Владимир спиваков — биография, информация, личная жизнь

Личная жизнь с Анной Каменковой

В личную жизнь Анатолия Спивака Анна Каменкова вошла в 1974 году. Девушка только окончила Щепкинское театральное училище и была принята актрисой в труппу театра на Малой Бронной. Будущая супруга Спивака моложе его на целых 15 лет, но это не помешало развитию их романа.

Несмотря на то, что Анатолий слыл в актерской среде убежденным холостяком, очень скоро он в буквальном смысле заворожил Анну не только своим мужским обаянием, но и ошеломляющим талантом. Красиво ухаживая за девушкой, он стал для Анны настоящим героем. Однако период романтических отношений у пары был достаточно долгим. Лишь в 1980 году Анатолий Спивак и Анна Каменкова официально зарегистрировали брак.

Актер стал главным учителем для юной девушки, помог развиться в ней актерскому таланту и стать настоящей актрисой, которую впоследствии узнала вся страна. Спивак и Каменкова были одной из самых удивительных артистических пар своего времени.

Дело в том, что помимо существенной разницы в возрасте, супруги достаточно сильно отличались характерами. Это отмечали и друзья пары, коллеги по работе, да и сами актеры не раз признавались, чтобы оставались вместе вопреки всему. Анатолий всегда был немногословным и закрытым человеком, пессимист по натуре. Анна же, обладая радушным, открытым и гостеприимным характером, была рада общению.

Нетрудно понять, что с такой противоположностью семейная жизнь супругов не была гладкой. До встречи с Анной Спивак вел тихую, однообразную личную жизнь. После появления жены в ней появилось много ярких красок, праздников, свечей, сервизов, красивых салфеток и разнообразных блюд.

Все это было совсем чуждо строгому мужскому характеру. Поэтому противоречия в паре накапливались и закономерно приводили к разбирательствам. По словам супругов, им понадобилось более двадцати лет, чтобы они смогли приспособиться друг к другу. Однако все эти годы они продолжали жить вместе, несмотря на разногласия, и тяжелые 90-е годы.

В 1987 году у Анатолия Спивака и Анны Каменковой родился долгожданный сын Сергей. Самой ценной чертой характера Анатолия его жена считает абсолютную преданность. Анна знает, что супруг ее никогда не предаст, не бросит и сделает для нее все. Может быть, поэтому они до сих пор вместе.

Как защищать скрипку

Став подростком, Спивакову пришлось защищать скрипку от безжалостных сверстников. Именно тогда Володя Спиваков, мальчик из хорошей семьи, решил записаться в секцию бокса. Эти навыки ему пригодились и в дальнейшем.

В 1977 году в знаменитом концертном зале Карнеги Холл Владимира Спивакова атаковали прямо на сцене. Во время концерта какой-то молодой человек с десятого ряда выбегает на сцену и бросает Спивакову прямо в солнечное сплетение трехкилограммовую пластмассовую банку. В первый момент музыкант подумал, что его хотят убить. Его согнуло пополам, но он продолжал из последних сил играть. Затем, имея наметанный глаз как художник, Владимир заметил на скрипке каплю красной краски. В сознании все прояснилось, он понял, что его не намеривались убить, и дал себе внутренний приказ доиграть до конца. Постепенно выравнивая дыхание и разгибаясь, Владимир Спиваков концерт доиграл до конца, полностью выпрямившись. Последняя нота ре зазвучала на фортиссимо.

Видя такое мужество музыканта, весь зал встал и кричал «браво». Об этом случае написал известный писатель Сергей Довлатов в своем ироничном рассказе «Соло на ундервуде».

Когда Спиваков рассказал об этом случае другу детства и писателю Соломону Волкову, тот, в свою очередь, выразил желание, чтобы его другу за мужество дали звание заслуженного артиста. На что Спиваков сказал, что лучше бы ему дали звание заслуженного мастера спорта.

Личная жизнь музыканта

Конечно, такая личность как Владимир Теодорович Спиваков не осталась в стороне от отношений. Впервые музыкант был связан гражданским браком Светлане Борисовне Безродной — скрипачке и дирижере. Они вместе работали, творили, развивали музыкальную карьеру, Светлана помогала Владимиру с созданием оркестра, но вскоре браку пришел конец

Женщине не нравилось, что все зрительское внимание и слава приходится мужу, ей тоже хотелось выделяться и продолжать карьеру самостоятельно, потому молодым людям пришлось развестись. Вскоре Светлана создала свой собственный женский оркестр

Светлана Бездорная

Второй женой музыканта являлась Виктория Валентиновна Постникова. Они горячо любили друг друга и у пары появился сын Александр, позднее тоже занявшийся музыкой. Но и этот брак был не навсегда: чувства охладились, а постоянные гастроли мешали счастливой семейной жизни.

Виктория Постникова

Последний и наверное самый крепкий и счастливый брак Владимира Спивакова связан с тележурналистом и актрисой Сатеник Саакянц. Жена на 18 лет младше мужа. Впервые они познакомились в Москве, после концерта, а до этого Владимир уже бывал в гостях у родителей Сати, где его заинтересовала фотография молодой актрисы.

С женой Сати

Сейчас чета имеет четырех девочек: трое родных — Татьяну, Анну и Екатерину и одну удочеренную после смерти сестры Владимира — Александру. Старшая Екатерина построила карьеру музыкального продюсера и сейчас живет в США. Татьяна получила образование во Франции, постигая секреты драматического искусства. А младшая Анна взяла псевдоним Анна Кова и работает певицей во Франции. Александра связала свою жизнь с гостиничным бизнесом и тоже перебралась в Европу.

Жены Владимира Спивакова – тайны личной жизни

Скрипач и дирижер Владимир Спиваков был женат трижды. Мужчина интересен женщинам всегда, и даже в возрасте за 70 лет. Все  жены Владимира Спивакова невероятно талантливы и тоже являются интересными личностями. Хотя, вряд ли возможен иной расклад судьбы у такого органичного человека.

Виктория Постникова, первая жена Спивакова, принадлежит к миру музыкальному. Пианистка сразу поразила его в молодости. Познакомились Владимир Спиваков с женой на конкурсе музыкантов в 1970г. Виктория в тот момент заняла третье место. Счастье лилось у пары через край. В этих отношениях появился на свет первый из детей, сын, подобно отцу сделавший карьеру в музыке. Совместный быт у Владимира Спивакова с его первой женой не заладился, и брак распался.

После развода с Викторией дирижер долго не хотел строить новую семью, переживания были сильны и работа не давала отвлекаться на личную жизнь

Все же Владимир Теодорович обратил внимание на Светлану Безродную, помогавшую ему организовывать концерты. Женщина стала для него правой рукой

Вначале Владимир Спиваков и его жена Света жили вполне счастливо. Но потом, как Света вспоминала позже, вся жизнь ее состояла из поручений мужа. Слишком долго такие отношения продлиться не могли. Женщине хотелось внимания и участия со стороны любимого человека.

Вместе и навсегда

В сети сегодня можно найти фото жены Владимира Спивакова Сати. Эта женщина стала его вдохновением, музой и помогает продолжать творить чудеса на сцене. Владимира впервые она увидела в «Голубом огоньке». Влюбившись с первого взгляда, больше эта пара не разлучалась, хотя первое время не все коллеги и друзья поддерживали этот брак, взирая на девушку свысока. Но истинное счастье, словно росток сквозь камни, пробъется всегда.

По национальности Сати армянка. Полное имя женщины Сатеник. Она родилась в Ереване в семье музыкантов, скрипача и пианистки. В 1983г. она окончила режиссерский факультет ГИТИСа. Преподавал курс знаменитый педагог И. Туманов, который отмечал талант девушки, но его смерть сильно отразилась на ее восприятии режиссерского искусства. Играть роли, пробовать себя на сцене ей больше не доверяли, как это делал любимый педагог. Вскоре Сати бросила учебу.

Родив дочку в браке с Владимиром Спиваковым, актриса уехала учиться в Сорбонну и пробыла там 6 месяцев. Вернувшись на родину она играла во многих фильмах. «Лирический марш», «Ануш» принесли ей славу. Пара воспитывает троих дочерей.

В дальнейшем жена Владимира Спивакова участвовала в разных проектах, в том числе кинокартине Ренаты Литвиновой и в качестве телеведущей программы «Сати».

Возможно интересно: Жена Олега Фомина, Жена Эдуарда Хиля.

Карьера дирижера Владимира Спивакова

Как признается сам музыкант, его профессиональному становлению в новом качестве помог опыт работы с такими известными дирижерами как Е. Светланов, М. Ростропович, Р. Мути, Е. Мравинский, К. М. Джулини, К. Аббадо и др.

В 1979-м году наш сегодняшний герой собрал вокруг себя группу единомышленников, вместе с которой впоследствии начал гастролировать по городам Европы и Америки. Коллектив получил название «Виртуозы Москвы». Стоит отметить, что и по сей день Владимир Спиваков работает с ним в качестве дирижера, художественного руководителя и солиста.

С первых выступлений оркестра нашему сегодняшнему герою сопутствовал успех, который не оставляет его уже более тридцати лет. Сегодня Спиваков и «Виртуозы Москвы» часто дают концерты в самых разных городах планеты, а также участвуют в различных международных фестивалях. Среди наиболее известных выступлений концерты в Зальцбурге, Эдинбурге, Нью-Йорке, Флоренции и многих других регионах Земли.

Стоит отметить, что в качестве дирижера наш сегодняшний герой выступает также и с другими коллективами. В разные годы он появлялся на сцене с Чикагским, Кливлендским, Лондонским, Филадельфийским и Будапештским оркестрами. Кроме того, талантливый музыкант выступал также с оркестром театра «Ла Скала», музыкальными труппами Французского радио и Кёльнской филармонии. В течение четырех лет наш сегодняшний герой также являлся руководителем Российского национального оркестра.

В январе 2003-го года Владимир Спиваков возглавил хорошо известный ныне Национальный филармонический оркестр России, который когда-то сам же и создал.

Благотворительный фонд

Владимир Спиваков в 1994 году учредил собственный благотворительный фонд. Цель его — помогать юным талантам. Фонд Владимира Спивакова организует концерты, вырученные средства от которых тратятся на покупку хороших музыкальных инструментов, а также на оплату обучения и проживания в Москве одарённых детей из провинции. Помогает Владимир Спиваков не только музыкантам. Фонд организует выставки для детей с художественным даром. Многие юные таланты, получившие помощь от ФВС, уже выросли и стали знаменитыми музыкантами, скульпторами, живописцами. Фонд также помогает и больным детям.

Скрипка

Владимир Спиваков, музыка для которого всегда была самым главным в жизни, начал свой творческий путь в 7 лет. Сначала он обучался игре на виолончели. Но будущий знаменитый музыкант был очень худеньким и маленьким, поэтому попросил заменить ему инструмент на что-то более лёгкое. После чего его определили на скрипку. Сначала мальчик учился в обычной музыкальной школ, а в 1961 году перевёлся в десятилетку при консерватории. Его педагог считал Владимира талантливым и говорил, что в его руках любая кастрюля будет звучать.

До 1997 года Владимир Теодорович играл на скрипке, созданной мастером Франческо Гобетти. Ему подарил её его педагог — профессор Янкелевич. А в 1997 году сбылась его мечта – у него появилась скрипка Антонио Страдивари, которую он получил в подарок от поклонников и меценатов.

Биография

  1. 1975 г. — Первое выступление в Линкольн-центре (Нью-Йорк), игра на скрипке, в качестве профессионального солиста.
  2. Тур по городам Америки (Филадельфия, Питтсбург, Чикаго, Кливленд)
  3. Выступления с оркестрами в Санкт-Петербурге, Москве, Париже, Лондоне, Чикаго
  4. Проходит долгое, серьезное обучение у таких известных профессионалов-дирижеров как Израиль Гусман, Лорин Маазель и Леонардо Бернстайн.
  5. 1979 г. — основывает музыкальный коллектив «Виртуозы Москвы», в составе которого самые талантливые исполнители.
  6. Дает концерты в качестве дирижера в крупных американских и европейских симфонических оркестрах.
  7. «Виртуозы Москвы» выступают в городах Японии, Европы, США, СССР.
  8. 1981 г. — получил Премию Всеевропейской Мюнхенской академии «За выдающиеся достижения в области музыкального искусства».
  9. 1983 г. — оркестру Спивакова присвоено официальное название: «Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР Виртуозы Москвы»
  10. 1989 г. — создание Владимиром Спиваковым Международного музыкального фестиваля во Франции.
  11. 1994 г. — присоединяется к организаторам проведения ежегодных мастер-классов в Цюрихе.
  12. Создал благотворительный фонд в поддержку молодым начинающим музыкантам и детям-сиротам
  13. 1996 г. — дает благотворительный концерт после катастрофы в Чернобыле (Украина).
  14. 1997 г. — профессор Янкелевич дарит Владимиру скрипку работы мастера Франческа Гобетти, музыкант начинает играть на ней.
  15. Получает в подарок на пожизненное пользование скрипку Антонио Страдивари.
  16. 1998 г. — проводит благотворительный концерт после землетрясения в Армении.
  17. 2002 г. — основал Московский международный Дом музыки.
  18. 2003 г. — Стал его президентом.
  19. Возглавил Национальный филармонический оркестр России, созданный им же
  20. 2006 г. — удостоен звания «Артист мира ЮНЕСКО» за «выдающийся вклад музыканта в мировое искусство, его деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами».
  21. 2009 г. — получает Почётную грамоту Правительства Москвы.
  22. 2010 г. — стал членом Патриаршего совета по культуре.
  23. 2014 г. — удостоен Ордена Даниила Московского I степени.
  24. 2016 г. — снят документальный фильм «Я оставляю сердце вам в залог».
  25. 2019 г. — в Уфе состоялось открытие фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…», проведенное самим Спиваковым.

Месси по матчам в Лиге чемпионов обошел Гиггза и догнал Рауля

Театр

Впервые на настоящую сцену Анна вышла в 12 лет, когда маленькую актрису позвали на детскую роль в спектакль «Русалка». Руководство Большого театра позаботилось о грандиозности спектакля и задействовало великих актеров, вроде Ведерникова, Козловского и других. Девочка с восхищением наблюдала за работой мастеров своего дела, для нее все выглядело настоящим волшебством. Но больше всего её поразило музыкальное сопровождение постановки, которое придавало действу чувство завершенности. Анна словно завороженная ходила по театру и с тех пор не могла представить своей жизни без него.

Анна Каменкова в молодости

Артистка вновь оказалась на сцене спустя почти 10 лет во время своего обучения в Щепкинском училище. Педагоги весьма высоко оценили её актерские способности и рекомендовали её руководителю Малого театра, который и пригласил Каменкову принять участие в постановке «Средство Макропулоса».

После окончания училища ей поступило несколько предложений от разных театров, но Анна остановила свой выбор на Театре на Малой Бронной. Во многом её выбор был продиктован личностью художественного руководителя заведения — режиссера Анатолия Эфроса, работами которого актриса всегда восхищалась. Его спектакли пользовались огромным успехом у публики, и Анна, как и многие другие, мечтала принять в них участие. На сцене Театра на Малой Бронной актриса сыграла 18 ролей, вскоре заняв место одной из ведущих артисток театра.

Анна Каменкова в спектакле «Женитьба»

Впрочем, идиллия длилась недолго. После ухода Эфроса Каменкова стала терять интерес к постановкам, пропало ощущение вечного праздника и новизны. Ей попросту стало скучно с новыми режиссерами, и в 1992 году артистка покинула театр. Она не сомневалась в своей востребованности и оказалась права, так как ей последовало предложение от подающего большие надежды режиссера. Целых полгода Анна репетировала свою роль в спектакле, который, увы, так и не был поставлен.

Несколько лет Каменкова прожила вдали от театра, когда на дворе были годы кризиса. В конечном итоге она дождалась своего звездного часа, и ей стали поступать предложения от антрепризных театров. Одним из первых стал «Бенефис», который подарил актрисе главную роль в спектакле «Увлеченная ласточкой».

Анна Каменкова и Ефим Шифрин в спектакле «Цветок смеющийся»

В 1998 году Каменкова сыграла весьма знаковую для себя роль — Ханну Хейберг из одноименной постановки «Ханна». Анна была очаровала сильным и независимым характером своей героини, благодаря которой некогда у Ханса Кристиана Андерсона родился образ «Снежной Королевы». Но, к несчастью, спектакль не снискал коммерческого успеха и вскоре был закрыт. После этого артистка практически потеряла надежду получить подобную роль, но неожиданно художественный руководитель Школы современной пьесы Иосиф Райхельгауз предложил ей место в спектакле французского режиссера Франка Бертье. Роль оказалась весьма тяжелой и нелегкой, что только придало Анне азарта. Она фактически вложила в роль свою душу, а после спектаклей ей приходилось отдыхать по 2 дня, чтобы восстановить силы.

Ссылки

Всемирное признание

В 1963 году Спиваков окончил музыкальную школу и поступил в консерваторию на курс Юрия Янкелевича, а в 1970 году поступил в аспирантуру под руководством того же педагога. Еще будучи студентом, Владимир Теодорович выступал на разнообразных международных конкурсах, стал лауреатом мероприятий в Париже и Генуе. Во многом ему помогли уроки, которые начинающий скрипач брал у знаменитого Давида Ойстраха.


Скрипач Владимир Спиваков

В 1969 году Спиваков стал лауреатом фестиваля имени Чайковского и конкурса музыкантов в Монреале. Сейчас это может показаться странным, но в молодости Владимира Спивакова с трудом выпускали за границу, и все же ему удавалось не только гастролировать за рубежом, но и обрести всемирную известность, будучи еще совсем юным музыкантом.

Профессиональная концертная деятельность Спивакова на родине началась в 1975 году, а вскоре он начал покорять и зарубежные площадки. Он произвел фурор в знаменитом Линкольн-центре и Карнеги-холле, выступал в составе оркестров Ленинграда, Москвы, Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Чикаго.


Владимир Спиваков

В архиве Спивакова богатейший репертуар от классиков до современных авторов, множество наград и обширная география поездок. Ему довелось работать со многими талантливейшими и знаменитейшими дирижерами XX века, среди которых мэтры:

  • Е. Мравинский;
  • Е. Светланов;
  • К. Кондрашин;
  • К. М. Джулини;
  • Ю. Темирканов;
  • М. Ростропович;
  • С. Озава;
  • Л. Маазель;
  • Р. Мути;
  • Л. Бернстайн;
  • К. Аббадо.

Дирижерскую палочку, подаренную ему Бернстайном, Спиваков хранит как реликвию наравне со скрипкой Страдивари. Опыт, полученный на гастролях и при работе с лучшими оркестрами мира, пригодился Владимиру Теодоровичу в тот момент, когда он и сам решил заняться дирижерской деятельностью.

Личная жизнь музыканта

Первый брак с пианисткой Викторией Постниковой явил свету сына Александра (будущего известного скрипача). Однако браку не суждено было стать вечным из-за того, что супруга решает уйти от Владимира к композитору Геннадию Рождественскому. А дальше был период творческого роста на фоне переосмысления человеческих ценностей. Именно так и должны настоящие гении встречать подобного рода удары судьбы.

В настоящее время талантливый музыкант женат вторично на Сати Саакянц. В этом семейном союзе родились две дочери: Анна и Татьяна. Помимо них в семье Спиваковых живет и дочь сестры Владимира Теодоровича, которая рано ушла из жизни.

Блиц-опрос

— Лучший ресторан в Париже?

— Я вообще совершенно не гурман. Люблю кафе Café Marly, потому что это прямо у Лувра. Это ресторан группы Costes, и когда сидишь там на террасе, ты видишь и пирамиду, и весь Лувр, и их меню мне всегда подходит.

— Лучший ресторан в Москве?

— В Москве самый любимый — это места наших свиданий с мужем — «Недальний Восток» и «Турандот». Там мы назначаем друг другу свидания.

— Это атмосфера или повар?

— И то, и другое.

— Последние книга или фильм, которые произвели на тебя впечатление?

— Я открыла для себя неизвестного писателя — Артура Соломонова, автора «Театральной истории», изумительного романа. Прочла пару месяцев назад, хотя написан он в 2013 году. Он о том, о чем мы говорили с тобой. Очень понравился фильм моей подруги Фанни Ардан — «Навязчивые ритмы». Она сняла его сама с маленьким бюджетом, но фильм прекрасный, хотя и не имел должного успеха, ведь она некоммерческий человек.

Ещё мне очень понравился «Бёрдмэн». Из последних спектаклей — «Кому на Руси жить хорошо» Серебренникова в «Гоголь-центре» и «Сказки Пушкина» Роберта Уилсона в Театре Наций.

— Где любишь отдыхать?

Сати Спивакова

— У нас небольшой дом на юге Франции, мы очень любим это место, потому что климат похож на ялтинский, и для скрипки он хорош, там не сыро… Отдыхаем в августе — это единственный месяц, когда муж отказывается от всех концертов.

Я обожаю морские путешествия. Человек я очень ответственный, вечно себя чувствую перед кем-то виноватой и должной, а тут ты уплыл — связи-интернета нет, и меня нет.

Есть такое французское слово evasion — «побег», «бегство». Уплыл-сбежал в чисто море — это я обожаю! Когда берегов не видно…

— А отели есть любимые?

— Я люблю приехать в отель и сразу обжить комнату. Для этого мне надо поставить фотографии дочек, маленькую иконку, которую, как ни странно, мне подарила Людмила Собчак. Мы очень дружили с Анатолием Собчаком, и эта иконка была у Толи последние три года, когда он жил в Париже. Он часто у нас бывал.

В Нью-Йорке я очень люблю Hotel Pierre, он такой домашний, там окна открываются, можно жить без кондиционеров. В Париже я всегда живу у себя в квартире. В Лондоне очень люблю отель Claridge’s. В Мадриде — Villa Magna прямо на Castellana. Венеция…

Обожаю Венецию, но каждый раз приезжаю и никак не найду свой отель. Из таких, которые меня потрясли до того, что я бы не хотела выходить, был отель Peninsula в Токио. Я день по Токио погуляла, а следующие дни, кроме концерта, сидела там: комната, бассейн, ресторан, холл… Не хотелось выходить в город, в котором не видно неба, воздух какого-то серого цвета, и ты чувствуешь себя муравьем в лабиринте.

— С кем бы ты хотела встретиться, из любого времени?

— Если бы я жила в России, я бы хотела встретиться с Анной Андреевной Ахматовой. А окажись я во Франции, встретилась бы с Жаном Кокто, мечтала бы. У меня есть даже коллекция тарелок, расписанная им.

— Что значит быть музой и быть любимой?

— Быть музой и любимой — «две большие разницы», как говорили в Одессе! Женщина, которая сильно любит или любима, уже не может быть музой. Плотское и духовное — два несовместимых для меня жанра, и одно страдает за счет другого.

Биография

Владимир Теодорович Спиваков — советский и российский дирижёр, скрипач, педагог. Народный артист СССР (1990). Лауреат Государственной премии СССР (1989). Лауреат Государственной премии России (2012).

Художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», президент Московского международного Дома музыки.

Владимир Спиваков родился в 1944 году в еврейской семье в Сталинском районе Уфы, выделенном 5 декабря того же года в отдельный город Черниковск Башкирской АССР (ныне вновь в черте города Уфы), где его родители находились в эвакуации в годы войны.

Отец — Теодор Владимирович Спиваков (1919—1977) — инженер-технолог, был призван перед войной из Одессы, демобилизован после тяжёлой контузии и с 1942 года работал старшим контрольным мастером термического цеха на Уфимском моторном заводе.

Мать — выпускница Ленинградской консерватории, пианистка Екатерина Осиповна Вайнтрауб (1913—2002) — родилась в Кишинёве, выросла в Одессе, пережила блокаду Ленинграда, откуда и эвакуировалась в Башкирию; работала концертмейстером клуба «Ударник» при Уфимском моторном заводе. Многие оставшиеся в Одессе родственники (в том числе бабушка и дедушка музыканта) погибли в гетто во время оккупации города.

В 1955 году Владимир Спиваков был зачислен в специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории, где занимался у Л. М. Сигал и В. И. Шера.

« В детстве я занимался боксом, а толчком к этому послужило желание постоять за себя: когда мы учились в ленинградской школе-десятилетке, нас, еврейских мальчишек, постоянно лупила компания хулиганов, собиравшаяся обычно на углу возле школы. Скрипки разбивались в щепки. Естественно, в один прекрасный день мне это надоело — так я попал в секцию бокса. Через три месяца, когда мы снова лицом к лицу столкнулись с вражеской компанией, я аккуратно положил свою скрипочку на землю и первый раз в жизни ответил, наконец, так, как следовало. Это умение в дальнейшем не раз мне помогло. »

В 1963 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. В 1963—1968 годах учился в Московской консерватории в классе Юрия Янкелевича. В 1970 году окончил аспирантуру под его же руководством.

Спивакова долго ущемляли в качестве еврея. Красивая фамилия не спасала его от антисемитизма. Ему не давали звания. С трудом выпускали на гастроли. Доставляли ему всяческие неприятности.

С 1975 по 1990 год преподавал в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, получив учёное звания профессора. С 1994 по 2005 год вёл мастер-классы в Цюрихе.

В 1979 году основал камерный оркестр «Виртуозы Москвы», которым руководит по сей день. Дебютировал как симфонический дирижёр в 1979 году с Чикагским симфоническим оркестром. В 1984 году получил знаменательный подарок от Леонарда Бернстайна — его дирижёрскую палочку.

С 1989 года — художественный руководитель Музыкального фестиваля в Кольмаре. В 2001 году Спиваков организовал Московский Международный Фестиваль «Владимир Спиваков приглашает… », с периодичностью в два года (второй состоялся в 2003 г., третий — в 2005 г.).

С 1989 года Владимир Спиваков — член жюри известных Международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале) и Президент конкурса скрипачей имени Сарасате в Испании. В 2002 году возглавлял жюри скрипачей на XII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве.

В 1994 году учредил Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, стипендиатами которого стали многие одарённые юные музыканты.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Владимир спиваков — биография, информация, личная жизнь

Личная жизнь с Анной Каменковой

В личную жизнь Анатолия Спивака Анна Каменкова вошла в 1974 году. Девушка только окончила Щепкинское театральное училище и была принята актрисой в труппу театра на Малой Бронной. Будущая супруга Спивака моложе его на целых 15 лет, но это не помешало развитию их романа.

Несмотря на то, что Анатолий слыл в актерской среде убежденным холостяком, очень скоро он в буквальном смысле заворожил Анну не только своим мужским обаянием, но и ошеломляющим талантом. Красиво ухаживая за девушкой, он стал для Анны настоящим героем. Однако период романтических отношений у пары был достаточно долгим. Лишь в 1980 году Анатолий Спивак и Анна Каменкова официально зарегистрировали брак.

Актер стал главным учителем для юной девушки, помог развиться в ней актерскому таланту и стать настоящей актрисой, которую впоследствии узнала вся страна. Спивак и Каменкова были одной из самых удивительных артистических пар своего времени.

Дело в том, что помимо существенной разницы в возрасте, супруги достаточно сильно отличались характерами. Это отмечали и друзья пары, коллеги по работе, да и сами актеры не раз признавались, чтобы оставались вместе вопреки всему. Анатолий всегда был немногословным и закрытым человеком, пессимист по натуре. Анна же, обладая радушным, открытым и гостеприимным характером, была рада общению.

Нетрудно понять, что с такой противоположностью семейная жизнь супругов не была гладкой. До встречи с Анной Спивак вел тихую, однообразную личную жизнь. После появления жены в ней появилось много ярких красок, праздников, свечей, сервизов, красивых салфеток и разнообразных блюд.

Все это было совсем чуждо строгому мужскому характеру. Поэтому противоречия в паре накапливались и закономерно приводили к разбирательствам. По словам супругов, им понадобилось более двадцати лет, чтобы они смогли приспособиться друг к другу. Однако все эти годы они продолжали жить вместе, несмотря на разногласия, и тяжелые 90-е годы.

В 1987 году у Анатолия Спивака и Анны Каменковой родился долгожданный сын Сергей. Самой ценной чертой характера Анатолия его жена считает абсолютную преданность. Анна знает, что супруг ее никогда не предаст, не бросит и сделает для нее все. Может быть, поэтому они до сих пор вместе.

Как защищать скрипку

Став подростком, Спивакову пришлось защищать скрипку от безжалостных сверстников. Именно тогда Володя Спиваков, мальчик из хорошей семьи, решил записаться в секцию бокса. Эти навыки ему пригодились и в дальнейшем.

В 1977 году в знаменитом концертном зале Карнеги Холл Владимира Спивакова атаковали прямо на сцене. Во время концерта какой-то молодой человек с десятого ряда выбегает на сцену и бросает Спивакову прямо в солнечное сплетение трехкилограммовую пластмассовую банку. В первый момент музыкант подумал, что его хотят убить. Его согнуло пополам, но он продолжал из последних сил играть. Затем, имея наметанный глаз как художник, Владимир заметил на скрипке каплю красной краски. В сознании все прояснилось, он понял, что его не намеривались убить, и дал себе внутренний приказ доиграть до конца. Постепенно выравнивая дыхание и разгибаясь, Владимир Спиваков концерт доиграл до конца, полностью выпрямившись. Последняя нота ре зазвучала на фортиссимо.

Видя такое мужество музыканта, весь зал встал и кричал «браво». Об этом случае написал известный писатель Сергей Довлатов в своем ироничном рассказе «Соло на ундервуде».

Когда Спиваков рассказал об этом случае другу детства и писателю Соломону Волкову, тот, в свою очередь, выразил желание, чтобы его другу за мужество дали звание заслуженного артиста. На что Спиваков сказал, что лучше бы ему дали звание заслуженного мастера спорта.

Личная жизнь музыканта

Конечно, такая личность как Владимир Теодорович Спиваков не осталась в стороне от отношений. Впервые музыкант был связан гражданским браком Светлане Борисовне Безродной — скрипачке и дирижере. Они вместе работали, творили, развивали музыкальную карьеру, Светлана помогала Владимиру с созданием оркестра, но вскоре браку пришел конец

Женщине не нравилось, что все зрительское внимание и слава приходится мужу, ей тоже хотелось выделяться и продолжать карьеру самостоятельно, потому молодым людям пришлось развестись. Вскоре Светлана создала свой собственный женский оркестр

Светлана Бездорная

Второй женой музыканта являлась Виктория Валентиновна Постникова. Они горячо любили друг друга и у пары появился сын Александр, позднее тоже занявшийся музыкой. Но и этот брак был не навсегда: чувства охладились, а постоянные гастроли мешали счастливой семейной жизни.

Виктория Постникова

Последний и наверное самый крепкий и счастливый брак Владимира Спивакова связан с тележурналистом и актрисой Сатеник Саакянц. Жена на 18 лет младше мужа. Впервые они познакомились в Москве, после концерта, а до этого Владимир уже бывал в гостях у родителей Сати, где его заинтересовала фотография молодой актрисы.

С женой Сати

Сейчас чета имеет четырех девочек: трое родных — Татьяну, Анну и Екатерину и одну удочеренную после смерти сестры Владимира — Александру. Старшая Екатерина построила карьеру музыкального продюсера и сейчас живет в США. Татьяна получила образование во Франции, постигая секреты драматического искусства. А младшая Анна взяла псевдоним Анна Кова и работает певицей во Франции. Александра связала свою жизнь с гостиничным бизнесом и тоже перебралась в Европу.

Жены Владимира Спивакова – тайны личной жизни

Скрипач и дирижер Владимир Спиваков был женат трижды. Мужчина интересен женщинам всегда, и даже в возрасте за 70 лет. Все  жены Владимира Спивакова невероятно талантливы и тоже являются интересными личностями. Хотя, вряд ли возможен иной расклад судьбы у такого органичного человека.

Виктория Постникова, первая жена Спивакова, принадлежит к миру музыкальному. Пианистка сразу поразила его в молодости. Познакомились Владимир Спиваков с женой на конкурсе музыкантов в 1970г. Виктория в тот момент заняла третье место. Счастье лилось у пары через край. В этих отношениях появился на свет первый из детей, сын, подобно отцу сделавший карьеру в музыке. Совместный быт у Владимира Спивакова с его первой женой не заладился, и брак распался.

После развода с Викторией дирижер долго не хотел строить новую семью, переживания были сильны и работа не давала отвлекаться на личную жизнь

Все же Владимир Теодорович обратил внимание на Светлану Безродную, помогавшую ему организовывать концерты. Женщина стала для него правой рукой

Вначале Владимир Спиваков и его жена Света жили вполне счастливо. Но потом, как Света вспоминала позже, вся жизнь ее состояла из поручений мужа. Слишком долго такие отношения продлиться не могли. Женщине хотелось внимания и участия со стороны любимого человека.

Вместе и навсегда

В сети сегодня можно найти фото жены Владимира Спивакова Сати. Эта женщина стала его вдохновением, музой и помогает продолжать творить чудеса на сцене. Владимира впервые она увидела в «Голубом огоньке». Влюбившись с первого взгляда, больше эта пара не разлучалась, хотя первое время не все коллеги и друзья поддерживали этот брак, взирая на девушку свысока. Но истинное счастье, словно росток сквозь камни, пробъется всегда.

По национальности Сати армянка. Полное имя женщины Сатеник. Она родилась в Ереване в семье музыкантов, скрипача и пианистки. В 1983г. она окончила режиссерский факультет ГИТИСа. Преподавал курс знаменитый педагог И. Туманов, который отмечал талант девушки, но его смерть сильно отразилась на ее восприятии режиссерского искусства. Играть роли, пробовать себя на сцене ей больше не доверяли, как это делал любимый педагог. Вскоре Сати бросила учебу.

Родив дочку в браке с Владимиром Спиваковым, актриса уехала учиться в Сорбонну и пробыла там 6 месяцев. Вернувшись на родину она играла во многих фильмах. «Лирический марш», «Ануш» принесли ей славу. Пара воспитывает троих дочерей.

В дальнейшем жена Владимира Спивакова участвовала в разных проектах, в том числе кинокартине Ренаты Литвиновой и в качестве телеведущей программы «Сати».

Возможно интересно: Жена Олега Фомина, Жена Эдуарда Хиля.

Карьера дирижера Владимира Спивакова

Как признается сам музыкант, его профессиональному становлению в новом качестве помог опыт работы с такими известными дирижерами как Е. Светланов, М. Ростропович, Р. Мути, Е. Мравинский, К. М. Джулини, К. Аббадо и др.

В 1979-м году наш сегодняшний герой собрал вокруг себя группу единомышленников, вместе с которой впоследствии начал гастролировать по городам Европы и Америки. Коллектив получил название «Виртуозы Москвы». Стоит отметить, что и по сей день Владимир Спиваков работает с ним в качестве дирижера, художественного руководителя и солиста.

С первых выступлений оркестра нашему сегодняшнему герою сопутствовал успех, который не оставляет его уже более тридцати лет. Сегодня Спиваков и «Виртуозы Москвы» часто дают концерты в самых разных городах планеты, а также участвуют в различных международных фестивалях. Среди наиболее известных выступлений концерты в Зальцбурге, Эдинбурге, Нью-Йорке, Флоренции и многих других регионах Земли.

Стоит отметить, что в качестве дирижера наш сегодняшний герой выступает также и с другими коллективами. В разные годы он появлялся на сцене с Чикагским, Кливлендским, Лондонским, Филадельфийским и Будапештским оркестрами. Кроме того, талантливый музыкант выступал также с оркестром театра «Ла Скала», музыкальными труппами Французского радио и Кёльнской филармонии. В течение четырех лет наш сегодняшний герой также являлся руководителем Российского национального оркестра.

В январе 2003-го года Владимир Спиваков возглавил хорошо известный ныне Национальный филармонический оркестр России, который когда-то сам же и создал.

Благотворительный фонд

Владимир Спиваков в 1994 году учредил собственный благотворительный фонд. Цель его — помогать юным талантам. Фонд Владимира Спивакова организует концерты, вырученные средства от которых тратятся на покупку хороших музыкальных инструментов, а также на оплату обучения и проживания в Москве одарённых детей из провинции. Помогает Владимир Спиваков не только музыкантам. Фонд организует выставки для детей с художественным даром. Многие юные таланты, получившие помощь от ФВС, уже выросли и стали знаменитыми музыкантами, скульпторами, живописцами. Фонд также помогает и больным детям.

Скрипка

Владимир Спиваков, музыка для которого всегда была самым главным в жизни, начал свой творческий путь в 7 лет. Сначала он обучался игре на виолончели. Но будущий знаменитый музыкант был очень худеньким и маленьким, поэтому попросил заменить ему инструмент на что-то более лёгкое. После чего его определили на скрипку. Сначала мальчик учился в обычной музыкальной школ, а в 1961 году перевёлся в десятилетку при консерватории. Его педагог считал Владимира талантливым и говорил, что в его руках любая кастрюля будет звучать.

До 1997 года Владимир Теодорович играл на скрипке, созданной мастером Франческо Гобетти. Ему подарил её его педагог — профессор Янкелевич. А в 1997 году сбылась его мечта – у него появилась скрипка Антонио Страдивари, которую он получил в подарок от поклонников и меценатов.

Биография

  1. 1975 г. — Первое выступление в Линкольн-центре (Нью-Йорк), игра на скрипке, в качестве профессионального солиста.
  2. Тур по городам Америки (Филадельфия, Питтсбург, Чикаго, Кливленд)
  3. Выступления с оркестрами в Санкт-Петербурге, Москве, Париже, Лондоне, Чикаго
  4. Проходит долгое, серьезное обучение у таких известных профессионалов-дирижеров как Израиль Гусман, Лорин Маазель и Леонардо Бернстайн.
  5. 1979 г. — основывает музыкальный коллектив «Виртуозы Москвы», в составе которого самые талантливые исполнители.
  6. Дает концерты в качестве дирижера в крупных американских и европейских симфонических оркестрах.
  7. «Виртуозы Москвы» выступают в городах Японии, Европы, США, СССР.
  8. 1981 г. — получил Премию Всеевропейской Мюнхенской академии «За выдающиеся достижения в области музыкального искусства».
  9. 1983 г. — оркестру Спивакова присвоено официальное название: «Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР Виртуозы Москвы»
  10. 1989 г. — создание Владимиром Спиваковым Международного музыкального фестиваля во Франции.
  11. 1994 г. — присоединяется к организаторам проведения ежегодных мастер-классов в Цюрихе.
  12. Создал благотворительный фонд в поддержку молодым начинающим музыкантам и детям-сиротам
  13. 1996 г. — дает благотворительный концерт после катастрофы в Чернобыле (Украина).
  14. 1997 г. — профессор Янкелевич дарит Владимиру скрипку работы мастера Франческа Гобетти, музыкант начинает играть на ней.
  15. Получает в подарок на пожизненное пользование скрипку Антонио Страдивари.
  16. 1998 г. — проводит благотворительный концерт после землетрясения в Армении.
  17. 2002 г. — основал Московский международный Дом музыки.
  18. 2003 г. — Стал его президентом.
  19. Возглавил Национальный филармонический оркестр России, созданный им же
  20. 2006 г. — удостоен звания «Артист мира ЮНЕСКО» за «выдающийся вклад музыканта в мировое искусство, его деятельность во имя мира и развитие диалога между культурами».
  21. 2009 г. — получает Почётную грамоту Правительства Москвы.
  22. 2010 г. — стал членом Патриаршего совета по культуре.
  23. 2014 г. — удостоен Ордена Даниила Московского I степени.
  24. 2016 г. — снят документальный фильм «Я оставляю сердце вам в залог».
  25. 2019 г. — в Уфе состоялось открытие фестиваля «Владимир Спиваков приглашает…», проведенное самим Спиваковым.

Месси по матчам в Лиге чемпионов обошел Гиггза и догнал Рауля

Театр

Впервые на настоящую сцену Анна вышла в 12 лет, когда маленькую актрису позвали на детскую роль в спектакль «Русалка». Руководство Большого театра позаботилось о грандиозности спектакля и задействовало великих актеров, вроде Ведерникова, Козловского и других. Девочка с восхищением наблюдала за работой мастеров своего дела, для нее все выглядело настоящим волшебством. Но больше всего её поразило музыкальное сопровождение постановки, которое придавало действу чувство завершенности. Анна словно завороженная ходила по театру и с тех пор не могла представить своей жизни без него.

Анна Каменкова в молодости

Артистка вновь оказалась на сцене спустя почти 10 лет во время своего обучения в Щепкинском училище. Педагоги весьма высоко оценили её актерские способности и рекомендовали её руководителю Малого театра, который и пригласил Каменкову принять участие в постановке «Средство Макропулоса».

После окончания училища ей поступило несколько предложений от разных театров, но Анна остановила свой выбор на Театре на Малой Бронной. Во многом её выбор был продиктован личностью художественного руководителя заведения — режиссера Анатолия Эфроса, работами которого актриса всегда восхищалась. Его спектакли пользовались огромным успехом у публики, и Анна, как и многие другие, мечтала принять в них участие. На сцене Театра на Малой Бронной актриса сыграла 18 ролей, вскоре заняв место одной из ведущих артисток театра.

Анна Каменкова в спектакле «Женитьба»

Впрочем, идиллия длилась недолго. После ухода Эфроса Каменкова стала терять интерес к постановкам, пропало ощущение вечного праздника и новизны. Ей попросту стало скучно с новыми режиссерами, и в 1992 году артистка покинула театр. Она не сомневалась в своей востребованности и оказалась права, так как ей последовало предложение от подающего большие надежды режиссера. Целых полгода Анна репетировала свою роль в спектакле, который, увы, так и не был поставлен.

Несколько лет Каменкова прожила вдали от театра, когда на дворе были годы кризиса. В конечном итоге она дождалась своего звездного часа, и ей стали поступать предложения от антрепризных театров. Одним из первых стал «Бенефис», который подарил актрисе главную роль в спектакле «Увлеченная ласточкой».

Анна Каменкова и Ефим Шифрин в спектакле «Цветок смеющийся»

В 1998 году Каменкова сыграла весьма знаковую для себя роль — Ханну Хейберг из одноименной постановки «Ханна». Анна была очаровала сильным и независимым характером своей героини, благодаря которой некогда у Ханса Кристиана Андерсона родился образ «Снежной Королевы». Но, к несчастью, спектакль не снискал коммерческого успеха и вскоре был закрыт. После этого артистка практически потеряла надежду получить подобную роль, но неожиданно художественный руководитель Школы современной пьесы Иосиф Райхельгауз предложил ей место в спектакле французского режиссера Франка Бертье. Роль оказалась весьма тяжелой и нелегкой, что только придало Анне азарта. Она фактически вложила в роль свою душу, а после спектаклей ей приходилось отдыхать по 2 дня, чтобы восстановить силы.

Ссылки

Всемирное признание

В 1963 году Спиваков окончил музыкальную школу и поступил в консерваторию на курс Юрия Янкелевича, а в 1970 году поступил в аспирантуру под руководством того же педагога. Еще будучи студентом, Владимир Теодорович выступал на разнообразных международных конкурсах, стал лауреатом мероприятий в Париже и Генуе. Во многом ему помогли уроки, которые начинающий скрипач брал у знаменитого Давида Ойстраха.


Скрипач Владимир Спиваков

В 1969 году Спиваков стал лауреатом фестиваля имени Чайковского и конкурса музыкантов в Монреале. Сейчас это может показаться странным, но в молодости Владимира Спивакова с трудом выпускали за границу, и все же ему удавалось не только гастролировать за рубежом, но и обрести всемирную известность, будучи еще совсем юным музыкантом.

Профессиональная концертная деятельность Спивакова на родине началась в 1975 году, а вскоре он начал покорять и зарубежные площадки. Он произвел фурор в знаменитом Линкольн-центре и Карнеги-холле, выступал в составе оркестров Ленинграда, Москвы, Парижа, Нью-Йорка, Лондона, Чикаго.


Владимир Спиваков

В архиве Спивакова богатейший репертуар от классиков до современных авторов, множество наград и обширная география поездок. Ему довелось работать со многими талантливейшими и знаменитейшими дирижерами XX века, среди которых мэтры:

  • Е. Мравинский;
  • Е. Светланов;
  • К. Кондрашин;
  • К. М. Джулини;
  • Ю. Темирканов;
  • М. Ростропович;
  • С. Озава;
  • Л. Маазель;
  • Р. Мути;
  • Л. Бернстайн;
  • К. Аббадо.

Дирижерскую палочку, подаренную ему Бернстайном, Спиваков хранит как реликвию наравне со скрипкой Страдивари. Опыт, полученный на гастролях и при работе с лучшими оркестрами мира, пригодился Владимиру Теодоровичу в тот момент, когда он и сам решил заняться дирижерской деятельностью.

Личная жизнь музыканта

Первый брак с пианисткой Викторией Постниковой явил свету сына Александра (будущего известного скрипача). Однако браку не суждено было стать вечным из-за того, что супруга решает уйти от Владимира к композитору Геннадию Рождественскому. А дальше был период творческого роста на фоне переосмысления человеческих ценностей. Именно так и должны настоящие гении встречать подобного рода удары судьбы.

В настоящее время талантливый музыкант женат вторично на Сати Саакянц. В этом семейном союзе родились две дочери: Анна и Татьяна. Помимо них в семье Спиваковых живет и дочь сестры Владимира Теодоровича, которая рано ушла из жизни.

Блиц-опрос

— Лучший ресторан в Париже?

— Я вообще совершенно не гурман. Люблю кафе Café Marly, потому что это прямо у Лувра. Это ресторан группы Costes, и когда сидишь там на террасе, ты видишь и пирамиду, и весь Лувр, и их меню мне всегда подходит.

— Лучший ресторан в Москве?

— В Москве самый любимый — это места наших свиданий с мужем — «Недальний Восток» и «Турандот». Там мы назначаем друг другу свидания.

— Это атмосфера или повар?

— И то, и другое.

— Последние книга или фильм, которые произвели на тебя впечатление?

— Я открыла для себя неизвестного писателя — Артура Соломонова, автора «Театральной истории», изумительного романа. Прочла пару месяцев назад, хотя написан он в 2013 году. Он о том, о чем мы говорили с тобой. Очень понравился фильм моей подруги Фанни Ардан — «Навязчивые ритмы». Она сняла его сама с маленьким бюджетом, но фильм прекрасный, хотя и не имел должного успеха, ведь она некоммерческий человек.

Ещё мне очень понравился «Бёрдмэн». Из последних спектаклей — «Кому на Руси жить хорошо» Серебренникова в «Гоголь-центре» и «Сказки Пушкина» Роберта Уилсона в Театре Наций.

— Где любишь отдыхать?

Сати Спивакова

— У нас небольшой дом на юге Франции, мы очень любим это место, потому что климат похож на ялтинский, и для скрипки он хорош, там не сыро… Отдыхаем в августе — это единственный месяц, когда муж отказывается от всех концертов.

Я обожаю морские путешествия. Человек я очень ответственный, вечно себя чувствую перед кем-то виноватой и должной, а тут ты уплыл — связи-интернета нет, и меня нет.

Есть такое французское слово evasion — «побег», «бегство». Уплыл-сбежал в чисто море — это я обожаю! Когда берегов не видно…

— А отели есть любимые?

— Я люблю приехать в отель и сразу обжить комнату. Для этого мне надо поставить фотографии дочек, маленькую иконку, которую, как ни странно, мне подарила Людмила Собчак. Мы очень дружили с Анатолием Собчаком, и эта иконка была у Толи последние три года, когда он жил в Париже. Он часто у нас бывал.

В Нью-Йорке я очень люблю Hotel Pierre, он такой домашний, там окна открываются, можно жить без кондиционеров. В Париже я всегда живу у себя в квартире. В Лондоне очень люблю отель Claridge’s. В Мадриде — Villa Magna прямо на Castellana. Венеция…

Обожаю Венецию, но каждый раз приезжаю и никак не найду свой отель. Из таких, которые меня потрясли до того, что я бы не хотела выходить, был отель Peninsula в Токио. Я день по Токио погуляла, а следующие дни, кроме концерта, сидела там: комната, бассейн, ресторан, холл… Не хотелось выходить в город, в котором не видно неба, воздух какого-то серого цвета, и ты чувствуешь себя муравьем в лабиринте.

— С кем бы ты хотела встретиться, из любого времени?

— Если бы я жила в России, я бы хотела встретиться с Анной Андреевной Ахматовой. А окажись я во Франции, встретилась бы с Жаном Кокто, мечтала бы. У меня есть даже коллекция тарелок, расписанная им.

— Что значит быть музой и быть любимой?

— Быть музой и любимой — «две большие разницы», как говорили в Одессе! Женщина, которая сильно любит или любима, уже не может быть музой. Плотское и духовное — два несовместимых для меня жанра, и одно страдает за счет другого.

Биография

Владимир Теодорович Спиваков — советский и российский дирижёр, скрипач, педагог. Народный артист СССР (1990). Лауреат Государственной премии СССР (1989). Лауреат Государственной премии России (2012).

Художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», президент Московского международного Дома музыки.

Владимир Спиваков родился в 1944 году в еврейской семье в Сталинском районе Уфы, выделенном 5 декабря того же года в отдельный город Черниковск Башкирской АССР (ныне вновь в черте города Уфы), где его родители находились в эвакуации в годы войны.

Отец — Теодор Владимирович Спиваков (1919—1977) — инженер-технолог, был призван перед войной из Одессы, демобилизован после тяжёлой контузии и с 1942 года работал старшим контрольным мастером термического цеха на Уфимском моторном заводе.

Мать — выпускница Ленинградской консерватории, пианистка Екатерина Осиповна Вайнтрауб (1913—2002) — родилась в Кишинёве, выросла в Одессе, пережила блокаду Ленинграда, откуда и эвакуировалась в Башкирию; работала концертмейстером клуба «Ударник» при Уфимском моторном заводе. Многие оставшиеся в Одессе родственники (в том числе бабушка и дедушка музыканта) погибли в гетто во время оккупации города.

В 1955 году Владимир Спиваков был зачислен в специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории, где занимался у Л. М. Сигал и В. И. Шера.

« В детстве я занимался боксом, а толчком к этому послужило желание постоять за себя: когда мы учились в ленинградской школе-десятилетке, нас, еврейских мальчишек, постоянно лупила компания хулиганов, собиравшаяся обычно на углу возле школы. Скрипки разбивались в щепки. Естественно, в один прекрасный день мне это надоело — так я попал в секцию бокса. Через три месяца, когда мы снова лицом к лицу столкнулись с вражеской компанией, я аккуратно положил свою скрипочку на землю и первый раз в жизни ответил, наконец, так, как следовало. Это умение в дальнейшем не раз мне помогло. »

В 1963 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. В 1963—1968 годах учился в Московской консерватории в классе Юрия Янкелевича. В 1970 году окончил аспирантуру под его же руководством.

Спивакова долго ущемляли в качестве еврея. Красивая фамилия не спасала его от антисемитизма. Ему не давали звания. С трудом выпускали на гастроли. Доставляли ему всяческие неприятности.

С 1975 по 1990 год преподавал в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, получив учёное звания профессора. С 1994 по 2005 год вёл мастер-классы в Цюрихе.

В 1979 году основал камерный оркестр «Виртуозы Москвы», которым руководит по сей день. Дебютировал как симфонический дирижёр в 1979 году с Чикагским симфоническим оркестром. В 1984 году получил знаменательный подарок от Леонарда Бернстайна — его дирижёрскую палочку.

С 1989 года — художественный руководитель Музыкального фестиваля в Кольмаре. В 2001 году Спиваков организовал Московский Международный Фестиваль «Владимир Спиваков приглашает… », с периодичностью в два года (второй состоялся в 2003 г., третий — в 2005 г.).

С 1989 года Владимир Спиваков — член жюри известных Международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале) и Президент конкурса скрипачей имени Сарасате в Испании. В 2002 году возглавлял жюри скрипачей на XII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве.

В 1994 году учредил Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, стипендиатами которого стали многие одарённые юные музыканты.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий