Бабушка с непредсказуемым прошлым

Личность

Два капитана (1955)

Впрочем, и сама актриса ангелом не была. Рано пристрастилась к курению, любила собрать актерскую братию за преферансом. У себя угощала особыми «квадратиками» — что-то вроде печенья, которое пекла ее домработница. К ним подавалась красная икра и кофе.

Еще со времен жизни в Германии Татьяна Ивановна имела особое пристрастие к хорошему костюму и еде. Для первого у нее была своя модистка, а еще она никогда не питалась в столовых, а готовила сама. У плиты стояла вместе с домработницей, к которой относилась как к дочери. Та не раз давала теплые сердечные интервью уже после смерти актрисы.

Пельтцер никогда не покупала молотый кофе — только сырые зерна, который сама обжаривала и молола. Уже в пожилом возрасте актриса сдружилась с Ольгой Аросевой. Та вспоминает, как Татьяна Ивановна звонила ей по утрам и властно приказывала не завтракать, а срочно бежать к ней — уже все готово. Вместе они кофейничали с теми самыми «квадратиками» с икрой, а потом отправлялись на службу.

Первый сценический опыт

Татьяна по темпераменту очень была похожа на отца – решительная, резкая, упорная, поэтому не удивительно, что маленькая девочка уже с детских лет мечтала о сцене. Иван Романович стал для дочери первым и единственным преподавателем актёрского мастерства. Он был не только одним из первых Заслуженных артистов РСФСР и лауреатов Сталинской премии, но и замечательным учителем, ещё до революции организовал небольшую театральную школу. Отец научил Таню видеть мир живым, а саму жизнь воспринимать всегда необычно и неожиданно.

Свою первую роль Пельтцер сыграла в девятилетнем возрасте. Причём это был не какой-нибудь детский утренник, а настоящий взрослый спектакль по произведению польского писателя Генриха Сенкевича «Камо грядеши»

Важное событие в жизни ребёнка случилось в 1913 году в Екатеринославле в театральной труппе режиссёра Н. Н

Синельникова. Таня играла Авгия – брата главной героини Литтии. Она хорошо запомнила, какое настроение праздничности охватило её, когда впервые вышла на сцену перед зрителями.

Её следующей работой стала постановка романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», за этот спектакль в 1914 году Татьяна уже получила небольшой гонорар. В одиннадцать лет в частной антрепризной постановке «Анны Карениной» Пельтцер отлично справилась с ролью Серёжи – сына главной героини. Она так хорошо сыграла сцену прощания мальчика со своей матерью, что особенно впечатлительные дамы теряли в зале сознание от нахлынувших чувств.

В сезоне 1915-1916 годов её отец организовал в Харькове театр миниатюр. Дела шли не совсем благополучно, и, чтобы поднять сборы, Иван Романович поставил «Красную Шапочку» и «Белоснежку». Таня была задействована в этих спектаклях, будучи ученицей гимназии.

Многие предлагали ей продолжить обучение актёрскому мастерству на курсах или в училище, но подобные советы Татьяна воспринимала как оскорбление. Она считала, что её отец – замечательный актёр и способен научить дочь всему, что нужно для этой профессии.

Театр

Татьяна Пельтцер дебютировала как профессиональная актриса в 1916 году в антрепризе Николая Синельникова. Затем был Передвижной театр Красной армии в Ейске. Вскоре в трудовой книжке актрисы появились записи из Колхозного театра и театра Военно-морского флота. Через несколько лет Пельтцер вернулась в столицу. В Москве она познакомилась с немецким коммунистом Гансом Тейблером, в 1927 году вышла за него замуж, а через 3 года уехала с мужем в Германию.

Татьяна Пельтцер в молодости

Там Татьяна вступила в Коммунистическую партию, устроилась работать в советское торгпредство. В Берлине немецкий режиссер предложил актрисе сыграть в спектакле «Инга». Это была ее единственная роль в Германии, потому что в 1931 году Татьяна Ивановна вернулась в СССР и поступила в театр МГСПС (сейчас это Театр Моссовета). Актрису без образования зачислили во вспомогательный состав.

Отношения с руководством МГСПС у нее не сложились: через 4 года Пельтцер уволили за профессиональную непригодность. В 1936-м разочарованная Татьяна переехала в Ярославль, где 2 года работала в старейшем драмтеатре России. Затем вернулась в Москву и устроилась в только что открывшийся Театр миниатюр.

Татьяна Пельтцер в театре

Его сцене Татьяна Пельтцер отдала 7 лет. Она играла бытовые роли молочниц, банщиц, управдома. Актриса посмеивалась над своими персонажами и в то же время любила их. Было сложно сделать карьеру в Театре миниатюр, но со временем у Пельтцер появились свои поклонники.

В 1947 году Татьяна Ивановна перешла в Московский академический театр сатиры, ставший для нее вторым домом, театром жизни. Актриса играла увлеченно, а известность к ней пришла после роли Лукерьи в «Свадьбе с приданым». В 1953 году эту постановку сняли на пленку и показали в кинотеатрах страны. Зрители оценили талант Пельтцер — она проснулась знаменитой.

Татьяна Пельтцер в театре (кадр из фильма-спектакля «Три девушки в голубом»)

Расцвет карьеры актрисы пришелся на 70-е годы. В этот период у Татьяны Пельтцер было много ролей в театре: Прасковья в «Старой деве», Марселина в «Женитьбе Фигаро», тетя Тоня в «Проснись и пой!» и многие другие. Ее героини были близки и понятны зрителям, она играла легко и очень жизненно, но давалась такая игра Татьяне Ивановне с большим трудом. Партнеры по сцене знали, что она теряется, как только визави отступает от текста и начинает импровизировать.

В 1972 году Татьяне Пельтцер присвоили звание народной артистки СССР. Это произошло впервые за 48-летнюю историю Московского академического театра сатиры. Во многом актрисе помог Марк Захаров, поставивший в этом театре пять спектаклей, где у Пельтцер главные роли.

Народная артистка СССР Татьяна Пельтцер

С переходом Марка Захарова в «Ленком» у актрисы начались проблемы. В 1977 году, после 30 лет работы на сцене Московского академического театра сатиры, она со скандалом уволилась и отправилась в «Ленком».

Коллеги сочли ее уход безумством, потому что начать сначала в почтенном возрасте не каждый бы смог. У Захарова Татьяна Пельтцер сыграла старуху в спектакле «Три девушки в голубом», Клару Цеткин в постановке «Синие кони», Надежду Крупскую в «Диктатуре совести». Ее последняя роль — в спектакле «Поминальная молитва».

Театр «Ленком»

В 1977 году в театре Сатиры у актрисы начались разногласия с режиссёром Валентином Плучеком. Татьяна Ивановна перешла в театр имени Ленинского комсомола (Ленком), которым руководил Марк Захаров. Здесь она выходила на сцену в течение пятнадцати лет, почти до самой смерти. Пельтцер вошла в театр как «комедийная старуха» и стала в нём царицей. Бенефисом была роль старушки Фёдоровны в постановке произведения Людмилы Петрушевской «Три девушки в голубом». Зрители порою шли только на эту актрису.

Последним спектаклем в её жизни была «Поминальная молитва». Татьяна Ивановна уже плохо передвигалась, забывала текст, но Марк Захаров всё равно сделал эту постановку, специально под неё. Персонаж старой еврейки Берты придумал для Пельтцер Григорий Горин. Роль её сына играл Александр Абдулов. Он настолько бережно водил Татьяну Ивановну по сцене, будто она была фарфоровой кружечкой тонкой ручной работы. Именно такой хрупкой драгоценностью её считали все актёры театра Ленком.

А зрители на этом спектакле улыбались и плакали. Улыбка была от счастья, что им выпала честь видеть на сцене великую актрису. А слёзы от того, что все понимали – они прощались с Татьяной Ивановной Пельтцер.

Личная жизнь

Первая любовь настигла Татьяну, когда она была юной девушкой семнадцати лет. В 1921 году с труппой передвижного театра Таня работала в разных городах. В Ейске произошло её знакомство с белокурым красавцем, статным и высоким актёром Александром Яковлевым. Он был старше Тани на четыре года, имел героическое прошлое – воевал в Гражданской войне в конной армии Семёна Будённого. Жизненного опыта в отношениях с женщинами у Яковлева было гораздо больше, чем сценического, ухаживать он умел красиво и настойчиво. Татьяна потеряла голову от такого кавалера. Однако их роман оказался бурным, но не долгим.

Был период, когда она подрабатывала в драматическом кружке на Московской карандашной фабрике. Там многие парни пытались завязать с Таней отношения. Но она не находила общего языка с фабричными работягами, ей нужен был муж с глубоким внутренним миром.

Со своим будущим супругом – немецким коммунистом Гансом Тейблером – Пельтцер познакомилась в 1926 году на демонстрации 7 ноября. Он тогда находился на обучении в московской школе Коминтерна. Его готовили для нелегальной работы, но Тане Ганс сначала сказал, что он – философ, занимается изучением марксизма. Всю правду она узнала лишь накануне свадьбы.

Спустя год после знакомства, 7 ноября 1927 года, в десятую годовщину революции, Таня и Ганс расписались. Они уехали в Берлин, где Тейблер помог молодой жене устроиться в советское торговое представительство машинисткой. Так как работа была связана с секретными бумагами, обстановка с каждым днём становилась всё напряжённей – постоянная бдительность, подозрения друг на друга, обыски охраны.

Работа не приносила ей радости, к тому же не всё удачно складывалось и в семейной жизни. С супругом они недопонимали друг друга и стали отдаляться. Да ещё и немецкие врачи, на которых Пельтцер очень надеялась, подтвердили диагноз московских коллег – Татьяна бесплодна и никогда не сможет иметь детей. Всё это в итоге привело к разводу и возвращению Тани в СССР.

Впоследствии Ганс часто приезжал по работе в Москву, каждый раз звонил Татьяне, приглашал в ресторан на встречу. Она тяготилась этим, но уклоняться считала невежливым. Единственное коротенькое замужество оставило в душе актрисы глубокий след.

Во время войны Пельтцер была эвакуирована в Киргизию. Там она познакомилась с инструктором авиационной школы Андреем Мельником. Между ними завязались романтические отношения. После ранения в Испании в 1937 году у Андрея были неподвижными пальцы левой руки, но майор постоянно их разрабатывал и просился на фронт. В 1943 году его просьбу удовлетворили, но вскоре он погиб.

Ещё один роман был у Татьяны уже после войны, когда она устроилась работать в театр Сатиры. Отношения между Пельтцер и её женатым коллегой актёром Иваном Бодровым длились почти десять лет. Расстались они друзьями, и после этого в жизни актрисы бывали лишь совсем короткие курортные интрижки.

Так что замужем актриса больше не была, детей и внуков у неё нет. Долгое время проживала вместе с отцом, который много раз женился, потом оставлял жилплощадь молодым жёнам, уходил ни с чем в комнатку к любимой дочери. В 1959 году отец Татьяны ушёл из жизни, и актриса осталась совсем одна.

Настоящая любовь

Недавно на одном из центральных телеканалов показали документальный фильм о Татьяне Пельтцер, весь сюжет которого строился вокруг слова — «одиночество». Мол, актриса так страдала от одиночества, так переживала из-за отсутствия семьи, плакала в подушку по ночам… Будто авторы фильма подсматривали за ней из коридора или наблюдали через окно.

Друзья и коллеги утверждают обратное. Никогда Татьяна Ивановна не сокрушалась по поводу своего одиночества. «Все ваши проблемы — из-за детей, этих неблагодарных, маленьких эгоистов! — басила она своим молодым подругам. — У меня их нет, и я счастлива!»

Для Пельтцер важнее всего была свобода, и она наслаждалась ей в полной мере. Съемки, спектакли, телевидение, эстрада, вечера в Доме актера и Доме кино, преферанс с любимой подругой Валентиной Токарской и «кем-нибудь третьим»… О каком одиночестве можно говорить? Вот замуж больше не вышла, это правда. Романы были, говорят, очень красивые. С ожиданием у окошка в розовом, кружевном пеньюаре, со вздохами и печальными взглядами…

Но настоящая любовь была одна, на всю жизнь. Милый Ганс. Он стал профессором, доктором философских наук, работал в институте Маркса — Энгельса. Иногда они встречались — на гастролях или в домах отдыха на море. В такие моменты весь театр, затаив дыхание, наблюдал за их трогательными прогулками — как в юности, взявшись за руки. Но все свидания бывших супругов неизменно сопровождались ссорами и обвинениями: кто же виноват, что они расстались?! А дальше — смех, примирение, новые звонки, телеграммы…

Когда сын Ганса приезжал учиться в Москву, то часто гостил, а то и останавливался у Татьяны Ивановны. Новая фрау Тейблер страшно и небезосновательно ревновала мужа, устраивала скандалы, запрещала переписываться, но бывшие супруги оставались привязанными друг к другу всю жизнь.

Если Татьяна Пельтцер кого-нибудь любила, то до беспамятства. Она обожала свою парикмахершу, которой везла подарки отовсюду. Боготворила Андрея Миронова, которого считала своим сыном и была неразлучна с ним с первых дней его жизни, поэтому всем надоела своими тостами за здоровье любимца и рассказами о его появлении на свет 8 марта 1941 года.

За своим старым, слепым отцом она ухаживала до его последних дней, заботилась о своей одинокой матери, а потом — о брошенном брате Шуренке. Бывший инженер-гонщик остался без ног, и жена выставила его из дома…

Полюбила режиссера Марка Захарова и больше не находила себе места с его переходом из «Сатиры» в «Ленком». Скучно ей стало в родных стенах. Валентин Плучек не ставил на нее спектакли, давал ей проходные роли, да еще и покрикивал на ведущую актрису. Долго терпеть Пельтцер не могла и не желала. На репетиции «Горя от ума» грубо огрызнулась. А потом — слово за слово — и такой скандал начался! Да еще и на весь театр — трансляцию со сцены не вырубили… Пельтцер назвала Плучека «старым дураком» и бросилась вон из театра! Едва ли не на следующий день она уже была у Захарова. Марк Анатольевич было растерялся, но принял легендарную актрису в свою молодежную труппу. Об этом поступке судачила вся Москва. Как можно бросить театр после тридцати лет звездной карьеры? Первая народная артистка СССР в истории «Сатиры», великая старуха, премьерша! В семьдесят лет променять академический театр на «комсомольцев»? Тут нужен очень цельный и азартный характер. И у Пельтцер он был.

Бабка, Баушка — так звали Татьяну Ивановну в «Ленкоме». Играя эпизодики в модных спектаклях, Пельтцер не скучала. На репетициях по-прежнему ругалась с режиссерами, на собраниях заступалась за молодежь. Когда Александра Абдулова хотели уволить за нарушение дисциплины, она со свойственной ей прямотой обратилась к коллегам: «А на кого ходить-то будут? На тебя, что ли? Или на тебя? Или, может, на вас?!» Собрание тут же прекратилось, и Абдулов остался в труппе навсегда. А потом выводил ее под руку на последнем спектакле «Поминальная молитва». И шептал на ухо текст, который 88-летняя актриса уже не помнила.

И ни у кого мысли не возникало, отправить Баушку на покой и лишить сцены

Зрители хотят ее видеть, коллегам важно ее присутствие, Захарову дорого ее имя на афишах

И спектакль останавливался, когда на сцене появлялась великая актриса Татьяна Пельтцер. Зал вставал и несколько минут аплодировал. А она не понимала, за что… «Почему они хлопают? — спрашивала она у Абдулова. — Я же еще ничего не сказала, я только вышла!»

За это и хлопали. Благодарили за то, что вышла. За то, что выходила на сцену почти восемьдесят лет, что снималась в любимых фильмах, что всегда вызывала только положительные эмоции, дарила улыбку, радость. За то, что была нашей общей Баушкой.

Текст Сергей Капков

Телеспектакль

«Проснись и пой!»

(1973) 

Приключения желтого чемоданчика

(1970)

Полная версия

Вас никто не любит… кроме народа!

Себя она называла «счастливой старухой». В этом была правда: в семьдесят пять, играя самых разных старух, она прыгала с забора, танцевала на кровле дома, каталась на крыше троллейбуса. Снималась много, говорила, что иначе ее забудут и она «умрет с голоду»

Мам, бабушек, учительниц, уборщиц, медицинских сестер и просто соседок играла так заразительно, что они иногда затмевали главных героев, откровенно перетягивая на себя внимание зрителя. Вихрь чувств, фантастическая энергия, врожденная комедийная жилка и постоянная жажда работы — вот что такое была Татьяна Пельтцер

В ней соединялись все жанры: комедия и драма, цирк и слезы, опереточный темперамент и тонкий психологизм. Однако работать с ней было непросто. Перед тем как выйти на съемочную площадку, она любила довести отношения с режиссером до температуры кипения. Это было необходимо ей как допинг. Но стоило Татьяне Ивановне услышать боевой клич «Mотор!», как все капризы и недовольства куда-то пропадали. В театре перед началом спектакля она кричала на одевальщиц и гримерш: «Развелось вас тут, всяких бездельниц! Куда вы подевались, дармоедки?!» Поорет, поорет — и к выходу на сцену успокаивается, играет, словно ничего и не было: хорошо, собранно. В партнеров своих она влюблялась, однако характер имела вздорный: могла и похвалить, и «задать трепку», наговорить всяких резких замечаний. Как-то в театре на собрании прорабатывали одного актера за появление в нетрезвом виде. После критического выступления Пельтцер он сказал: «А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!»

Любовная записка

Как утверждала упомянутая Ольга Аросева, Татьяна Пельтцер уехала из Германии вовсе не из-за Гитлера. На самом деле из дома артистку выставил Ганс Тейблер. И тому были свои причины. В автобиографической книге «Без грима» Аросева писала, что однажды Тейблер и Пельтцер в очередной раз встретились в Карловых Варах. В этом курортном городе Чехии Татьяна Ивановна поправляла свое здоровье. Компанию Пельтцер составляли Ольга Аросева и Галина Волчек.

Тейблер так трогательно ухаживал за Пельтцер, что Аросева посетовала: мол, жаль, что фашисты разлучили такую прекрасную пару. Однако немец тут же огорошил Ольгу Александровну признанием в том, что причина его расставания с Пельтцер заключалась совсем в другом. Дело в том, что как-то раз Ганс нашел у Татьяны записку. В ней актриса соглашалась провести время с другом мужа. Тейблер не собирался терпеть измены жены, поэтому и отправил ее домой.

Гитлер ей не понравился

Простые люди (1945)

Получив отказ, сомневающаяся, как и все талантливые люди, в своих способностях, она и правда на некоторое время бросила театр. Выучилась на машинистку и стала подрабатывать набором текстов, пока не познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером.

В 1927 году молодые люди поженились и отправились в Германию. Используя полученную профессию, новоиспеченная Татьяна Тейблер устроилась в советское торговое представительство машинисткой. Супруг — известный в Германии философ — смог обеспечить жене очень комфортную жизнь.

Именно в Германии актриса полюбила и научилась элегантно одеваться. Много времени она проводила в приятных хлопотах состоятельной женщины. Частенько обедала в кафе, а однажды увидела выступление нового лидера Германии — Адольфа Гитлера. Позднее в своем интервью актриса признается, что он ей не понравился. «Прежде всего, как мужчина», — в свойственной ей ироничной манере уточнила Татьяна.

Однажды знаменитый режиссер и приятель Тейблера, Эрвин Пискатор, узнав, что супруга Ганса — драматическая актриса, пригласил ее в свою постановку «Инга» по русской пьесе. Но это был единственный раз, когда Татьяна сыграла на немецкой сцене. Сытая жизнь была не по нраву уже привыкшей к новому государству девушке. Она тосковала по родной стране.

Неординарное мышление

Татьяна Ивановна никогда не была в восторге от своей внешности, но ошеломляющий эффект произвести она могла. Как-то раз Елена Сергеевна Булгакова, которая была ее подругой, устраивая маскарад в честь Нового года, объявила конкурс на самый необычный костюм. Ростропович и Рихтер явились в костюмах крокодилов. А Фаина Раневская — в шляпе из сена, которую она сделала собственноручно, имитировав гнездо. В нем находилась большая птица.

Раневская произвела фурор и была первой претенденткой на победу, пока не пришла Пельтцер в костюме под названием «Урожай». Глеб Скороходов, которому Татьяна Ивановна рассказала эту историю, вспоминал следующее. Голова ее была покрыта венком из соломы, на платье нашито несколько десятков баранок. Из ушей также свисали баранки в качестве сережек. Они же были и на запястьях, изображая браслеты. Кольцо из бублика было даже в носу.

«Я только что с сельскохозяйственной выставки», — произнесла Пельтцер, бросая на Раневскую победный взгляд. В ответ ей Фаина Георгиевна съязвила, спросив, как же та позволяет себе подобное обращение с хлебом? Ведь продуктовые карточки еще не отменены.

В ответ на вопрос Скороходова о том, где актрисе удалось достать бублики, она сказала, что на хлебозаводе у нее работала подруга. Ночью она отправилась туда, и они вместе соорудили это оригинальное платье. Одержав явную победу, Татьяна Ивановна раздала бублики всем гостям.

Авторы Гайдпарка

  • Сергей Копылов Викторович

    Достали с этим Навальным

    Читать полностью

  • Иванаускас

    К чему приводит «заморозка» цен на продовольствие

    Читать полностью

  • Уксуc пельмень

    НАТО не агрессивный блок, а защитник экологии и производитель меда

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    В России такого не будет никогда

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    В Ростове открыт сбор подписей за переименование площади и улицы Ленина

    Читать полностью

  • Lili Korzhakova

    «Скоро начнутся трибуналы»: как расследование Навального поменяет отношение Запада к Кремлю

    Читать полностью

  • 𝕁𝕒ℕ𝕖𝕐𝕒

    В Китае разоблачили «дьявольский трюк» США в космосе

    Читать полностью

  • Ярый Ватник

    Жизнь в Германии — как нам лгут иноагенты и как оно есть

    Читать полностью

  • 𝕁𝕒ℕ𝕖𝕐𝕒

    Неудобные обломки рейса МН-17: воздуховод и полки разоблачили ложь Запада

    Читать полностью

  • Седобород

    Генсек НАТО выразил сожаление о санкциях США против Турции из-за С-400

    Читать полностью

  • Галина Иванова

    Юристы жулищников покупают паспортные данные в МФЦ

    Читать полностью

  • Виктор Независимый

    Климат меняется, с этим трудно не согласится

    Читать полностью

История появления семьи Пельтцер в России

Первого представителя в России немецкой дворянской семьи Пельтцер, как ни странно, звали Наполеон. Да-да, своим именем он был обязан тому самому Бонапарту. Дело в том, что когда тот завоевал земли Западной Пруссии, отец нашего Наполеона сумел на этом прилично заработать, купив за бесценок церковные земли. Сынок, правда, часть состояния промотал где-то в Европах и вернулся к отцу за добавкой. Тот не понял его, дал немного денег и выслал вон.

Так Наполеон Пельтцер почти с дырой в кармане добрался до России. Но тут ему повезло, тех денег хватило, чтобы открыть небольшое дело по производству тканей, которое постепенно раскрутилось. Пельтцерам тогда даже удалось восстановить свое дворянство.

Третье колено

111. Федор Семенович , живет в 1917 в пер. Староконюшенный 23.
ж? Эмилия Конр., м.б. урожд. Остерид, в 1917 — попечительница училища Т-ва московских металлических заведений, учрежденное Э.К. Остерид. Адрес указан Староконюшенный 23.

121. Иван Романович , известный в 1920-х гг. актер и артист кино, отец Татьяны Пельтцер. в 1929 — заслуженный артист Нового драматического театра, живет: Гранатный пер. 2 кв.28. У него было 2 детей – Татьяна и, вероятно, Александр.

122. Георгий Романович , прапрадедушка Аси Степановой. Отец 5 детей. «Он был военным инженером, построившим множество мостов по всей стране. В 1930-е годы он как бывший белый офицер был репрессирован, одна из его дочерей от греха подальше уничтожила родословное древо Пельтцеров. К счастью, Георгий Романович пробыл в тюрьме недолго. , и теперь мы — его потомки — пытаемся восстановить родословную. В Германии, кстати, есть книга «История и генеалогия рода Пельтцер», которая раз в несколько лет переиздается. В России был один экземпляр этой книги — ее-то и уничтожила сестра моей бабушки. Теперь у нас в семье хранится копия».

123. Альфред Робертович (ок.1866), потомственный почетный гражданин, с 12.3.1896 в Торговом Доме «Альфред Пельцер и Э.Крафт» («учред. — Эрнст Генрих Крафт, принявший присягу России», 1911 и 1916), торгует шерстяной пряжей. В 1911 — 2й гильдии купец. ж?. Ольга Эдуардовна , В 1916 — вкладчица Торгового Дома, потомственная почетная гражданка. Может быть дочь Эдуарда Эдуардовича КЕНЕМАНА (1846), сына Эдуарда Федоровича Кенемана, бог. купца 2й гильдии (1845), имеющего в с-це Соболево суконную фабрику, а брат его Виктор — в Каблукове.

124. Борис Робертович , потомственный почетный гражданин, в 1917 живет в М. Хохловский 3.

125-129. Остальные 7 детей.

311. Софья Альбертовна Пельцер. В 1912 указана владелицей шерстоткацкой фабрики в Сукманихе Богор. уезда, изгот. 2400 кусков сукна . Ранее ее владельцем указан Егор Егорович Пельтцер (см. выше).

Четвертое колено

1211. Татьяна Ивановна (6.6.1904, Москва- 16.7.1992, Москва), в 1926 — артистка театра МГПС, Петровка 26, меблированные комнаты «Эжель». Известная артистка кино. , родилась в Москве. Актерскую деятельность начала в 1920 в Передвижном театре Политуправпения. Была ученицей своего отца И. Р. Пельтцера. С 1920 актриса театров Нахичевани, Ейска. В 1923 вступила в труппу театра МГСПС (ныне — театра им. Моссовета). В 1931-34 — актриса театра им. Моссовета, в 1936-37 работала в Ярославском драматическом театре им. Ф.Волкова, в 1937 актриса Колхозного театра в Москве, в 1938-40 — театра им. Моссовета, с 1940 — в Московском театре миниатюр, с 1947 в Московском Театре сатиры, с 1977 актриса театра им. Ленинского комсомола. Лауреат Государственной премии СССР (1951, за театральную работу). Народная артистка РСФСР (1960). Народная артистка СССР(1972).

1212. Александр Иванович ( 1906-1975 гг.), гонщик и конструктор гоночных автомобилей, обладатель нескольких всесоюзных рекордов. Весной 1946 г . создал при ЦКБ Главмотовелопрома конструкторскую бригаду и выдвинул идею создания специального гоночного автомобиля для установления рекордов скорости в самом малом классе машин — рабочим объемом до 350 см3.

1221. Константин Георгиевич , актер.

1222-1223. Бабушки Аси Степановой, навещали ее в больнице.

1224-1225. Остальные дети.

Последние годы великой актрисы

Очень долгое время здоровью актрисы можно было только позавидовать, но старость брала свое: в конце 80-х Татьяна Ивановна начала терять память. Она просила свою домработницу Анну Кукину помогать ей разучивать роли, но все-равно не могла запомнить текст. К тому же у Пельтцер начала развиваться болезнь Альцгеймера, чем воспользовалась (по словам Кукиной) некая ее подруга Ирина Михайловна. Она настроила уже не осознающую реальность актрису против человека, прослужившего у нее 22 года и вынудила Анну уйти, приставив к Татьяне Ивановне другую домработницу. Целью авантюристки была 2-х комнатная квартира Пельтцер на Черниховской. Добившись завещания в свою пользу, Ирина Михайловна избавились от актрисы, упрятав ее в психиатрическую больницу имени Ганнушкина.


Московская психиатрическая больница имени Ганнушкина. Фото fb.ru

По словам той же Анны Кукиной, Марку Захарову удалось вызволить ее оттуда, но пережитый стресс в общей палате для душевно больных, окончательно подорвал здоровье Татьяны Ивановны. Кукина вернулась в дом актрисы, а завещание (как Пельтцер изначально хотела) переоформили на домработницу. В 92-ом г. актриса снова попала в лечебницу, откуда уже не вышла. Она уже никого не узнавала и не вставала с постели. Анна ухаживала за Татьяной Ивановной до ее последних дней. Актриса скончалась 16-го июля 1992-го г. на 89-ом году жизни и похоронена на Введенском кладбище рядом с отцом и братом.


Фото moscow-tombs.ru

Знакомство и жизнь в Германии

Как пишет Андрей Шляхов в своей книге «Татьяна Пельтцер. Главная бабушка советского союза», молодая актриса театра Моссовета познакомилась с коммунистом Гансом Тейблером на демонстрации. Тогда Тейблер приезжал в Москву для того, чтобы пройти обучение в школе Коминтерна. Ганс и Татьяна были уверены в том, что созданы друг для друга. Да и отец Пельтцер, тоже артист, Иван Романович, который, кстати, имел немецкие корни, выбор дочери одобрил. С легким сердцем он отпустил Татьяну вместе с мужем на историческую родину.

Сразу после свадьбы в 1930 году супруги уехали в Германию. Несмотря на то, что Тейблер бывал на спектаклях, в которых участвовала Пельтцер, и был очарован ее игрой, в Берлине Татьяне Ивановне актерский талант особенно не понадобился. С помощью имевшихся у Ганса знакомых Пельтцер удалось устроиться лишь машинисткой в советское торговое представительство. Впрочем, актриса ни на что не жаловалась.

Рождение и семья

Татьяна появилась на свет в Москве 6 июня 1904 года. Предки по папиной линии были немцами. Основателя династии Пельтцер звали Наполеоном, ему было всего девятнадцать лет, когда пешком из Рейнланда (историческая область в Германии по среднему течению реки Рейн) он добрался в Россию. Здесь Наполеон обосновал портняжную мастерскую, начал шить шубы, которые в народе назывались «пельтцы», отсюда и взяла начало фамилия.

Отца Татьяны по-настоящему звали Иоганн Робертович, но он предпочитал русский вариант своего имени – Иван Романович. Родился Пельтцер в 1871 году, он прервал наследственное швейное занятие, потому что очень увлекался искусством, окончил в Москве театральное училище, после чего работал в театре Корша. Начал сниматься в кино накануне Октябрьской революции в 1916 году. В период Великой Отечественной войны служил в театре имени Моссовета. На его счету десятки киноролей, самые известные из которых в картинах «Белеет парус одинокий», «Медведь», «Человек в футляре», «Приключения Корзинкиной», «Васёк Трубачёв и его товарищи». Иван Романович имел потрясающее чувство юмора и невероятное жизнелюбие.

Предки по линии матери были евреями, дедушка в Киеве служил главным раввином. До замужества маму звали Ройзен Эсфирь Боруховна, после бракосочетания она поменяла не только фамилию, но и имя на Евгению Сергеевну Пельтцер.

В 1906 году у Татьяны появился младший брат Александр, который в будущем стал известным конструктором в области автомобилестроения. Он работал главным инженером на заводе имени Лихачёва, в послевоенное время занимался разработкой гоночных автомобилей.

ИВАН ПЕЛЬТЦЕР

Иван Пельтцер в фильмах «Дочь моряка» (1941) и «Васёк Трубачёв и его товарищи» (1955)

Иван Пельтцер родился в зажиточной многодетной семье. Родители категорически не принимали его выбор актерской профессии, а потому учился он этому в тайне от них. После обучения Иван долгое время переезжал из одного провинциального театра в другой. Когда вернулся назад в Москву, то был уже довольно известным в стране комедийным актером.

Любовь к профессии у Ивана была настолько сильна, что он готов был заниматься этим при любой власти и в любых условиях. В конце жизни он тяжело болел, но и тогда продолжал сниматься в кино, сыграл массу обаятельных старичков.

Иван находил себе интересное занятие — играл на сцене и в немом кино, сам снимал фильмы и ставил спектакли, даже организовал актерскую школу, чтобы в голодные военные и революционные годы хоть как-то прокормить семью. И детей, Таню и Сашу, активно задействовал во всем этом с ранних лет.

Татьяна Пельтцер с отцом / Александр Пельтцер

Татьяна и ее младший брат Александр оба выросли неординарными людьми. С самых юных лет она уже научилась зарабатывать актерским мастерством. Причем, приглашал ее в постановки не только отец, но и другие режиссеры. А Александр выбрал другую профессию — его манила скорость. Пельтцер был создателем первого гоночного автомобиля «Звезда», работал главным инженером на заводе по выпуску автомобилей.

Его судьба сложилась не очень удачно. Однажды он попал в серьезную аварию и уже не смог ходить. Оказался на склоне лет ненужным жене и детям, и Татьяна до последнего заботилась о брате, как до этого — об отце.

Личная жизнь

Со своим будущим супругом Татьяна Пельтцер познакомилась, когда ей было тридцать лет. Свадьба состоялась в 1927 году. Муж актрисы, Ганс Тейблер, по национальности был немцем. Это был убежденный коммунист, философ. Татьяна безумно любила мужа и все делала для того, чтобы тот был счастлив. Ради него она покинула Россию, и в 1930 году супруги переехали жить в Германию.

Рекомендуем: Рина Зеленая: судьба популярной актрисы

Супруги развелись, однако сумели сохранить теплые, дружеские отношения до самой старости. Бывший муж Татьяны часто приезжал к ней в Москву. Они виделись, общались, делились друг с другом новостями и проблемами. Друзья Пельтцер утверждают, что каждая их встреча сопровождалась спорами, выяснением отношений и поиском причины разрыва. Близкие актрисы до сих пор уверены в том, что супруги так и не смогли разлюбить друг друга.

После того как Татьяна вернулась в Советский Союз, ее не оставляли в покое близкие – все задавали вопросы, в чем причина развода, что же произошло на самом деле. Артистке пришлось придумать причину: она заявила всем, что развелась с супругом из-за политических разногласий.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В предвоенные годы в Советском Союзе многим немцам приходилось нелегко. В 1934 году Татьяну уволили из Театра имени Моссовета, где она работала, с формулировкой «за профнепригодность».  Актриса устроилась машинисткой на автомобильный завод, где ее брат, Александр Иванович, был главным конструктором.

Однако в 1936 году машина репрессий добралась и до него – ему пришлось оставить свой пост, вместе с братом с завода ушла и Татьяна Ивановна. Она уехала в Ярославль, где два года работала в старейшем российском драмтеатре имени Волкова.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Бабушка с непредсказуемым прошлым

Личность

Два капитана (1955)

Впрочем, и сама актриса ангелом не была. Рано пристрастилась к курению, любила собрать актерскую братию за преферансом. У себя угощала особыми «квадратиками» — что-то вроде печенья, которое пекла ее домработница. К ним подавалась красная икра и кофе.

Еще со времен жизни в Германии Татьяна Ивановна имела особое пристрастие к хорошему костюму и еде. Для первого у нее была своя модистка, а еще она никогда не питалась в столовых, а готовила сама. У плиты стояла вместе с домработницей, к которой относилась как к дочери. Та не раз давала теплые сердечные интервью уже после смерти актрисы.

Пельтцер никогда не покупала молотый кофе — только сырые зерна, который сама обжаривала и молола. Уже в пожилом возрасте актриса сдружилась с Ольгой Аросевой. Та вспоминает, как Татьяна Ивановна звонила ей по утрам и властно приказывала не завтракать, а срочно бежать к ней — уже все готово. Вместе они кофейничали с теми самыми «квадратиками» с икрой, а потом отправлялись на службу.

Первый сценический опыт

Татьяна по темпераменту очень была похожа на отца – решительная, резкая, упорная, поэтому не удивительно, что маленькая девочка уже с детских лет мечтала о сцене. Иван Романович стал для дочери первым и единственным преподавателем актёрского мастерства. Он был не только одним из первых Заслуженных артистов РСФСР и лауреатов Сталинской премии, но и замечательным учителем, ещё до революции организовал небольшую театральную школу. Отец научил Таню видеть мир живым, а саму жизнь воспринимать всегда необычно и неожиданно.

Свою первую роль Пельтцер сыграла в девятилетнем возрасте. Причём это был не какой-нибудь детский утренник, а настоящий взрослый спектакль по произведению польского писателя Генриха Сенкевича «Камо грядеши»

Важное событие в жизни ребёнка случилось в 1913 году в Екатеринославле в театральной труппе режиссёра Н. Н

Синельникова. Таня играла Авгия – брата главной героини Литтии. Она хорошо запомнила, какое настроение праздничности охватило её, когда впервые вышла на сцену перед зрителями.

Её следующей работой стала постановка романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо», за этот спектакль в 1914 году Татьяна уже получила небольшой гонорар. В одиннадцать лет в частной антрепризной постановке «Анны Карениной» Пельтцер отлично справилась с ролью Серёжи – сына главной героини. Она так хорошо сыграла сцену прощания мальчика со своей матерью, что особенно впечатлительные дамы теряли в зале сознание от нахлынувших чувств.

В сезоне 1915-1916 годов её отец организовал в Харькове театр миниатюр. Дела шли не совсем благополучно, и, чтобы поднять сборы, Иван Романович поставил «Красную Шапочку» и «Белоснежку». Таня была задействована в этих спектаклях, будучи ученицей гимназии.

Многие предлагали ей продолжить обучение актёрскому мастерству на курсах или в училище, но подобные советы Татьяна воспринимала как оскорбление. Она считала, что её отец – замечательный актёр и способен научить дочь всему, что нужно для этой профессии.

Театр

Татьяна Пельтцер дебютировала как профессиональная актриса в 1916 году в антрепризе Николая Синельникова. Затем был Передвижной театр Красной армии в Ейске. Вскоре в трудовой книжке актрисы появились записи из Колхозного театра и театра Военно-морского флота. Через несколько лет Пельтцер вернулась в столицу. В Москве она познакомилась с немецким коммунистом Гансом Тейблером, в 1927 году вышла за него замуж, а через 3 года уехала с мужем в Германию.

Татьяна Пельтцер в молодости

Там Татьяна вступила в Коммунистическую партию, устроилась работать в советское торгпредство. В Берлине немецкий режиссер предложил актрисе сыграть в спектакле «Инга». Это была ее единственная роль в Германии, потому что в 1931 году Татьяна Ивановна вернулась в СССР и поступила в театр МГСПС (сейчас это Театр Моссовета). Актрису без образования зачислили во вспомогательный состав.

Отношения с руководством МГСПС у нее не сложились: через 4 года Пельтцер уволили за профессиональную непригодность. В 1936-м разочарованная Татьяна переехала в Ярославль, где 2 года работала в старейшем драмтеатре России. Затем вернулась в Москву и устроилась в только что открывшийся Театр миниатюр.

Татьяна Пельтцер в театре

Его сцене Татьяна Пельтцер отдала 7 лет. Она играла бытовые роли молочниц, банщиц, управдома. Актриса посмеивалась над своими персонажами и в то же время любила их. Было сложно сделать карьеру в Театре миниатюр, но со временем у Пельтцер появились свои поклонники.

В 1947 году Татьяна Ивановна перешла в Московский академический театр сатиры, ставший для нее вторым домом, театром жизни. Актриса играла увлеченно, а известность к ней пришла после роли Лукерьи в «Свадьбе с приданым». В 1953 году эту постановку сняли на пленку и показали в кинотеатрах страны. Зрители оценили талант Пельтцер — она проснулась знаменитой.

Татьяна Пельтцер в театре (кадр из фильма-спектакля «Три девушки в голубом»)

Расцвет карьеры актрисы пришелся на 70-е годы. В этот период у Татьяны Пельтцер было много ролей в театре: Прасковья в «Старой деве», Марселина в «Женитьбе Фигаро», тетя Тоня в «Проснись и пой!» и многие другие. Ее героини были близки и понятны зрителям, она играла легко и очень жизненно, но давалась такая игра Татьяне Ивановне с большим трудом. Партнеры по сцене знали, что она теряется, как только визави отступает от текста и начинает импровизировать.

В 1972 году Татьяне Пельтцер присвоили звание народной артистки СССР. Это произошло впервые за 48-летнюю историю Московского академического театра сатиры. Во многом актрисе помог Марк Захаров, поставивший в этом театре пять спектаклей, где у Пельтцер главные роли.

Народная артистка СССР Татьяна Пельтцер

С переходом Марка Захарова в «Ленком» у актрисы начались проблемы. В 1977 году, после 30 лет работы на сцене Московского академического театра сатиры, она со скандалом уволилась и отправилась в «Ленком».

Коллеги сочли ее уход безумством, потому что начать сначала в почтенном возрасте не каждый бы смог. У Захарова Татьяна Пельтцер сыграла старуху в спектакле «Три девушки в голубом», Клару Цеткин в постановке «Синие кони», Надежду Крупскую в «Диктатуре совести». Ее последняя роль — в спектакле «Поминальная молитва».

Театр «Ленком»

В 1977 году в театре Сатиры у актрисы начались разногласия с режиссёром Валентином Плучеком. Татьяна Ивановна перешла в театр имени Ленинского комсомола (Ленком), которым руководил Марк Захаров. Здесь она выходила на сцену в течение пятнадцати лет, почти до самой смерти. Пельтцер вошла в театр как «комедийная старуха» и стала в нём царицей. Бенефисом была роль старушки Фёдоровны в постановке произведения Людмилы Петрушевской «Три девушки в голубом». Зрители порою шли только на эту актрису.

Последним спектаклем в её жизни была «Поминальная молитва». Татьяна Ивановна уже плохо передвигалась, забывала текст, но Марк Захаров всё равно сделал эту постановку, специально под неё. Персонаж старой еврейки Берты придумал для Пельтцер Григорий Горин. Роль её сына играл Александр Абдулов. Он настолько бережно водил Татьяну Ивановну по сцене, будто она была фарфоровой кружечкой тонкой ручной работы. Именно такой хрупкой драгоценностью её считали все актёры театра Ленком.

А зрители на этом спектакле улыбались и плакали. Улыбка была от счастья, что им выпала честь видеть на сцене великую актрису. А слёзы от того, что все понимали – они прощались с Татьяной Ивановной Пельтцер.

Личная жизнь

Первая любовь настигла Татьяну, когда она была юной девушкой семнадцати лет. В 1921 году с труппой передвижного театра Таня работала в разных городах. В Ейске произошло её знакомство с белокурым красавцем, статным и высоким актёром Александром Яковлевым. Он был старше Тани на четыре года, имел героическое прошлое – воевал в Гражданской войне в конной армии Семёна Будённого. Жизненного опыта в отношениях с женщинами у Яковлева было гораздо больше, чем сценического, ухаживать он умел красиво и настойчиво. Татьяна потеряла голову от такого кавалера. Однако их роман оказался бурным, но не долгим.

Был период, когда она подрабатывала в драматическом кружке на Московской карандашной фабрике. Там многие парни пытались завязать с Таней отношения. Но она не находила общего языка с фабричными работягами, ей нужен был муж с глубоким внутренним миром.

Со своим будущим супругом – немецким коммунистом Гансом Тейблером – Пельтцер познакомилась в 1926 году на демонстрации 7 ноября. Он тогда находился на обучении в московской школе Коминтерна. Его готовили для нелегальной работы, но Тане Ганс сначала сказал, что он – философ, занимается изучением марксизма. Всю правду она узнала лишь накануне свадьбы.

Спустя год после знакомства, 7 ноября 1927 года, в десятую годовщину революции, Таня и Ганс расписались. Они уехали в Берлин, где Тейблер помог молодой жене устроиться в советское торговое представительство машинисткой. Так как работа была связана с секретными бумагами, обстановка с каждым днём становилась всё напряжённей – постоянная бдительность, подозрения друг на друга, обыски охраны.

Работа не приносила ей радости, к тому же не всё удачно складывалось и в семейной жизни. С супругом они недопонимали друг друга и стали отдаляться. Да ещё и немецкие врачи, на которых Пельтцер очень надеялась, подтвердили диагноз московских коллег – Татьяна бесплодна и никогда не сможет иметь детей. Всё это в итоге привело к разводу и возвращению Тани в СССР.

Впоследствии Ганс часто приезжал по работе в Москву, каждый раз звонил Татьяне, приглашал в ресторан на встречу. Она тяготилась этим, но уклоняться считала невежливым. Единственное коротенькое замужество оставило в душе актрисы глубокий след.

Во время войны Пельтцер была эвакуирована в Киргизию. Там она познакомилась с инструктором авиационной школы Андреем Мельником. Между ними завязались романтические отношения. После ранения в Испании в 1937 году у Андрея были неподвижными пальцы левой руки, но майор постоянно их разрабатывал и просился на фронт. В 1943 году его просьбу удовлетворили, но вскоре он погиб.

Ещё один роман был у Татьяны уже после войны, когда она устроилась работать в театр Сатиры. Отношения между Пельтцер и её женатым коллегой актёром Иваном Бодровым длились почти десять лет. Расстались они друзьями, и после этого в жизни актрисы бывали лишь совсем короткие курортные интрижки.

Так что замужем актриса больше не была, детей и внуков у неё нет. Долгое время проживала вместе с отцом, который много раз женился, потом оставлял жилплощадь молодым жёнам, уходил ни с чем в комнатку к любимой дочери. В 1959 году отец Татьяны ушёл из жизни, и актриса осталась совсем одна.

Настоящая любовь

Недавно на одном из центральных телеканалов показали документальный фильм о Татьяне Пельтцер, весь сюжет которого строился вокруг слова — «одиночество». Мол, актриса так страдала от одиночества, так переживала из-за отсутствия семьи, плакала в подушку по ночам… Будто авторы фильма подсматривали за ней из коридора или наблюдали через окно.

Друзья и коллеги утверждают обратное. Никогда Татьяна Ивановна не сокрушалась по поводу своего одиночества. «Все ваши проблемы — из-за детей, этих неблагодарных, маленьких эгоистов! — басила она своим молодым подругам. — У меня их нет, и я счастлива!»

Для Пельтцер важнее всего была свобода, и она наслаждалась ей в полной мере. Съемки, спектакли, телевидение, эстрада, вечера в Доме актера и Доме кино, преферанс с любимой подругой Валентиной Токарской и «кем-нибудь третьим»… О каком одиночестве можно говорить? Вот замуж больше не вышла, это правда. Романы были, говорят, очень красивые. С ожиданием у окошка в розовом, кружевном пеньюаре, со вздохами и печальными взглядами…

Но настоящая любовь была одна, на всю жизнь. Милый Ганс. Он стал профессором, доктором философских наук, работал в институте Маркса — Энгельса. Иногда они встречались — на гастролях или в домах отдыха на море. В такие моменты весь театр, затаив дыхание, наблюдал за их трогательными прогулками — как в юности, взявшись за руки. Но все свидания бывших супругов неизменно сопровождались ссорами и обвинениями: кто же виноват, что они расстались?! А дальше — смех, примирение, новые звонки, телеграммы…

Когда сын Ганса приезжал учиться в Москву, то часто гостил, а то и останавливался у Татьяны Ивановны. Новая фрау Тейблер страшно и небезосновательно ревновала мужа, устраивала скандалы, запрещала переписываться, но бывшие супруги оставались привязанными друг к другу всю жизнь.

Если Татьяна Пельтцер кого-нибудь любила, то до беспамятства. Она обожала свою парикмахершу, которой везла подарки отовсюду. Боготворила Андрея Миронова, которого считала своим сыном и была неразлучна с ним с первых дней его жизни, поэтому всем надоела своими тостами за здоровье любимца и рассказами о его появлении на свет 8 марта 1941 года.

За своим старым, слепым отцом она ухаживала до его последних дней, заботилась о своей одинокой матери, а потом — о брошенном брате Шуренке. Бывший инженер-гонщик остался без ног, и жена выставила его из дома…

Полюбила режиссера Марка Захарова и больше не находила себе места с его переходом из «Сатиры» в «Ленком». Скучно ей стало в родных стенах. Валентин Плучек не ставил на нее спектакли, давал ей проходные роли, да еще и покрикивал на ведущую актрису. Долго терпеть Пельтцер не могла и не желала. На репетиции «Горя от ума» грубо огрызнулась. А потом — слово за слово — и такой скандал начался! Да еще и на весь театр — трансляцию со сцены не вырубили… Пельтцер назвала Плучека «старым дураком» и бросилась вон из театра! Едва ли не на следующий день она уже была у Захарова. Марк Анатольевич было растерялся, но принял легендарную актрису в свою молодежную труппу. Об этом поступке судачила вся Москва. Как можно бросить театр после тридцати лет звездной карьеры? Первая народная артистка СССР в истории «Сатиры», великая старуха, премьерша! В семьдесят лет променять академический театр на «комсомольцев»? Тут нужен очень цельный и азартный характер. И у Пельтцер он был.

Бабка, Баушка — так звали Татьяну Ивановну в «Ленкоме». Играя эпизодики в модных спектаклях, Пельтцер не скучала. На репетициях по-прежнему ругалась с режиссерами, на собраниях заступалась за молодежь. Когда Александра Абдулова хотели уволить за нарушение дисциплины, она со свойственной ей прямотой обратилась к коллегам: «А на кого ходить-то будут? На тебя, что ли? Или на тебя? Или, может, на вас?!» Собрание тут же прекратилось, и Абдулов остался в труппе навсегда. А потом выводил ее под руку на последнем спектакле «Поминальная молитва». И шептал на ухо текст, который 88-летняя актриса уже не помнила.

И ни у кого мысли не возникало, отправить Баушку на покой и лишить сцены

Зрители хотят ее видеть, коллегам важно ее присутствие, Захарову дорого ее имя на афишах

И спектакль останавливался, когда на сцене появлялась великая актриса Татьяна Пельтцер. Зал вставал и несколько минут аплодировал. А она не понимала, за что… «Почему они хлопают? — спрашивала она у Абдулова. — Я же еще ничего не сказала, я только вышла!»

За это и хлопали. Благодарили за то, что вышла. За то, что выходила на сцену почти восемьдесят лет, что снималась в любимых фильмах, что всегда вызывала только положительные эмоции, дарила улыбку, радость. За то, что была нашей общей Баушкой.

Текст Сергей Капков

Телеспектакль

«Проснись и пой!»

(1973) 

Приключения желтого чемоданчика

(1970)

Полная версия

Вас никто не любит… кроме народа!

Себя она называла «счастливой старухой». В этом была правда: в семьдесят пять, играя самых разных старух, она прыгала с забора, танцевала на кровле дома, каталась на крыше троллейбуса. Снималась много, говорила, что иначе ее забудут и она «умрет с голоду»

Мам, бабушек, учительниц, уборщиц, медицинских сестер и просто соседок играла так заразительно, что они иногда затмевали главных героев, откровенно перетягивая на себя внимание зрителя. Вихрь чувств, фантастическая энергия, врожденная комедийная жилка и постоянная жажда работы — вот что такое была Татьяна Пельтцер

В ней соединялись все жанры: комедия и драма, цирк и слезы, опереточный темперамент и тонкий психологизм. Однако работать с ней было непросто. Перед тем как выйти на съемочную площадку, она любила довести отношения с режиссером до температуры кипения. Это было необходимо ей как допинг. Но стоило Татьяне Ивановне услышать боевой клич «Mотор!», как все капризы и недовольства куда-то пропадали. В театре перед началом спектакля она кричала на одевальщиц и гримерш: «Развелось вас тут, всяких бездельниц! Куда вы подевались, дармоедки?!» Поорет, поорет — и к выходу на сцену успокаивается, играет, словно ничего и не было: хорошо, собранно. В партнеров своих она влюблялась, однако характер имела вздорный: могла и похвалить, и «задать трепку», наговорить всяких резких замечаний. Как-то в театре на собрании прорабатывали одного актера за появление в нетрезвом виде. После критического выступления Пельтцер он сказал: «А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!»

Любовная записка

Как утверждала упомянутая Ольга Аросева, Татьяна Пельтцер уехала из Германии вовсе не из-за Гитлера. На самом деле из дома артистку выставил Ганс Тейблер. И тому были свои причины. В автобиографической книге «Без грима» Аросева писала, что однажды Тейблер и Пельтцер в очередной раз встретились в Карловых Варах. В этом курортном городе Чехии Татьяна Ивановна поправляла свое здоровье. Компанию Пельтцер составляли Ольга Аросева и Галина Волчек.

Тейблер так трогательно ухаживал за Пельтцер, что Аросева посетовала: мол, жаль, что фашисты разлучили такую прекрасную пару. Однако немец тут же огорошил Ольгу Александровну признанием в том, что причина его расставания с Пельтцер заключалась совсем в другом. Дело в том, что как-то раз Ганс нашел у Татьяны записку. В ней актриса соглашалась провести время с другом мужа. Тейблер не собирался терпеть измены жены, поэтому и отправил ее домой.

Гитлер ей не понравился

Простые люди (1945)

Получив отказ, сомневающаяся, как и все талантливые люди, в своих способностях, она и правда на некоторое время бросила театр. Выучилась на машинистку и стала подрабатывать набором текстов, пока не познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером.

В 1927 году молодые люди поженились и отправились в Германию. Используя полученную профессию, новоиспеченная Татьяна Тейблер устроилась в советское торговое представительство машинисткой. Супруг — известный в Германии философ — смог обеспечить жене очень комфортную жизнь.

Именно в Германии актриса полюбила и научилась элегантно одеваться. Много времени она проводила в приятных хлопотах состоятельной женщины. Частенько обедала в кафе, а однажды увидела выступление нового лидера Германии — Адольфа Гитлера. Позднее в своем интервью актриса признается, что он ей не понравился. «Прежде всего, как мужчина», — в свойственной ей ироничной манере уточнила Татьяна.

Однажды знаменитый режиссер и приятель Тейблера, Эрвин Пискатор, узнав, что супруга Ганса — драматическая актриса, пригласил ее в свою постановку «Инга» по русской пьесе. Но это был единственный раз, когда Татьяна сыграла на немецкой сцене. Сытая жизнь была не по нраву уже привыкшей к новому государству девушке. Она тосковала по родной стране.

Неординарное мышление

Татьяна Ивановна никогда не была в восторге от своей внешности, но ошеломляющий эффект произвести она могла. Как-то раз Елена Сергеевна Булгакова, которая была ее подругой, устраивая маскарад в честь Нового года, объявила конкурс на самый необычный костюм. Ростропович и Рихтер явились в костюмах крокодилов. А Фаина Раневская — в шляпе из сена, которую она сделала собственноручно, имитировав гнездо. В нем находилась большая птица.

Раневская произвела фурор и была первой претенденткой на победу, пока не пришла Пельтцер в костюме под названием «Урожай». Глеб Скороходов, которому Татьяна Ивановна рассказала эту историю, вспоминал следующее. Голова ее была покрыта венком из соломы, на платье нашито несколько десятков баранок. Из ушей также свисали баранки в качестве сережек. Они же были и на запястьях, изображая браслеты. Кольцо из бублика было даже в носу.

«Я только что с сельскохозяйственной выставки», — произнесла Пельтцер, бросая на Раневскую победный взгляд. В ответ ей Фаина Георгиевна съязвила, спросив, как же та позволяет себе подобное обращение с хлебом? Ведь продуктовые карточки еще не отменены.

В ответ на вопрос Скороходова о том, где актрисе удалось достать бублики, она сказала, что на хлебозаводе у нее работала подруга. Ночью она отправилась туда, и они вместе соорудили это оригинальное платье. Одержав явную победу, Татьяна Ивановна раздала бублики всем гостям.

Авторы Гайдпарка

  • Сергей Копылов Викторович

    Достали с этим Навальным

    Читать полностью

  • Иванаускас

    К чему приводит «заморозка» цен на продовольствие

    Читать полностью

  • Уксуc пельмень

    НАТО не агрессивный блок, а защитник экологии и производитель меда

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    В России такого не будет никогда

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    В Ростове открыт сбор подписей за переименование площади и улицы Ленина

    Читать полностью

  • Lili Korzhakova

    «Скоро начнутся трибуналы»: как расследование Навального поменяет отношение Запада к Кремлю

    Читать полностью

  • 𝕁𝕒ℕ𝕖𝕐𝕒

    В Китае разоблачили «дьявольский трюк» США в космосе

    Читать полностью

  • Ярый Ватник

    Жизнь в Германии — как нам лгут иноагенты и как оно есть

    Читать полностью

  • 𝕁𝕒ℕ𝕖𝕐𝕒

    Неудобные обломки рейса МН-17: воздуховод и полки разоблачили ложь Запада

    Читать полностью

  • Седобород

    Генсек НАТО выразил сожаление о санкциях США против Турции из-за С-400

    Читать полностью

  • Галина Иванова

    Юристы жулищников покупают паспортные данные в МФЦ

    Читать полностью

  • Виктор Независимый

    Климат меняется, с этим трудно не согласится

    Читать полностью

История появления семьи Пельтцер в России

Первого представителя в России немецкой дворянской семьи Пельтцер, как ни странно, звали Наполеон. Да-да, своим именем он был обязан тому самому Бонапарту. Дело в том, что когда тот завоевал земли Западной Пруссии, отец нашего Наполеона сумел на этом прилично заработать, купив за бесценок церковные земли. Сынок, правда, часть состояния промотал где-то в Европах и вернулся к отцу за добавкой. Тот не понял его, дал немного денег и выслал вон.

Так Наполеон Пельтцер почти с дырой в кармане добрался до России. Но тут ему повезло, тех денег хватило, чтобы открыть небольшое дело по производству тканей, которое постепенно раскрутилось. Пельтцерам тогда даже удалось восстановить свое дворянство.

Третье колено

111. Федор Семенович , живет в 1917 в пер. Староконюшенный 23.
ж? Эмилия Конр., м.б. урожд. Остерид, в 1917 — попечительница училища Т-ва московских металлических заведений, учрежденное Э.К. Остерид. Адрес указан Староконюшенный 23.

121. Иван Романович , известный в 1920-х гг. актер и артист кино, отец Татьяны Пельтцер. в 1929 — заслуженный артист Нового драматического театра, живет: Гранатный пер. 2 кв.28. У него было 2 детей – Татьяна и, вероятно, Александр.

122. Георгий Романович , прапрадедушка Аси Степановой. Отец 5 детей. «Он был военным инженером, построившим множество мостов по всей стране. В 1930-е годы он как бывший белый офицер был репрессирован, одна из его дочерей от греха подальше уничтожила родословное древо Пельтцеров. К счастью, Георгий Романович пробыл в тюрьме недолго. , и теперь мы — его потомки — пытаемся восстановить родословную. В Германии, кстати, есть книга «История и генеалогия рода Пельтцер», которая раз в несколько лет переиздается. В России был один экземпляр этой книги — ее-то и уничтожила сестра моей бабушки. Теперь у нас в семье хранится копия».

123. Альфред Робертович (ок.1866), потомственный почетный гражданин, с 12.3.1896 в Торговом Доме «Альфред Пельцер и Э.Крафт» («учред. — Эрнст Генрих Крафт, принявший присягу России», 1911 и 1916), торгует шерстяной пряжей. В 1911 — 2й гильдии купец. ж?. Ольга Эдуардовна , В 1916 — вкладчица Торгового Дома, потомственная почетная гражданка. Может быть дочь Эдуарда Эдуардовича КЕНЕМАНА (1846), сына Эдуарда Федоровича Кенемана, бог. купца 2й гильдии (1845), имеющего в с-це Соболево суконную фабрику, а брат его Виктор — в Каблукове.

124. Борис Робертович , потомственный почетный гражданин, в 1917 живет в М. Хохловский 3.

125-129. Остальные 7 детей.

311. Софья Альбертовна Пельцер. В 1912 указана владелицей шерстоткацкой фабрики в Сукманихе Богор. уезда, изгот. 2400 кусков сукна . Ранее ее владельцем указан Егор Егорович Пельтцер (см. выше).

Четвертое колено

1211. Татьяна Ивановна (6.6.1904, Москва- 16.7.1992, Москва), в 1926 — артистка театра МГПС, Петровка 26, меблированные комнаты «Эжель». Известная артистка кино. , родилась в Москве. Актерскую деятельность начала в 1920 в Передвижном театре Политуправпения. Была ученицей своего отца И. Р. Пельтцера. С 1920 актриса театров Нахичевани, Ейска. В 1923 вступила в труппу театра МГСПС (ныне — театра им. Моссовета). В 1931-34 — актриса театра им. Моссовета, в 1936-37 работала в Ярославском драматическом театре им. Ф.Волкова, в 1937 актриса Колхозного театра в Москве, в 1938-40 — театра им. Моссовета, с 1940 — в Московском театре миниатюр, с 1947 в Московском Театре сатиры, с 1977 актриса театра им. Ленинского комсомола. Лауреат Государственной премии СССР (1951, за театральную работу). Народная артистка РСФСР (1960). Народная артистка СССР(1972).

1212. Александр Иванович ( 1906-1975 гг.), гонщик и конструктор гоночных автомобилей, обладатель нескольких всесоюзных рекордов. Весной 1946 г . создал при ЦКБ Главмотовелопрома конструкторскую бригаду и выдвинул идею создания специального гоночного автомобиля для установления рекордов скорости в самом малом классе машин — рабочим объемом до 350 см3.

1221. Константин Георгиевич , актер.

1222-1223. Бабушки Аси Степановой, навещали ее в больнице.

1224-1225. Остальные дети.

Последние годы великой актрисы

Очень долгое время здоровью актрисы можно было только позавидовать, но старость брала свое: в конце 80-х Татьяна Ивановна начала терять память. Она просила свою домработницу Анну Кукину помогать ей разучивать роли, но все-равно не могла запомнить текст. К тому же у Пельтцер начала развиваться болезнь Альцгеймера, чем воспользовалась (по словам Кукиной) некая ее подруга Ирина Михайловна. Она настроила уже не осознающую реальность актрису против человека, прослужившего у нее 22 года и вынудила Анну уйти, приставив к Татьяне Ивановне другую домработницу. Целью авантюристки была 2-х комнатная квартира Пельтцер на Черниховской. Добившись завещания в свою пользу, Ирина Михайловна избавились от актрисы, упрятав ее в психиатрическую больницу имени Ганнушкина.


Московская психиатрическая больница имени Ганнушкина. Фото fb.ru

По словам той же Анны Кукиной, Марку Захарову удалось вызволить ее оттуда, но пережитый стресс в общей палате для душевно больных, окончательно подорвал здоровье Татьяны Ивановны. Кукина вернулась в дом актрисы, а завещание (как Пельтцер изначально хотела) переоформили на домработницу. В 92-ом г. актриса снова попала в лечебницу, откуда уже не вышла. Она уже никого не узнавала и не вставала с постели. Анна ухаживала за Татьяной Ивановной до ее последних дней. Актриса скончалась 16-го июля 1992-го г. на 89-ом году жизни и похоронена на Введенском кладбище рядом с отцом и братом.


Фото moscow-tombs.ru

Знакомство и жизнь в Германии

Как пишет Андрей Шляхов в своей книге «Татьяна Пельтцер. Главная бабушка советского союза», молодая актриса театра Моссовета познакомилась с коммунистом Гансом Тейблером на демонстрации. Тогда Тейблер приезжал в Москву для того, чтобы пройти обучение в школе Коминтерна. Ганс и Татьяна были уверены в том, что созданы друг для друга. Да и отец Пельтцер, тоже артист, Иван Романович, который, кстати, имел немецкие корни, выбор дочери одобрил. С легким сердцем он отпустил Татьяну вместе с мужем на историческую родину.

Сразу после свадьбы в 1930 году супруги уехали в Германию. Несмотря на то, что Тейблер бывал на спектаклях, в которых участвовала Пельтцер, и был очарован ее игрой, в Берлине Татьяне Ивановне актерский талант особенно не понадобился. С помощью имевшихся у Ганса знакомых Пельтцер удалось устроиться лишь машинисткой в советское торговое представительство. Впрочем, актриса ни на что не жаловалась.

Рождение и семья

Татьяна появилась на свет в Москве 6 июня 1904 года. Предки по папиной линии были немцами. Основателя династии Пельтцер звали Наполеоном, ему было всего девятнадцать лет, когда пешком из Рейнланда (историческая область в Германии по среднему течению реки Рейн) он добрался в Россию. Здесь Наполеон обосновал портняжную мастерскую, начал шить шубы, которые в народе назывались «пельтцы», отсюда и взяла начало фамилия.

Отца Татьяны по-настоящему звали Иоганн Робертович, но он предпочитал русский вариант своего имени – Иван Романович. Родился Пельтцер в 1871 году, он прервал наследственное швейное занятие, потому что очень увлекался искусством, окончил в Москве театральное училище, после чего работал в театре Корша. Начал сниматься в кино накануне Октябрьской революции в 1916 году. В период Великой Отечественной войны служил в театре имени Моссовета. На его счету десятки киноролей, самые известные из которых в картинах «Белеет парус одинокий», «Медведь», «Человек в футляре», «Приключения Корзинкиной», «Васёк Трубачёв и его товарищи». Иван Романович имел потрясающее чувство юмора и невероятное жизнелюбие.

Предки по линии матери были евреями, дедушка в Киеве служил главным раввином. До замужества маму звали Ройзен Эсфирь Боруховна, после бракосочетания она поменяла не только фамилию, но и имя на Евгению Сергеевну Пельтцер.

В 1906 году у Татьяны появился младший брат Александр, который в будущем стал известным конструктором в области автомобилестроения. Он работал главным инженером на заводе имени Лихачёва, в послевоенное время занимался разработкой гоночных автомобилей.

ИВАН ПЕЛЬТЦЕР

Иван Пельтцер в фильмах «Дочь моряка» (1941) и «Васёк Трубачёв и его товарищи» (1955)

Иван Пельтцер родился в зажиточной многодетной семье. Родители категорически не принимали его выбор актерской профессии, а потому учился он этому в тайне от них. После обучения Иван долгое время переезжал из одного провинциального театра в другой. Когда вернулся назад в Москву, то был уже довольно известным в стране комедийным актером.

Любовь к профессии у Ивана была настолько сильна, что он готов был заниматься этим при любой власти и в любых условиях. В конце жизни он тяжело болел, но и тогда продолжал сниматься в кино, сыграл массу обаятельных старичков.

Иван находил себе интересное занятие — играл на сцене и в немом кино, сам снимал фильмы и ставил спектакли, даже организовал актерскую школу, чтобы в голодные военные и революционные годы хоть как-то прокормить семью. И детей, Таню и Сашу, активно задействовал во всем этом с ранних лет.

Татьяна Пельтцер с отцом / Александр Пельтцер

Татьяна и ее младший брат Александр оба выросли неординарными людьми. С самых юных лет она уже научилась зарабатывать актерским мастерством. Причем, приглашал ее в постановки не только отец, но и другие режиссеры. А Александр выбрал другую профессию — его манила скорость. Пельтцер был создателем первого гоночного автомобиля «Звезда», работал главным инженером на заводе по выпуску автомобилей.

Его судьба сложилась не очень удачно. Однажды он попал в серьезную аварию и уже не смог ходить. Оказался на склоне лет ненужным жене и детям, и Татьяна до последнего заботилась о брате, как до этого — об отце.

Личная жизнь

Со своим будущим супругом Татьяна Пельтцер познакомилась, когда ей было тридцать лет. Свадьба состоялась в 1927 году. Муж актрисы, Ганс Тейблер, по национальности был немцем. Это был убежденный коммунист, философ. Татьяна безумно любила мужа и все делала для того, чтобы тот был счастлив. Ради него она покинула Россию, и в 1930 году супруги переехали жить в Германию.

Рекомендуем: Рина Зеленая: судьба популярной актрисы

Супруги развелись, однако сумели сохранить теплые, дружеские отношения до самой старости. Бывший муж Татьяны часто приезжал к ней в Москву. Они виделись, общались, делились друг с другом новостями и проблемами. Друзья Пельтцер утверждают, что каждая их встреча сопровождалась спорами, выяснением отношений и поиском причины разрыва. Близкие актрисы до сих пор уверены в том, что супруги так и не смогли разлюбить друг друга.

После того как Татьяна вернулась в Советский Союз, ее не оставляли в покое близкие – все задавали вопросы, в чем причина развода, что же произошло на самом деле. Артистке пришлось придумать причину: она заявила всем, что развелась с супругом из-за политических разногласий.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В предвоенные годы в Советском Союзе многим немцам приходилось нелегко. В 1934 году Татьяну уволили из Театра имени Моссовета, где она работала, с формулировкой «за профнепригодность».  Актриса устроилась машинисткой на автомобильный завод, где ее брат, Александр Иванович, был главным конструктором.

Однако в 1936 году машина репрессий добралась и до него – ему пришлось оставить свой пост, вместе с братом с завода ушла и Татьяна Ивановна. Она уехала в Ярославль, где два года работала в старейшем российском драмтеатре имени Волкова.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий