Сергей урсуляк

Биография

Сергей Владимирович Урсуляк родился в семье военнослужащего, капитана второго ранга Владимира Константиновича Урсуляка (1931—1996), выпускника Севастопольского высшего военно-морского училища. Семья происходила с Украины, бабушка в годы немецкой оккупации была заключена в еврейское гетто. Детство прошло в городе Магадане.

В 1979 году Сергей окончил актерское отделение театрального училища имени Б.В. Щукина (мастерская Евгения Симонова), а в 1993 году — Высшие курсы режиссеров и сценаристов (мастерская Владимира Мотыля). По окончании Щукинского училища больше десяти лет играл на сцене театра «Сатирикон».

В 1995-1996 годах работал режиссером телевизионного развлекательного шоу «Дог-шоу. Я и моя собака».

В 1999-2000 годах выступил как режиссер документального цикла «Новейшая история».

С 2002 по 2005 год был автором и ведущим телепрограммы об актерах «Пестрая лента».

Интервью

Сергей Урсуляк об актерах

«Актеров нужно любить, слышать, но не слушать, когда они заявляют «а я хочу так…». Да мало ли что ты хочешь! Здесь важнее, чего хочу я. Это правила игры. Если тебе это не нравится, то зачем ты у меня снимаешься? Но, как правило, у меня на площадке до конфликтных ситуаций дело не доходит».

Сергей Урсуляк о любви

«Если вы наберете хороших актеров, они как-то вам сыграют, хороший оператор как-то снимет, директор как-то посчитает деньги, монтажер как-то смонтирует. В общем, кино как-то получится. Но это не есть кино, не есть режиссура. Вам, как молодым режиссерам, нужно что-то очень любить и что-то очень не любить. И вот эти любовь и нелюбовь переносить на пленку. Для этого надо искать соответствующий сценарий или писать его самому».

Сергей Урсуляк о своих фильмах

«Я очень тяжело смотрю свои фильмы. Думаю: вот здесь хорошо бы исправить, а вот это вроде ничего. Смотрю «Ликвидацию» отстраненно, как на сделанную работу, которой я в целом доволен. В целом задачи, которые ставил перед собой, я выполнил. Другой разговор, что можно было сделать это лучше. Но это уже вопрос одаренности. Иной человек, более талантливый, может быть, и выполнил бы эту работу лучше, а я сделал как смог».

Сергей Урсуляк о съемках

На вопрос корреспондента «Сегодня» доставляет ли режиссеру сам процесс съемки, Урсуляк ответил: «Я — очень ответственный человек. Приходя на площадку, я работаю тяжело и упорно. Я — не Моцарт, у которого все получалось легко. Это не значит, конечно, что я все время сижу с перекошенной мордой — нет, мы много смеемся, много радуемся друг другу. Но это ведь не то же самое, что сидеть в ресторане и есть вкусную пищу! Немножко другая история. А вот когда все заканчивается, то я забываю все сложности, и мне съемочный период представляется счастливейшим временем».
Несмотря на то, что у режиссера есть актерское образование, Сергей Урсуляк не собирается сниматься в своих фильмах: «Я по первой профессии — актер, и я очень хорошо в этом разбираюсь. Сниматься в своей картине можно либо очень хорошо, играя, как, например, Никита Михалков, либо так же наивно, как Эльдар Рязанов. А находиться в промежутке — не нужно. Я не смогу сыграть в своем фильме так, как это делает любой из моих артистов. Так что лучше этого не делать — мне хватает того, что я и так много показываю актерам».

Семья

  • Первая жена — Галина Кизеевна Надирли (род. 10 марта 1956), актриса, выпускница 1979 года Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина в Москве (художественные руководители курса — Вера Константиновна Львова, Евгений Рубенович Симонов), однокурсница Сергея Урсуляка и Юрия Нифонтова (первого мужа Лики Нифонтовой)

    Дочь — Александра Сергеевна Урсуляк (род. 4 февраля 1983, Москва), актриса театра и кино, в 2003 году окончила актёрский факультет Школы-студии МХАТ в Москве (руководители курса — Дмитрий Владимирович Брусникин и Роман Ефимович Козак) и была принята в труппу Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, где служит по настоящее время.

    .

  • Вторая жена — Лика Алексеевна Нифонтова (род. 5 марта 1963, Казань), актриса театра и кино, выпускница 1984 года Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина в Москве (художественный руководитель курса — Альберт Григорьевич Буров), с 1984 года служит в московском театре «Сатирикон», народная артистка Российской Федерации (2005). Сергей и Лика стали жить вместе с 1986 года. Свадьбу не играли, просто пошли в ЗАГС и расписались

    Дочь — Дарья Сергеевна Урсуляк (род. 2 апреля 1989, Москва), актриса театра и кино, в 2014 году окончила Театральный институт имени Бориса Щукина (художественный руководитель курса — Владимир Владимирович Иванов), с 2013 года служит в Российском государственном театре «Сатирикон» имени Аркадия Райкина в Москве.

    .

Жизнь режиссера и съемочная площадка

С начала 2000-х Урсуляк  пробует себя в разных жанрах. Это, например, интересный детективный серил «Неудача Пуаро» с участием многих звезд российского кинематографа в лице А.Райкина, С.Маковецкого, нынешней жен режиссера – Лики Нифонтовой, а также супружеского союза С. Немоляевой и А.Лазарева. Экранизация повести «Долгое прощание» — приносит премию имени Мирона Черненко на фестивале «Золотой Орел», а также приз кинофестиваля «Сталкер». В 2007 году мир увидел «Ликвидацию». И режиссера настиг оглушительный успех. Он продолжал снимать. Одна из последних работ Урсуляка – сериал «Тихий Дон» по известному произведению Шолохова. В нем снимается дочка Урсуляка – Дарья, в роли супруги Григория Мелехова – Натальи. В прошлом году сериал был удостоен «Золотого Орла». На данный момент режиссер занят экранизацией романа «Ненастье».

Детство и семья

Родился в 1958 году (10 июня) в Хабаровске. У него украинские и еврейские корни. В какой же семье он воспитывался? Отец Сергея, Владимир Константинович, был военнослужащим. Ему часто приходилось переезжать из одного гарнизона в другой. Мужчина всегда брал жену с собой. Он дослужился до капитана 2-го ранга. Умер в 1996 году. Мама нашего героя получила высшее педагогическое образование. Она работала учительницей в школе.

С рождением Сергея семья окончательно обосновалась в Магадане. В этом городе проходило детство будущего режиссера. Он рос активным и любознательным ребенком. Сережа занимался спортом, увлекался приключенческой и исторической литературой. Летние каникулы мальчик проводил у бабушки в Подмосковье. Это время он запомнил навсегда. Ведь именно бабушка приобщила его к искусству. Она водила внука в филармонию и в столичные театры.

Часть моей души – музыка Таривердиева

– А как вы смогли Таривердиева пригласить к работе над вашим кино?

Но я его полюбил гораздо раньше, и когда встал вопрос о том, какая музыка должна быть в моем фильме, я просто позвонил ему, и он, как человек простой, вернее, сложный, но простой в общении, замечательно отреагировал, и это было четыре года счастья – общение с Таривердиевым. Мы сделали две картины.

– Две разве?

Две. «Летние люди» и «Русский регтайм». А дальше я уже работал с его музыкой без него. У меня еще «Сочинение ко Дню Победы» с его музыкой, «Исаев» частично, во многом с его музыкой. Это часть моей души – музыка Таривердиева. Это большая часть моей души. И, конечно, он оказал на меня огромное влияние – не тем, что он мне говорил, не тем, что он рассказывал, а тем, какую музыку он писал.

– А какие ноты Таривердиева вы переписывали в детстве? Вы рассказывали, как вы не любили играть на фортепиано, но ездили в библиотеку и переписывали ноты.

Ааа! Да! Действительно, меня родители мучили обучением игре на фортепиано. Я это очень не любил. Но когда в моей жизни появился Таривердиев, то я понял, что очень хочу еще и уметь играть эту музыку. А тогда было сложно с нотами, издавался сборник «Песни радио и телевидения», ежемесячный, по-моему, и там была «Песня о далекой Родине» из «17 мгновений весны», там же был «Маленький принц». А вот все его сложные вещи так широко не издавались, их можно было найти только в музыкальной библиотеке города Хабаровска, которая находилась в центре, а мы жили далеко на окраине. И я ездил туда с нотной тетрадью и рисовал эти ненавистные мне значки для того, чтобы дома пытаться разбирать и как-то это играть.

Если сейчас меня подвести к роялю, то единственное, что я смогу сыграть — именно это. Больше в моей памяти не осталось ничего. Какие-то аккорды и какие-то темы из того, что я тогда выписывал, они во мне остались. Больше ничего. Ни этюдов Гедике и Черни, ничего больше во мне нет. А вот это осталось.

– В каждом вашем фильме есть что-то, что вызывает давние глубокие воспоминания. Я всегда долго рефлексирую: почему это так задело? Например, в «Летних людях» я списала все на игру Сергея Колтакова. Он гениальный. А, кстати, вы его будете еще снимать?

Был бы повод! Я никогда не планирую, что обязательно сниму того или другого артиста. С Сережей у нас был замечательный опыт. Сережа непростой артист, непростой человек, но абсолютно выдающееся дарование. Сейчас я часто его вижу, слава Богу, он стал сниматься, уже не отказывается как тогда, когда я его звал. Тогда его просто невозможно было найти. Сейчас он снимается, и одна роль лучше другой. Он абсолютно выдающийся артист. Мне очень жаль, что он не играет в театре.

Кадр из фильма «Летние люди». 1995 год

– Играет! У Огарева сыграл недавно в пьесе Радзинского «Лунин, или смерть Жака».

Да? Это абсолютно выдающееся дарование. Когда я вспоминаю его роли у Володи Хотиненко в «Зеркале для героя», у Инны Туманян в фильме «Соучастники», это просто грандиозно.

Сергей Урсуляк: фильмография

Режиссерский дебют нашего героя состоялся в 1993 году. Его первая картина называлась «Русский регтайм». В центре сюжета были советские люди, которые мечтают о богатой и сытой жизни в Америке. Сценарий к этому фильму написал Г. Островский.

В 1995 году вышла его вторая лента – «Летние люди». На этот раз он сам создал сценарий, взяв в основу произведение М. Горького. Фильм рассказывает о вымирающем русском дворянстве. На главную роль режиссер Урсуляк утвердил Сергея Маковецкого. И этот выбор оказался верным. Ведь актер на все 100% справился с поставленными задачами. Лента была удостоена нескольких российских кинонаград.

Свое новое творение Сергей Урсуляк представил на суд зрителей в 1998 году. «Сочинение ко дню Победы» представляет собой драму, рассказывающую о встрече трех фронтовых товарищей.

В 2002 году на экраны вышел детективный сериал «Неудача Пуаро». Над сценарием он работал сам, адаптировав всемирно известное произведение Агаты Кристи.

Затем последовала мелодрама «Долгое прощание» (2004). На этом фильмография Урсуляка не заканчивается. В 2007 году его пригласили поучаствовать в создании сериала «Ликвидация». И он ответил согласием. В телепроекте были задействованы такие актеры, как Сергей Маковецкий, Пореченков Михаил и Машков Владимир.

В период с 2009 по 2015 гг. режиссер Урсуляк выпустил еще три картины – шпионский сериал «Исаев» (2009), военную драму «Жизнь и судьба» (2012) и современную версию «Тихого Дона» (2015).

Путь к кинорежиссуре

11 лет Урсуляк проработал в театре. Он играл знаменитых героев  из разных произведений классической отечественной и зарубежной литературы. Но все это время Сергей Владимирович мечтал снимать кино и стать кинорежиссером. Он дважды проваливал экзамены во ВГИК, но с третьей попытки, которая произошла в 1990 году, он поступил к Владимиру Мотылю, став студентов высших режиссерских курсов. Обучение длилось в течение трех лет. Первая творческий этюд автора получила признание в профессиональных кругах и была удостоена премии «Кинотавр». Он снял фильм на основе реальных событий об артисте и режиссере Романе Козаке «Русский регтайм». Спустя несколько лет выйдет кинолента «Летние люди». И снова успех, подтвержденный наградой кинофестиваля «Литература и кино» с участием  Сергея Маковецкого. Документальная лента, снятая в 1997 году под названием «Записки Мертвого дома», приносит режиссеру «ТЭФИ» и «Золотого Овна».

Интервью

Об актерской профессии:

«Мне кажется, если человек чего-то хочет, он должен осуществлять свои мечты. Я пытаюсь объяснить, чтобы дочь (старшая) знала: актерская профессия стоит больших усилий, и, если она их будет прилагать, наверняка ее будет ждать большой успех…А папа, действительно, был против моего поступления в театральный институт, не хотел мне помогать. Он считает, что актриса — это не та профессия, которая ему, как папе, даст уверенность, что я живу хорошо и счастливо. Ведь актерская профессия и правда не дает никаких гарантий. Но теперь отец понимает, что я добилась успеха, я — востребованная актриса, а не сижу дома, жду предложений и играю в ванной перед зеркалом. В том, что отец не снимает меня в своих фильмах, вижу некий акт уважения: он верит, что я могу достичь очень многого без чьей-то сильной руки. И мне это дает возможность спокойно спать и знать, чего я стою».

Об откровенных нарядах на сцене:

«Уже давно все и в кино, и в театре одеваются и раздеваются — никто не стесняется. Чего тут бояться? Как меня могут воспринять родные, которые меня видели в детстве полностью обнаженной? Тело есть тело. Мы все бываем голыми — хотя бы в душе. Если кто-то этого стесняется, значит, он недоволен собой».

О внешности:

«Сейчас слишком большое внимание уделяется внешности. Главное, чтобы девушки при этом не забывали развиваться и в других направлениях

Доброта, ум, смелость, чувство юмора — не это ли привлекательность? У меня немало комплексов, связанных с внешностью. Не могу утверждать, что полностью собой довольна. Иногда смотришь в зеркало и думаешь: «Кажется, пора в спортзал!» При этом я до безобразия уверенная в себе женщина. Честно вам скажу: мне кажется, что все мужчины вокруг влюблены в меня! Но, может быть, это только кажется…»

Приходится ли актрисе ограничивать себя в еде ради стройной фигуры:

«Постоянно! Хотя вкусно поесть, признаюсь, люблю и иногда срываюсь. Мои гастрономические пристрастия широки. Мне нравится и японская кухня, и итальянская, и французская, и русская».

Любит ли актриса готовить:

«Да, и делаю это с большим удовольствием. Дочки обожают мою домашнюю пиццу. Обычно готовлю сразу несколько, с разными начинками. Младшая, Настя, гурман — любит пробовать новое: оливки, сыр со специями и травами. А старшая, Аня, в еде более консервативна».

О воспитании детей:

«Я точно знаю, как не буду поступать со своими детьми. Например, меня в детстве очень оберегали, буквально от всего: без шапки нельзя, выйти одной на улицу нельзя и так далее. Это была такая чрезмерная опека, которую я расценивала как недоверие — я же чувствовала себя самостоятельной. Поэтому своим детям стараюсь доверять. В большей степени Ане. Насте меньше: она у нас хулиганка. Конечно, это не отменяет волнения за детей, и они всегда ощущают, что я рядом и готова помочь. Вообще, правильных советов, как воспитывать детей, не существует. Знаю совершенно точно, что ребенок рождается уже со своим характером, темпераментом, яркой индивидуальностью

Важно, что он взял от своих предков на генетическом уровне и что в него заложат родители»

О себе:

«В моей жизни, конечно, были разные моменты, но я считаю себя сильным человеком как раз потому, что не пытаюсь казаться кем-то другим, ни на кого не держу зла, обиды».

По материалам сайтов: kino-teatr.net, teatrpushkin.ru, vokrug.tv, uznayvse.ru, mega-stars.ru, kinozal.tv, fb.ru, 24smi.org, lichnaya-zhizn.ru, kinoafisha.ua, km.ru, aif.ru, kp.ru, mk.ru, subscribe.ru, telestol.ru

Роли в театрах

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина

  •  — «Чёрный принц» по одноимённому роману Айрис Мёрдок. Постановка Романа Козака (премьера — 25 октября 2002 года) — Джулиана Баффин
  •  — «Цыганы» по одноимённой поэме А. С. Пушкина. Постановка Марины Брусникиной (премьера — 17 декабря 2002 года) — Земфира, цыганка
  •  — «Ночи Кабирии», музыкальная драма по мотивам одноимённого фильма Федерико Феллини. Постановка Аллы Сигаловой (премьера — 21 марта 2004 года) — Кабирия
  •  — «Поздравляю с будним днём!» по пьесе современного эстонского драматурга Яана Тятте. Постановка Романа Козака (премьера — 7 мая 2004 года) — Анна
  •  — «Сон в шалую ночь» по комедии «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира. Постановка Нины Чусовой (премьера — 25 декабря 2004 года) — Гермия, дочь Эгея, влюблённая в Лизандра
  • — — «Одолжите тенора!» по пьесе американского комедиографа Кена Людвига. Постановка Евгения Писарева (премьера — 29 сентября 2005 года, последний показ — 27 июня 2017 года) — Мария, жена знаменитого тенора Тито Мерелли
  •  — «Мадам Бовари» по одноимённому роману Гюстава Флобера. Постановка Аллы Сигаловой (премьера — 2006 год) — Эмма Бовари
  • — — «Дамский портной» по пьесе французского драматурга Жоржа Фейдо. Постановка Александра Огарёва (премьера — 12 декабря 2008 года, последний показ — 5 мая 2014 года) — Сюзанна
  •  — «Оffис» по пьесе «Бесхребетность» немецкого драматурга Ингрид Лаузунд. Постановка Романа Козака (премьера — 2 марта 2008 года; текущий спектакль) — Кристенсен
  • — — «Письмо счастья» по пьесе «Фернандо Крапп написал мне письмо» Танкреда Дорста. Постановка латвийского режиссёра Дж. Дж. Джилинджера (премьера — 6 марта 2009 года, последний показ — 13 марта 2010 года) — Юлия
  •  — «Турандот» по произведениям Карло Гоцци и Ф. М. Достоевского. Постановка Константина Богомолова (премьера — 10 октября 2010 года) — принцесса Турандот
  • — — «Бешеные деньги» по одноимённой комедии Александра Островского. Постановка Романа Козака (премьера — 08 мая 2010 года, последний показ — 2 июня 2013 года) — Лидия Юрьевна, дочь Надежды Антоновны Чебоксаровой
  •  — «Много шума из ничего» по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира. Постановка Евгения Писарева (премьера — 22 апреля 2011 года; текущий спектакль) — Беатриче, племянница мессинского наместника Леонато
  •  — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе «Добрый человек из Сычуани» немецкого драматурга Бертольта Брехта. Постановка Юрия Бутусова (премьера — 1 февраля 2013 года; текущий спектакль) — Шен Те, проститутка / Шуй Та, «двоюродный брат» Шен Те
  •  — «Женитьба Фигаро» по комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше. Постановка Евгения Писарева (премьера — 23 апреля 2014 года; текущий спектакль) — Сюзанна, камеристка графини, невеста Фигаро
  •  — «Обещание на рассвете» по одноимённому автобиографическому роману французского писателя Ромена Гари. Постановка Алексея Кузьмина-Тарасова (премьера — 13 февраля 2015 года; текущий спектакль) — мама
  •  — «Барабаны в ночи» по одноимённой пьесе немецкого драматурга Бертольта Брехта. Постановка Юрия Бутусова (премьера — 11 ноября 2016 года; текущий спектакль) — Анна Балике, дочь владельца фабрики снарядных ящиков Карла Балике
  •  — «Гардения» по одноимённой пьесе современного польского драматурга Эльжбеты Хованец. Постановка Семёна Серзина (премьера — 6 мая 2017 года; текущий спектакль) — женщина первая
  •  — «Гедда Габлер» по одноимённой пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена. Постановка Анатолия Шульева (премьера — 27 октября 2018 года) — фру Гедда Тесман (в девичестве Габлер), жена Йоргена Тесмана

Награды

Государственные награды
  • Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2015) — за создание телевизионного художественного фильма «Жизнь и судьба».
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (2016) — за вклад в развитие отечественного киноискусства.
Кинофестиваль «Кинотавр»
  • Премия «Кинотавра» («За дебют», специальный приз, 1993) — за художественный фильм «Русский регтайм».
  • Премия «Кинотавра» («Бриллиантовая роза», Гран-при, 1996) — за художественный фильм «Летние люди».
Кинопремия «Ника»
  • Кинопремия «Ника» (специальный приз «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа», 2008) — за художественный фильм «Ликвидация».
  • Кинопремия «Ника» (специальный приз «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа», 2013) — за художественный фильм «Жизнь и судьба».
Премия ФСБ России
  • Премия ФСБ России (номинация «Кино- и телефильмы», 2008) — за художественный фильм «Ликвидация» (совместно с Зоей Кудря).
  • Премия ФСБ России (номинация «Кино- и телефильмы», 2009) — за художественный телевизионный сериал «Исаев».
Кинопремия «Золотой орёл»
  • Кинопремия «Золотой орёл» (номинация «Лучший телевизионный сериал», 2009) — за художественный фильм «Ликвидация».
  • Кинопремия «Золотой орёл» (номинация «Лучший телевизионный сериал», 2011) — за художественный телевизионный сериал «Исаев».
  • Кинопремия «Золотой орёл» (номинация «Лучший телевизионный сериал», 2017) — за художественный фильм «Тихий Дон».
Награды и премии
  • Премия имени Мирона Черненко (Гильдия киноведов и кинокритиков России, 2004) — за виртуозный перевод прозы Юрия Трифонова на язык кино.
  • Премия «Человек года» (Федерация еврейских общин России, 2008) — за вклад в искусство кино.

В «Ликвидации» нет плохих людей

– Дальше идет «Ликвидация», и вы до всех этих жутких событий с Украиной…

Там Украиной и не пахнет, в смысле – событиями в Украине.

– Ну как же? И вот герой Пореченкова, он же не плохой человек…

 Конечно, нет. Там нет плохих людей. У них могло сложиться по-другому, и они все по-своему обаятельные, чувствующие. Но вот так сложилась жизнь, что он такой, она такая, они такие, и жизнь их развела. В «Ликвидации», я уже говорил, скажу еще раз: там благодаря артистам, атмосфере Одессы, языку, юмору, сентиментальности, ретрообразности создан некий мир, в котором каждому из нас хотелось бы жить – при всей жестокости и сложности всего, что связано с концом 40-х годов. Там есть мир, в котором хочется жить. Я думаю, что успех этой картины обязан именно этому. Потому что ничего особого там нет. Детективная интрига? Ну, это, в общем, побочная вещь. А вот атмосфера – да, вот там есть атмосфера.

Кадр из фильма «Ликвидация»

–  Знаете, на чем я сломалась, когда смотрела «Ликвидацию»? Когда уже последняя сцена, герой Пореченкова говорит: «Вы всем жизнь испортили. Вы все время воюете, а когда не воюете, друг друга убиваете и чужое делите».

— Сейчас обычный вопрос: а у вас в семье есть репрессированные? А вот в моей семье, скорее всего, не репрессированный, а палач, понимаете? Мой дед был на Колыме и, скорее всего, был там в охране, хотя я не могу точно это узнать. И вдруг на этой сцене у меня щелкнуло так, что я вышла из комнаты, и все говорят: а что случилось? А я вдруг вот этого своего деда поняла. Действительно, он был не против людей. У него просто все сломалось от этой власти. А могло бы быть по-другому… Вот откуда вы это взяли?

Я ниоткуда это не взял, просто я глубоко советский человек внутри себя, я это воспринимаю как большую часть своей жизни и в каком-то смысле главную часть, сформировавшую меня. И все мои фильмы, так или иначе, как-то расположены там, в том времени. Я практически не выхожу за пределы того времени. Потому что про то я понимаю лучше, чем про сегодня. И, наверное, какие-то вещи, может быть, я угадываю. Не потому что я прожил это, а просто есть же генетическая память, если мы всерьез относимся к себе, к родным, к стране и так далее, она как-то пробуждается, видимо. Подсознание какое-то начинает работать.

Я плохой теоретик, я вам так скажу. Я не знаю, какой я практик, но теоретик я точно не самый лучший. У меня одна задача – я стараюсь максимально честно и максимально скрупулёзно делать то, что я делаю.

И я знаю, что поскольку я воспитан на эмоциональных фильмах, на эмоциональной музыке, на том, что что-то рождает в душе, то мне крайне важно, чтобы люди испытывали острую эмоцию при просмотре того, что я делаю. По-настоящему

Я где-то читал, что человек смотрел какую-то мою картину и сломал телефон, потому что не мог смотреть. Сломал телефон, чтобы как-то разрушить это ощущение «у меня сейчас сердце разорвется», чтобы хоть как-то выпрыгнуть из этого состояния. Для меня это очень дорого, понимаете? Как и острые отрицательные отзывы мне тоже приятны, потому что я понимаю, что я не убедил, но как-то очень остро задел. Но, еще раз говорю, я плохой теоретик.

Из биографии Сергея Урсуляка

Будущий режиссер появился на свет 10 июня 1958 года в Хабаровске. Семья, где он родился, была самой обычной. Отец служил в армии и все время был вынужден менять гарнизоны. Мама Урсуляка по образованию была педагогом, она работала учительницей в школе.

После рождения Сергея семья обосновалась в Магадане. С раннего возраста мальчик любил читать. В особенности его увлекали исторические романы и приключенческая литература. Каждый год на каникулах он отправлялся к бабушке в Подмосковье. Поэтому Сергей имел возможность бывать в театрах и филармониях Москвы.

Урсуляк восхищался игрой актеров и театральными постановками. Мама много рассказывала ему о популярных артистах, читала сыну современные и классические пьесы. Это стало одной из причин, по которым Сергей выбрал для себя в качестве основного занятия творчество.

Особый интерес у Сергея вызывали работы Эльдара Рязанова, который мастерски выверял каждый постановочный момент в своих картинах.

Тем, кто ходит в кинотеатры, мне нечего предложить

– А почему вы снимаете именно сериалы? Хотя это сейчас мировая тенденция. Во-первых, аудитория – все-таки это телевидение. Во-вторых, историю можно показать подробно, проработать. Вы за каналом «Россия» пошли, вам предложили снять сериал? Изначально как это получилось?

Первый раз я сделал самостоятельно, была небольшая пятисерийная вещь по Агате Кристи. Она не широко прошла и не имела большого успеха, хотя мне она нравится. Хорошо сделанная вещь.

Меня спрашивают: «А ты не хочешь вернуться в кино, которое в кинотеатрах?» Не хочу, и мне кажется, что я и не смогу вернуться по одной причине: я понимаю, что тем, кто ходит в кинотеатры, мне нечего предложить. Они хотят смотреть другое. Если бы у нас аудитория была разделена, и я понимал, что есть некая группа со своими кинотеатрами, некая аудитория, которой я могу что-то предложить, я, может быть, и сделал бы что-то. А тут я понимаю, что те, к кому я обращаюсь, в кинотеатр не ходят, почти не ходят.

– 4D формат.

Да-да. Мне нечего предложить, я не могу соответствовать такому бойкому, по-своему талантливому и интересному, но абсолютно не моему кино. А вот тут мне нравится.

Я очень люблю свои полнометражные картины. Ну, ты поехал на фестиваль, ну, тебе дали приз, ну, ты показал там, показал здесь и все, это кануло. Кто-то вспомнил потом, кто-то не вспомнил. Это осталось строкой в биографии: ты получил приз за лучшую женскую роль, за операторскую работу, за режиссуру. И все. «А, помню-помню!» А здесь: я называю «Тихий Дон», кто-то бежит мне морду бить, кто-то бежит целовать, но знают, о чем мы говорим. Потому, что это видели очень многие. Нравится, не нравится, но видели.

– Точность в деталях, точно проработанные роли, точно играют все актеры, даже собаки с кошками. Это только у Кустурицы, по-моему, так. Это такая подготовка, это работа, это вложение любви?

Это работа, безусловно. Это серьезное отношение к делу, это правильный подбор ребят, это хорошая группа, в первую очередь, которая помогает во всем. Это желание сделать хорошо, а не абы как. Для этого должны быть возможности финансовые, временные. Для этого тебе должны доверять. Слава Богу, канал «Россия» мне доверяет. Они контролируют финансовое состояние картины, что правильно, но они не контролируют ежесекундно так я снимаю или не так, кто играет.

Они глобально готовы воспринять и говорить о некой картине, не о кусочках «давай будем спорить по любому поводу». И мне это очень приятно, это дает мне возможность работать, это дает мне возможность с ними общаться, это дает нам возможность общаться на равных, при том, что я понимаю, что они мне дают работу, а я им приношу какой-то фильм.

Конечно, от условий, в которых ты работаешь, очень многое зависит. И, наверное, если бы у меня были менее комфортные, как принято говорить сейчас, условия, может быть, я не смог бы снимать кино на протяжении года. Это все-таки довольно тяжелая вещь. Опять же, не нужно преувеличивать, но это все-таки тяжело, потому что долго, вне дома, каждый день чего-то требуя от всех. Это тяжело. Но, слава Богу, что мне дают такие возможности. Пока, по крайней мере.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Сергей урсуляк

Биография

Сергей Владимирович Урсуляк родился в семье военнослужащего, капитана второго ранга Владимира Константиновича Урсуляка (1931—1996), выпускника Севастопольского высшего военно-морского училища. Семья происходила с Украины, бабушка в годы немецкой оккупации была заключена в еврейское гетто. Детство прошло в городе Магадане.

В 1979 году Сергей окончил актерское отделение театрального училища имени Б.В. Щукина (мастерская Евгения Симонова), а в 1993 году — Высшие курсы режиссеров и сценаристов (мастерская Владимира Мотыля). По окончании Щукинского училища больше десяти лет играл на сцене театра «Сатирикон».

В 1995-1996 годах работал режиссером телевизионного развлекательного шоу «Дог-шоу. Я и моя собака».

В 1999-2000 годах выступил как режиссер документального цикла «Новейшая история».

С 2002 по 2005 год был автором и ведущим телепрограммы об актерах «Пестрая лента».

Интервью

Сергей Урсуляк об актерах

«Актеров нужно любить, слышать, но не слушать, когда они заявляют «а я хочу так…». Да мало ли что ты хочешь! Здесь важнее, чего хочу я. Это правила игры. Если тебе это не нравится, то зачем ты у меня снимаешься? Но, как правило, у меня на площадке до конфликтных ситуаций дело не доходит».

Сергей Урсуляк о любви

«Если вы наберете хороших актеров, они как-то вам сыграют, хороший оператор как-то снимет, директор как-то посчитает деньги, монтажер как-то смонтирует. В общем, кино как-то получится. Но это не есть кино, не есть режиссура. Вам, как молодым режиссерам, нужно что-то очень любить и что-то очень не любить. И вот эти любовь и нелюбовь переносить на пленку. Для этого надо искать соответствующий сценарий или писать его самому».

Сергей Урсуляк о своих фильмах

«Я очень тяжело смотрю свои фильмы. Думаю: вот здесь хорошо бы исправить, а вот это вроде ничего. Смотрю «Ликвидацию» отстраненно, как на сделанную работу, которой я в целом доволен. В целом задачи, которые ставил перед собой, я выполнил. Другой разговор, что можно было сделать это лучше. Но это уже вопрос одаренности. Иной человек, более талантливый, может быть, и выполнил бы эту работу лучше, а я сделал как смог».

Сергей Урсуляк о съемках

На вопрос корреспондента «Сегодня» доставляет ли режиссеру сам процесс съемки, Урсуляк ответил: «Я — очень ответственный человек. Приходя на площадку, я работаю тяжело и упорно. Я — не Моцарт, у которого все получалось легко. Это не значит, конечно, что я все время сижу с перекошенной мордой — нет, мы много смеемся, много радуемся друг другу. Но это ведь не то же самое, что сидеть в ресторане и есть вкусную пищу! Немножко другая история. А вот когда все заканчивается, то я забываю все сложности, и мне съемочный период представляется счастливейшим временем».
Несмотря на то, что у режиссера есть актерское образование, Сергей Урсуляк не собирается сниматься в своих фильмах: «Я по первой профессии — актер, и я очень хорошо в этом разбираюсь. Сниматься в своей картине можно либо очень хорошо, играя, как, например, Никита Михалков, либо так же наивно, как Эльдар Рязанов. А находиться в промежутке — не нужно. Я не смогу сыграть в своем фильме так, как это делает любой из моих артистов. Так что лучше этого не делать — мне хватает того, что я и так много показываю актерам».

Семья

  • Первая жена — Галина Кизеевна Надирли (род. 10 марта 1956), актриса, выпускница 1979 года Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина в Москве (художественные руководители курса — Вера Константиновна Львова, Евгений Рубенович Симонов), однокурсница Сергея Урсуляка и Юрия Нифонтова (первого мужа Лики Нифонтовой)

    Дочь — Александра Сергеевна Урсуляк (род. 4 февраля 1983, Москва), актриса театра и кино, в 2003 году окончила актёрский факультет Школы-студии МХАТ в Москве (руководители курса — Дмитрий Владимирович Брусникин и Роман Ефимович Козак) и была принята в труппу Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, где служит по настоящее время.

    .

  • Вторая жена — Лика Алексеевна Нифонтова (род. 5 марта 1963, Казань), актриса театра и кино, выпускница 1984 года Высшего театрального училища имени Б. В. Щукина в Москве (художественный руководитель курса — Альберт Григорьевич Буров), с 1984 года служит в московском театре «Сатирикон», народная артистка Российской Федерации (2005). Сергей и Лика стали жить вместе с 1986 года. Свадьбу не играли, просто пошли в ЗАГС и расписались

    Дочь — Дарья Сергеевна Урсуляк (род. 2 апреля 1989, Москва), актриса театра и кино, в 2014 году окончила Театральный институт имени Бориса Щукина (художественный руководитель курса — Владимир Владимирович Иванов), с 2013 года служит в Российском государственном театре «Сатирикон» имени Аркадия Райкина в Москве.

    .

Жизнь режиссера и съемочная площадка

С начала 2000-х Урсуляк  пробует себя в разных жанрах. Это, например, интересный детективный серил «Неудача Пуаро» с участием многих звезд российского кинематографа в лице А.Райкина, С.Маковецкого, нынешней жен режиссера – Лики Нифонтовой, а также супружеского союза С. Немоляевой и А.Лазарева. Экранизация повести «Долгое прощание» — приносит премию имени Мирона Черненко на фестивале «Золотой Орел», а также приз кинофестиваля «Сталкер». В 2007 году мир увидел «Ликвидацию». И режиссера настиг оглушительный успех. Он продолжал снимать. Одна из последних работ Урсуляка – сериал «Тихий Дон» по известному произведению Шолохова. В нем снимается дочка Урсуляка – Дарья, в роли супруги Григория Мелехова – Натальи. В прошлом году сериал был удостоен «Золотого Орла». На данный момент режиссер занят экранизацией романа «Ненастье».

Детство и семья

Родился в 1958 году (10 июня) в Хабаровске. У него украинские и еврейские корни. В какой же семье он воспитывался? Отец Сергея, Владимир Константинович, был военнослужащим. Ему часто приходилось переезжать из одного гарнизона в другой. Мужчина всегда брал жену с собой. Он дослужился до капитана 2-го ранга. Умер в 1996 году. Мама нашего героя получила высшее педагогическое образование. Она работала учительницей в школе.

С рождением Сергея семья окончательно обосновалась в Магадане. В этом городе проходило детство будущего режиссера. Он рос активным и любознательным ребенком. Сережа занимался спортом, увлекался приключенческой и исторической литературой. Летние каникулы мальчик проводил у бабушки в Подмосковье. Это время он запомнил навсегда. Ведь именно бабушка приобщила его к искусству. Она водила внука в филармонию и в столичные театры.

Часть моей души – музыка Таривердиева

– А как вы смогли Таривердиева пригласить к работе над вашим кино?

Но я его полюбил гораздо раньше, и когда встал вопрос о том, какая музыка должна быть в моем фильме, я просто позвонил ему, и он, как человек простой, вернее, сложный, но простой в общении, замечательно отреагировал, и это было четыре года счастья – общение с Таривердиевым. Мы сделали две картины.

– Две разве?

Две. «Летние люди» и «Русский регтайм». А дальше я уже работал с его музыкой без него. У меня еще «Сочинение ко Дню Победы» с его музыкой, «Исаев» частично, во многом с его музыкой. Это часть моей души – музыка Таривердиева. Это большая часть моей души. И, конечно, он оказал на меня огромное влияние – не тем, что он мне говорил, не тем, что он рассказывал, а тем, какую музыку он писал.

– А какие ноты Таривердиева вы переписывали в детстве? Вы рассказывали, как вы не любили играть на фортепиано, но ездили в библиотеку и переписывали ноты.

Ааа! Да! Действительно, меня родители мучили обучением игре на фортепиано. Я это очень не любил. Но когда в моей жизни появился Таривердиев, то я понял, что очень хочу еще и уметь играть эту музыку. А тогда было сложно с нотами, издавался сборник «Песни радио и телевидения», ежемесячный, по-моему, и там была «Песня о далекой Родине» из «17 мгновений весны», там же был «Маленький принц». А вот все его сложные вещи так широко не издавались, их можно было найти только в музыкальной библиотеке города Хабаровска, которая находилась в центре, а мы жили далеко на окраине. И я ездил туда с нотной тетрадью и рисовал эти ненавистные мне значки для того, чтобы дома пытаться разбирать и как-то это играть.

Если сейчас меня подвести к роялю, то единственное, что я смогу сыграть — именно это. Больше в моей памяти не осталось ничего. Какие-то аккорды и какие-то темы из того, что я тогда выписывал, они во мне остались. Больше ничего. Ни этюдов Гедике и Черни, ничего больше во мне нет. А вот это осталось.

– В каждом вашем фильме есть что-то, что вызывает давние глубокие воспоминания. Я всегда долго рефлексирую: почему это так задело? Например, в «Летних людях» я списала все на игру Сергея Колтакова. Он гениальный. А, кстати, вы его будете еще снимать?

Был бы повод! Я никогда не планирую, что обязательно сниму того или другого артиста. С Сережей у нас был замечательный опыт. Сережа непростой артист, непростой человек, но абсолютно выдающееся дарование. Сейчас я часто его вижу, слава Богу, он стал сниматься, уже не отказывается как тогда, когда я его звал. Тогда его просто невозможно было найти. Сейчас он снимается, и одна роль лучше другой. Он абсолютно выдающийся артист. Мне очень жаль, что он не играет в театре.

Кадр из фильма «Летние люди». 1995 год

– Играет! У Огарева сыграл недавно в пьесе Радзинского «Лунин, или смерть Жака».

Да? Это абсолютно выдающееся дарование. Когда я вспоминаю его роли у Володи Хотиненко в «Зеркале для героя», у Инны Туманян в фильме «Соучастники», это просто грандиозно.

Сергей Урсуляк: фильмография

Режиссерский дебют нашего героя состоялся в 1993 году. Его первая картина называлась «Русский регтайм». В центре сюжета были советские люди, которые мечтают о богатой и сытой жизни в Америке. Сценарий к этому фильму написал Г. Островский.

В 1995 году вышла его вторая лента – «Летние люди». На этот раз он сам создал сценарий, взяв в основу произведение М. Горького. Фильм рассказывает о вымирающем русском дворянстве. На главную роль режиссер Урсуляк утвердил Сергея Маковецкого. И этот выбор оказался верным. Ведь актер на все 100% справился с поставленными задачами. Лента была удостоена нескольких российских кинонаград.

Свое новое творение Сергей Урсуляк представил на суд зрителей в 1998 году. «Сочинение ко дню Победы» представляет собой драму, рассказывающую о встрече трех фронтовых товарищей.

В 2002 году на экраны вышел детективный сериал «Неудача Пуаро». Над сценарием он работал сам, адаптировав всемирно известное произведение Агаты Кристи.

Затем последовала мелодрама «Долгое прощание» (2004). На этом фильмография Урсуляка не заканчивается. В 2007 году его пригласили поучаствовать в создании сериала «Ликвидация». И он ответил согласием. В телепроекте были задействованы такие актеры, как Сергей Маковецкий, Пореченков Михаил и Машков Владимир.

В период с 2009 по 2015 гг. режиссер Урсуляк выпустил еще три картины – шпионский сериал «Исаев» (2009), военную драму «Жизнь и судьба» (2012) и современную версию «Тихого Дона» (2015).

Путь к кинорежиссуре

11 лет Урсуляк проработал в театре. Он играл знаменитых героев  из разных произведений классической отечественной и зарубежной литературы. Но все это время Сергей Владимирович мечтал снимать кино и стать кинорежиссером. Он дважды проваливал экзамены во ВГИК, но с третьей попытки, которая произошла в 1990 году, он поступил к Владимиру Мотылю, став студентов высших режиссерских курсов. Обучение длилось в течение трех лет. Первая творческий этюд автора получила признание в профессиональных кругах и была удостоена премии «Кинотавр». Он снял фильм на основе реальных событий об артисте и режиссере Романе Козаке «Русский регтайм». Спустя несколько лет выйдет кинолента «Летние люди». И снова успех, подтвержденный наградой кинофестиваля «Литература и кино» с участием  Сергея Маковецкого. Документальная лента, снятая в 1997 году под названием «Записки Мертвого дома», приносит режиссеру «ТЭФИ» и «Золотого Овна».

Интервью

Об актерской профессии:

«Мне кажется, если человек чего-то хочет, он должен осуществлять свои мечты. Я пытаюсь объяснить, чтобы дочь (старшая) знала: актерская профессия стоит больших усилий, и, если она их будет прилагать, наверняка ее будет ждать большой успех…А папа, действительно, был против моего поступления в театральный институт, не хотел мне помогать. Он считает, что актриса — это не та профессия, которая ему, как папе, даст уверенность, что я живу хорошо и счастливо. Ведь актерская профессия и правда не дает никаких гарантий. Но теперь отец понимает, что я добилась успеха, я — востребованная актриса, а не сижу дома, жду предложений и играю в ванной перед зеркалом. В том, что отец не снимает меня в своих фильмах, вижу некий акт уважения: он верит, что я могу достичь очень многого без чьей-то сильной руки. И мне это дает возможность спокойно спать и знать, чего я стою».

Об откровенных нарядах на сцене:

«Уже давно все и в кино, и в театре одеваются и раздеваются — никто не стесняется. Чего тут бояться? Как меня могут воспринять родные, которые меня видели в детстве полностью обнаженной? Тело есть тело. Мы все бываем голыми — хотя бы в душе. Если кто-то этого стесняется, значит, он недоволен собой».

О внешности:

«Сейчас слишком большое внимание уделяется внешности. Главное, чтобы девушки при этом не забывали развиваться и в других направлениях

Доброта, ум, смелость, чувство юмора — не это ли привлекательность? У меня немало комплексов, связанных с внешностью. Не могу утверждать, что полностью собой довольна. Иногда смотришь в зеркало и думаешь: «Кажется, пора в спортзал!» При этом я до безобразия уверенная в себе женщина. Честно вам скажу: мне кажется, что все мужчины вокруг влюблены в меня! Но, может быть, это только кажется…»

Приходится ли актрисе ограничивать себя в еде ради стройной фигуры:

«Постоянно! Хотя вкусно поесть, признаюсь, люблю и иногда срываюсь. Мои гастрономические пристрастия широки. Мне нравится и японская кухня, и итальянская, и французская, и русская».

Любит ли актриса готовить:

«Да, и делаю это с большим удовольствием. Дочки обожают мою домашнюю пиццу. Обычно готовлю сразу несколько, с разными начинками. Младшая, Настя, гурман — любит пробовать новое: оливки, сыр со специями и травами. А старшая, Аня, в еде более консервативна».

О воспитании детей:

«Я точно знаю, как не буду поступать со своими детьми. Например, меня в детстве очень оберегали, буквально от всего: без шапки нельзя, выйти одной на улицу нельзя и так далее. Это была такая чрезмерная опека, которую я расценивала как недоверие — я же чувствовала себя самостоятельной. Поэтому своим детям стараюсь доверять. В большей степени Ане. Насте меньше: она у нас хулиганка. Конечно, это не отменяет волнения за детей, и они всегда ощущают, что я рядом и готова помочь. Вообще, правильных советов, как воспитывать детей, не существует. Знаю совершенно точно, что ребенок рождается уже со своим характером, темпераментом, яркой индивидуальностью

Важно, что он взял от своих предков на генетическом уровне и что в него заложат родители»

О себе:

«В моей жизни, конечно, были разные моменты, но я считаю себя сильным человеком как раз потому, что не пытаюсь казаться кем-то другим, ни на кого не держу зла, обиды».

По материалам сайтов: kino-teatr.net, teatrpushkin.ru, vokrug.tv, uznayvse.ru, mega-stars.ru, kinozal.tv, fb.ru, 24smi.org, lichnaya-zhizn.ru, kinoafisha.ua, km.ru, aif.ru, kp.ru, mk.ru, subscribe.ru, telestol.ru

Роли в театрах

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина

  •  — «Чёрный принц» по одноимённому роману Айрис Мёрдок. Постановка Романа Козака (премьера — 25 октября 2002 года) — Джулиана Баффин
  •  — «Цыганы» по одноимённой поэме А. С. Пушкина. Постановка Марины Брусникиной (премьера — 17 декабря 2002 года) — Земфира, цыганка
  •  — «Ночи Кабирии», музыкальная драма по мотивам одноимённого фильма Федерико Феллини. Постановка Аллы Сигаловой (премьера — 21 марта 2004 года) — Кабирия
  •  — «Поздравляю с будним днём!» по пьесе современного эстонского драматурга Яана Тятте. Постановка Романа Козака (премьера — 7 мая 2004 года) — Анна
  •  — «Сон в шалую ночь» по комедии «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира. Постановка Нины Чусовой (премьера — 25 декабря 2004 года) — Гермия, дочь Эгея, влюблённая в Лизандра
  • — — «Одолжите тенора!» по пьесе американского комедиографа Кена Людвига. Постановка Евгения Писарева (премьера — 29 сентября 2005 года, последний показ — 27 июня 2017 года) — Мария, жена знаменитого тенора Тито Мерелли
  •  — «Мадам Бовари» по одноимённому роману Гюстава Флобера. Постановка Аллы Сигаловой (премьера — 2006 год) — Эмма Бовари
  • — — «Дамский портной» по пьесе французского драматурга Жоржа Фейдо. Постановка Александра Огарёва (премьера — 12 декабря 2008 года, последний показ — 5 мая 2014 года) — Сюзанна
  •  — «Оffис» по пьесе «Бесхребетность» немецкого драматурга Ингрид Лаузунд. Постановка Романа Козака (премьера — 2 марта 2008 года; текущий спектакль) — Кристенсен
  • — — «Письмо счастья» по пьесе «Фернандо Крапп написал мне письмо» Танкреда Дорста. Постановка латвийского режиссёра Дж. Дж. Джилинджера (премьера — 6 марта 2009 года, последний показ — 13 марта 2010 года) — Юлия
  •  — «Турандот» по произведениям Карло Гоцци и Ф. М. Достоевского. Постановка Константина Богомолова (премьера — 10 октября 2010 года) — принцесса Турандот
  • — — «Бешеные деньги» по одноимённой комедии Александра Островского. Постановка Романа Козака (премьера — 08 мая 2010 года, последний показ — 2 июня 2013 года) — Лидия Юрьевна, дочь Надежды Антоновны Чебоксаровой
  •  — «Много шума из ничего» по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира. Постановка Евгения Писарева (премьера — 22 апреля 2011 года; текущий спектакль) — Беатриче, племянница мессинского наместника Леонато
  •  — «Добрый человек из Сезуана» по пьесе «Добрый человек из Сычуани» немецкого драматурга Бертольта Брехта. Постановка Юрия Бутусова (премьера — 1 февраля 2013 года; текущий спектакль) — Шен Те, проститутка / Шуй Та, «двоюродный брат» Шен Те
  •  — «Женитьба Фигаро» по комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше. Постановка Евгения Писарева (премьера — 23 апреля 2014 года; текущий спектакль) — Сюзанна, камеристка графини, невеста Фигаро
  •  — «Обещание на рассвете» по одноимённому автобиографическому роману французского писателя Ромена Гари. Постановка Алексея Кузьмина-Тарасова (премьера — 13 февраля 2015 года; текущий спектакль) — мама
  •  — «Барабаны в ночи» по одноимённой пьесе немецкого драматурга Бертольта Брехта. Постановка Юрия Бутусова (премьера — 11 ноября 2016 года; текущий спектакль) — Анна Балике, дочь владельца фабрики снарядных ящиков Карла Балике
  •  — «Гардения» по одноимённой пьесе современного польского драматурга Эльжбеты Хованец. Постановка Семёна Серзина (премьера — 6 мая 2017 года; текущий спектакль) — женщина первая
  •  — «Гедда Габлер» по одноимённой пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена. Постановка Анатолия Шульева (премьера — 27 октября 2018 года) — фру Гедда Тесман (в девичестве Габлер), жена Йоргена Тесмана

Награды

Государственные награды
  • Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2015) — за создание телевизионного художественного фильма «Жизнь и судьба».
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (2016) — за вклад в развитие отечественного киноискусства.
Кинофестиваль «Кинотавр»
  • Премия «Кинотавра» («За дебют», специальный приз, 1993) — за художественный фильм «Русский регтайм».
  • Премия «Кинотавра» («Бриллиантовая роза», Гран-при, 1996) — за художественный фильм «Летние люди».
Кинопремия «Ника»
  • Кинопремия «Ника» (специальный приз «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа», 2008) — за художественный фильм «Ликвидация».
  • Кинопремия «Ника» (специальный приз «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа», 2013) — за художественный фильм «Жизнь и судьба».
Премия ФСБ России
  • Премия ФСБ России (номинация «Кино- и телефильмы», 2008) — за художественный фильм «Ликвидация» (совместно с Зоей Кудря).
  • Премия ФСБ России (номинация «Кино- и телефильмы», 2009) — за художественный телевизионный сериал «Исаев».
Кинопремия «Золотой орёл»
  • Кинопремия «Золотой орёл» (номинация «Лучший телевизионный сериал», 2009) — за художественный фильм «Ликвидация».
  • Кинопремия «Золотой орёл» (номинация «Лучший телевизионный сериал», 2011) — за художественный телевизионный сериал «Исаев».
  • Кинопремия «Золотой орёл» (номинация «Лучший телевизионный сериал», 2017) — за художественный фильм «Тихий Дон».
Награды и премии
  • Премия имени Мирона Черненко (Гильдия киноведов и кинокритиков России, 2004) — за виртуозный перевод прозы Юрия Трифонова на язык кино.
  • Премия «Человек года» (Федерация еврейских общин России, 2008) — за вклад в искусство кино.

В «Ликвидации» нет плохих людей

– Дальше идет «Ликвидация», и вы до всех этих жутких событий с Украиной…

Там Украиной и не пахнет, в смысле – событиями в Украине.

– Ну как же? И вот герой Пореченкова, он же не плохой человек…

 Конечно, нет. Там нет плохих людей. У них могло сложиться по-другому, и они все по-своему обаятельные, чувствующие. Но вот так сложилась жизнь, что он такой, она такая, они такие, и жизнь их развела. В «Ликвидации», я уже говорил, скажу еще раз: там благодаря артистам, атмосфере Одессы, языку, юмору, сентиментальности, ретрообразности создан некий мир, в котором каждому из нас хотелось бы жить – при всей жестокости и сложности всего, что связано с концом 40-х годов. Там есть мир, в котором хочется жить. Я думаю, что успех этой картины обязан именно этому. Потому что ничего особого там нет. Детективная интрига? Ну, это, в общем, побочная вещь. А вот атмосфера – да, вот там есть атмосфера.

Кадр из фильма «Ликвидация»

–  Знаете, на чем я сломалась, когда смотрела «Ликвидацию»? Когда уже последняя сцена, герой Пореченкова говорит: «Вы всем жизнь испортили. Вы все время воюете, а когда не воюете, друг друга убиваете и чужое делите».

— Сейчас обычный вопрос: а у вас в семье есть репрессированные? А вот в моей семье, скорее всего, не репрессированный, а палач, понимаете? Мой дед был на Колыме и, скорее всего, был там в охране, хотя я не могу точно это узнать. И вдруг на этой сцене у меня щелкнуло так, что я вышла из комнаты, и все говорят: а что случилось? А я вдруг вот этого своего деда поняла. Действительно, он был не против людей. У него просто все сломалось от этой власти. А могло бы быть по-другому… Вот откуда вы это взяли?

Я ниоткуда это не взял, просто я глубоко советский человек внутри себя, я это воспринимаю как большую часть своей жизни и в каком-то смысле главную часть, сформировавшую меня. И все мои фильмы, так или иначе, как-то расположены там, в том времени. Я практически не выхожу за пределы того времени. Потому что про то я понимаю лучше, чем про сегодня. И, наверное, какие-то вещи, может быть, я угадываю. Не потому что я прожил это, а просто есть же генетическая память, если мы всерьез относимся к себе, к родным, к стране и так далее, она как-то пробуждается, видимо. Подсознание какое-то начинает работать.

Я плохой теоретик, я вам так скажу. Я не знаю, какой я практик, но теоретик я точно не самый лучший. У меня одна задача – я стараюсь максимально честно и максимально скрупулёзно делать то, что я делаю.

И я знаю, что поскольку я воспитан на эмоциональных фильмах, на эмоциональной музыке, на том, что что-то рождает в душе, то мне крайне важно, чтобы люди испытывали острую эмоцию при просмотре того, что я делаю. По-настоящему

Я где-то читал, что человек смотрел какую-то мою картину и сломал телефон, потому что не мог смотреть. Сломал телефон, чтобы как-то разрушить это ощущение «у меня сейчас сердце разорвется», чтобы хоть как-то выпрыгнуть из этого состояния. Для меня это очень дорого, понимаете? Как и острые отрицательные отзывы мне тоже приятны, потому что я понимаю, что я не убедил, но как-то очень остро задел. Но, еще раз говорю, я плохой теоретик.

Из биографии Сергея Урсуляка

Будущий режиссер появился на свет 10 июня 1958 года в Хабаровске. Семья, где он родился, была самой обычной. Отец служил в армии и все время был вынужден менять гарнизоны. Мама Урсуляка по образованию была педагогом, она работала учительницей в школе.

После рождения Сергея семья обосновалась в Магадане. С раннего возраста мальчик любил читать. В особенности его увлекали исторические романы и приключенческая литература. Каждый год на каникулах он отправлялся к бабушке в Подмосковье. Поэтому Сергей имел возможность бывать в театрах и филармониях Москвы.

Урсуляк восхищался игрой актеров и театральными постановками. Мама много рассказывала ему о популярных артистах, читала сыну современные и классические пьесы. Это стало одной из причин, по которым Сергей выбрал для себя в качестве основного занятия творчество.

Особый интерес у Сергея вызывали работы Эльдара Рязанова, который мастерски выверял каждый постановочный момент в своих картинах.

Тем, кто ходит в кинотеатры, мне нечего предложить

– А почему вы снимаете именно сериалы? Хотя это сейчас мировая тенденция. Во-первых, аудитория – все-таки это телевидение. Во-вторых, историю можно показать подробно, проработать. Вы за каналом «Россия» пошли, вам предложили снять сериал? Изначально как это получилось?

Первый раз я сделал самостоятельно, была небольшая пятисерийная вещь по Агате Кристи. Она не широко прошла и не имела большого успеха, хотя мне она нравится. Хорошо сделанная вещь.

Меня спрашивают: «А ты не хочешь вернуться в кино, которое в кинотеатрах?» Не хочу, и мне кажется, что я и не смогу вернуться по одной причине: я понимаю, что тем, кто ходит в кинотеатры, мне нечего предложить. Они хотят смотреть другое. Если бы у нас аудитория была разделена, и я понимал, что есть некая группа со своими кинотеатрами, некая аудитория, которой я могу что-то предложить, я, может быть, и сделал бы что-то. А тут я понимаю, что те, к кому я обращаюсь, в кинотеатр не ходят, почти не ходят.

– 4D формат.

Да-да. Мне нечего предложить, я не могу соответствовать такому бойкому, по-своему талантливому и интересному, но абсолютно не моему кино. А вот тут мне нравится.

Я очень люблю свои полнометражные картины. Ну, ты поехал на фестиваль, ну, тебе дали приз, ну, ты показал там, показал здесь и все, это кануло. Кто-то вспомнил потом, кто-то не вспомнил. Это осталось строкой в биографии: ты получил приз за лучшую женскую роль, за операторскую работу, за режиссуру. И все. «А, помню-помню!» А здесь: я называю «Тихий Дон», кто-то бежит мне морду бить, кто-то бежит целовать, но знают, о чем мы говорим. Потому, что это видели очень многие. Нравится, не нравится, но видели.

– Точность в деталях, точно проработанные роли, точно играют все актеры, даже собаки с кошками. Это только у Кустурицы, по-моему, так. Это такая подготовка, это работа, это вложение любви?

Это работа, безусловно. Это серьезное отношение к делу, это правильный подбор ребят, это хорошая группа, в первую очередь, которая помогает во всем. Это желание сделать хорошо, а не абы как. Для этого должны быть возможности финансовые, временные. Для этого тебе должны доверять. Слава Богу, канал «Россия» мне доверяет. Они контролируют финансовое состояние картины, что правильно, но они не контролируют ежесекундно так я снимаю или не так, кто играет.

Они глобально готовы воспринять и говорить о некой картине, не о кусочках «давай будем спорить по любому поводу». И мне это очень приятно, это дает мне возможность работать, это дает мне возможность с ними общаться, это дает нам возможность общаться на равных, при том, что я понимаю, что они мне дают работу, а я им приношу какой-то фильм.

Конечно, от условий, в которых ты работаешь, очень многое зависит. И, наверное, если бы у меня были менее комфортные, как принято говорить сейчас, условия, может быть, я не смог бы снимать кино на протяжении года. Это все-таки довольно тяжелая вещь. Опять же, не нужно преувеличивать, но это все-таки тяжело, потому что долго, вне дома, каждый день чего-то требуя от всех. Это тяжело. Но, слава Богу, что мне дают такие возможности. Пока, по крайней мере.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий