни цари.

Бунт маленького человека и бунт стихии

В «Медном всаднике» бунт человека сопоставляется с бунтом стихии. Ее усмирили, заковали в гранитные оковы, Нева течет в них долгие годы, смирившись с судьбой. Но в один прекрасный момент она начинает «метаться, как больной», а потом и вовсе выходит из берегов, бунтуя против сложившейся системы. Так и множество маленьких людей, объединившись, могут стать стихией, неся в государство настоящий бунт. Пушкин во многом описал историю страны, описывая в «Медном всаднике» бунт Невы и размышления Евгения.

«К Чаадаеву»

«К Чаадаеву» (1818) написано в форме обращения к другу. Композиция трехчастная: первая часть — воспоминание о «юных забавах» и обманутых александровской действительностью надеждах, во второй говорится о стремлении героя к «вольности светлой», в третьей в перспективе возникают образы тех, чьи имена войдут в историю освободительной борьбы России. Основная мысль стихотворения — призыв к современникам посвятить Отчизне «души прекрасные порывы». Стихотворение призывало к подвигу, который воспринимался как революционное действие. Социально-публицистическое, гражданское сочетается в стихотворении с интимно-лирическим, Пушкин использует слова высокого стиля, общественно-политические термины, употребляемые в речи дворянских революционеров, для синтаксиса характерны стройность, простота, энергичность в изложении мыслей.

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии в стихах Пушкина является довольно устойчивой и активно разрабатывалась. Пушкин один из первых в русской литературе XIX в. поднял тему о роли поэта и поэзии в общественной жизни, его влиянии на общество и специфике его взаимоотношений с обществом. Тема поэта и поэзии разрабатывается в следующих стихотворениях поэта:

✓      «Пророк» (1826), имеющее следующие особенности:

•        отражает общественную ситуацию в указанный период и собственное мироощущение автора;

•        имеет мотивы декабристской поэзии;

•        проводит мысль о роли поэта и поэзии в обществе через использование библейской образности (образ пророка);

•        включает в себя тонкое соединение высокого драматизма, выражающегося через использование монологов и напряженности высказываний, с пушкинским лиризмом, который передается в смене переживаний поэта, философской широте мысли и иносказании;

✓      «Поэт» (1827), которое:

•        перекликается с «Пророком»;

•        предваряет произведения о творце и обществе, созданные в 20-30-е гг. XIX в.;

•        описывает будни и труд поэта, раскрывая реалии его жизни, имея в виду не только себя самого, но и поэта вообще;

•        указывает на высокое назначение поэта, на возвышенность его духа и натуры;

•        носит характер реалистического стихотворения, несмотря на возвышенность стиля и языка и условность образов;

✓      «Поэт и толпа» (1828), имеющее следующие особенности:

•        раскрывается тема взаимоотношения художника и общества, показывается конфликтность этих взаимоотношений, непонимание поэта толпой (но не народными массами, а светской толпой), презрение и гнев поэта по отношению к этой «черни»;

•        обличается невежество светской «черни» — толпы;

•        используется диалогическая форма повествования для передачи высокого драматизма стихотворения;

•        дается определение миссии поэта, которая заключается в следующем:

—        недопустимость дидактики и морализаторства;

—        воспевание высоких идеалов и ценностей, но с опорой на реалистичность изображения;

—        свобода творчества, независимость поэта от указаний толпы.

Болит ли грудь, когда она растёт

Рост любой ткани сопровождается неприятными болевыми ощущениями. Это происходит по разным причинам:

  1. Прием гормональных средств стимулирует процессы, при которых увеличивается в размерах капсула молочной железы. Железистая ткань при этом растягивается, а соединительная ткань, окружающая её, не обладает высокой эластичностью. Вот почему во время применения некоторых противозачаточных препаратов у женщин возникает чувство сдавливания в груди.
  2. При увеличении объёма бюста растягивается и болит кожа.

Если появление болевых ощущений влияет на качество жизни, стоит посетить врача, назначившего приём гормональных препаратов.

Петербург

В ноябре 1833 Пушкин возвращается в Петербург, ощущая необходимость круто переменить жизнь и прежде всего выйти из-под опеки двора.

Накануне 1834 года Николай I производит своего историографа в младший придворный чин камер-юнкера. Единственным выходом из двусмысленного положения, в котором оказался Пушкин, было добиться немедленной отставки. Но семья росла (у Пушкиных родилось четверо детей: Мария, Александр, Григорий и Наталья), светская жизнь требовала больших расходов, последние же книги Пушкина вышли более года назад и большого дохода не принесли, исторические занятия поглощали всё больше времени, жалование историографа было незначительным, и только царь мог разрешить издание новых произведений Пушкина, которые могли бы упрочить его материальное положение. Тогда же была запрещена поэма «Медный всадник».

Чтобы как-то выйти из срочных долгов, Пушкин в начале 1834 быстро дописывает другую, прозаическую петербургскую повесть, «Пиковую даму» и помещает её в журнале «Библиотека для чтения», который платил Пушкину незамедлительно и по высшим ставкам. Она была начата в Болдине и предназначалась тогда, по-видимому, для совместного с В. Ф. Одоевским и Н. В. Гоголем альманаха «Тройчатка».

В 1834 Пушкин подаёт в отставку с просьбой сохранить право работы в архивах, необходимое для исполнения «Истории Петра». Просьба об отставке была принята, но работать в архивах ему было запрещено. Пушкин был вынужден прибегнуть к посредничеству Жуковского, чтобы урегулировать конфликт. За лояльность ему была выдана испрошенная ранее денежная ссуда в счёт пятигодичного жалованья. Эта сумма не покрывала и половины долгов Пушкина, с прекращением выплаты жалованья приходилось надеяться только на литературные доходы. Но профессиональный литератор в России был слишком необычной фигурой. Доход его зависел от читательского спроса на произведения. В конце 1834 — начале 1835 вышло несколько итоговых изданий произведений Пушкина: полный текст «Евгения Онегина» (в 1825—32 роман печатался отдельными главами), собрания стихотворений, повестей, поэм — все эти книги расходились с трудом. Критика уже в полный голос говорила об измельчании таланта Пушкина, о конце его эпохи в русской литературе. Две осени — 1834 (в Болдине) и 1835 (в Михайловском) были менее плодотворны. В третий раз поэт приезжал в Болдино осенью 1834 г. по запутанным делам имения и прожил там месяц, написав лишь «Сказку о золотом петушке». В Михайловском Пушкин продолжал работать над «Сценами из рыцарских времен», «Египетскими ночами», создал стихотворение «Вновь я посетил».

Широкой публике, сокрушающейся о падении пушкинского таланта, было неведомо, что лучшие его произведения не были пропущены в печать, что в те годы шёл постоянный, напряжённый труд над обширными замыслами: «Историей Петра», романом о пугачёвщине. В творчестве поэта назрели коренные изменения. Пушкин-лирик в эти годы становится преимущественно «поэтом для себя». Он настойчиво экспериментирует теперь с прозаическими жанрами, которые не удовлетворяют его вполне, остаются в замыслах, набросках, черновиках, ищет новые формы литературы.

Михайловское (1824-1826)

В Михайловское он прибыл 9 августа 1824 года. Пушкин устал от скитаний и бедности. Однако Дом обернулся ссылкой: родной отец поэта принял на себя обязанности надзора над ссыльным сыном.

Поэт строил планы побега и в отчаянии даже просил поменять место ссылки на любую из крепостей государевых. Произошел целый ряд исключительно острых столкновений между отцом и сыном. В конечном итоге из Михайловского уехали отец, мать, брат и сестра поэта. Пушкин остался один, в общества няни Арины Родионовны.

Быт поэта в Михайловском был подчеркнуто прост  и совершенно не включал в себя никаких элементов «помещичьих» забот и занятий. Даже охота, обычное занятие дворянина в деревне, была исключена из его существования.

Главное дело Пушкина в Михайловском – литература. Здесь были закончены «Цыганы», написаны «Кавказский пленник», «Борис Годунов», «Граф Нулин», «Братья разбойники», «Гавриилиада», большое число стихотворений (среди них  «Кинжал», «Черная шаль», «В. Л. Давыдову», послание «Чаадаеву», «К Овидию», «Наполеон», «Песнь о вещем Олеге»), ряд статей, начаты «Бахчисарайский фонтан» и завершена третья и написаны четвертая – шестая главы «Евгения Онегина».

В Михайловском Пушкин много читал и много писал, много и чутко прислушивался к народной речи и народной поэзии. Он не переставал подчеркивать в письмах, что ленится, много ездит верхом, о работе писал скупо, но непрерывно просил все новых и новых книг.  Из Лицея Пушкин вынес поверхностное и несистематическое образование – в 1830-е гг. он поражал современников глубокими и исключительно обширными познаниями в мировой литературе, политической жизни, истории, публицистике. И это во многом результат напряженной работы, чтения и самообразования в Михайловском.

Пушкин становится в годы ссылки в Михайловском признанным первым русским поэтом. Когда-то при упоминании его имени говорили: Пушкин-лицейский, Пушкин-племянник, Пушкин-младший (для того, чтобы отличить от дяди – поэта Василия Львовича Пушкина), теперь он делается просто Пушкин, и уже при имени В. Л. Пушкина прибавляется поясняющее «дядя».

Выход в свет в марте 1824 года «Бахчисарайского фонтана» с предисловием Вяземского, в феврале 1825 года – первой главы «Евгения Онегина» и в конце того же года – «Стихотворений Александра Пушкина», журнальная полемика вокруг этих изданий ставят его на место, значительно возвышающееся над другими русскими поэтами.

В этот период Пушкин в основном общается с многочисленным семейством соседней тригорской помещицы Прасковьи Александровны Осиповой. Сюда же, в Тригорское, приезжала знакомая Пушкину еще по Петербургу племянница П. А. Осиповой, двадцатичетырехлетняя Анна Петровна Керн. В Тригорском – Михайловском у нее произошел бурный, хотя и кратковременный роман с Пушкиным. Принято считать, что именно Керн он посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».

А между тем в России было неспокойно…

В декабре 1825 года в Тригорское приехал повар Осиповых Арсений с известием о бунте на Сенатской площади. Потянулись дни неизвестности и тревоги. Почти перестали приходить письма. Газеты скупо сообщали об арестах. Пушкин с тревогой читал имена друзей в списках арестованных. В конце января в Варшаве был арестован Кюхельбекер. Весьма сомнительным было и собственное положение Пушкина: он не знал, что и насколько известно правительству, и жил в тревожном ожидании. Друзьям в Петербург (через Жуковского) он наказывал: «…вам решительно говорю не отвечать и не ручаться за меня».

На юге (1820—1824)

Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений, несовместимых со статусом государственного чиновника. Его перевели из столицы на юг в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова.

По пути к новому месту службы Александр Сергеевич заболевает воспалением легких, искупавшись в Днепре. Для поправления здоровья Раевские вывозят в конце мая 1820 года больного поэта с собой на Кавказ и в Крым. Лишь в сентябре он прибывает в Кишинёв. Новый начальник снисходительно относился к службе Пушкина, позволяя подолгу отлучаться ему и гостить у друзей в Каменке (зима 1820—1821), выезжать в Киев, путешествовать с И.П. Липранди по Молдавии и наведываться в Одессу (конец 1821). В Кишинёве Пушкин вступает в масонскую ложу «Овидий», о чём сам пишет в своем дневнике.

Если поэма «Руслан и Людмила» была итогом школы у лучших русских поэтов, то первая же «южная поэма» Пушкина «Кавказский пленник» (1822 г.) поставила его во главе всей современной русской литературы, принесла заслуженную славу первого поэта, неизменно ему сопутствующую до конца 1820-х гг. Позже выходит другая «южная поэма» «Бахчисарайский фонтан» (1824). Поэма получилась фрагментарной, словно таящей в себе нечто недосказанное, что и придало ей особую прелесть, возбуждающую в читательском восприятии сильное эмоциональное поле. Вместе с тем поэт пытается обратиться к российской древности, наметив планы поэм «Мстислав» и «Вадим» (последний замысел принял и драматургическую форму), создаёт сатирическую поэму «Гавриилиада» (1821), поэму «Братья разбойники» (1822; отдельное издание в 1827). Со временем в Пушкине созрело убеждение (поначалу безысходно трагическое), что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. В таком ключе был начат в мае 1823 в Кишинёве роман в стихах «Евгений Онегин»; финал первой главы романа предполагал историю путешествия героя за пределами родины по образцу поэмы Байрона «Дон Жуан». В «южный» период творчества расцвел романтизм Пушкина, и произведения этих лет укрепили за ним славу первого русского поэта благодаря ярким характерам и непревзойденному мастерству, а также созвучности настроениям передовых общественных кругов. Но в творчестве поэта зреет кризис, связанный с разочарованием в просветительской идее торжества разума и раздумьями о трагических поражениях революционных движений в Европе.

Пока же в июле 1823 года Пушкин добивается перевода по службе в Одессу в канцелярию графа Воронцова. Именно в это время он сознаёт себя как профессиональный литератор, что предопределилось бурным читательским успехом его произведений. Интрижка с женой начальника и неспособность к государственной службе, приводит к тому, что поэт подаёт прошение об отставке. В результате в июле 1824 года отстранён от службы и направлен в псковское имение Михайловское под надзор родителей.

Обучение в Лицее

Благодаря дяде, довольно известному поэту Василию Львовичу Пушкину, в 1811-м году Александр становится воспитанником Царскосельского Лицея, нового учебного заведения, в котором намечалось воспитывать будущую элиту нации. Пушкин стал одним из членов «лицейского братства», как называли себя лицеисты, а первый выпуск (30 человек), к которому он принадлежал, навсегда остался эталоном для последующих поколений. Не случайно «святая годовщина» Лицея -19-е октября — отмечалась поэтом всегда, есть несколько стихотворений поэта, которые имеют одно и то же название: «19 октября».

Обучение в Лицее было построено на основе достаточно несовершенной программы, но среди педагогов были профессора, оставившие огромный след в душах своих учеников, в частности, профессор Куницын. Кроме того, в Лицее был буквально культ поэзии, почти все воспитанники писали стихи, однако, несмотря на то, что из пушкинского выпуска вышли поэты Дельвиг и Кюхельбекер, ни у кого не было ни малейшего сомнения в том, что именно Александру Пушкину суждено стать первым лицейским поэтом. Как позже выяснилось, не только лицейским…

Большое значение в жизни Пушкина сыграла его дружба с Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом, сохраненная на всю жизнь. Кроме того, воспитанники Лицея поддерживали тесные отношения с офицерами гвардейских полков, которые в их глазах были подлинными героями Отечественной войны 1812-го года. Неизгладимое впечатление на Пушкина произвело знакомство с одним из самых оригинальных мыслителей России П. Я. Чаадаевым.

Из лицейских стихотворений Пушкина наиболее совершенным принято считать «Воспоминания в Царском Селе» (1814), прочитанные им на публичном экзамене в присутствии патриарха русской поэзии Г. Р. Державина и вызвавшие его восторг. В этом юношеском стихотворении видны удивительная поэтическая зрелость, совершенное владение словом, слышна неповторимая интонация поэта.

Другие поэты пушкинской поры

Культура любого большого народа насыщенна и неизмерима, и богатство её творят поэты, великие и малоизвестные. Говоря «поэты пушкинской поры», мы понимаем, что Пушкин сам является одним из них, а время названо его именем, поскольку оно стало поэтическим символом русской культуры.

Однако Пушкин в своём поэтическом творчестве едва ли достиг бы таких высот без элегий, баллад и переводов В.А. Жуковского, гибкости стиха К.Н. Батюшкова, ясности слога Е.А. Боратынского. Так, в элегии поэта Ленского в пушкинском романе «Евгений Онегин» отразился блестящий перевод элегии французского поэта Ш.-Ю. Мильвуа «Падение листьев», выполненный русским лириком М.В. Милоновым. Огромную роль в творчестве Пушкина сыграло постоянное общение с выдающимся поэтом и критиком князем П.А. Вяземским.

Важным явлением в русской поэзии стало творчество Н.М. Языкова, например его стихотворение «Пловец» («Нелюдимо наше море…», 1829), дышащее мощью морской стихии и проникнутое непобедимой волей русского человека.

Перу поэтов пушкинской поры принадлежат шедевры, ставшие частью нашей культуры; к ним относится стихотворение И.И. Козлова «Вечерний звон» (1827), давно вошедшее в наше культурное сознание как широко известный романс:

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он…

В унисон гражданскому пафосу пушкинской поэзии звучат стихи поэтов-декабристов К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского, лицейского друга А.С. Пушкина — В.К. Кюхельбекера. В посвящении к поэме «Войнаровский» (1825), адресованном знаменитому писателю и декабристу А.А. Бестужеву (Марлинскому), Рылеев чеканной поэтической формулой выразил свою гражданскую позицию в стихах:

Ты не увидишь в них искусства,

Зато найдёшь живые чувства —

Я не Поэт, а Гражданин.

А молодой Александр Одоевский, находясь на каторге вместе с другими декабристами, на стихотворение Пушкина ссыльным декабристам «Послание в Сибирь» (1827) ответил пламенными стихами:

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки

И — лишь оковы обрели.

Мученический венец певца-пророка воспевает Кюхельбекер в стихотворении «Участь поэтов» (1823), предвосхищая пафос темы «поэт-пророк» у Пушкина и Лермонтова.

Среди многих других имён русских поэтов пушкинской поры нельзя не назвать вдохновенного юношу, ушедшего из жизни всего в двадцать два года, критика, мыслителя и друга Пушкина, поэта с искренним и чистым лирическим голосом и нежнейшими стихами — Д.В. Веневитинова. В его судьбе отразились и высокие чувства, и преданность поэзии, и любовь к жизни.

Источник (в сокращении): Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Встреча с царем

Любовная лирика

Любовная лирика Пушкина принесла поэту известность и популярность в широких кругах и оказала огромное влияние на любовную поэзию многих последующих авторов. На любовные стихи Пушкина было создано огромное количество романсов и песен. Наиболее яркими произведениями любовной лирики поэта являются следующие стихотворения:

✓      «Я помню чудное мгновенье…» (1825), посвященное А.П. Керн и имеющее следующие особенности:

•        рассказывает историю человеческой жизни и любви, содержит размышления автора на эту тему;

•        раскрываются психологические состояния лирического героя и его история любви, которая является основной темой стихотворения;

•        имеет четкую стройность изложения: три совершенно равные и контрастирующие между собой части, что отражает этапы чувства и жизни героя;

✓      «Не пой, красавица, при мне…» (1828), имеющее следующие особенности:

•        необычная композиционная структура, которая заключается в накладывании на один женский образ другого, и идет их противопоставление друг другу в пользу второго образа;

•        жанр стихотворения — элегия — воспоминание;

✓      «Я Вас любил…» (1829), являющееся шедевром пушкинской любовной лирики и имеющее следующие особенности:

•        раскрывает любовь лирического героя, богатую множеством оттенков;

•        выражает такие качества поэта, как альтруизм, самопожертвование в любви;

•        описывает три временных отрезка, по которым проходит жизнь и любовь и поэта;

•        имеет драматизм, не свойственный стихотворению-элегии;

•        используется форма монолога-размышления, точно найденная поэтом и подчиняющая себе основной конфликт и образы стихотворения;

•        кажущаяся простота языка, интонационно-мелодический ритм которого довольно сложен.

«Южная ссылка»

Поэма Пушкина вышла в свет тогда, когда автора ее уже не было в Петербурге: он был отправлен в так называемую «южную ссылку» (1820-1824), и эта ссылка стала для него счастливым случаем… По мнению Александра I, молодой поэт «наводнил всю Россию возмутительными стихами», поэтому его следовало отправить едва ли не в Соловецкий монастырь, и только вмешательство влиятельных ценителей творчества Пушкина (в их числе был и знаменитый историк Н. М. Карамзин) спасло поэта от «холода»…

В мае 1820-го года он отправляется на юг, в Екатеринослав, где находилась канцелярия генерала Инзова, к которой он был прикомандирован, но… знакомится в Киеве с одним из героев войны 1812-го года генералом Раевским, семья которого, проезжая через Екатеринослав, пригласила Пушкина совершить вместе с ними путешествие на Кавказ и в Крым. Поэт принял приглашение, и это путешествие стало в высшей степени благодатным периодом его творчества, о котором он помнил всю жизнь.

Оказавшись в Кишиневе, Пушкин столкнулся со многими декабристами, членами Южного общества, а его поездки в Каменку, Киев, Измаил, последующая жизнь в Одессе показали ему, что идеи декабристов разделяли очень многие порядочные люди, с которыми он был знаком. Все это во многом определило и мировоззрение самого поэта, что нашло выражение в его творчестве: южную ссылку справедливо считают расцветом романтизма в творчестве Пушкина, причем это воплотилось не только в лирических стихотворениях («Погасло дневное светило…», «Редеет облаков летучая гряда…», «Песнь о вещем Олеге», «Узник», «Свободы сеятель пустынный…», «К морю» и другие), но и в «южных поэмах» — «Кавказский пленник» (1820-1821), «Братья разбойники» (1821-1822), «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823), «Цыганы» (1824).

Последнюю из поэм, начатую на юге и законченную уже в Михайловском, принято считать самым значительным в идейном и художественном плане произведением в цикле южных поэм. В ней Пушкин раскрывает очень популярную в мировой литературе тему «естественного человека», появление которой связано с идеями философа Жан-Жака Руссо: его Алеко, уставший от жизни «в городе» (по сути — среди пороков «цивилизации») приходит к цыганам, надеясь обрести здесь желанные свободу и душевный покой — но не выдерживает испытания подлинной свободой… Приговор, который выносит ему отец Земфиры, суров, но справедлив и точен: «Ты не рожден для дикой доли, Ты для себя лишь хочешь воли…».

В период южной ссылки Пушкин также начал работу над наиболее совершенным своим произведением — романом в стихах «Евгений Онегин» (1823).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий