Где покоятся честные мощи прп. серафима саровского?

Краткое житие

Прохор Мошнин (мирское имя преподобного) – уроженец Курска. Годом его рождения считают 1754. Отец Прохора – благочестивый купец Исидор, мать – Агафия. Прохор уже с детства был особенным: кротким, молитвенным. Печать избрания Божия на монашеский путь лежала на нем с раннего возраста. Известно, что мальчиком он упал с колокольни строившегося храма, но остался совершенно невредим. Это произвело огромное впечатление на его мать. Видимо, тогда она задумалась об особом пути сына – возможно, иноческом. Особенно укрепилась эта убежденность после чуда с Курской коренной иконой. Во время крестного хода с ней юный Прохор, тяжело болевший, получил исцеление.

В 1778 г. Прохор пришел в Саровский монастырь, где долго был послушником, а с 1786 г. принял постриг с именем, под которым он и будет известен всей России – Серафим. Скоро он был рукоположен в иеродиаконы, с 1793 г. стал иеромонахом. Монашеская жизнь Серафима отмечена печатью избрания Божия так же, как и его мирская жизнь.

Еще будучи послушником, он тяжело заболел водянкой, и был мгновенно исцелен пришедшей к нему Богородицей. Всего же явлений Пречистой “убогому Серафиму”, как он себя именовал, за его жизнь было 12.

Из диаконского служения Серафима известно, как однажды во время литургии он видел Самого Христа. Истинность видения удостоверил его духовный отец, опытный старец Иосиф. Однако, заповедал молодому иеродиакону оградить себя молчанием, чтобы избежать превозношения.

Но чудо следует за чудом в жизни этого удивительного монаха. С 1794 г. он ушел на уединенное подвижничество. Вне монастырских стен устроил пустыньку, развел огород, пасеку. Говорили, что к преподобному приходили дикие звери, даже медведь, кормившийся из его рук. Подвиги его тогда известны только Богу. Из известного людям можно сказать о столпническом подвиге – стоянии на камне 1000 дней, о трехлетнем подвиге молчальничества, взятого на себя о. Серафимом с 1807 г. С 1810 г. Серафим вернулся жить в обитель, но 15 лет жил затворником.

Иконография: Моление Серафима Саровского на камне. Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Материал: дерево, левкас, масло. Размеры иконы:  высота 17,5 см, ширина 14,5 см. Преподобный Серафим Саровский изображён в лесной гуще, молящимся стоя на коленях на камне. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

С 1825 г. о. Серафим вышел на старческое служение, стал принимать народ. Это его послушание продолжалось до 1833 г.

Уже при жизни многие почитали Серафима святым. Первые его жизнеописания стали появляться через несколько лет после смерти. Множились и свидетельства о чудесах.

2

Января
1833 года

Земной путь старца закончился. Накануне святой причастился за литургией, попрощался с братией, напутствовав:

В 1903 г. преподобный Серафим прославлен в лике святых.

Дочь Федора Шаляпина — Лидия

Детство и юность Серафима Саровского

Привычное всем слово биография в церковной практике заменяется на более точное – житие. Действительно, это емкое слово охватывает куда больше: и всю жизнь от рождения до смерти, и ее духовную основу, и обетование жизни вечной. И уже по тому, что происходит в этом житии, можно судить об особом Божием произволении о будущем святом.

Родился Серафим Саровский 19 июля 1754 года и был наречен Прохором. Надо сказать, что долгое время в его биографии стояла другая дата – 1759 год, и она встречается в некоторых статьях до сих пор.Последнее десятилетие велись исторические изыскания, было изучено немало архивных документов, и на данный момент сошлись на официальной дате рождения – 1754 год.

Родился Прохор в городе Курске, в семье купцов Мошниных. Исидор и Агафья люди были набожные и честные. Отец был владельцем кирпичных заводов и занимался строительством. Незадолго до смерти он заложил собор во имя преподобного Сергия, но вскоре умер, оставив вдову с трехлетним сыном. Примечательно, что архитектором плана храма был знаменитый Растрелли, а в 1833 году собор стал кафедральным.

После смерти Исидора строительство возглавила его вдова Агафья, женщина очень умная и добрая. А еще она была поистине богобоязненная, много молилась и помогала бедным и неимущим. Сына Прохора она воспитывала в вере искренней и доброте, приучила его и к молитве.

Агафья почувствовала и нечто особенное в своем сыне – уж очень он тянулся к Богу. Как-то раз по делам стройки Агафья Мошнина ходила вместе с Прохором в собор

Оказавшись на самом верху строившейся тогда колокольни, мальчик перевесился, оперся о перила, чтобы посмотреть вниз, и по неосторожности упал на землю. Испуганная мать с ужасом сбежала вниз, не чая найти сына живым, но, к величайшему удивлению, увидела его целым и невредимым

Сын рассказал ей, что его Ангел на крыльях опустил. Мать тут же слёзно возблагодарила Бога и поняла, что сын Прохор Богом храним.

Когда Прохору исполнилось десять лет, его начали учить церковной грамоте. Он был крепким мальчиком, умным, но при этом проявлял кротость и смирение. За учебу взялся с охотою, да вдруг сильно заболел.

В сонном видении Прохор увидел Пресвятую Богородицу, Которая обещала посетить его и исцелить от болезни. Проснувшись, он рассказал это видение своей матери. И тут случилось чудесное событие. В это время в Курске шел Крестный ход с чудотворной иконой Знамения Божией Матери. Вдруг начавшийся сильный дождь «заставил» Крестный ход зайти во двор Мошниной. Пользуясь этим случаем, Агафья вынесла больного сына, чтобы приложить к чудотворной иконе. Заметили, что после этого Прохор стал поправляться и вскоре выздоровел. Так исполнилось обещание Царицы Небесной посетить отрока и исцелить его. Учение свое Прохор продолжил после исцеления с усердием и особенно полюбил чтение Библии и духовных книг.

Старший брат Прохора, Алексей, занимался торговлею и имел свою лавку в Курске. Прохору приходилось помогать ему, учиться вести торговлю. Но к этому занятию не лежало его сердце. Все свое свободное время юноша старался посвятить Богу, почти каждый день стремился посещать храм. А так как торговля в лавке занимала значительное время, он вставал раньше других и спешил к ранней обедне.

Так он и возрастал в духовной жизни, а в семнадцать лет изъявил желание оставить мир и вступить на трудный путь иночества. К этому времени и сердце матери созрело отпустить его на служение Богу. И вот когда настал день прощания, Прохор помолился Богу, поклонился матери в ноги и спросил её родительского благословения. Агафья дала ему приложиться к иконам Спасителя и Божией Матери, и благословила его медным крестом. Этот крест – материнское благословение – батюшка Серафим носил на своей груди всю жизнь, до самого часа смертного.

Биография

Серафим кормит медведя. Фрагмент литографии Путь в Саров, 1903

В настоящее время считается, что преподобный Серафим Саровский родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора и его жены Агафии Мошниных (или Машниных). Очень рано потерял отца.

В житиях преподобного Серафима, составленных различными авторами, рассказываются два события из его ранних лет. Первое, когда в возрасте семи лет он упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. Второе событие, когда в возрасте около десяти лет, тяжело заболев, он увидел во сне Божию Матерь, обещавшую его исцелить. После того, как во время крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать Прохора вынесла его, чтобы он приложился к иконе, Прохор начал поправляться и вскоре выздоровел.

В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старица Досифея благословила и указала ему место, где он должен был принять послушание и постриг — мужской монастырь Саровская пустынь в Тамбовской губернии. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в этом монастыре. В 1786 году принял монашество (Малая схима) и имя Серафим, был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонахи.

Прижизненный портрет

В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келье в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческого писания), ежедневно подолгу молился. Около кельи Серафим развёл огород и устроил пчельник.

Ряд фактов жития Серафима весьма примечателен. На протяжении нескольких лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провёл в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого Серафима, этот медведь постоянно приходил к нему, но известно, что Старец кормил и других животных). Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келье разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.

В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор (уединение в постоянной молитве) до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. Скончался 2 января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклонённой молитвы.

Памятный знак в Курске на месте чудесного спасения Прохора Мошнина при падении с колокольни строящейся церкви

Первоначальное Житие Серафима, написанное иеромонахом Сергием в 1837 году, подверглось неоднократному редактированию. В 1841 году Житие отредактировал митрополит Филарет (Дроздов) с целью сделать его более соответствующим требованиям Цензурного комитета. Следующее издание отредактировал Георгий, настоятель Николо-Борской пустыни (ранее живший при отце Серафиме в качестве гостинника в Саровской пустыне под именем Гурия), он добавил эпизоды, не существовавшие в первом житии: о зверях, приходивших к Серафиму, об умножении еды, о явлении Богородицы и другие.

Стоит отметить, что икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.

Удаление от людей и 1000 дней и ночей на камне

Постепенно слава о новом отшельнике стала распространяться среди жителей окрестных деревень, к преподобному стали приходить за духовными наставлениями люди. Это очень отвлекало его от внутренней сосредоточенной молитвы, и со временем по его просьбе братия монастыря сучьями и брёвнами преградила путь к его келье. Теперь только птицы небесные да звери навещали его. Настала пора абсолютного безмолвия.

Во все времена монахи, вставшие на путь аскетических подвигов, подвергались озлобленным нападкам со стороны врага рода человеческого, и преподобный не стал исключением

Об этом важном эпизоде рассказывает даже его краткая биография. Серафим Саровский пережил тяжелейшую «внутреннюю брань»

Враг мучил его пагубными искушениями, и для борьбы с ними он взял на себя подвиг столпничества. С этих пор каждую ночь святой проводил, стоя в чаще леса на огромном камне и непрестанно читая Иисусову молитву, воздев руки к небу. Днём он возвращался в келью и продолжал молитвенный подвиг, стоя на камне меньшего размера, специально принесённом из леса, и прерывал труды только для короткого отдыха и подкрепления сил. Продолжался подвиг 1000 дней и ночей.

Чудеса по молитвам отца Серафима

За свою любовь к Богу и подвиги подвижничества Отец Серафим получил от Господа дар исцелять людей, а также предрекать важные события. Он знал все о прошлом и будущем, давал мудрые советы, помогал побороть трудности. Иногда то, что он советовал, казалось людям странным и непонятным, но те, кто в точности исполняли предсказанное, убеждались в дальнейшем, что все, что сказал отец Серафим, имеет смысл.

Серафим Саровский — покровитель чего? К нему шли за советом и с просьбой, он помогал в лечении телесных и душевных хворей, а иногда советом предотвращал беду.

Всем, кто обращался к нему, он помогал молитвой и водой из чудотворного родника. Зафиксировано много случаев излечения безнадежных больных целебной водой отца Серафима.

После смерти святого целебный родник продолжает творить чудеса. Его вода воистину лечебна, она возвращает к жизни, дарит здоровье и душевное спокойствие.

Однако главное чудо, которое осталось после святого Серафима Саровского, – это молитва. Издавна известно, что люди, наделенные определенными способностями, не лечат сами, они через молитву посылают свои просьбы Богу, который, любя их, исполняет прошения. Святой Серафим Саровский и сейчас молится за всех нас перед Богом, поэтому чудотворная молитва этого старца исполняет желания, спасает в трудную минуту, помогает преодолеть беду.

У Преподобного Серафима открылся дар чудотворца и прозорливца

Человеку стороннему такое поведение может показаться неразумным. Однако, как часто бывало на Руси с великими молчальниками, пустынножителями и затворниками, у Серафима открылся дар чудотворца и прозорливца.

Случилось это в 1815 году, когда Серафиму Саровскому вновь явилась Богородица. Она повелела ему «не скрывать своего светильника под спудом… быть доступным и видимым для каждого». С того дня Серафим стал принимать у себя мирян. Он всех называл «сокровище мое» или «радость моя». Радостное состояние духа человека он считал делом, угодным Богу. «Веселость не грех — говорил Серафим — Она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет».

Сотни, если не тысячи, людей исцелились, побывав у старца и получив от него помазание елеем. Говорят, что дар проницательности у Серафима был столь силен, что он отвечал на письма, даже не вскрывая их, — и так старцу было ведомо их содержимое.

Служение людям и кончина старца

Затвор длился почти пять лет. А в 1815 году Господь, батюшке явилась Богородица и повелела ему выйти из затвора и принимать людей. С этих пор двери кельи были открыты для всех: монастырская братия могла прийти к старцу во всякое время, мирские люди – после ранней обедни до 8 ч. вечера.

Людей батюшка принимал с радостью. В любое время встречал всех приходящих к нему пасхальным приветствием: «Христос Воскресе, радость моя!». Если у человека была особая нужда – помогал советом, если же такой нужды не было – давал общехристианское наставление.

Сердце батюшки Серафима было столь любвеобильным, что люди всегда уходили от него утешенным. А еще удивлялись, какой у батюшки был острый ум и крепкая память, и как он по-доброму со всеми разговаривал, так что у вопрошавших совета оставалось светлое впечатление от беседы с ним. Поражал многих и дар прозорливости, который Господь даровал старцу Серафиму для помощи людям.

Этот период жизни старца был очень важным для людей. Именно здесь происходили исцеления по молитве батюшки, и наставления, которые он давал людям, часто меняли жизнь и самих вопрошавших и их близких. С некоторыми духовными чадами он делился сокровенными тайнами, которые лишь после его смерти становились общим наставлением в духовной жизни для всех желающих спасти свою душу. Но время жизни батюшки Серафима подходило к концу.

1-го января 1833 года (по старому стилю) о. Серафим пришёл в больничную церковь во имя свв. Зосимы и Савватия. Братья отметили, что старец помолился у каждой иконы и везде. После причастился Св. Христовых Таин, после литургии, он простился со всеми находившимися братьями. Благословив и поцеловав всех, утешил словами: “Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте: нынешний день нам венцы готовятся”.

Старец Серафим, когда уходил из кельи своей в пустынь, часто оставлял горящие перед иконами свечи. Брат Павел, иногда опасаясь пожара, говорил об этом батюшке, и услышал как-то в ответ: “Пока я жив, пожара не будет; а когда я умру, кончина моя откроется пожаром”. Так и случилось.

Второго января в шестом часу утра брат Павел, выйдя из своей келии к ранней литургии, почувствовал близ келии о. Серафима запах дыма. Прочитав молитву, брат постучался в дверь о. Серафима, но ответа на молитву не последовало. Тогда он позвал других братьев, вопрошая их, не случилось ли где пожара. Тогда один послушник, поднажав на дверь кельи, сорвал её с внутреннего крючка. У входа тлели книги и некоторые холщовые вещи, которыми старались одарить старца боголюбивые христиане.

В самой же кельи было темно. Монаху Петру пришлось на ощупь продвигаться внутри. Так он и нашел стоящего на коленях, со сложенными крестообразно руками уже неживого старца.

После литургии о. Серафима положили в гроб. Могилу вырыли там, где задолго наметил ее для себя сам старец. Тело блаженного старца стояло открытым в Успенском соборе восемь суток. Люди вереницей шли попрощаться с любимым батюшкой. Все плакали.

В то время в Глинской обители иеромонаху Филарету было видение, о котором впоследствии и сообщил его ученик. 2-го января, выходя из храма после утрени, отец Филарет увидел на небе необыкновенный свет и сказал: “Вот, так-то души праведных возносятся на небо! Это душа отца Серафима возносится!”

Было чудо и при самом погребении. Когда духовник хотел положить разрешительную молитву в руку о. Серафима, то рука сама разжалась. Игумен, казначей и другие видели это и долго оставались в недоумении, поражённые случившимся.

Погребение о. Серафима совершено было о. игуменом Нифонтом. Тело его предали земле недалеко от могилы Марка-затворника.

Так закончилась жизнь Великого Светильника земли Русской!

Татьяна Страхова

Следующая статья >

Семь подвигов во имя любви к Богу

Святой отец не оставил трудов и трактатов, но история жизни и наставления Серафима Саровского дошли до наших дней.

Житие Серафима Саровского для детей является ярким примером, какие качества должен развивать ребенок.

Святой совершил семь подвигов:

  1. Послушничество. Лень и скуку он считал врагами и сам неустанно трудился и молился.
  2. Избрание аскетического образа жизни. Отказ от излишеств в пище, соблюдение постов и чтение молитвы дало возможность постичь духовное просвещение.
  3. Пустынножительство это выживание в суровых и диких условиях природы, воспитание любви к животным как к меньшим братьям.
  4. Столпничество помогло не поддаваться искушениям.
  5. Обет молчания научил святого контролировать свои эмоции.
  6. Затворничество научило переносить скорбь, гонения и клевету.
  7. Старчество. Только когда отец Серафим прошел все подвиги в своей жизни, Господь послал ему дар исцеления людей и пророчества.

Биография Серафима Саровского для детей служит примером любви к Богу и ближнему.

Смотрите еще видео рассказ о житие чудотворца:

В круженьи жизни многошумной…

Биография

Научившись читать, Прохор погрузился в духовный мир основной христианской литературы: Священного Писания, богословия (содержащего ежедневный цикл богослужений), Псалтири и жития святых. Он проводил все время в церкви (где служения продолжались по много часов каждый день) и думал только о Боге и духовном мире.

Уже тогда он решил, что станет монахом. В девятнадцать лет, совершая паломничество по святым местам Киева, он получил совет святого затворника Досифея — отправиться в Саров; и через короткое время это то, что он сделал—провел остаток своей жизни в этом замечательном монастыре.

Саровская пустынь была основана в начале восемнадцатого века старцем Иоанном. Монастырь всегда оставался местом суровой аскетической жизни, в то же время передавая древнюю монашескую традицию внутренней духовной деятельности.

Великое монашеское возрождение, вдохновленное великим старцем Паисием Величковским и его учениками в конце XVIII века, принесло такие замечательные духовные плоды (особенно ясновидящие старцы Оптинского монастыря) именно потому, что русская земля была заранее подготовлена нерушимой традицией монашеской борьбы и духовной жизни.

В Сарове Серафим прошел монашеский период испытания: был поставлен в послушание духовному отцу и работал в различных местах — например, в хлебопекарнях, плотницкой мастерской, на рубке дров, изготовление свечей. В дополнение к тяжкой монашеской дисциплине, он был тяжело болен в течение трех лет—испытание, которое он перенес со смирением и верой в Бога— пока не был исцелен видением Божией Матери ( как в детстве).

Когда Серафиму исполнилось 27, он был пострижен в монахи, а через несколько месяцев рукоположен в сан диакона. Он прослужил на этой должности почти семь лет, глубоко вникая в смысл церковных служб. Часто он видел ангелов; однажды, в Великий четверг, стоя перед Царскими Вратами посреди Литургии, он увидел самого Христа в воздухе, окруженного ангелами. Не в силах продолжать службу, он был уведен и несколько часов простоял в экстазе.

В возрасте тридцати четырех лет он был рукоположен в священники, а на следующий год его старший наставник, игумен Пахомий, на смертном одре вверил преподобному Серафиму духовное руководство сестер близлежащего Дивеевского монастыря. Как раз в это время он Серафим получил благословение нового настоятеля начать жизнь отшельником в лесу вокруг Сарова.

Здесь, в маленькой хижине он много трудился, молился, читал священные писания и жития Святых Отцов. По воскресеньям он приходил в монастырь на Литургию и причащался, возвращаясь в лес с запасом хлеба на неделю.

В 1807 году умер его последний наставник, игумен Иосиф, и святой Серафим ушел в абсолютное уединение, отказавшись видеться с кем-либо и сохраняя абсолютное молчание в течение трех лет. Он больше не приходил в монастырь даже на воскресные богослужения, терпеливо выдерживая Великий Крест полной изоляции и молчания. Затем он вернулся в монастырь, но и там продолжил свое уединение и молитву. За это время он получил видения небесных тайн, созерцая небесные обители со многими святыми.

После пяти лет уединения в монастыре преподобный Серафим по особому откровению открыл дверь своей кельи для всех желающих, но продолжал свои духовные занятия, не обращая внимания на посетителей и не отвечая на их вопросы. В 1825 году Богоматерь вновь явилась ему и благословила вернуться в свою лесную келью.

Последние восемь лет своей жизни преподобный Серафим жил в Саровском лесу и принимал тысячи паломников, приходивших к нему просить его помощи и духовного совета. Теперь святой проявился как ясновидящий Чудотворец. Он не оставлял без внимания никого из посетителей. Серафим находился в постоянном контакте с высшим миром; всего двенадцать раз ему являлась сама Богоматерь. Он скончался на коленях перед иконой Божией Матери 2 января 1833 года.

О хранении мира душевного

Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений.

Такое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога.

Образ такого безгневия мы видим на Григории Чудотворце, с которого в публичном месте жена некая блудница просила мзды, якобы за содеянный с нею грех; а он, на нее нимало не разгневавшись, кротко сказал некоему своему другу: даждь скоро ей цену, колико требует. Жена, только что прияла неправедную мзду, подверглась нападению беса; святый же отогнал от нее беса молитвою.

Ежели же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по глаголу Псалмопевца: смятохся и не глаголах (Пс. 76, 5).

В сем случае сможем в образец себе взять святого Спиридона Тримифунтского и преподобного Ефрема Сирина. Первый так перенес оскорбление: когда, по требованию царя греческого, входил он во дворец, то некто из слуг, в палате царской бывших, сочтя его за нищего, смеялся над ним, не пускал его в палату, а потом ударил и в ланиту; святой Спиридон, будучи незлобив, по слову Господню, обратил ему и другую (Мф. 5, 39).

Преп. Ефрем, постясь в пустыне, лишен был учеником пищи таким образом: ученик, неся ему пищу, сокрушил на пути, нехотя, сосуд. Преподобный, увидев печального ученика, сказал к нему: не скорби, брате, аще бо не восхоте приити к нам пища, то мы пойдем к ней; и пошел, сел при сокрушенном сосуде и, собирая снедь, вкушал ее: так был он безгневен.

А как побеждать гнев, сие можно видеть из жития великого Паисия, который явившегося ему Господа Иисуса Христа просил, дабы Он освободил его от гнева; и рече ему Христос: аще гнев и ярость купно победити хощеши, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи.

Дабы сохранить мир душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь дух радостный, а не печальный, по слову Сираха: печаль бо многих уби и нeсть пользы в ней (Сир. 30, 25).

Когда человек имеет большой недостаток в потребных для тела вещах, то трудно победить уныние. Но сие, конечно, к слабым душам относиться должно.

Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.

К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я? При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили внутреннему человеку и не развлекали душу чувственными предметами: ибо благодатные дарования получают токмо те, кои имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.

Цитаты из интервью

Приведем несколько цитат от Марии Ситтель:

«Пришла на телевидение и вообще не думала, что там останусь. Попала, можно сказать, случайно: когда училась на 1-м курсе химико-биологического факультета. Верх брало любопытство: хотелось посмотреть ТВ изнутри, как все устроено, плюс хорошая подработка, по выходным в молодежной редакции».
«Тонкость нашей профессии заключается в том, что у ведущего новостей должен быть широкий кругозор и почти идеальное владение речью

Особенно это важно, когда вдруг необходимо заполнить паузу в эфире. А такое случается! Например, если репортаж, который должен выйти в эфир, вдруг задерживается в «монтажке»».
«В доме не может не быть швейной машинки

Это очень важно! У меня же трое мальчишек! Они на улицу сходили, в футбол поиграли — и штаны по швам… Швейная машинка — это как миксер, она облегчает жизнь. Раньше я, например, сама себе одежду шила, сейчас нет времени. Но думаю, опять начну».
«Я — мамочка и в душе всегда переживаю за детей. Бывали случаи, когда Саше приходилось гулять с коляской вокруг работы, а я в это время была в эфире, и сразу же по окончании бежала кормить голодную детку».

В Фаворском свете

Что такое исихазм? Это другая духовная культура, другая система жизнеустроения, отличная от интеллектуализма Просвещения. Граница Запада и Востока (духовного «Запада» и духовного «Востока») прошла по горе Фавор.

Что произошло на горе Фавор? Господь преобразился пред своими учениками: апостолы увидели Христа не обычным человеком, а в сиянии славы, в свете уже здесь, на земле, открывающегося обожения.

Но ведь Господь со всеми своими энергиями, осияниями всегда был такой, с Ним ничего нового не случилось. Преображение произошло с учениками. На какой-то краткий миг у них открылись глаза, чтобы увидеть сияние, увидеть прославленного Спасителя, увидеть, как сказал Сам Христос, Царство Небесное, пришедшее в силе. (Лишь на короткий момент. Эта сила тут же их сбила с ног, они пали ниц и ничего не видели.) У них открылся слух: они услышали, как Спаситель разговаривает с Ильей и Моисеем. То есть произошло отверзение чувств, открылись новые чувства.

Ведь нам кажется — да, человек слышит, да, человек видит. На самом деле он ничего не видит и не слышит; только какие-то шумы и какие-то светы. А вот когда ему от Бога дано увидеть и услышать, вот тогда он преображается и видит и слышит по-настоящему.

Фаворский свет — это видение, которое возможно только в молитве, на высоком уровне подвига духовного, зрительное восприятие тех самых божественных энергий, божественного присутствия. Мы знаем, что Бог есть всё во всем, мы знаем, что мир пронизан божественной благодатью, но мы это знаем умом, а в молитве и в аскетическом делании мы получаем возможность это увидеть, прикоснуться.

И этими энергиями воспользоваться для своего преображения. В богословии есть такое понятие: синергия. Об этом состоянии апостол Павел сказал: уже не я живу, но живет во мне Христос. И появляется возможность для совсем другого поведения и отношения ко всему. Вроде бы ничего особенного нет, вроде бы преп. Серафим обыкновенный старичок, в балахончике холщовом, согбенный… И вдруг — небеса отверзаются. И вдруг оказывается, что он видит Россию в новом ее качестве, в новом ее предназначении и в новом способе устроения. Он увидел новый образ России, новый путь России. Поэтому иногда говорят, что он первый в русской истории преподобный пророческого типа. Не потому только, что он кому-то что-то открыл или сказал. А прежде всего по самому типу отношения к жизни. Вот в чем была его «пророчественность».

Преп. Серафим мог сидеть в своей дальней пустыньке и молиться в лесу или на камне, и никто его при этом не видел, но не зря он сказал: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Этот дух изливается из каждого молитвенника и начинает преображать и благоустраивать жизнь окружающую. И не только человека, но и бессловесных тварей: и мишку косолапого, и зайца, и лис… То, что сейчас называется экология. И на этой новой, духовной экологии прежде всего, основан, между прочим, и иной, иноческий способ хозяйствования. В результате может быть так, что на Соловках, на севере, куда в советское время только ссылали и сажали, виноград рос! Монахи своим не только физическим, но и молитвенным, духовным, исихастским трудом так возделывали окружающий мир, что климат менялся. Это совсем другая культура, иной способ устроения и, кстати сказать, способ государствования другой, даже державное строительство, иное, духовное…

Еще в России этого нет, еще снег лежит на полях перед ближней пустынькой, а преподобный Серафим на этом снегу показывает Мотовилову, что значит быть в Духе Святом. Вот это очень четкий образ. Ничего не изменилось: заснеженная поляна, обрубок дерева, пенек, на который он посадил Мотовилова, а сам на корточки перед ним присел.

Н. А. Мотовилов. Фото третьей четверти XIX века

И вдруг — отверзаются небеса. И вдруг Мотовилова пронизывает Фаворский свет, который не жжет, который греет. И преподобный спрашивает: «Как, Ваше Боголюбие, чувствуешь, греет тебя? Греет. — А смотри, снег-то вокруг тебя не тает, — говорит старичок. — Снег-то не тает, значит, это другое тепло, другой свет, чем тот, о котором ты думал». Вот эта готовность и способность русского человека зажечься этим новым светом, новой энергией, и устроить в будущем всю жизнь свою в Фаворском свете подвига и молитвы, возможность строительства иной — Фаворской, на открытости к божественным энергиям созидаемой — культуры, — об этом пророчество (не в буквальном, писанном, слове) преподобного Серафима.

Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. Вторая половина XIX в.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Где покоятся честные мощи прп. серафима саровского?

Краткое житие

Прохор Мошнин (мирское имя преподобного) – уроженец Курска. Годом его рождения считают 1754. Отец Прохора – благочестивый купец Исидор, мать – Агафия. Прохор уже с детства был особенным: кротким, молитвенным. Печать избрания Божия на монашеский путь лежала на нем с раннего возраста. Известно, что мальчиком он упал с колокольни строившегося храма, но остался совершенно невредим. Это произвело огромное впечатление на его мать. Видимо, тогда она задумалась об особом пути сына – возможно, иноческом. Особенно укрепилась эта убежденность после чуда с Курской коренной иконой. Во время крестного хода с ней юный Прохор, тяжело болевший, получил исцеление.

В 1778 г. Прохор пришел в Саровский монастырь, где долго был послушником, а с 1786 г. принял постриг с именем, под которым он и будет известен всей России – Серафим. Скоро он был рукоположен в иеродиаконы, с 1793 г. стал иеромонахом. Монашеская жизнь Серафима отмечена печатью избрания Божия так же, как и его мирская жизнь.

Еще будучи послушником, он тяжело заболел водянкой, и был мгновенно исцелен пришедшей к нему Богородицей. Всего же явлений Пречистой “убогому Серафиму”, как он себя именовал, за его жизнь было 12.

Из диаконского служения Серафима известно, как однажды во время литургии он видел Самого Христа. Истинность видения удостоверил его духовный отец, опытный старец Иосиф. Однако, заповедал молодому иеродиакону оградить себя молчанием, чтобы избежать превозношения.

Но чудо следует за чудом в жизни этого удивительного монаха. С 1794 г. он ушел на уединенное подвижничество. Вне монастырских стен устроил пустыньку, развел огород, пасеку. Говорили, что к преподобному приходили дикие звери, даже медведь, кормившийся из его рук. Подвиги его тогда известны только Богу. Из известного людям можно сказать о столпническом подвиге – стоянии на камне 1000 дней, о трехлетнем подвиге молчальничества, взятого на себя о. Серафимом с 1807 г. С 1810 г. Серафим вернулся жить в обитель, но 15 лет жил затворником.

Иконография: Моление Серафима Саровского на камне. Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия. Материал: дерево, левкас, масло. Размеры иконы:  высота 17,5 см, ширина 14,5 см. Преподобный Серафим Саровский изображён в лесной гуще, молящимся стоя на коленях на камне. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля

С 1825 г. о. Серафим вышел на старческое служение, стал принимать народ. Это его послушание продолжалось до 1833 г.

Уже при жизни многие почитали Серафима святым. Первые его жизнеописания стали появляться через несколько лет после смерти. Множились и свидетельства о чудесах.

2

Января
1833 года

Земной путь старца закончился. Накануне святой причастился за литургией, попрощался с братией, напутствовав:

В 1903 г. преподобный Серафим прославлен в лике святых.

Дочь Федора Шаляпина — Лидия

Детство и юность Серафима Саровского

Привычное всем слово биография в церковной практике заменяется на более точное – житие. Действительно, это емкое слово охватывает куда больше: и всю жизнь от рождения до смерти, и ее духовную основу, и обетование жизни вечной. И уже по тому, что происходит в этом житии, можно судить об особом Божием произволении о будущем святом.

Родился Серафим Саровский 19 июля 1754 года и был наречен Прохором. Надо сказать, что долгое время в его биографии стояла другая дата – 1759 год, и она встречается в некоторых статьях до сих пор.Последнее десятилетие велись исторические изыскания, было изучено немало архивных документов, и на данный момент сошлись на официальной дате рождения – 1754 год.

Родился Прохор в городе Курске, в семье купцов Мошниных. Исидор и Агафья люди были набожные и честные. Отец был владельцем кирпичных заводов и занимался строительством. Незадолго до смерти он заложил собор во имя преподобного Сергия, но вскоре умер, оставив вдову с трехлетним сыном. Примечательно, что архитектором плана храма был знаменитый Растрелли, а в 1833 году собор стал кафедральным.

После смерти Исидора строительство возглавила его вдова Агафья, женщина очень умная и добрая. А еще она была поистине богобоязненная, много молилась и помогала бедным и неимущим. Сына Прохора она воспитывала в вере искренней и доброте, приучила его и к молитве.

Агафья почувствовала и нечто особенное в своем сыне – уж очень он тянулся к Богу. Как-то раз по делам стройки Агафья Мошнина ходила вместе с Прохором в собор

Оказавшись на самом верху строившейся тогда колокольни, мальчик перевесился, оперся о перила, чтобы посмотреть вниз, и по неосторожности упал на землю. Испуганная мать с ужасом сбежала вниз, не чая найти сына живым, но, к величайшему удивлению, увидела его целым и невредимым

Сын рассказал ей, что его Ангел на крыльях опустил. Мать тут же слёзно возблагодарила Бога и поняла, что сын Прохор Богом храним.

Когда Прохору исполнилось десять лет, его начали учить церковной грамоте. Он был крепким мальчиком, умным, но при этом проявлял кротость и смирение. За учебу взялся с охотою, да вдруг сильно заболел.

В сонном видении Прохор увидел Пресвятую Богородицу, Которая обещала посетить его и исцелить от болезни. Проснувшись, он рассказал это видение своей матери. И тут случилось чудесное событие. В это время в Курске шел Крестный ход с чудотворной иконой Знамения Божией Матери. Вдруг начавшийся сильный дождь «заставил» Крестный ход зайти во двор Мошниной. Пользуясь этим случаем, Агафья вынесла больного сына, чтобы приложить к чудотворной иконе. Заметили, что после этого Прохор стал поправляться и вскоре выздоровел. Так исполнилось обещание Царицы Небесной посетить отрока и исцелить его. Учение свое Прохор продолжил после исцеления с усердием и особенно полюбил чтение Библии и духовных книг.

Старший брат Прохора, Алексей, занимался торговлею и имел свою лавку в Курске. Прохору приходилось помогать ему, учиться вести торговлю. Но к этому занятию не лежало его сердце. Все свое свободное время юноша старался посвятить Богу, почти каждый день стремился посещать храм. А так как торговля в лавке занимала значительное время, он вставал раньше других и спешил к ранней обедне.

Так он и возрастал в духовной жизни, а в семнадцать лет изъявил желание оставить мир и вступить на трудный путь иночества. К этому времени и сердце матери созрело отпустить его на служение Богу. И вот когда настал день прощания, Прохор помолился Богу, поклонился матери в ноги и спросил её родительского благословения. Агафья дала ему приложиться к иконам Спасителя и Божией Матери, и благословила его медным крестом. Этот крест – материнское благословение – батюшка Серафим носил на своей груди всю жизнь, до самого часа смертного.

Биография

Серафим кормит медведя. Фрагмент литографии Путь в Саров, 1903

В настоящее время считается, что преподобный Серафим Саровский родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора и его жены Агафии Мошниных (или Машниных). Очень рано потерял отца.

В житиях преподобного Серафима, составленных различными авторами, рассказываются два события из его ранних лет. Первое, когда в возрасте семи лет он упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. Второе событие, когда в возрасте около десяти лет, тяжело заболев, он увидел во сне Божию Матерь, обещавшую его исцелить. После того, как во время крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать Прохора вынесла его, чтобы он приложился к иконе, Прохор начал поправляться и вскоре выздоровел.

В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старица Досифея благословила и указала ему место, где он должен был принять послушание и постриг — мужской монастырь Саровская пустынь в Тамбовской губернии. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в этом монастыре. В 1786 году принял монашество (Малая схима) и имя Серафим, был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонахи.

Прижизненный портрет

В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келье в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческого писания), ежедневно подолгу молился. Около кельи Серафим развёл огород и устроил пчельник.

Ряд фактов жития Серафима весьма примечателен. На протяжении нескольких лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провёл в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого Серафима, этот медведь постоянно приходил к нему, но известно, что Старец кормил и других животных). Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келье разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.

В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор (уединение в постоянной молитве) до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!». Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. Скончался 2 января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклонённой молитвы.

Памятный знак в Курске на месте чудесного спасения Прохора Мошнина при падении с колокольни строящейся церкви

Первоначальное Житие Серафима, написанное иеромонахом Сергием в 1837 году, подверглось неоднократному редактированию. В 1841 году Житие отредактировал митрополит Филарет (Дроздов) с целью сделать его более соответствующим требованиям Цензурного комитета. Следующее издание отредактировал Георгий, настоятель Николо-Борской пустыни (ранее живший при отце Серафиме в качестве гостинника в Саровской пустыне под именем Гурия), он добавил эпизоды, не существовавшие в первом житии: о зверях, приходивших к Серафиму, об умножении еды, о явлении Богородицы и другие.

Стоит отметить, что икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за 5 лет до кончины старца.

Удаление от людей и 1000 дней и ночей на камне

Постепенно слава о новом отшельнике стала распространяться среди жителей окрестных деревень, к преподобному стали приходить за духовными наставлениями люди. Это очень отвлекало его от внутренней сосредоточенной молитвы, и со временем по его просьбе братия монастыря сучьями и брёвнами преградила путь к его келье. Теперь только птицы небесные да звери навещали его. Настала пора абсолютного безмолвия.

Во все времена монахи, вставшие на путь аскетических подвигов, подвергались озлобленным нападкам со стороны врага рода человеческого, и преподобный не стал исключением

Об этом важном эпизоде рассказывает даже его краткая биография. Серафим Саровский пережил тяжелейшую «внутреннюю брань»

Враг мучил его пагубными искушениями, и для борьбы с ними он взял на себя подвиг столпничества. С этих пор каждую ночь святой проводил, стоя в чаще леса на огромном камне и непрестанно читая Иисусову молитву, воздев руки к небу. Днём он возвращался в келью и продолжал молитвенный подвиг, стоя на камне меньшего размера, специально принесённом из леса, и прерывал труды только для короткого отдыха и подкрепления сил. Продолжался подвиг 1000 дней и ночей.

Чудеса по молитвам отца Серафима

За свою любовь к Богу и подвиги подвижничества Отец Серафим получил от Господа дар исцелять людей, а также предрекать важные события. Он знал все о прошлом и будущем, давал мудрые советы, помогал побороть трудности. Иногда то, что он советовал, казалось людям странным и непонятным, но те, кто в точности исполняли предсказанное, убеждались в дальнейшем, что все, что сказал отец Серафим, имеет смысл.

Серафим Саровский — покровитель чего? К нему шли за советом и с просьбой, он помогал в лечении телесных и душевных хворей, а иногда советом предотвращал беду.

Всем, кто обращался к нему, он помогал молитвой и водой из чудотворного родника. Зафиксировано много случаев излечения безнадежных больных целебной водой отца Серафима.

После смерти святого целебный родник продолжает творить чудеса. Его вода воистину лечебна, она возвращает к жизни, дарит здоровье и душевное спокойствие.

Однако главное чудо, которое осталось после святого Серафима Саровского, – это молитва. Издавна известно, что люди, наделенные определенными способностями, не лечат сами, они через молитву посылают свои просьбы Богу, который, любя их, исполняет прошения. Святой Серафим Саровский и сейчас молится за всех нас перед Богом, поэтому чудотворная молитва этого старца исполняет желания, спасает в трудную минуту, помогает преодолеть беду.

У Преподобного Серафима открылся дар чудотворца и прозорливца

Человеку стороннему такое поведение может показаться неразумным. Однако, как часто бывало на Руси с великими молчальниками, пустынножителями и затворниками, у Серафима открылся дар чудотворца и прозорливца.

Случилось это в 1815 году, когда Серафиму Саровскому вновь явилась Богородица. Она повелела ему «не скрывать своего светильника под спудом… быть доступным и видимым для каждого». С того дня Серафим стал принимать у себя мирян. Он всех называл «сокровище мое» или «радость моя». Радостное состояние духа человека он считал делом, угодным Богу. «Веселость не грех — говорил Серафим — Она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет».

Сотни, если не тысячи, людей исцелились, побывав у старца и получив от него помазание елеем. Говорят, что дар проницательности у Серафима был столь силен, что он отвечал на письма, даже не вскрывая их, — и так старцу было ведомо их содержимое.

Служение людям и кончина старца

Затвор длился почти пять лет. А в 1815 году Господь, батюшке явилась Богородица и повелела ему выйти из затвора и принимать людей. С этих пор двери кельи были открыты для всех: монастырская братия могла прийти к старцу во всякое время, мирские люди – после ранней обедни до 8 ч. вечера.

Людей батюшка принимал с радостью. В любое время встречал всех приходящих к нему пасхальным приветствием: «Христос Воскресе, радость моя!». Если у человека была особая нужда – помогал советом, если же такой нужды не было – давал общехристианское наставление.

Сердце батюшки Серафима было столь любвеобильным, что люди всегда уходили от него утешенным. А еще удивлялись, какой у батюшки был острый ум и крепкая память, и как он по-доброму со всеми разговаривал, так что у вопрошавших совета оставалось светлое впечатление от беседы с ним. Поражал многих и дар прозорливости, который Господь даровал старцу Серафиму для помощи людям.

Этот период жизни старца был очень важным для людей. Именно здесь происходили исцеления по молитве батюшки, и наставления, которые он давал людям, часто меняли жизнь и самих вопрошавших и их близких. С некоторыми духовными чадами он делился сокровенными тайнами, которые лишь после его смерти становились общим наставлением в духовной жизни для всех желающих спасти свою душу. Но время жизни батюшки Серафима подходило к концу.

1-го января 1833 года (по старому стилю) о. Серафим пришёл в больничную церковь во имя свв. Зосимы и Савватия. Братья отметили, что старец помолился у каждой иконы и везде. После причастился Св. Христовых Таин, после литургии, он простился со всеми находившимися братьями. Благословив и поцеловав всех, утешил словами: “Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте: нынешний день нам венцы готовятся”.

Старец Серафим, когда уходил из кельи своей в пустынь, часто оставлял горящие перед иконами свечи. Брат Павел, иногда опасаясь пожара, говорил об этом батюшке, и услышал как-то в ответ: “Пока я жив, пожара не будет; а когда я умру, кончина моя откроется пожаром”. Так и случилось.

Второго января в шестом часу утра брат Павел, выйдя из своей келии к ранней литургии, почувствовал близ келии о. Серафима запах дыма. Прочитав молитву, брат постучался в дверь о. Серафима, но ответа на молитву не последовало. Тогда он позвал других братьев, вопрошая их, не случилось ли где пожара. Тогда один послушник, поднажав на дверь кельи, сорвал её с внутреннего крючка. У входа тлели книги и некоторые холщовые вещи, которыми старались одарить старца боголюбивые христиане.

В самой же кельи было темно. Монаху Петру пришлось на ощупь продвигаться внутри. Так он и нашел стоящего на коленях, со сложенными крестообразно руками уже неживого старца.

После литургии о. Серафима положили в гроб. Могилу вырыли там, где задолго наметил ее для себя сам старец. Тело блаженного старца стояло открытым в Успенском соборе восемь суток. Люди вереницей шли попрощаться с любимым батюшкой. Все плакали.

В то время в Глинской обители иеромонаху Филарету было видение, о котором впоследствии и сообщил его ученик. 2-го января, выходя из храма после утрени, отец Филарет увидел на небе необыкновенный свет и сказал: “Вот, так-то души праведных возносятся на небо! Это душа отца Серафима возносится!”

Было чудо и при самом погребении. Когда духовник хотел положить разрешительную молитву в руку о. Серафима, то рука сама разжалась. Игумен, казначей и другие видели это и долго оставались в недоумении, поражённые случившимся.

Погребение о. Серафима совершено было о. игуменом Нифонтом. Тело его предали земле недалеко от могилы Марка-затворника.

Так закончилась жизнь Великого Светильника земли Русской!

Татьяна Страхова

Следующая статья >

Семь подвигов во имя любви к Богу

Святой отец не оставил трудов и трактатов, но история жизни и наставления Серафима Саровского дошли до наших дней.

Житие Серафима Саровского для детей является ярким примером, какие качества должен развивать ребенок.

Святой совершил семь подвигов:

  1. Послушничество. Лень и скуку он считал врагами и сам неустанно трудился и молился.
  2. Избрание аскетического образа жизни. Отказ от излишеств в пище, соблюдение постов и чтение молитвы дало возможность постичь духовное просвещение.
  3. Пустынножительство это выживание в суровых и диких условиях природы, воспитание любви к животным как к меньшим братьям.
  4. Столпничество помогло не поддаваться искушениям.
  5. Обет молчания научил святого контролировать свои эмоции.
  6. Затворничество научило переносить скорбь, гонения и клевету.
  7. Старчество. Только когда отец Серафим прошел все подвиги в своей жизни, Господь послал ему дар исцеления людей и пророчества.

Биография Серафима Саровского для детей служит примером любви к Богу и ближнему.

Смотрите еще видео рассказ о житие чудотворца:

В круженьи жизни многошумной…

Биография

Научившись читать, Прохор погрузился в духовный мир основной христианской литературы: Священного Писания, богословия (содержащего ежедневный цикл богослужений), Псалтири и жития святых. Он проводил все время в церкви (где служения продолжались по много часов каждый день) и думал только о Боге и духовном мире.

Уже тогда он решил, что станет монахом. В девятнадцать лет, совершая паломничество по святым местам Киева, он получил совет святого затворника Досифея — отправиться в Саров; и через короткое время это то, что он сделал—провел остаток своей жизни в этом замечательном монастыре.

Саровская пустынь была основана в начале восемнадцатого века старцем Иоанном. Монастырь всегда оставался местом суровой аскетической жизни, в то же время передавая древнюю монашескую традицию внутренней духовной деятельности.

Великое монашеское возрождение, вдохновленное великим старцем Паисием Величковским и его учениками в конце XVIII века, принесло такие замечательные духовные плоды (особенно ясновидящие старцы Оптинского монастыря) именно потому, что русская земля была заранее подготовлена нерушимой традицией монашеской борьбы и духовной жизни.

В Сарове Серафим прошел монашеский период испытания: был поставлен в послушание духовному отцу и работал в различных местах — например, в хлебопекарнях, плотницкой мастерской, на рубке дров, изготовление свечей. В дополнение к тяжкой монашеской дисциплине, он был тяжело болен в течение трех лет—испытание, которое он перенес со смирением и верой в Бога— пока не был исцелен видением Божией Матери ( как в детстве).

Когда Серафиму исполнилось 27, он был пострижен в монахи, а через несколько месяцев рукоположен в сан диакона. Он прослужил на этой должности почти семь лет, глубоко вникая в смысл церковных служб. Часто он видел ангелов; однажды, в Великий четверг, стоя перед Царскими Вратами посреди Литургии, он увидел самого Христа в воздухе, окруженного ангелами. Не в силах продолжать службу, он был уведен и несколько часов простоял в экстазе.

В возрасте тридцати четырех лет он был рукоположен в священники, а на следующий год его старший наставник, игумен Пахомий, на смертном одре вверил преподобному Серафиму духовное руководство сестер близлежащего Дивеевского монастыря. Как раз в это время он Серафим получил благословение нового настоятеля начать жизнь отшельником в лесу вокруг Сарова.

Здесь, в маленькой хижине он много трудился, молился, читал священные писания и жития Святых Отцов. По воскресеньям он приходил в монастырь на Литургию и причащался, возвращаясь в лес с запасом хлеба на неделю.

В 1807 году умер его последний наставник, игумен Иосиф, и святой Серафим ушел в абсолютное уединение, отказавшись видеться с кем-либо и сохраняя абсолютное молчание в течение трех лет. Он больше не приходил в монастырь даже на воскресные богослужения, терпеливо выдерживая Великий Крест полной изоляции и молчания. Затем он вернулся в монастырь, но и там продолжил свое уединение и молитву. За это время он получил видения небесных тайн, созерцая небесные обители со многими святыми.

После пяти лет уединения в монастыре преподобный Серафим по особому откровению открыл дверь своей кельи для всех желающих, но продолжал свои духовные занятия, не обращая внимания на посетителей и не отвечая на их вопросы. В 1825 году Богоматерь вновь явилась ему и благословила вернуться в свою лесную келью.

Последние восемь лет своей жизни преподобный Серафим жил в Саровском лесу и принимал тысячи паломников, приходивших к нему просить его помощи и духовного совета. Теперь святой проявился как ясновидящий Чудотворец. Он не оставлял без внимания никого из посетителей. Серафим находился в постоянном контакте с высшим миром; всего двенадцать раз ему являлась сама Богоматерь. Он скончался на коленях перед иконой Божией Матери 2 января 1833 года.

О хранении мира душевного

Всеми мерами надобно стараться, чтоб сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений.

Такое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога.

Образ такого безгневия мы видим на Григории Чудотворце, с которого в публичном месте жена некая блудница просила мзды, якобы за содеянный с нею грех; а он, на нее нимало не разгневавшись, кротко сказал некоему своему другу: даждь скоро ей цену, колико требует. Жена, только что прияла неправедную мзду, подверглась нападению беса; святый же отогнал от нее беса молитвою.

Ежели же невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык, по глаголу Псалмопевца: смятохся и не глаголах (Пс. 76, 5).

В сем случае сможем в образец себе взять святого Спиридона Тримифунтского и преподобного Ефрема Сирина. Первый так перенес оскорбление: когда, по требованию царя греческого, входил он во дворец, то некто из слуг, в палате царской бывших, сочтя его за нищего, смеялся над ним, не пускал его в палату, а потом ударил и в ланиту; святой Спиридон, будучи незлобив, по слову Господню, обратил ему и другую (Мф. 5, 39).

Преп. Ефрем, постясь в пустыне, лишен был учеником пищи таким образом: ученик, неся ему пищу, сокрушил на пути, нехотя, сосуд. Преподобный, увидев печального ученика, сказал к нему: не скорби, брате, аще бо не восхоте приити к нам пища, то мы пойдем к ней; и пошел, сел при сокрушенном сосуде и, собирая снедь, вкушал ее: так был он безгневен.

А как побеждать гнев, сие можно видеть из жития великого Паисия, который явившегося ему Господа Иисуса Христа просил, дабы Он освободил его от гнева; и рече ему Христос: аще гнев и ярость купно победити хощеши, ничесоже возжелай, ни возненавиди кого, ни уничижи.

Дабы сохранить мир душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь дух радостный, а не печальный, по слову Сираха: печаль бо многих уби и нeсть пользы в ней (Сир. 30, 25).

Когда человек имеет большой недостаток в потребных для тела вещах, то трудно победить уныние. Но сие, конечно, к слабым душам относиться должно.

Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения.

К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я? При сем должно наблюдать, чтобы телесные чувства, особенно зрение, служили внутреннему человеку и не развлекали душу чувственными предметами: ибо благодатные дарования получают токмо те, кои имеют внутреннее делание и бдят о душах своих.

Цитаты из интервью

Приведем несколько цитат от Марии Ситтель:

«Пришла на телевидение и вообще не думала, что там останусь. Попала, можно сказать, случайно: когда училась на 1-м курсе химико-биологического факультета. Верх брало любопытство: хотелось посмотреть ТВ изнутри, как все устроено, плюс хорошая подработка, по выходным в молодежной редакции».
«Тонкость нашей профессии заключается в том, что у ведущего новостей должен быть широкий кругозор и почти идеальное владение речью

Особенно это важно, когда вдруг необходимо заполнить паузу в эфире. А такое случается! Например, если репортаж, который должен выйти в эфир, вдруг задерживается в «монтажке»».
«В доме не может не быть швейной машинки

Это очень важно! У меня же трое мальчишек! Они на улицу сходили, в футбол поиграли — и штаны по швам… Швейная машинка — это как миксер, она облегчает жизнь. Раньше я, например, сама себе одежду шила, сейчас нет времени. Но думаю, опять начну».
«Я — мамочка и в душе всегда переживаю за детей. Бывали случаи, когда Саше приходилось гулять с коляской вокруг работы, а я в это время была в эфире, и сразу же по окончании бежала кормить голодную детку».

В Фаворском свете

Что такое исихазм? Это другая духовная культура, другая система жизнеустроения, отличная от интеллектуализма Просвещения. Граница Запада и Востока (духовного «Запада» и духовного «Востока») прошла по горе Фавор.

Что произошло на горе Фавор? Господь преобразился пред своими учениками: апостолы увидели Христа не обычным человеком, а в сиянии славы, в свете уже здесь, на земле, открывающегося обожения.

Но ведь Господь со всеми своими энергиями, осияниями всегда был такой, с Ним ничего нового не случилось. Преображение произошло с учениками. На какой-то краткий миг у них открылись глаза, чтобы увидеть сияние, увидеть прославленного Спасителя, увидеть, как сказал Сам Христос, Царство Небесное, пришедшее в силе. (Лишь на короткий момент. Эта сила тут же их сбила с ног, они пали ниц и ничего не видели.) У них открылся слух: они услышали, как Спаситель разговаривает с Ильей и Моисеем. То есть произошло отверзение чувств, открылись новые чувства.

Ведь нам кажется — да, человек слышит, да, человек видит. На самом деле он ничего не видит и не слышит; только какие-то шумы и какие-то светы. А вот когда ему от Бога дано увидеть и услышать, вот тогда он преображается и видит и слышит по-настоящему.

Фаворский свет — это видение, которое возможно только в молитве, на высоком уровне подвига духовного, зрительное восприятие тех самых божественных энергий, божественного присутствия. Мы знаем, что Бог есть всё во всем, мы знаем, что мир пронизан божественной благодатью, но мы это знаем умом, а в молитве и в аскетическом делании мы получаем возможность это увидеть, прикоснуться.

И этими энергиями воспользоваться для своего преображения. В богословии есть такое понятие: синергия. Об этом состоянии апостол Павел сказал: уже не я живу, но живет во мне Христос. И появляется возможность для совсем другого поведения и отношения ко всему. Вроде бы ничего особенного нет, вроде бы преп. Серафим обыкновенный старичок, в балахончике холщовом, согбенный… И вдруг — небеса отверзаются. И вдруг оказывается, что он видит Россию в новом ее качестве, в новом ее предназначении и в новом способе устроения. Он увидел новый образ России, новый путь России. Поэтому иногда говорят, что он первый в русской истории преподобный пророческого типа. Не потому только, что он кому-то что-то открыл или сказал. А прежде всего по самому типу отношения к жизни. Вот в чем была его «пророчественность».

Преп. Серафим мог сидеть в своей дальней пустыньке и молиться в лесу или на камне, и никто его при этом не видел, но не зря он сказал: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Этот дух изливается из каждого молитвенника и начинает преображать и благоустраивать жизнь окружающую. И не только человека, но и бессловесных тварей: и мишку косолапого, и зайца, и лис… То, что сейчас называется экология. И на этой новой, духовной экологии прежде всего, основан, между прочим, и иной, иноческий способ хозяйствования. В результате может быть так, что на Соловках, на севере, куда в советское время только ссылали и сажали, виноград рос! Монахи своим не только физическим, но и молитвенным, духовным, исихастским трудом так возделывали окружающий мир, что климат менялся. Это совсем другая культура, иной способ устроения и, кстати сказать, способ государствования другой, даже державное строительство, иное, духовное…

Еще в России этого нет, еще снег лежит на полях перед ближней пустынькой, а преподобный Серафим на этом снегу показывает Мотовилову, что значит быть в Духе Святом. Вот это очень четкий образ. Ничего не изменилось: заснеженная поляна, обрубок дерева, пенек, на который он посадил Мотовилова, а сам на корточки перед ним присел.

Н. А. Мотовилов. Фото третьей четверти XIX века

И вдруг — отверзаются небеса. И вдруг Мотовилова пронизывает Фаворский свет, который не жжет, который греет. И преподобный спрашивает: «Как, Ваше Боголюбие, чувствуешь, греет тебя? Греет. — А смотри, снег-то вокруг тебя не тает, — говорит старичок. — Снег-то не тает, значит, это другое тепло, другой свет, чем тот, о котором ты думал». Вот эта готовность и способность русского человека зажечься этим новым светом, новой энергией, и устроить в будущем всю жизнь свою в Фаворском свете подвига и молитвы, возможность строительства иной — Фаворской, на открытости к божественным энергиям созидаемой — культуры, — об этом пророчество (не в буквальном, писанном, слове) преподобного Серафима.

Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. Вторая половина XIX в.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий