Биография художника репина, певца истины

Библиография

  • Репин И. Е., Крамской И. Н. Переписка. 1873—1885 / Письма подгот. к печати и примеч. к ним сост. Т. А. Дядьковской; . — Москва; Ленинград: Искусство М.: тип. «Кр. печатник», 1949. — 208 с. — (Письма И. Е. Репина). — 5000 экз.
  • Репин И. Е., Базилевский В. И. Илья Ефимович Репин, Виктор Иванович Базилевский Переписка (1918-1929 годы) / Федеральное арх. агентство, Российский гос. архив лит. и искусства; подгот. : Т. М. Горяева, Е. В. Кирилина, О. В. Турбина.. — Санкт-Петербург, М.: Мiръ, РГАЛИ, 2012. — 380 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98846-061-5, 978-5-98846-061-9.
  • Репин И. Е., Щеглов И. Наивные вопросы. С прил. портр. Ивана Щеглова, рис. И.Е. Репиным, автобиогр. заметки и библиогр. указ. / Иван Щеглов. — Санкт-Петербург: А. Г. Алексѣева, 1903. — 188 с.
  • Репин И. Е. Письма к Е. П. Тархановой-Антокольской и И. Р. Тарханову / Под общ. ред. К. И. Чуковского; Вступ. статья и прим. И. А. Бродского и Я. Д. Лещинского. — Л.: Искусство. тип. арт. «Сов. печатник», 1937. — 116 с.
  • Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и с предисл. К.Чуковского. М-Л., «Искусство», 1937 г., — 624 с.
  • Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и со вступ. статьей К. Чуковского. М.-Л., «Искусство», 1944 г. — 528 с., 3 000 экз.
  • Репин И. Е. Далекое близкое / Под ред. и со вступ. статьей К. Чуковского; . — 3-е изд., испр. и доп.. — Москва ; Ленинград: Искусство, 1949. — 555 с.
  • Репин И. Е., Чуковский К. И. Илья Репин, Корней Чуковский. Переписка, 1906—1929 / Вступ. ст. Г. С. Чурак; подгот. текста и публ. Е. Ц. Чуковская и Г. С. Чурак; коммент. Е. Г. Левенфиш и Г. С. Чурак. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 352 с. — 2000 экз. — ISBN 5-86793-436-5.
  • Репин И. Е., Третьяков П. М. Письма И. Е. Репина. Переписка с П. М. Третьяковым. 1873—1898 / Письма подгот. к печати и прим. к ним составлены сотрудниками Гос. Третьяковск. галереи М. Н. Григорьевой и А. Н. Щекотовой; Предисл. А. Замошкина. — Москва ; Ленинград: Искусство, 1946. — 226 с. — (Труды Государственной Третьяковской галереи).
  • Репин И. Е. Илья Ефимович Репин. — Санкт-Петербург: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1894. — Т. VIII. — 28 с. — (Русские художники).
  • Репин И. Е. Бурлаки на Волге (Воспоминания). — Москва ; Ленинград: Искусство, 1944. — 124 с.
  • Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям. 1880—1929. Подгот. к печати и примеч. сост. О. И. Гапоновой / Под ред. А. И. Леонова; Вступ. статья Н. Машковцева.. — М.: тип. газ. «Моск. правда», 1950. — 268 с.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ilya-repin.ru,,  

Илья Репин: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Илья Репин: жизнь и творчество художника
3.4 (68.57%) 7 голос(ов)

Религиозные картины

К религиозным сюжетам Репин часто обращался в начале своего творческого пути. Две его студенческие работы, «Иов и его друзья» и «Воскрешение дочери Иаира» были удостоены в 1869-м и 1871-м годах соответственно Малой и Большой золотой медали Академии художеств. Из более или менее поздних картин этого рода отметим полотно «Иди за мною, Сатано» (начато в 1890 году), посвящённое евангельской теме искушения Христа. Этой картине художник отдал более десяти лет. В 1898 году, в период работы над ней, он посетил Святую Землю, чтобы своими глазами «увидеть древние стены и природу, в окружении которой жили люди, описанные в Библии». А.Н. Бенуа позволил высказаться об этой работе И.Е. Репина следующим образом: «… под влиянием своих литературных связей и увлечений, а отчасти прислушиваясь к призывам «передовых» течений, Репин как-то стал тяготиться реализмом, и его всё больше начало тянуть на создание таких творений, в которых ему казалось, он мог выразить своё мировоззрение, свои верования, свое отношение к великим вопросам бытия. Насколько это было не его делом, показала огромная и столь неудачная картина «Иди за мною, сатана», появление которой вызвало тоскливое недоумение самых верных его почитателей…»

Это полотно хранилось в Художественном музее города Харькова, но, к сожалению, было уничтожено в годы Второй мировой войны. Сохранился лишь ряд набросков к нему. Вновь заинтересовался Репин религиозной живописью на закате своей жизни.

Интересные факты из жизни художника

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником.

Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

«Бурлаки на Волге»

Стоит отметить, что картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

«Мужик с дурным глазом»

Примерным семьянином Илья Репин не был никогда. Он не просто увлекался противоположным полом, а служил ему.

Главным стимулом к созданию одной из самых знаменитых картин художника «Иван Грозный и его сын Иван» стало посещение им одного из боёв корриды во время пребывания в Испании. Пребывая под большим впечатлением, Репин в своём дневнике написал по этому поводу: «Кровь, убийства и живая смерть очень влекут к себе. Вернувшись домой, я в первую очередь примусь за кровавую сцену».

Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.

Однажды живописец познакомился с молодым врачом, который сообщил ему большой пользе сна на открытом воздухе. Начиная с того времени, вся семья спала на улице, а сам Илья Репин отдавал предпочтения сну на открытом воздухе даже в лютые морозы, правда под навесом из стекла.

Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали принадлежности художника. Однако это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила.

Живопись

В 1863 г. Илья Репин отправляется в Петербург, чтобы показать руководству Академии художеств свои работы. Однако там его рисунки подвергли резкой критике. В частности, юноше сказали, что он не владеет тушевкой и плохо создает тени.

Все это очень огорчило Репина, но не отбило у него желания продолжать заниматься творчеством. В скором времени он начал посещать вечернюю художественную школу.

Илья Репин в молодости

Там он зарекомендовал себя как самого одаренного и преуспевающего художника.

Через год в биографии Ильи Репина произошло важное событие: он поступил в Академию. Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников

Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника

Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников. Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника.

Позже Илье удалось познакомиться с Иваном Крамским, которого он считал своим учителем. В скором времени Репин был удостоен медали за картину «Воскрешение дочери Иаира».

В 1868 г., находясь на берегу Невы, Илья Ефимович увидел бурлаков, тянущих за собой судно. Это событие оставило неизгладимый след в его душе. В результате, через 2 года им было написано знаменитое полотно «Бурлаки на Волге».

Картина была прекрасно принята искусствоведами, которые восхищались тем, насколько точно Репин смог передать эмоции каждого персонажа. После этого художник стал популярен не только в Петербурге, но и в Москве.

Картина «Воскрешение дочери Иаира» И. Е. Репин, 1871 г.

В 1873 г. Илья Ефимович посетил несколько европейских государств. Интересен факт, что в Париже он познакомился со знаменитым импрессионистом Эдуардом Мане.

Однако его мало привлекал модный в то время импрессионизм. Репин наоборот предпочитал писать картины в стиле реализма. Вскоре он представил свою новую работу «Садко», за которую был удостоен академического звания.

После этого путешествия Илья Репин начал жить в Москве. Именно там он написал знаменитую картину «Царевна Софья». Для того, чтобы как можно лучше изобразить Софию, он перечитал множество документов о ней.

Изначально полотно не было оценено по достоинству, и только Крамской увидел в нем настоящий шедевр. После этого Репин представил несколько своих работ на библейские сюжеты.

В 1885 г. из-под его кисти вышла известная картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», показанная позже на выставке передвижников. Она получила множество положительных отзывов и сегодня считается одной из лучших работ Ильи Репина.

Картина «Бурлаки на Волге», И. Е. Репин, 1870-1873 гг.

Три года спустя мастер представил свой новый шедевр «Не ждали», на котором ему удалось необычайно точно отобразить эмоции каждого героя. Интересен факт, что художник неоднократно переписывал выражение лица неожиданного гостя, стремясь достичь наилучшего результата.

Стоит заметить, что параллельно с этим Илья Репин написал множество полотен, на которых изображались деревенские пейзажи и домашняя утварь.

Следующая картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» принесла художнику еще большую славу. Для ее написания Илья Ефимович перечитал множество литературы о казаках и Запорожской Сечи, в том числе и «Тараса Бульбу» Николая Гоголя.

В этот период биографии Репин считался одним из самых талантливых живописцев, благодаря чему он неоднократно писал картины для Александра 3.

Интересен факт, что лучший портрет писателя Ивана Тургенева и работающего Льва Толстого на пашне написал именно Репин. В конце данной статьи имеется ссылка на все картины Репина, где вы сможете найти и эти две картины.

В конце жизни Илья Репин жил и творил в финской Куоккале в усадьбе Пенаты. И хотя он сильно тосковал по Родине, он все же предпочел остаться жить в Финляндии.

Незадолго до своей кончины у художника отнялась правая рука, в результате чего ему пришлось работать левой. Однако в скором времени перестала работать и она.

Творчество Репина

Репин — один из немногих русских художников 19-го века, в творчестве которых нашёл свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени.

Первым произведением на эту тему упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа.

В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически.

О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.

Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени.

1880-е годы – пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства.

Репин – выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий – простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников – своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.

Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи – П.М.Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей.

Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры – «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади – «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.

В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился в 1903 году.

В 1918 году усадьба «Пенаты» оказалась на территории Финляндии, Репин таким образом был отрезан от России. Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал была «Гопак. Танец запорожских казаков», посвященная памяти любимого им композитора М.П.Мусоргского.

Возвращение домой, передвижники, Москва

Портрет Репина 1892 г. Кисть Серова

С осени 1876-го Репин в течение года жил в родном Чугуеве. Переболел малярией. Выздоровев, бросился к холсту – накопил много наработок, хотелось деятельности и заказов. Переписываясь с другими художниками, в частности, с Крамским, принял решение подать заявку на приём в Товарищество передвижников. Ради вступления в его ряды художника такой славы и величины были проигнорированы все правила, и с 1878 года Репин живёт в Москве.

К выставке 1879-го написал «Царевну Софью», оказавшуюся спорной – стремясь к исторической подлинности, художник создал картину, в которой большинство тогда правды не увидело. Но это дело историков и искусствоведов.

Жизнь в Москве была бурной и богатой на знакомства и заказы. Взяв в свою семью 15-летнего Валентина Серова (по просьбе его матери, близко знакомой с Репиным), Илья Ефимович готовил подростка, имеющего стремление и художественный вкус, к поступлению в Академию. Став первым учителем Серова, способствовал развитию его дарования, хлопотал о нём и таким образом открыл миру новый талант.

Получал заказы. Репин, работы которого вывели его в ранг лучших художников России, тем не менее не всегда слышал только хвалебные отзывы. Картины Репина с названиями «Портрет И.С. Тургенева» (1874), «Крестный ход в Курской губернии» (1883) некоторыми были раскритикованы (первая не понравилась заказчику, Третьякову, о второй были негативные отзывы в прессе). Некоторые работы были приняты сразу и безоговорочно, как «Портрет композитора М.П. Мусоргского» (1881), в высшей степени человечный и живой.

Среди многочисленных знакомых некоторых Репин выделял особо. Так, он использовал любую возможность увидеться с Л.Н. Толстым, когда писатель бывал в Москве, также художник ездил в Ясную Поляну. Восхищаясь светилом литературы, Репин написал несколько его портретов в разных ситуациях: в кресле, за письменным столом, в кабинете, на пашне. Сохранились также десятки набросков.

Картина И.Е. Репина «Садко»

Илья Репин, находясь в Париже, написал полотно, сюжет которого исходит к русской фольклорной былине о новгородском купце Садко. Это художественная работа резко выделяется из всего творчества великого живописца. Сказочная история вдохновила его. Художник надеялся на успех, но «заграничные» почитатели искусства не проявили интереса и не оценили работу. Вскоре картина была куплена Великим князем Александром III. Будущий император приобрел ее для своей коллекции. Илье Репину было присвоено звание академика.

Описание картины

Садко славился своей игрой на гуслях. Морской владыко заманил купца в подводное царство и хотел удержать его, женив на одной из своих дочерей. Именно этот момент и запечатлен на полотне художника.

Композиция картины – треугольник. В правом углу стоит купец Садко в богатой собольей шубе и шапке и смотрит влево вверх, на девушку, одетую в простое национальное русское платье. Его взгляд прикован к ней. Садко не замечает никого, кроме нее. Вокруг купца плавают красавицы и бросают на него свои чарующие взгляды. Но ему не нужны эти водные царевны-русалки в красочных дорогих нарядах, украшенные драгоценностями. Не замечает Садко и великолепие животного, растительного подводного мира. Выбор Садко говорит о том, что нет ничего лучше родного мира, простой земной любви и ясно выражает тоску по родине.

Богатая цветовая гамма красок была использована художником при написании картины. Все детали костюмов, лица прорисованы до мелочей. Только на заднем плане русская девушка остается в несколько размытом виде и взгляд Садко не хочет упустить ее из вида, хочет вырваться наверх из воды.

Великолепно проработаны представители водного мира: морская звезда, фантастические рыбки, кораллы, водоросли. Удивительные краски имеет морская вода. Здесь Репин использовал все оттенки зеленого цвета.

Художник, чтобы приблизить к реалиям написание подводного мира, специально посещал Берлинский океанариум.

Полотно находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Размеры картины 323х230 см. Масло.

Детство и юность

Родился мэтр русского реализма летом 1844 года в Харьковской губернии. Детство и юность прошли в малорусском городке Чугуеве, где ранее обосновался неслуживый казак Василий Репин, дед художника. Василий Ефимович содержал постоялый двор и торговал.

Отец Ильи Репина – старший из детей, продавал лошадей, пригоняя табуны за 300 верст из Донщины (Ростовской области). Отставной солдат Ефим Васильевич Репин участвовал в трех военных кампаниях и прожил на Слобожанщине до последнего дня.

Родители Ильи Репина

Позже украинские мотивы в творчестве Ильи Репина заняли важное место, связи с малой родиной художник не обрывал никогда. Влияние на сына оказала мама, образованная женщина и подвижница Татьяна Бочарова

Для крестьянских ребятишек женщина организовала школу, где преподавала чистописание и арифметику. Детям Татьяна Степановна вслух читала стихи Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, а когда семья нуждалась в деньгах, шила шубы на заячьем меху

Влияние на сына оказала мама, образованная женщина и подвижница Татьяна Бочарова. Для крестьянских ребятишек женщина организовала школу, где преподавала чистописание и арифметику. Детям Татьяна Степановна вслух читала стихи Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, а когда семья нуждалась в деньгах, шила шубы на заячьем меху.

Илья Репин в молодости

Художника в маленьком Илье открыл дядя Трофим, принеся в дом акварельные краски. Мальчик увидел, как под кистью «ожил» черно-белый арбуз в азбуке, и пропал для остальных занятий. Илью с трудом отрывали от рисования, чтобы он поел.

В 11 лет Илью Репина отдали в топографическую школу – профессия считалась престижной. Но когда учебное заведение через 2 года упразднили, юный художник устроился учеником в иконописную мастерскую. Здесь Репина научили основам живописи, и вскоре подрядчики из округи засыпали мастерскую заказами, прося отправить к ним Илью.

Автопортрет Ильи Репина

В 16 творческая биография молодого живописца продолжилась в иконописной артели, куда Илья Репин устроился за 25 целковых в месяц.

Летом артельщики путешествовали, подыскивая заказы за пределами губернии. В Воронеже Репину рассказали об Иване Крамском, художнике из Острогожска, покинувшем родные края для учебы в петербургской академии искусств. Осенью 19-летний Илья Репин, вдохновленный примером Крамского, отправился в северную столицу.

Картины Репина с названиями

Ниже представлены самые популярные картины Репина. Все они указаны с названиями и годом написания.

Юбилейное заседание государственного совета, 1903Царевна Софья, 1879Портрет Гаршина, 1884Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых, 1888Пахарь Лев Толстой на пашне, 1887Портрет И. С. Тургенева, 1874Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881

П. М. Третьяков, 1883Автопортрет, 1920«А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года», 1911Арест пропагандиста, 1878Белорус, 1892Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны, 1894Воскрешение дочери Иаира, 1871Горбун, 1881Два украинских крестьянина, 1880

Женщина с кинжалом, 1870Иллюстрация к «Запискам сумасшедшего», 1870Крестный ход в Курской губернии, 1883Л. Н. Толстой босой, 1901Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка (Иллюстрация к стихотворению Лермонтова), 1890М. И. Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила, 1887

Обнаженная натурщица (со спины), 1896Осенний букет, 1892Отдых (портрет В. А. Репиной, 1-й жены художника), 1882Портрет писательницы Натальи Нордман-Северовой (2-й жены Репина), 1900Портрет артиста В. В. Самойлова, 1902Портрет Елизаветы Званцевой, 1889Портрет Ефима Васильевича Репина (отца художника), 1879Портрет Татьяны Степановны Репиной (матери художника), 1867Портрет императора Николая II на крыльце, 1896

Портрет композитора А. Г. Рубинштейна, 1887Портрет композитора Н. А. Римского -Корсакова, 1893Портрет министра финансов С. Ю. Витте, 1903Портрет П. А. Столыпина, 1910Портрет Павла Третьякова, 1901Портрет писателя Л. Н. Толстого, 1887Портрет С. И. Мамонтова, 1878Портрет С. Ю. Витте, министра финансов, 1903Портрет физиолога И. М. Сеченова, 1889Портрет хирурга Н. И. Пирогова, 1881Портрет художника И. Е. Репина, 1892Портрет Элеоноры Дузе, 1891Садко, 1876

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

«Нищая» (Девочка-рыбачка) (1874 г.)

Творения великого русского живописца можно увидеть в Третьяковской галерее, других музеях страны и мира. Чтобы не отправляться так далеко, можно посмотреть фотографии, сделанные с оригиналов полотен.

Репин реалистично изображал то, что видел. На его полотнах навеки остались образы не только знатных господ, но и людей, не имеющих почти ничего. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века.

Нищая девочка, видимо, жила недалеко от реки и была рыбачкой. Из истории написания этого шедевра становится ясно, что ребенок жил во французском городе Вёле. Девочка позировала художникам и этим зарабатывала себе на хлеб. По словам Ильи Ефимовича, рисовать ее было непросто, так как девочка кривлялась и постоянно вертелась. Но за час мастер смог уловить ее мысли, чувства, внутреннее состояние.

Природа на полотне изображена как бы неживыми красками, все внимание привлекает ребенок: выгоревшие на солнце ресницы, брови, волосы, обветренные руки. Репину удалось передать даже мельчайшие детали нищенской одежды девчушки

Многие художники, искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист.

Знаменитые современники

Портреты современников считаются одной из вершин в творчестве Репина. Публика не переставала восхищаться ими даже тогда, когда резко менялось её отношение к запечатлённым художником людям.

Репин — художник, в портретной живописи которого запечатлена целая эпоха жизни России. Запечатлена в лицах его знаменитых современников — по преимуществу представителей мира искусства (которое никогда не было в России только искусством, но всегда — чем-то большим). В частности, кисти Репина принадлежат портреты таких выдающихся музыкантов, как Бородин, Глазунов, Мусоргский, Римский-Корсаков — в этом ряду находится и «Портрет Михаила Глинки, сочиняющего оперу «Руслан и Людмила». Но чаще всего Репин писал Льва Толстого, с которым он познакомился и сблизился в 1880 году. В репинском наследии насчитывается около 40 портретов Толстого, сделанных маслом, акварелью и карандашом. Например картина «Л.Н. Толстой босой» запечатлела великого писателя на лесной дорожке.

Кисти Репина принадлежит известный «Портрет В.В. Стасова», 1889. Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) — виднейшая фигура в русском искусстве второй половины XIX века. Он выступал главным идеологом реализма, поставившего своей задачей не «развлекать», а «просвещать» и «направлять» — другими словами, воздействовать на жизнь, менять её. Наряду с И. Крамским, сыграл значительную роль в становлении Репина как художника. Энергию и волю Стасова, его бойцовский характер, его «брутальность» Репин прекрасно выразил в этом портрете. Сам портрет можно назвать «говорящим» — глядящий с него пронзительным взглядом художественный критик словно вызывает зрителя на диалог, пристально оценивая его. Такой «диалогизм» — одна из отличительных особенностей портретной живописи Репина.

В последние годы жизни Репин оказался в эмиграции. На родине ему продолжали оказывать знаки внимания, хотя общая художественная ситуация в 1920-е годы была, по существу, враждебна реализму. В моде был авангард, созвучный пафосу переустройства жизни, и на этом фоне Репин смотрелся почти бронтозавром.

Бурлаки в биллиардной

На родине жизнь была куда интереснее! Умы покоряло Товарищество передвижных выставок во главе с Крамским, и Репин вошёл в их ряды. С передвижниками связаны поистине золотые годы его жизни. 17 лет, за которые были созданы «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», тот же «Иван Грозный»… 17 лет братства с равными ему и по таланту, и по силе духа людьми: Крамским, Суриковым, Поленовым, Серовым… 17 лет всеобщего уважения и даже преклонения, ведь Репина в России ценили выше, чем любого другого художника.

“Стрекоза” (портрет дочери Веры)

Но считать, что репинский успех был лёгок, могли только самые отчаянные завистники. Илью вечно преследовала мысль, что можно сделать лучше, и вполне, казалось бы, готовое творение застревало на мольберте на долгие месяцы, а то и годы. «Запорожцев» он писал 12 лет, и столько же – «Арест пропагандиста». А картину «Пушкин на берегу Невы» Репин всё никак не мог закончить 30 лет. Бывало, что в поисках нового решения Репин совершенно портил картину. Но указывать ему на это было бесполезно. «Лицемеры! Святоши! Я поступаю так, как чувствую, а вы всё удумываете! Ах мудрецы, скажите пожалуйста! Может, я и ошибаюсь сегодня, а вы ошибётесь завтра, потому что нет нерушимых истин!» — кипятился он.

Быстро Репин написал только «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Это был царский заказ к столетию Госсовета, сначала показавшийся художнику обременительным и неинтересным. Но, придя на заседание, Репин воодушевился этим красочным зрелищем: на красном фоне ковров и кресел в полукружье белых колонн яркими пятнами горело золото на чёрных мундирах и голубые андреевские ленты. Это будет групповой портрет в духе Рембрандта, Гальса и Веласкеса – понял Репин. И поставил условие — сановники должны позировать ему все вместе, в мундирах, и именно в зале заседаний. После нескольких сеансов кое-кто из портретируемых запротестовал (особенно те, кто на картине представлены затылком, или куском спины, или в профиль). Некоторые предложили воспользоваться своими фотографиями. Тогда Репин отказался продолжать работу. И Николаю II пришлось отдать приказ — всем позировать!

И всё-таки терпение государственных мужей испытывать до бесконечности был нельзя. Репину пришлось писать быстро. Более восьмидесяти фигур, из них около шестидесяти полноценных портретов – Победоносцев, Столыпин, Витте… Бешеная гонка. Но зато портить картину, переписывая по много раз, было некогда. Вдохновенный удар кисти – и готова старческую дряблость одного лица, мясистость другого, елейная постность третьего. Конечно, около трёх лет потом ушло на проработку полотна, но самих портретов это не касалось. Успех картины был колоссальный, в том, что Репин — гений, сомнений не оставалось уже ни у кого…

“Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения”

Вот это-то всеобщее поклонение и сыграло с Ильей Ефимовичем злую шутку. Им, урождённым чугуевским мещанином, увлеклись самые блестящие светские дамы: княгиня Тенишева, баронесса Икскуль. Они приглашали его в свои салоны — и он научился говорить пустяки и оставлять в альбомах лёгкие зарисовки. Они осаждали его просьбами о портретах — и мастерскую Репина заполонили слуги, модистки с новыми платьями, шляпные коробки, собачки… Они флиртовали с ним — и Илья Ефимович терял голову. Нет, актуальных, гражданских тем в живописи он не оставлял. Но даже самые дерзкие, оппозиционные его работы оседали по великосветским домам — до того Репин был в моде. Ещё «Бурлаков» в свое время купил великий князь Владимир Александрович и повесил в собственной бильярдной. А явно революционную «Манифестацию 17 октября 1905 года» приобрёл член Государственного совета. Удачнее всего удалось продать «Запорожцев» — самому царю. Впрочем, как тут оценить: 35 тысяч рублей за плод 12-летнего труда — это много или мало? Как бы то ни было, Илья Ефимович купил на эти деньги поместье в Витебской губернии. Теперь он наблюдал за работниками не в поисках натуры, а с мыслями о хозяйстве. Он писал Стасову, что время вывозить навоз, что местные мужички покупают у него овёс и ячмень. На целый год страстный Илья Ефимович нашёл счастье во всей этой пасторальной идиллии! С сыном Юрием курил махорку, посмеивался над дочерью Надей, которая ходила по поместью босиком в костюме деревенского парня. Жена Вера Алексеевна, хоть и не сочувствовала всем этим беспорядкам, дипломатично молчала. В тот год они выглядели почти счастливой семьей…

Биография Репина

Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 г. в Харьковской губернии. Все свое детство он провел в небольшом городе Чугуеве.

Его отец, Ефим Васильевич, был отставным солдатом. Мать, Татьяна Степановна, являлась грамотной и мудрой женщиной.

Детство и юность

В детстве Ильи Репина мать самостоятельно учила детей грамоте, а также часто читала им вслух произведения Пушкина, Лермонтова и Жуковского (см. интересные факты о Жуковском).

Более того, эта удивительная женщина организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята, и взрослые.

Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Но все это было на плечах матери будущего гения.

Отец и мать Ильи Репина

Вообще семья Репиных была набожной: там часто читали Библию и прочие священные книги. Поскольку семья была небогатой, матери нередко приходилось шить шубы на продажу.

Однажды в гости к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Трофим Чаплыгин. Он принес с собой акварельные краски и кисти. Это стало отправной точкой в творческой биографии Репина.

Автопортрет 19-летнего Репина, 1863 г.

Дело в том, что когда маленький Илюша попробовал ими рисовать, он пришел в настоящий восторг. После этого любовь к рисованию осталась у него на всю жизнь.

В 1855 г., когда Репину исполнилось 11 лет, родители отправили его учиться в топографическую школу, которую вскоре закрыли. После этого Илья начал трудиться в иконописной мастерской.

Он делал хорошие успехи в написании образов, в результате чего о его таланте узнали не только в Чугуеве, но и за его пределами.

Достигнув 16-летнего возраста, Илья получил предложение на работу в иконописной артели за 25 рублей в месяц.

Интересно, что артельщикам приходилось вести кочевой образ жизни, выполняя заказы то в одном, то в другом городе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Биография художника репина, певца истины

Библиография

  • Репин И. Е., Крамской И. Н. Переписка. 1873—1885 / Письма подгот. к печати и примеч. к ним сост. Т. А. Дядьковской; . — Москва; Ленинград: Искусство М.: тип. «Кр. печатник», 1949. — 208 с. — (Письма И. Е. Репина). — 5000 экз.
  • Репин И. Е., Базилевский В. И. Илья Ефимович Репин, Виктор Иванович Базилевский Переписка (1918-1929 годы) / Федеральное арх. агентство, Российский гос. архив лит. и искусства; подгот. : Т. М. Горяева, Е. В. Кирилина, О. В. Турбина.. — Санкт-Петербург, М.: Мiръ, РГАЛИ, 2012. — 380 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98846-061-5, 978-5-98846-061-9.
  • Репин И. Е., Щеглов И. Наивные вопросы. С прил. портр. Ивана Щеглова, рис. И.Е. Репиным, автобиогр. заметки и библиогр. указ. / Иван Щеглов. — Санкт-Петербург: А. Г. Алексѣева, 1903. — 188 с.
  • Репин И. Е. Письма к Е. П. Тархановой-Антокольской и И. Р. Тарханову / Под общ. ред. К. И. Чуковского; Вступ. статья и прим. И. А. Бродского и Я. Д. Лещинского. — Л.: Искусство. тип. арт. «Сов. печатник», 1937. — 116 с.
  • Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и с предисл. К.Чуковского. М-Л., «Искусство», 1937 г., — 624 с.
  • Репин И. Е. Далекое близкое. Под ред. и со вступ. статьей К. Чуковского. М.-Л., «Искусство», 1944 г. — 528 с., 3 000 экз.
  • Репин И. Е. Далекое близкое / Под ред. и со вступ. статьей К. Чуковского; . — 3-е изд., испр. и доп.. — Москва ; Ленинград: Искусство, 1949. — 555 с.
  • Репин И. Е., Чуковский К. И. Илья Репин, Корней Чуковский. Переписка, 1906—1929 / Вступ. ст. Г. С. Чурак; подгот. текста и публ. Е. Ц. Чуковская и Г. С. Чурак; коммент. Е. Г. Левенфиш и Г. С. Чурак. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 352 с. — 2000 экз. — ISBN 5-86793-436-5.
  • Репин И. Е., Третьяков П. М. Письма И. Е. Репина. Переписка с П. М. Третьяковым. 1873—1898 / Письма подгот. к печати и прим. к ним составлены сотрудниками Гос. Третьяковск. галереи М. Н. Григорьевой и А. Н. Щекотовой; Предисл. А. Замошкина. — Москва ; Ленинград: Искусство, 1946. — 226 с. — (Труды Государственной Третьяковской галереи).
  • Репин И. Е. Илья Ефимович Репин. — Санкт-Петербург: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1894. — Т. VIII. — 28 с. — (Русские художники).
  • Репин И. Е. Бурлаки на Волге (Воспоминания). — Москва ; Ленинград: Искусство, 1944. — 124 с.
  • Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям. 1880—1929. Подгот. к печати и примеч. сост. О. И. Гапоновой / Под ред. А. И. Леонова; Вступ. статья Н. Машковцева.. — М.: тип. газ. «Моск. правда», 1950. — 268 с.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ilya-repin.ru,,  

Илья Репин: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Илья Репин: жизнь и творчество художника
3.4 (68.57%) 7 голос(ов)

Религиозные картины

К религиозным сюжетам Репин часто обращался в начале своего творческого пути. Две его студенческие работы, «Иов и его друзья» и «Воскрешение дочери Иаира» были удостоены в 1869-м и 1871-м годах соответственно Малой и Большой золотой медали Академии художеств. Из более или менее поздних картин этого рода отметим полотно «Иди за мною, Сатано» (начато в 1890 году), посвящённое евангельской теме искушения Христа. Этой картине художник отдал более десяти лет. В 1898 году, в период работы над ней, он посетил Святую Землю, чтобы своими глазами «увидеть древние стены и природу, в окружении которой жили люди, описанные в Библии». А.Н. Бенуа позволил высказаться об этой работе И.Е. Репина следующим образом: «… под влиянием своих литературных связей и увлечений, а отчасти прислушиваясь к призывам «передовых» течений, Репин как-то стал тяготиться реализмом, и его всё больше начало тянуть на создание таких творений, в которых ему казалось, он мог выразить своё мировоззрение, свои верования, свое отношение к великим вопросам бытия. Насколько это было не его делом, показала огромная и столь неудачная картина «Иди за мною, сатана», появление которой вызвало тоскливое недоумение самых верных его почитателей…»

Это полотно хранилось в Художественном музее города Харькова, но, к сожалению, было уничтожено в годы Второй мировой войны. Сохранился лишь ряд набросков к нему. Вновь заинтересовался Репин религиозной живописью на закате своей жизни.

Интересные факты из жизни художника

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником.

Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующее историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

«Бурлаки на Волге»

Стоит отметить, что картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

«Мужик с дурным глазом»

Примерным семьянином Илья Репин не был никогда. Он не просто увлекался противоположным полом, а служил ему.

Главным стимулом к созданию одной из самых знаменитых картин художника «Иван Грозный и его сын Иван» стало посещение им одного из боёв корриды во время пребывания в Испании. Пребывая под большим впечатлением, Репин в своём дневнике написал по этому поводу: «Кровь, убийства и живая смерть очень влекут к себе. Вернувшись домой, я в первую очередь примусь за кровавую сцену».

Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.

Однажды живописец познакомился с молодым врачом, который сообщил ему большой пользе сна на открытом воздухе. Начиная с того времени, вся семья спала на улице, а сам Илья Репин отдавал предпочтения сну на открытом воздухе даже в лютые морозы, правда под навесом из стекла.

Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали принадлежности художника. Однако это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила.

Живопись

В 1863 г. Илья Репин отправляется в Петербург, чтобы показать руководству Академии художеств свои работы. Однако там его рисунки подвергли резкой критике. В частности, юноше сказали, что он не владеет тушевкой и плохо создает тени.

Все это очень огорчило Репина, но не отбило у него желания продолжать заниматься творчеством. В скором времени он начал посещать вечернюю художественную школу.

Илья Репин в молодости

Там он зарекомендовал себя как самого одаренного и преуспевающего художника.

Через год в биографии Ильи Репина произошло важное событие: он поступил в Академию. Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников

Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника

Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников. Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника.

Позже Илье удалось познакомиться с Иваном Крамским, которого он считал своим учителем. В скором времени Репин был удостоен медали за картину «Воскрешение дочери Иаира».

В 1868 г., находясь на берегу Невы, Илья Ефимович увидел бурлаков, тянущих за собой судно. Это событие оставило неизгладимый след в его душе. В результате, через 2 года им было написано знаменитое полотно «Бурлаки на Волге».

Картина была прекрасно принята искусствоведами, которые восхищались тем, насколько точно Репин смог передать эмоции каждого персонажа. После этого художник стал популярен не только в Петербурге, но и в Москве.

Картина «Воскрешение дочери Иаира» И. Е. Репин, 1871 г.

В 1873 г. Илья Ефимович посетил несколько европейских государств. Интересен факт, что в Париже он познакомился со знаменитым импрессионистом Эдуардом Мане.

Однако его мало привлекал модный в то время импрессионизм. Репин наоборот предпочитал писать картины в стиле реализма. Вскоре он представил свою новую работу «Садко», за которую был удостоен академического звания.

После этого путешествия Илья Репин начал жить в Москве. Именно там он написал знаменитую картину «Царевна Софья». Для того, чтобы как можно лучше изобразить Софию, он перечитал множество документов о ней.

Изначально полотно не было оценено по достоинству, и только Крамской увидел в нем настоящий шедевр. После этого Репин представил несколько своих работ на библейские сюжеты.

В 1885 г. из-под его кисти вышла известная картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», показанная позже на выставке передвижников. Она получила множество положительных отзывов и сегодня считается одной из лучших работ Ильи Репина.

Картина «Бурлаки на Волге», И. Е. Репин, 1870-1873 гг.

Три года спустя мастер представил свой новый шедевр «Не ждали», на котором ему удалось необычайно точно отобразить эмоции каждого героя. Интересен факт, что художник неоднократно переписывал выражение лица неожиданного гостя, стремясь достичь наилучшего результата.

Стоит заметить, что параллельно с этим Илья Репин написал множество полотен, на которых изображались деревенские пейзажи и домашняя утварь.

Следующая картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» принесла художнику еще большую славу. Для ее написания Илья Ефимович перечитал множество литературы о казаках и Запорожской Сечи, в том числе и «Тараса Бульбу» Николая Гоголя.

В этот период биографии Репин считался одним из самых талантливых живописцев, благодаря чему он неоднократно писал картины для Александра 3.

Интересен факт, что лучший портрет писателя Ивана Тургенева и работающего Льва Толстого на пашне написал именно Репин. В конце данной статьи имеется ссылка на все картины Репина, где вы сможете найти и эти две картины.

В конце жизни Илья Репин жил и творил в финской Куоккале в усадьбе Пенаты. И хотя он сильно тосковал по Родине, он все же предпочел остаться жить в Финляндии.

Незадолго до своей кончины у художника отнялась правая рука, в результате чего ему пришлось работать левой. Однако в скором времени перестала работать и она.

Творчество Репина

Репин — один из немногих русских художников 19-го века, в творчестве которых нашёл свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени.

Первым произведением на эту тему упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа.

В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически.

О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.

Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени.

1880-е годы – пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства.

Репин – выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий – простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников – своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.

Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи – П.М.Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей.

Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры – «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади – «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.

В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился в 1903 году.

В 1918 году усадьба «Пенаты» оказалась на территории Финляндии, Репин таким образом был отрезан от России. Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал была «Гопак. Танец запорожских казаков», посвященная памяти любимого им композитора М.П.Мусоргского.

Возвращение домой, передвижники, Москва

Портрет Репина 1892 г. Кисть Серова

С осени 1876-го Репин в течение года жил в родном Чугуеве. Переболел малярией. Выздоровев, бросился к холсту – накопил много наработок, хотелось деятельности и заказов. Переписываясь с другими художниками, в частности, с Крамским, принял решение подать заявку на приём в Товарищество передвижников. Ради вступления в его ряды художника такой славы и величины были проигнорированы все правила, и с 1878 года Репин живёт в Москве.

К выставке 1879-го написал «Царевну Софью», оказавшуюся спорной – стремясь к исторической подлинности, художник создал картину, в которой большинство тогда правды не увидело. Но это дело историков и искусствоведов.

Жизнь в Москве была бурной и богатой на знакомства и заказы. Взяв в свою семью 15-летнего Валентина Серова (по просьбе его матери, близко знакомой с Репиным), Илья Ефимович готовил подростка, имеющего стремление и художественный вкус, к поступлению в Академию. Став первым учителем Серова, способствовал развитию его дарования, хлопотал о нём и таким образом открыл миру новый талант.

Получал заказы. Репин, работы которого вывели его в ранг лучших художников России, тем не менее не всегда слышал только хвалебные отзывы. Картины Репина с названиями «Портрет И.С. Тургенева» (1874), «Крестный ход в Курской губернии» (1883) некоторыми были раскритикованы (первая не понравилась заказчику, Третьякову, о второй были негативные отзывы в прессе). Некоторые работы были приняты сразу и безоговорочно, как «Портрет композитора М.П. Мусоргского» (1881), в высшей степени человечный и живой.

Среди многочисленных знакомых некоторых Репин выделял особо. Так, он использовал любую возможность увидеться с Л.Н. Толстым, когда писатель бывал в Москве, также художник ездил в Ясную Поляну. Восхищаясь светилом литературы, Репин написал несколько его портретов в разных ситуациях: в кресле, за письменным столом, в кабинете, на пашне. Сохранились также десятки набросков.

Картина И.Е. Репина «Садко»

Илья Репин, находясь в Париже, написал полотно, сюжет которого исходит к русской фольклорной былине о новгородском купце Садко. Это художественная работа резко выделяется из всего творчества великого живописца. Сказочная история вдохновила его. Художник надеялся на успех, но «заграничные» почитатели искусства не проявили интереса и не оценили работу. Вскоре картина была куплена Великим князем Александром III. Будущий император приобрел ее для своей коллекции. Илье Репину было присвоено звание академика.

Описание картины

Садко славился своей игрой на гуслях. Морской владыко заманил купца в подводное царство и хотел удержать его, женив на одной из своих дочерей. Именно этот момент и запечатлен на полотне художника.

Композиция картины – треугольник. В правом углу стоит купец Садко в богатой собольей шубе и шапке и смотрит влево вверх, на девушку, одетую в простое национальное русское платье. Его взгляд прикован к ней. Садко не замечает никого, кроме нее. Вокруг купца плавают красавицы и бросают на него свои чарующие взгляды. Но ему не нужны эти водные царевны-русалки в красочных дорогих нарядах, украшенные драгоценностями. Не замечает Садко и великолепие животного, растительного подводного мира. Выбор Садко говорит о том, что нет ничего лучше родного мира, простой земной любви и ясно выражает тоску по родине.

Богатая цветовая гамма красок была использована художником при написании картины. Все детали костюмов, лица прорисованы до мелочей. Только на заднем плане русская девушка остается в несколько размытом виде и взгляд Садко не хочет упустить ее из вида, хочет вырваться наверх из воды.

Великолепно проработаны представители водного мира: морская звезда, фантастические рыбки, кораллы, водоросли. Удивительные краски имеет морская вода. Здесь Репин использовал все оттенки зеленого цвета.

Художник, чтобы приблизить к реалиям написание подводного мира, специально посещал Берлинский океанариум.

Полотно находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Размеры картины 323х230 см. Масло.

Детство и юность

Родился мэтр русского реализма летом 1844 года в Харьковской губернии. Детство и юность прошли в малорусском городке Чугуеве, где ранее обосновался неслуживый казак Василий Репин, дед художника. Василий Ефимович содержал постоялый двор и торговал.

Отец Ильи Репина – старший из детей, продавал лошадей, пригоняя табуны за 300 верст из Донщины (Ростовской области). Отставной солдат Ефим Васильевич Репин участвовал в трех военных кампаниях и прожил на Слобожанщине до последнего дня.

Родители Ильи Репина

Позже украинские мотивы в творчестве Ильи Репина заняли важное место, связи с малой родиной художник не обрывал никогда. Влияние на сына оказала мама, образованная женщина и подвижница Татьяна Бочарова

Для крестьянских ребятишек женщина организовала школу, где преподавала чистописание и арифметику. Детям Татьяна Степановна вслух читала стихи Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, а когда семья нуждалась в деньгах, шила шубы на заячьем меху

Влияние на сына оказала мама, образованная женщина и подвижница Татьяна Бочарова. Для крестьянских ребятишек женщина организовала школу, где преподавала чистописание и арифметику. Детям Татьяна Степановна вслух читала стихи Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, а когда семья нуждалась в деньгах, шила шубы на заячьем меху.

Илья Репин в молодости

Художника в маленьком Илье открыл дядя Трофим, принеся в дом акварельные краски. Мальчик увидел, как под кистью «ожил» черно-белый арбуз в азбуке, и пропал для остальных занятий. Илью с трудом отрывали от рисования, чтобы он поел.

В 11 лет Илью Репина отдали в топографическую школу – профессия считалась престижной. Но когда учебное заведение через 2 года упразднили, юный художник устроился учеником в иконописную мастерскую. Здесь Репина научили основам живописи, и вскоре подрядчики из округи засыпали мастерскую заказами, прося отправить к ним Илью.

Автопортрет Ильи Репина

В 16 творческая биография молодого живописца продолжилась в иконописной артели, куда Илья Репин устроился за 25 целковых в месяц.

Летом артельщики путешествовали, подыскивая заказы за пределами губернии. В Воронеже Репину рассказали об Иване Крамском, художнике из Острогожска, покинувшем родные края для учебы в петербургской академии искусств. Осенью 19-летний Илья Репин, вдохновленный примером Крамского, отправился в северную столицу.

Картины Репина с названиями

Ниже представлены самые популярные картины Репина. Все они указаны с названиями и годом написания.

Юбилейное заседание государственного совета, 1903Царевна Софья, 1879Портрет Гаршина, 1884Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых, 1888Пахарь Лев Толстой на пашне, 1887Портрет И. С. Тургенева, 1874Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881

П. М. Третьяков, 1883Автопортрет, 1920«А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года», 1911Арест пропагандиста, 1878Белорус, 1892Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны, 1894Воскрешение дочери Иаира, 1871Горбун, 1881Два украинских крестьянина, 1880

Женщина с кинжалом, 1870Иллюстрация к «Запискам сумасшедшего», 1870Крестный ход в Курской губернии, 1883Л. Н. Толстой босой, 1901Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка (Иллюстрация к стихотворению Лермонтова), 1890М. И. Глинка в период сочинения оперы Руслан и Людмила, 1887

Обнаженная натурщица (со спины), 1896Осенний букет, 1892Отдых (портрет В. А. Репиной, 1-й жены художника), 1882Портрет писательницы Натальи Нордман-Северовой (2-й жены Репина), 1900Портрет артиста В. В. Самойлова, 1902Портрет Елизаветы Званцевой, 1889Портрет Ефима Васильевича Репина (отца художника), 1879Портрет Татьяны Степановны Репиной (матери художника), 1867Портрет императора Николая II на крыльце, 1896

Портрет композитора А. Г. Рубинштейна, 1887Портрет композитора Н. А. Римского -Корсакова, 1893Портрет министра финансов С. Ю. Витте, 1903Портрет П. А. Столыпина, 1910Портрет Павла Третьякова, 1901Портрет писателя Л. Н. Толстого, 1887Портрет С. И. Мамонтова, 1878Портрет С. Ю. Витте, министра финансов, 1903Портрет физиолога И. М. Сеченова, 1889Портрет хирурга Н. И. Пирогова, 1881Портрет художника И. Е. Репина, 1892Портрет Элеоноры Дузе, 1891Садко, 1876

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

«Нищая» (Девочка-рыбачка) (1874 г.)

Творения великого русского живописца можно увидеть в Третьяковской галерее, других музеях страны и мира. Чтобы не отправляться так далеко, можно посмотреть фотографии, сделанные с оригиналов полотен.

Репин реалистично изображал то, что видел. На его полотнах навеки остались образы не только знатных господ, но и людей, не имеющих почти ничего. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века.

Нищая девочка, видимо, жила недалеко от реки и была рыбачкой. Из истории написания этого шедевра становится ясно, что ребенок жил во французском городе Вёле. Девочка позировала художникам и этим зарабатывала себе на хлеб. По словам Ильи Ефимовича, рисовать ее было непросто, так как девочка кривлялась и постоянно вертелась. Но за час мастер смог уловить ее мысли, чувства, внутреннее состояние.

Природа на полотне изображена как бы неживыми красками, все внимание привлекает ребенок: выгоревшие на солнце ресницы, брови, волосы, обветренные руки. Репину удалось передать даже мельчайшие детали нищенской одежды девчушки

Многие художники, искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист.

Знаменитые современники

Портреты современников считаются одной из вершин в творчестве Репина. Публика не переставала восхищаться ими даже тогда, когда резко менялось её отношение к запечатлённым художником людям.

Репин — художник, в портретной живописи которого запечатлена целая эпоха жизни России. Запечатлена в лицах его знаменитых современников — по преимуществу представителей мира искусства (которое никогда не было в России только искусством, но всегда — чем-то большим). В частности, кисти Репина принадлежат портреты таких выдающихся музыкантов, как Бородин, Глазунов, Мусоргский, Римский-Корсаков — в этом ряду находится и «Портрет Михаила Глинки, сочиняющего оперу «Руслан и Людмила». Но чаще всего Репин писал Льва Толстого, с которым он познакомился и сблизился в 1880 году. В репинском наследии насчитывается около 40 портретов Толстого, сделанных маслом, акварелью и карандашом. Например картина «Л.Н. Толстой босой» запечатлела великого писателя на лесной дорожке.

Кисти Репина принадлежит известный «Портрет В.В. Стасова», 1889. Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) — виднейшая фигура в русском искусстве второй половины XIX века. Он выступал главным идеологом реализма, поставившего своей задачей не «развлекать», а «просвещать» и «направлять» — другими словами, воздействовать на жизнь, менять её. Наряду с И. Крамским, сыграл значительную роль в становлении Репина как художника. Энергию и волю Стасова, его бойцовский характер, его «брутальность» Репин прекрасно выразил в этом портрете. Сам портрет можно назвать «говорящим» — глядящий с него пронзительным взглядом художественный критик словно вызывает зрителя на диалог, пристально оценивая его. Такой «диалогизм» — одна из отличительных особенностей портретной живописи Репина.

В последние годы жизни Репин оказался в эмиграции. На родине ему продолжали оказывать знаки внимания, хотя общая художественная ситуация в 1920-е годы была, по существу, враждебна реализму. В моде был авангард, созвучный пафосу переустройства жизни, и на этом фоне Репин смотрелся почти бронтозавром.

Бурлаки в биллиардной

На родине жизнь была куда интереснее! Умы покоряло Товарищество передвижных выставок во главе с Крамским, и Репин вошёл в их ряды. С передвижниками связаны поистине золотые годы его жизни. 17 лет, за которые были созданы «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», тот же «Иван Грозный»… 17 лет братства с равными ему и по таланту, и по силе духа людьми: Крамским, Суриковым, Поленовым, Серовым… 17 лет всеобщего уважения и даже преклонения, ведь Репина в России ценили выше, чем любого другого художника.

“Стрекоза” (портрет дочери Веры)

Но считать, что репинский успех был лёгок, могли только самые отчаянные завистники. Илью вечно преследовала мысль, что можно сделать лучше, и вполне, казалось бы, готовое творение застревало на мольберте на долгие месяцы, а то и годы. «Запорожцев» он писал 12 лет, и столько же – «Арест пропагандиста». А картину «Пушкин на берегу Невы» Репин всё никак не мог закончить 30 лет. Бывало, что в поисках нового решения Репин совершенно портил картину. Но указывать ему на это было бесполезно. «Лицемеры! Святоши! Я поступаю так, как чувствую, а вы всё удумываете! Ах мудрецы, скажите пожалуйста! Может, я и ошибаюсь сегодня, а вы ошибётесь завтра, потому что нет нерушимых истин!» — кипятился он.

Быстро Репин написал только «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Это был царский заказ к столетию Госсовета, сначала показавшийся художнику обременительным и неинтересным. Но, придя на заседание, Репин воодушевился этим красочным зрелищем: на красном фоне ковров и кресел в полукружье белых колонн яркими пятнами горело золото на чёрных мундирах и голубые андреевские ленты. Это будет групповой портрет в духе Рембрандта, Гальса и Веласкеса – понял Репин. И поставил условие — сановники должны позировать ему все вместе, в мундирах, и именно в зале заседаний. После нескольких сеансов кое-кто из портретируемых запротестовал (особенно те, кто на картине представлены затылком, или куском спины, или в профиль). Некоторые предложили воспользоваться своими фотографиями. Тогда Репин отказался продолжать работу. И Николаю II пришлось отдать приказ — всем позировать!

И всё-таки терпение государственных мужей испытывать до бесконечности был нельзя. Репину пришлось писать быстро. Более восьмидесяти фигур, из них около шестидесяти полноценных портретов – Победоносцев, Столыпин, Витте… Бешеная гонка. Но зато портить картину, переписывая по много раз, было некогда. Вдохновенный удар кисти – и готова старческую дряблость одного лица, мясистость другого, елейная постность третьего. Конечно, около трёх лет потом ушло на проработку полотна, но самих портретов это не касалось. Успех картины был колоссальный, в том, что Репин — гений, сомнений не оставалось уже ни у кого…

“Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения”

Вот это-то всеобщее поклонение и сыграло с Ильей Ефимовичем злую шутку. Им, урождённым чугуевским мещанином, увлеклись самые блестящие светские дамы: княгиня Тенишева, баронесса Икскуль. Они приглашали его в свои салоны — и он научился говорить пустяки и оставлять в альбомах лёгкие зарисовки. Они осаждали его просьбами о портретах — и мастерскую Репина заполонили слуги, модистки с новыми платьями, шляпные коробки, собачки… Они флиртовали с ним — и Илья Ефимович терял голову. Нет, актуальных, гражданских тем в живописи он не оставлял. Но даже самые дерзкие, оппозиционные его работы оседали по великосветским домам — до того Репин был в моде. Ещё «Бурлаков» в свое время купил великий князь Владимир Александрович и повесил в собственной бильярдной. А явно революционную «Манифестацию 17 октября 1905 года» приобрёл член Государственного совета. Удачнее всего удалось продать «Запорожцев» — самому царю. Впрочем, как тут оценить: 35 тысяч рублей за плод 12-летнего труда — это много или мало? Как бы то ни было, Илья Ефимович купил на эти деньги поместье в Витебской губернии. Теперь он наблюдал за работниками не в поисках натуры, а с мыслями о хозяйстве. Он писал Стасову, что время вывозить навоз, что местные мужички покупают у него овёс и ячмень. На целый год страстный Илья Ефимович нашёл счастье во всей этой пасторальной идиллии! С сыном Юрием курил махорку, посмеивался над дочерью Надей, которая ходила по поместью босиком в костюме деревенского парня. Жена Вера Алексеевна, хоть и не сочувствовала всем этим беспорядкам, дипломатично молчала. В тот год они выглядели почти счастливой семьей…

Биография Репина

Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 г. в Харьковской губернии. Все свое детство он провел в небольшом городе Чугуеве.

Его отец, Ефим Васильевич, был отставным солдатом. Мать, Татьяна Степановна, являлась грамотной и мудрой женщиной.

Детство и юность

В детстве Ильи Репина мать самостоятельно учила детей грамоте, а также часто читала им вслух произведения Пушкина, Лермонтова и Жуковского (см. интересные факты о Жуковском).

Более того, эта удивительная женщина организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята, и взрослые.

Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Но все это было на плечах матери будущего гения.

Отец и мать Ильи Репина

Вообще семья Репиных была набожной: там часто читали Библию и прочие священные книги. Поскольку семья была небогатой, матери нередко приходилось шить шубы на продажу.

Однажды в гости к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Трофим Чаплыгин. Он принес с собой акварельные краски и кисти. Это стало отправной точкой в творческой биографии Репина.

Автопортрет 19-летнего Репина, 1863 г.

Дело в том, что когда маленький Илюша попробовал ими рисовать, он пришел в настоящий восторг. После этого любовь к рисованию осталась у него на всю жизнь.

В 1855 г., когда Репину исполнилось 11 лет, родители отправили его учиться в топографическую школу, которую вскоре закрыли. После этого Илья начал трудиться в иконописной мастерской.

Он делал хорошие успехи в написании образов, в результате чего о его таланте узнали не только в Чугуеве, но и за его пределами.

Достигнув 16-летнего возраста, Илья получил предложение на работу в иконописной артели за 25 рублей в месяц.

Интересно, что артельщикам приходилось вести кочевой образ жизни, выполняя заказы то в одном, то в другом городе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий