Правители россии

Пожар в Москве 1547

Это происходило в одном подмосковном сельце, где был на ту пору царь. В это время пришла к нему весть, что в Москве с одной колокольни сорвался большой колокол. Падение колокола считалось предвестием большой беды, и Иван Грозный поспешил в Москву. Было и другое предзнаменование. Жил в это время в Москве юродивый Василий Блаженный. Ходил он обнаженный, «как Адам первозданный», и в стужу, и в летний зной. Его чтил народ, как угодника Божия. В полдень 20 июня прохожие видели его у церкви Воздвиженья на Арбате, – глядел он на церковь и горько плакал…

– Это не к добру, чует он беду! – говорили в народе. Все были напуганы и в страхе ждали неведомого несчастия.

На другой день, 21 июня, в этой самой церкви вспыхнул пожар. В то время была такая буря, что выворачивало с корнем деревья, срывало крыши… Огонь ветром переносился с кровли на кровлю. Скоро запылала большая часть Москвы. Буря занесла пламя и в Кремль; загорелся верх соборной церкви, а потом занялись и царские палаты; погорели оружничая палата с оружием, постельная палата с казною. Митрополит Макарий, который молился в это время в соборе, чуть было не задохся от дыма и едва спасся через тайный подземный ход.

Сгорели в Кремле монастыри и много дворцовых зданий. Огонь добирался до пороховых погребов в кремлевских стенах; их разрывало с ужасным треском. Нередко бывали пожары в Москве; но такого еще не бывало!.. Большая часть города обратилась в пепел. В огне погибли, говорят, около 1700 взрослых людей и множество детей. Иван Грозный с семейством жил в это время в своем загородном доме, в селе Воробьеве. Отсюда, с Воробьевских гор, он мог видеть ужасный пожар.

Тысячи москвичей остались после пожара без крова и без хлеба. Многие не могли найти своих близких, пропавших без вести. Особенно плохо пришлось, конечно, бедному, простому народу. Пошли ходить слухи, что лихие люди напустили колдовством беду на Москву – и начались волнения. Народ особенно не любил правящую семью Глинских, которая всячески теснила его. Было много врагов у них и среди бояр. Когда Иван Грозный приказал произвести розыск, какие чародеи причинили беду, и бояре стали спрашивать народ, кто зажигал Москву, то в толпе закричали:

– Княгиня Анна Глинская волхвовала с детьми своими и людьми: вынимала человечьи сердца, клала в воду, да тою водою по Москве кропила – от этого Москва и выгорела!

Один из Глинских, князь Юрий, был в это время вместе с боярами на площади; почуял он беду, когда услышал такие речи в народе, и поспешил укрыться в Успенский собор; но враги Глинских натравили толпу на него. Разъяренная чернь ворвалась в собор, убила Юрия, выволокла труп и кинула на том месте, где казнили преступников. Расходившаяся толпа бросилась затем на двор Глинского, разграбила все имущество, людей его перебила. Но этого было мало. На третий день после убийства князя Юрия чернь толпами повалила в село Воробьеве, ко дворцу Ивана Грозного, и громкими криками требовала, чтобы царь выдал ей на расправу свою бабку, Анну Глинскую, и другого сына ее Михаила, которые будто бы спрятаны в царских покоях. Грозный был поражен этим страшным движением народа; однако не потерял решимости – велел разогнать мятежников выстрелами; испуганная толпа рассеялась. Но главные коноводы, которые направили ярость толпы на Глинских, остались невредимы. Напуганный Михаил Глинский уже и не думал о борьбе, он хотел было даже бежать в Литву.

Иван Грозный был, конечно, сильно потрясен всеми этими событиями: его правление только начиналось, а пред ним уже стояла разъярённая толпа народа, в котором была вся его сила и опора, которым по воле Божией он был призван править, и эта толпа совершила дикую расправу с его дядей; он, государь, своими ушами слышал грозные крики разъяренной черни, которая требовала от него, от своего владыки, выдачи остальных родичей! Было над чем задуматься!.. Не кара ли это небесная за тяжкие грехи?.. Не внушение ли это свыше ему – царю, пренебрегавшему делами правления забывшему о своем царстве? Такие потрясающие события не проходят даром в жизни человека… Иван Грозный словно очнулся. Совесть заговорила в нем.

Воспитание Ивана Грозного

На воспитание Ивана Грозного оказали влияние следующие факторы:

  • Ранняя потеря родителей. Близких родственников также практически не было. Поэтому реально не было людей, которые бы стремились дать ребенку правильное воспитание.
  • Власть бояр. С самых ранних лет Иван Васильевич видел силу бояр, видел их выходках, хамство, пьянство, борьба за власть и так далее. Все, что ребенку видеть нельзя, он не только видел, но и принимал в этом участие.
  • Церковная литература. Большое влияние на будущего царя имел архиепископ, а позже митрополит,  Макарий. Благодаря этому человеку Иван 4 изучал церковную литературу, увлекаясь моментами про полноту царской власти.

В воспитании Ивана большую роль сыграли противоречия между словом и делом. Например, во всех книгах и речах Макария говорилось о полноте царской власти, о ее божественном происхождении, но в реальности ежедневно ребенку приходилось сталкиваться с произволом бояр, которые даже не каждый вечер его кормили ужином. Или другой пример. Ивана 4, как девствующего царя, всегда брали на заседания, встречи с послами и другие государственные дела. Там с ним обходились как с царем. Ребенка сажали на трон, все кланялись ему в ноги, говорили о преклонении перед его могуществом. Но все менялось, как только официальная часть заканчивалась и царь возвращался в свои покои. Здесь уже не было поклонов, а была жесткость бояр, их грубость, иногда даже с оскорблением ребенка. И такие противоречия были повсюду. Когда ребенок растет в атмосфере, когда говорится одно, а делается другое – это рвет все шаблоны и сказывается на психике. Это в конечном итоге и случилось, ведь в такой атмосфере откуда сироте знать, что такое хорошо, и что такое плохо?

Иван любил читать и уже к 10-ти годам мог цитировать многие отрывки из нее. Он принимал участие в церковных службах, иногда даже участвовал в них в роли певчего. Он весьма недурно играл в шахматы, сочинял музыку, умел красиво писать, часто использовал в речи народные поговорки. То есть ребенок был абсолютно талантливым, и при родительском воспитании и любви мог стать полноценной личностью. Но при отсутствии последних, и при постоянных противоречиях, в нем стала проявляться и обратная сторона. Историки пишут, что в возрасте 12 лет царь сбрасывал с крыш теремов кошек и собак. В 13 лет Иван Васильевич Грозный приказал собаками разорвать Андрея Шуйского, который пьяным и в грязной одежде лег на постель покойного Василия 3.

Детство Ивана Грозного

А факты у нас таковы. С самого детства судьба не баловала юного Ивана. Отца своего Василия III он потерял, когда ему было три года. Мать, Елену Глинскую, судя по всему, отравили, когда мальчику было восемь лет. Иван остался один на попечении бояр. 9 лет длился период боярского правления, и период этот был наполнен кровавыми распрями между представителями различных боярских кланов: Бельских, Шуйских, Глинских. Юный Иван проникался мыслью, что иначе и нельзя вершить правосудие в стране, как только через кровавые расправы.

Так продолжалось довольно долго. Бояре со своей стороны как могли баловали юного князя. Бояре сквозь пальцы смотрели на милые развлечения юного князя, как он бросает с крыши терема вниз собак и кошек, и надо ли удивляться тому, что в 13 лет Иван IV вынес свой первый смертный приговор, а в 14 лет любимым его развлечением были скачки по улицам города, когда разгоряченные кони давили зазевавшихся прохожих.

Реконструкция внешности, выполненная М. М. Герасимовым по черепу Ивана Грозного

Иван IV, Иоанн IV, Иван Васильевич, по прозвищу Грозный (родился 4 сентября, 25 августа по юлианскому календарю 1530 года в подмосковном селе Коломенское; умер 28 марта, 18 марта по юлианскому календарю 1584 в Москве) великий князь всея Руси в 1533-1547, первый русский царь в 1547-1584.

Политический портрет Ивана Грозного

Иван Грозный — сын великого князя Всея Руси Василия III. Потерял отца в 3 года. За малолетнего Ивана правили разные группы бояр. Митрополит Макарий и Боярская Дума венчали молодого великого князя на царство, не ожидая от него большой самостоятельности. Но постепенно одаренный государь вышел из-под контроля олигархии и сосредоточил в своих руках абсолютную власть. За годы правления Ивана Васильевича Московское государство превратилось в настоящее царство: были присоединены к Москве Казанское ханство (ныне территория Чувашии, Татарстана и Ульяновской области), Астраханское ханство (ныне территория Астраханской и Волгоградской областей, а также Калмыкии), заселено северное Черноземье (территория Орловской, Курской, Липецкой, Тамбовской областей), завоеваны Северный и Центральный Урал, а также Западная часть Сибири. Грозный отправил первую жалованную грамоту донским казакам 13 января (по новому стилю) 1570 и принял под свою власть первые народы Северного Кавказа, чьи князья пожелали служить царю.

Иван Васильевич провел важные административные реформы: принял Судебник — первый свод законов Московского государства, разделенный на параграфы, создал профессиональную армию, государственные ведомства (приказы, первым был Посольский приказ), ввел наказания для чиновников.

Могущество власти царя плохо сказалось на его психике. Иван Васильевич с детства был подозрителен и жесток: в 13 лет он уже приказывал казнить. Воображая на каждом шагу заговоры, царь постепенно избавился от своих сподвижников, которым он был обязан реформами и победами времен начала его царствования.

Для расправы над видными представителями знати было создано государство в государстве — Опричнина. Из деяний опричников наибольшее значение имели фактический перенос столицы в Александровскую слободу и варварский разгром Новгорода.

Насилие породило страх, царя стали звать Грозным. Немногие, смевшие высказать царю возмущение его политикой, как причисленный к лику святых митрополит Филипп, гибли за свои убеждения. Опричнина показала: ни знатность, ни заслуги перед родиной, ни безупречное поведение не гарантировали от расправы. Опричники чинили ее над любым по малейшему подозрению. На все была воля одного человека — царя.

Царский гнев обращался на людей, которые были известны лично Ивану Васильевичу. Так как он знал большинство выдающихся людей, войска остались без талантливых полководцев, а государственный аппарат потерял лучших чиновников. Русское царство потерпело поражение в длительной Ливонской войне и утратило выход к Балтийскому морю. В конце концов Грозный обличил опричников как изуверов и уничтожил, но они успели нанести огромный урон. В конце жизни царь раскаялся, пожертвовал церкви огромные деньги на помин души 3200 опальных, убитых и запытанных по его приказу.

Все свои действия Иван Грозный мотивировал соображениями веры и здравого смысла. От прочих жестоких царей он отличался тем, что пытался объяснить свою правоту в личных посланиях и вступал в полемику с теми, кто был вне его власти. Грозный оставил значительное литературное наследие. Он один из немногих известных нам русских публицистов, литераторов и композиторов XVI века.

[]

Сочинения Ивана Грозного

[]

  • (мнение Грозного о Мартине Лютере)
  • (см. в конце документа)

Прочее

Литература

  • (становление самодержавия в России)
  • (Ивану Грозному посвящены тома VIII и IX)
  • (Ивану Грозному посвящен том VI)
  • // Из истории русской культуры. Т.II. Кн.1. Киевская и Московская Русь. — М., 2002, с. 457-478

«Вокруг света» об Иване Грозном

Статьи

  • Август 1981 За соколом ясным, за кречетом красным (легенда о сокольничьем Ивана Грозного)

  • Апрель 1993 Подземный ход в Кремль (поиски пыточных подвалов времен Ивана Грозного на набережных Москвы-реки)

  • Январь 1998 Церковь та велми чудна… (Иван Грозный и Коломенское)

  • Январь 2003 Кровавая месса (Иван Грозный называет Варфоломеевскую ночь ненужным кровопролитием)

  • Июнь 2004 Иной путь, или Как царь Иван Васильевич мог изменить судьбу России (Иван Грозный в Ливонской войне, организация опричнины)

  • Сентябрь 2005 Большой казанский Сабантуй (Иван Грозный и Казань)

  • Сентябрь 2006 Право судить (при Иване Грозном государство стало взыскивать за уголовные преступления)

[]

П. И. Ковалевский о событиях 1547 года

   А вот что пишет о дальнейших событиях, произошедших в Москве, уже известный вам П. И. Ковалевский: «Бояре, недовольные правлением Глинских, воспользовались случаем свергнуть правителей. Средством для этого они избрали бунт черни. В народе пустили молву, что пожар произвели Глинские. Донесли об этом и царю. Царь назначил произвести дознание.   Розыск дела совершался так: на Кремлевскую соборную площадь собрали чернь и начали спрашивать: кто зажигал Москву? Народ, видимо, заранее подготовленный, завопил, что это княжна Анна Глинская со своими детьми волховала и, благодаря этому волшебству, сгорела Москва. Бывший при этом Юрий Глинский, видя недоброе дело и желая спасти себя, укрылся в церковь Успения; но чернь извлекла его оттуда и, убивши, покинула на лобном месте. Засим имущество Глинских было разграблено, и все их слуги и дети боярские были убиты.   Княжна Анна Глинская, бабка государя, вместе с сыном своим Михаилом, находилась в то время в ржевском своем имении. Чернь, не насытившись кровью Юрия Глинского и его слуг, явилась во дворец к Иоанну, требуя от него выдачи бабки его Анны Глинской и Михаила Глинского, якобы схороненных царем в своей опочивальне.   Иоанн потрясен был беспредельно. Еще недавно удовлетворенный в своих идеях величия, он был растерян и бессилен при виде целого ряда ужасов и бед. Бунт псковитян (так, по крайней мере, он понимал искание правды псковитянами у своего царя, при одержимости последнего идеями преследования), пожар в Москве, еще пожар в Москве, падение колокола-благовестника, уничтожение Москвы новым пожаром, бунт черни, убийство Глинских и, наконец, последняя протодерзость – требование от царя выдачи его родных, – все это могло потрясти и не такого человека, как нервный и душевнобольной Иоанн.   В эту-то пору внутреннего трепета, душевного потрясения и умственного бессилия является глас Божий в лице иерея Сильвестра. „Сильвестр явился к Иоанну с поднятым угрожающим перстом, с видом пророка и гласом убедительным возвестил ему, что суд Божий гремит над головою царя легкомысленного и злострастного; что огнь небесный испепелил Москву, что сила Вышнего волнует народ и льет фиал гнева в сердца людей. Раскрыв святое писание, сей муж указал Иоанну правила, данные Вседержителем сонму царей земных. Он заклинал его быть ревностным исполнителем сих уставов, потряс душу и сердце, овладел воображением и умом юноши“ (Карамзин)».

Царский венец

Венцы монархов допетровского времени

Традиционно при русском венчании на царство начиная с Дмитрия Ивановича и Ивана IV использовалась корона XIV века — так называемая шапка Мономаха. Для коронации Ивана V и Петра I была изготовлена вторая аналогичная шапка — «шапка Мономаха второго наряда». Владислав IV Ваза предполагал короноваться особым убором — «короной московитов».

Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна и Елизавета венчались на царство коронами европейского образца. От Екатерины II и до Николая II использовалась одна и та же Большая императорская корона, изготовленная ювелирами Экартом и Позье (с группой подмастерий). Начиная с коронации Павла I и Марии Фёдоровны в 1797 году для императриц-супруг использовались особые малые короны.

Список фильмов Майкл Шин (Michael Sheen)

29.01.1547 — Венчание на царство Иоанна IV Грозного

Январь 29th 2010 —

Будучи неполных семнадцати лет от роду Великий Князь Иоанн IV Васильевич решил «по примеру наших прародителей и сродника нашего князя Владиміра Всеволодовича Мономаха» венчаться на царство и испросил на это благословение митрополита Макария. Венчание произошло утром 16 января (29 января по новому стилю) 1547 г.

Венчание на царство (чин коронации) было перенято из Византии с небольшими отличиями. Главными составляющими этого чина с древних времен были: 1) чтение православного исповедания, предшествующее по правилам Церкви рукоположению в священный чин, 2) рукоположение Патриархом и вручение знаков царской власти, 3) Таинство Миропомазания, которое над всеми прочими людьми совершается один раз в жизни – при крещении. И только над царем – дважды. Помазание царей святым миром (священным благовонным маслом особого состава) берет начало в Священном Писании, где говорится о помазании пророками и первосвященниками ветхозаветных царей в знак дарования им особой благодати Божией для богоугодного управления народом. Иоанн IV Васильевич стал первым русским Государем, над которым при венчании на царство было совершено церковное Таинство Миропомазания. С тех пор Великий Князь Московский во всех сношениях своих стал с полным правом именоваться Царем.

В этом звании утвердил его и Константинопольский Патриарх Иосаф соборной грамотой 1561 г., подписанной 36 греческими митрополитами и епископами, в которой говорилось: «Не только предания людей достоверных, но самые летописи свидетельствуют, что нынешний властитель московский происходит от незабвенной царицы Анны, сестры императора Багрянородного, и что митрополит Ефесский, уполномоченный для того Собором Духовенства Византийского, венчал российского Великого Князя Владиміра на царство».

Тем самым Московское Царство официально утвердило свою преемственность от Царей прекратившего существование Второго Рима (Византии).

Историческое свидетельство из святцев о почитании царя Иоанна Грозного как святого.

После прошедшей 4 октября 2002 года общественно-церковной конференции (www.blagoslovenie.ru/client/New/76-79.htm), рассматривавшей новые данные о жизни и деятельности Царя Иоанна Васильевича Грозного, активизировалась работа по поиску новых свидетельств и доказательств по отдельным историческим эпизодам, связанным с Царем. Нашлись и благочестивые люди, которые молились об обретении новых летописных и богослужебных подтверждений почитания Царя Иоанна. И вот оно, чудо. Только что, в ноябре, были найдены Святцы Корежмского монастыря, в тексте которых имеется прямое указание не только на факт почитания Благочестивого Государя Иоанна Васильевича, но и на факт обретения его мощей. Ранее из других источников, уже было известно, что Царь Иоанн почитался как местночтимый святой.
Приводим свидетельство почитания Царя Иоанна Васильевича Грозного из Святцев Коряжемского монастыря (см. на фото указанное место в Святцех). Это уже — церковный источник.

«Святцы Корежмского монастыря»

Сии святцы бысть совершены в лето 1624 от Р. Хр. 25 дня месяца апреля в четвертом часу дни.
За июнь месяц 10 дня на обороте 205 листа такая запись:
…В той же день обретение святаго телеси великомученика Царя Иванна».

Эта информация уже появилась в открытой печати (газета «Русский вестник» № 45-46, 2002).

Атрибуты венчания Ивана 4

Как мы ужу сказали выше, главными атрибутами венчания стала шапка Мономаха, крест и золотая цепь. Поговорим о них подробнее. Обряд миропомазания проходил во время литургии, завершало его причастие. Шапка и крест по преданию приписывают Константину Мономаху. Считается, что это именно он подарил его еще задолго до этого своему внуку Владимиру Мономаху. Но некоторые ученые намекают на то, что крест, быть может, был изготовлен специально для венчания Ивана Грозного. Хотя эта теория тоже не доказана.

Еще один атрибут власти это Мономахов трон. Находится он в том же Успенском соборе. Считается, что его изготовили в 1551 г. На нем есть изображения сказаний о Владимире Мономахе и его потомках. И о том, как Константин приносил в дар крест и шапку. Кстати это предание стало прямым доказательством притязаний Ивана 4 на царский титул. В Московской Руси утвердилось самодержавие. А Иван Грозный сосредоточил в своих руках огромную власть.

Это интересно!

Интересно, что митрополит Макарий тоже был одет в специальную одежду для такого венчания – это саккос. Специальное платье для служителя духовенства. Изготовили его из дорогих заграничных тканей. А также еще украсили разными драгоценными металлами. Кстати сам митрополит Макарий был наставником Ивана 4. Именно сыграл одну из важных ролей в восхождении Ивана Грозного на трон.

Таким образом, венчание на царство стало грандиознейшим событием в истории России. Она переступила еще одну ступеньку на пути к абсолютной монархии. Иван 4 стал первым царем на Руси. А Московская Русь стала больше цениться своими соседями. Ее слово теперь имело вес в дипломатических переговорах. Венчание  состоялось в 1547 в Успенском Соборе. Это был красивый обряд миропомазания, правила, проведения которого были разработаны заранее.

Позитивная сторона царствования

И позитивными достижениями для государства Российского отмечено историками венчание Ивана Грозного на царство. В числе преобразований ограничение местничества (уложение о службе), обязывающее служить не только холопов, но и самих помещиков. Реформа местного управления предусматривала замену власти наместников на выборные органы. Это существенно ограничивало злоупотребления

Большое внимание уделялось строительному делу. Обновлялись старые и появлялись новые каменные строения различного назначения

В 1560 году в Москве появился красивейший храм Василия Блаженного, радующий взгляд и сегодня. Венчание Ивана Грозного на царство привело к значительным изменениям и во внешней политике.

Филипп Киркоров уволил легендарную домработницу Люсю

Жизнь Ивана 4 до венчания

До того как Ивану пережить процедуру венчания ему пришлось нелегко. Жизнь его в детстве не было уж такой радостной. Как было сказано выше, на его глазах происходили очень жестокие вещи. Иван Грозный родился в 1530 г. Мальчик был здоров и хорош собою. Через три года не задолго до своей смерти Василий III назначил при мальчике специальный Опекунский Совет. Этот орган должен был управлять государством до совершеннолетия юноши. То есть когда Ивану исполнилось 17 лет и произошло венчание на царство, то юноша получил всю полноту власти.

До венчания мальчика особо не жаловали, он не раз потом писал в своей корреспонденции о своем детстве. Иван 4 говорил о плохом обращении бояр с ним и его братом Юрием. Человеческого тепла они не получали, их плохо кормили и одевали. А делать иногда заставляли вещи, не по годам взрослые. Таким образом Иван усвоил жестокий урок. С детства он стал подозрительным, в дальнейшем это чувство с возрастом у него росло. А к последнему десятилетию жизни стало просто угрожающего размера. Царь подозревал в измене и неверности всех вокруг.

Все было иначе, когда проходили государственные приемы. Там перед маленьким государем все показывали свое уважение и смирение. А вот затем наступала опять холодность в отношении. Иван 4 не раз вспоминал об этом уже в своей взрослой жизни. Кроме этого в 1542 г. он испытал очень сильный испуг. Тогда боярский клан решил расправился с митрополитом Иосафом. Митрополит укрылся в дому маленького Ивана. Но бояре выбили там стекла ворвались в спальню государя, тем самым напугали Ивана 4. Это очень сильно подкосило его психологическое состояние.

Это интересно!

Та жестокость, среди которой рос Иван 4, к моменту венчания породило в нем большое чувство страха. Уже с ранних лет он стал думать о том, что верить никому нельзя. Это заставляло его постоянно оглядываться и подозревать многих. Он постоянно ждал и пытался предотвратить нападение врагов. Это чувство вскоре стало для него обыденным делом. А к старости он стал и вовсе параноиком. Понятно, что постоянное чувство страха заставляло Ивана совершать жестокие поступки.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Правители россии

Пожар в Москве 1547

Это происходило в одном подмосковном сельце, где был на ту пору царь. В это время пришла к нему весть, что в Москве с одной колокольни сорвался большой колокол. Падение колокола считалось предвестием большой беды, и Иван Грозный поспешил в Москву. Было и другое предзнаменование. Жил в это время в Москве юродивый Василий Блаженный. Ходил он обнаженный, «как Адам первозданный», и в стужу, и в летний зной. Его чтил народ, как угодника Божия. В полдень 20 июня прохожие видели его у церкви Воздвиженья на Арбате, – глядел он на церковь и горько плакал…

– Это не к добру, чует он беду! – говорили в народе. Все были напуганы и в страхе ждали неведомого несчастия.

На другой день, 21 июня, в этой самой церкви вспыхнул пожар. В то время была такая буря, что выворачивало с корнем деревья, срывало крыши… Огонь ветром переносился с кровли на кровлю. Скоро запылала большая часть Москвы. Буря занесла пламя и в Кремль; загорелся верх соборной церкви, а потом занялись и царские палаты; погорели оружничая палата с оружием, постельная палата с казною. Митрополит Макарий, который молился в это время в соборе, чуть было не задохся от дыма и едва спасся через тайный подземный ход.

Сгорели в Кремле монастыри и много дворцовых зданий. Огонь добирался до пороховых погребов в кремлевских стенах; их разрывало с ужасным треском. Нередко бывали пожары в Москве; но такого еще не бывало!.. Большая часть города обратилась в пепел. В огне погибли, говорят, около 1700 взрослых людей и множество детей. Иван Грозный с семейством жил в это время в своем загородном доме, в селе Воробьеве. Отсюда, с Воробьевских гор, он мог видеть ужасный пожар.

Тысячи москвичей остались после пожара без крова и без хлеба. Многие не могли найти своих близких, пропавших без вести. Особенно плохо пришлось, конечно, бедному, простому народу. Пошли ходить слухи, что лихие люди напустили колдовством беду на Москву – и начались волнения. Народ особенно не любил правящую семью Глинских, которая всячески теснила его. Было много врагов у них и среди бояр. Когда Иван Грозный приказал произвести розыск, какие чародеи причинили беду, и бояре стали спрашивать народ, кто зажигал Москву, то в толпе закричали:

– Княгиня Анна Глинская волхвовала с детьми своими и людьми: вынимала человечьи сердца, клала в воду, да тою водою по Москве кропила – от этого Москва и выгорела!

Один из Глинских, князь Юрий, был в это время вместе с боярами на площади; почуял он беду, когда услышал такие речи в народе, и поспешил укрыться в Успенский собор; но враги Глинских натравили толпу на него. Разъяренная чернь ворвалась в собор, убила Юрия, выволокла труп и кинула на том месте, где казнили преступников. Расходившаяся толпа бросилась затем на двор Глинского, разграбила все имущество, людей его перебила. Но этого было мало. На третий день после убийства князя Юрия чернь толпами повалила в село Воробьеве, ко дворцу Ивана Грозного, и громкими криками требовала, чтобы царь выдал ей на расправу свою бабку, Анну Глинскую, и другого сына ее Михаила, которые будто бы спрятаны в царских покоях. Грозный был поражен этим страшным движением народа; однако не потерял решимости – велел разогнать мятежников выстрелами; испуганная толпа рассеялась. Но главные коноводы, которые направили ярость толпы на Глинских, остались невредимы. Напуганный Михаил Глинский уже и не думал о борьбе, он хотел было даже бежать в Литву.

Иван Грозный был, конечно, сильно потрясен всеми этими событиями: его правление только начиналось, а пред ним уже стояла разъярённая толпа народа, в котором была вся его сила и опора, которым по воле Божией он был призван править, и эта толпа совершила дикую расправу с его дядей; он, государь, своими ушами слышал грозные крики разъяренной черни, которая требовала от него, от своего владыки, выдачи остальных родичей! Было над чем задуматься!.. Не кара ли это небесная за тяжкие грехи?.. Не внушение ли это свыше ему – царю, пренебрегавшему делами правления забывшему о своем царстве? Такие потрясающие события не проходят даром в жизни человека… Иван Грозный словно очнулся. Совесть заговорила в нем.

Воспитание Ивана Грозного

На воспитание Ивана Грозного оказали влияние следующие факторы:

  • Ранняя потеря родителей. Близких родственников также практически не было. Поэтому реально не было людей, которые бы стремились дать ребенку правильное воспитание.
  • Власть бояр. С самых ранних лет Иван Васильевич видел силу бояр, видел их выходках, хамство, пьянство, борьба за власть и так далее. Все, что ребенку видеть нельзя, он не только видел, но и принимал в этом участие.
  • Церковная литература. Большое влияние на будущего царя имел архиепископ, а позже митрополит,  Макарий. Благодаря этому человеку Иван 4 изучал церковную литературу, увлекаясь моментами про полноту царской власти.

В воспитании Ивана большую роль сыграли противоречия между словом и делом. Например, во всех книгах и речах Макария говорилось о полноте царской власти, о ее божественном происхождении, но в реальности ежедневно ребенку приходилось сталкиваться с произволом бояр, которые даже не каждый вечер его кормили ужином. Или другой пример. Ивана 4, как девствующего царя, всегда брали на заседания, встречи с послами и другие государственные дела. Там с ним обходились как с царем. Ребенка сажали на трон, все кланялись ему в ноги, говорили о преклонении перед его могуществом. Но все менялось, как только официальная часть заканчивалась и царь возвращался в свои покои. Здесь уже не было поклонов, а была жесткость бояр, их грубость, иногда даже с оскорблением ребенка. И такие противоречия были повсюду. Когда ребенок растет в атмосфере, когда говорится одно, а делается другое – это рвет все шаблоны и сказывается на психике. Это в конечном итоге и случилось, ведь в такой атмосфере откуда сироте знать, что такое хорошо, и что такое плохо?

Иван любил читать и уже к 10-ти годам мог цитировать многие отрывки из нее. Он принимал участие в церковных службах, иногда даже участвовал в них в роли певчего. Он весьма недурно играл в шахматы, сочинял музыку, умел красиво писать, часто использовал в речи народные поговорки. То есть ребенок был абсолютно талантливым, и при родительском воспитании и любви мог стать полноценной личностью. Но при отсутствии последних, и при постоянных противоречиях, в нем стала проявляться и обратная сторона. Историки пишут, что в возрасте 12 лет царь сбрасывал с крыш теремов кошек и собак. В 13 лет Иван Васильевич Грозный приказал собаками разорвать Андрея Шуйского, который пьяным и в грязной одежде лег на постель покойного Василия 3.

Детство Ивана Грозного

А факты у нас таковы. С самого детства судьба не баловала юного Ивана. Отца своего Василия III он потерял, когда ему было три года. Мать, Елену Глинскую, судя по всему, отравили, когда мальчику было восемь лет. Иван остался один на попечении бояр. 9 лет длился период боярского правления, и период этот был наполнен кровавыми распрями между представителями различных боярских кланов: Бельских, Шуйских, Глинских. Юный Иван проникался мыслью, что иначе и нельзя вершить правосудие в стране, как только через кровавые расправы.

Так продолжалось довольно долго. Бояре со своей стороны как могли баловали юного князя. Бояре сквозь пальцы смотрели на милые развлечения юного князя, как он бросает с крыши терема вниз собак и кошек, и надо ли удивляться тому, что в 13 лет Иван IV вынес свой первый смертный приговор, а в 14 лет любимым его развлечением были скачки по улицам города, когда разгоряченные кони давили зазевавшихся прохожих.

Реконструкция внешности, выполненная М. М. Герасимовым по черепу Ивана Грозного

Иван IV, Иоанн IV, Иван Васильевич, по прозвищу Грозный (родился 4 сентября, 25 августа по юлианскому календарю 1530 года в подмосковном селе Коломенское; умер 28 марта, 18 марта по юлианскому календарю 1584 в Москве) великий князь всея Руси в 1533-1547, первый русский царь в 1547-1584.

Политический портрет Ивана Грозного

Иван Грозный — сын великого князя Всея Руси Василия III. Потерял отца в 3 года. За малолетнего Ивана правили разные группы бояр. Митрополит Макарий и Боярская Дума венчали молодого великого князя на царство, не ожидая от него большой самостоятельности. Но постепенно одаренный государь вышел из-под контроля олигархии и сосредоточил в своих руках абсолютную власть. За годы правления Ивана Васильевича Московское государство превратилось в настоящее царство: были присоединены к Москве Казанское ханство (ныне территория Чувашии, Татарстана и Ульяновской области), Астраханское ханство (ныне территория Астраханской и Волгоградской областей, а также Калмыкии), заселено северное Черноземье (территория Орловской, Курской, Липецкой, Тамбовской областей), завоеваны Северный и Центральный Урал, а также Западная часть Сибири. Грозный отправил первую жалованную грамоту донским казакам 13 января (по новому стилю) 1570 и принял под свою власть первые народы Северного Кавказа, чьи князья пожелали служить царю.

Иван Васильевич провел важные административные реформы: принял Судебник — первый свод законов Московского государства, разделенный на параграфы, создал профессиональную армию, государственные ведомства (приказы, первым был Посольский приказ), ввел наказания для чиновников.

Могущество власти царя плохо сказалось на его психике. Иван Васильевич с детства был подозрителен и жесток: в 13 лет он уже приказывал казнить. Воображая на каждом шагу заговоры, царь постепенно избавился от своих сподвижников, которым он был обязан реформами и победами времен начала его царствования.

Для расправы над видными представителями знати было создано государство в государстве — Опричнина. Из деяний опричников наибольшее значение имели фактический перенос столицы в Александровскую слободу и варварский разгром Новгорода.

Насилие породило страх, царя стали звать Грозным. Немногие, смевшие высказать царю возмущение его политикой, как причисленный к лику святых митрополит Филипп, гибли за свои убеждения. Опричнина показала: ни знатность, ни заслуги перед родиной, ни безупречное поведение не гарантировали от расправы. Опричники чинили ее над любым по малейшему подозрению. На все была воля одного человека — царя.

Царский гнев обращался на людей, которые были известны лично Ивану Васильевичу. Так как он знал большинство выдающихся людей, войска остались без талантливых полководцев, а государственный аппарат потерял лучших чиновников. Русское царство потерпело поражение в длительной Ливонской войне и утратило выход к Балтийскому морю. В конце концов Грозный обличил опричников как изуверов и уничтожил, но они успели нанести огромный урон. В конце жизни царь раскаялся, пожертвовал церкви огромные деньги на помин души 3200 опальных, убитых и запытанных по его приказу.

Все свои действия Иван Грозный мотивировал соображениями веры и здравого смысла. От прочих жестоких царей он отличался тем, что пытался объяснить свою правоту в личных посланиях и вступал в полемику с теми, кто был вне его власти. Грозный оставил значительное литературное наследие. Он один из немногих известных нам русских публицистов, литераторов и композиторов XVI века.

[]

Сочинения Ивана Грозного

[]

  • (мнение Грозного о Мартине Лютере)
  • (см. в конце документа)

Прочее

Литература

  • (становление самодержавия в России)
  • (Ивану Грозному посвящены тома VIII и IX)
  • (Ивану Грозному посвящен том VI)
  • // Из истории русской культуры. Т.II. Кн.1. Киевская и Московская Русь. — М., 2002, с. 457-478

«Вокруг света» об Иване Грозном

Статьи

  • Август 1981 За соколом ясным, за кречетом красным (легенда о сокольничьем Ивана Грозного)

  • Апрель 1993 Подземный ход в Кремль (поиски пыточных подвалов времен Ивана Грозного на набережных Москвы-реки)

  • Январь 1998 Церковь та велми чудна… (Иван Грозный и Коломенское)

  • Январь 2003 Кровавая месса (Иван Грозный называет Варфоломеевскую ночь ненужным кровопролитием)

  • Июнь 2004 Иной путь, или Как царь Иван Васильевич мог изменить судьбу России (Иван Грозный в Ливонской войне, организация опричнины)

  • Сентябрь 2005 Большой казанский Сабантуй (Иван Грозный и Казань)

  • Сентябрь 2006 Право судить (при Иване Грозном государство стало взыскивать за уголовные преступления)

[]

П. И. Ковалевский о событиях 1547 года

   А вот что пишет о дальнейших событиях, произошедших в Москве, уже известный вам П. И. Ковалевский: «Бояре, недовольные правлением Глинских, воспользовались случаем свергнуть правителей. Средством для этого они избрали бунт черни. В народе пустили молву, что пожар произвели Глинские. Донесли об этом и царю. Царь назначил произвести дознание.   Розыск дела совершался так: на Кремлевскую соборную площадь собрали чернь и начали спрашивать: кто зажигал Москву? Народ, видимо, заранее подготовленный, завопил, что это княжна Анна Глинская со своими детьми волховала и, благодаря этому волшебству, сгорела Москва. Бывший при этом Юрий Глинский, видя недоброе дело и желая спасти себя, укрылся в церковь Успения; но чернь извлекла его оттуда и, убивши, покинула на лобном месте. Засим имущество Глинских было разграблено, и все их слуги и дети боярские были убиты.   Княжна Анна Глинская, бабка государя, вместе с сыном своим Михаилом, находилась в то время в ржевском своем имении. Чернь, не насытившись кровью Юрия Глинского и его слуг, явилась во дворец к Иоанну, требуя от него выдачи бабки его Анны Глинской и Михаила Глинского, якобы схороненных царем в своей опочивальне.   Иоанн потрясен был беспредельно. Еще недавно удовлетворенный в своих идеях величия, он был растерян и бессилен при виде целого ряда ужасов и бед. Бунт псковитян (так, по крайней мере, он понимал искание правды псковитянами у своего царя, при одержимости последнего идеями преследования), пожар в Москве, еще пожар в Москве, падение колокола-благовестника, уничтожение Москвы новым пожаром, бунт черни, убийство Глинских и, наконец, последняя протодерзость – требование от царя выдачи его родных, – все это могло потрясти и не такого человека, как нервный и душевнобольной Иоанн.   В эту-то пору внутреннего трепета, душевного потрясения и умственного бессилия является глас Божий в лице иерея Сильвестра. „Сильвестр явился к Иоанну с поднятым угрожающим перстом, с видом пророка и гласом убедительным возвестил ему, что суд Божий гремит над головою царя легкомысленного и злострастного; что огнь небесный испепелил Москву, что сила Вышнего волнует народ и льет фиал гнева в сердца людей. Раскрыв святое писание, сей муж указал Иоанну правила, данные Вседержителем сонму царей земных. Он заклинал его быть ревностным исполнителем сих уставов, потряс душу и сердце, овладел воображением и умом юноши“ (Карамзин)».

Царский венец

Венцы монархов допетровского времени

Традиционно при русском венчании на царство начиная с Дмитрия Ивановича и Ивана IV использовалась корона XIV века — так называемая шапка Мономаха. Для коронации Ивана V и Петра I была изготовлена вторая аналогичная шапка — «шапка Мономаха второго наряда». Владислав IV Ваза предполагал короноваться особым убором — «короной московитов».

Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна и Елизавета венчались на царство коронами европейского образца. От Екатерины II и до Николая II использовалась одна и та же Большая императорская корона, изготовленная ювелирами Экартом и Позье (с группой подмастерий). Начиная с коронации Павла I и Марии Фёдоровны в 1797 году для императриц-супруг использовались особые малые короны.

Список фильмов Майкл Шин (Michael Sheen)

29.01.1547 — Венчание на царство Иоанна IV Грозного

Январь 29th 2010 —

Будучи неполных семнадцати лет от роду Великий Князь Иоанн IV Васильевич решил «по примеру наших прародителей и сродника нашего князя Владиміра Всеволодовича Мономаха» венчаться на царство и испросил на это благословение митрополита Макария. Венчание произошло утром 16 января (29 января по новому стилю) 1547 г.

Венчание на царство (чин коронации) было перенято из Византии с небольшими отличиями. Главными составляющими этого чина с древних времен были: 1) чтение православного исповедания, предшествующее по правилам Церкви рукоположению в священный чин, 2) рукоположение Патриархом и вручение знаков царской власти, 3) Таинство Миропомазания, которое над всеми прочими людьми совершается один раз в жизни – при крещении. И только над царем – дважды. Помазание царей святым миром (священным благовонным маслом особого состава) берет начало в Священном Писании, где говорится о помазании пророками и первосвященниками ветхозаветных царей в знак дарования им особой благодати Божией для богоугодного управления народом. Иоанн IV Васильевич стал первым русским Государем, над которым при венчании на царство было совершено церковное Таинство Миропомазания. С тех пор Великий Князь Московский во всех сношениях своих стал с полным правом именоваться Царем.

В этом звании утвердил его и Константинопольский Патриарх Иосаф соборной грамотой 1561 г., подписанной 36 греческими митрополитами и епископами, в которой говорилось: «Не только предания людей достоверных, но самые летописи свидетельствуют, что нынешний властитель московский происходит от незабвенной царицы Анны, сестры императора Багрянородного, и что митрополит Ефесский, уполномоченный для того Собором Духовенства Византийского, венчал российского Великого Князя Владиміра на царство».

Тем самым Московское Царство официально утвердило свою преемственность от Царей прекратившего существование Второго Рима (Византии).

Историческое свидетельство из святцев о почитании царя Иоанна Грозного как святого.

После прошедшей 4 октября 2002 года общественно-церковной конференции (www.blagoslovenie.ru/client/New/76-79.htm), рассматривавшей новые данные о жизни и деятельности Царя Иоанна Васильевича Грозного, активизировалась работа по поиску новых свидетельств и доказательств по отдельным историческим эпизодам, связанным с Царем. Нашлись и благочестивые люди, которые молились об обретении новых летописных и богослужебных подтверждений почитания Царя Иоанна. И вот оно, чудо. Только что, в ноябре, были найдены Святцы Корежмского монастыря, в тексте которых имеется прямое указание не только на факт почитания Благочестивого Государя Иоанна Васильевича, но и на факт обретения его мощей. Ранее из других источников, уже было известно, что Царь Иоанн почитался как местночтимый святой.
Приводим свидетельство почитания Царя Иоанна Васильевича Грозного из Святцев Коряжемского монастыря (см. на фото указанное место в Святцех). Это уже — церковный источник.

«Святцы Корежмского монастыря»

Сии святцы бысть совершены в лето 1624 от Р. Хр. 25 дня месяца апреля в четвертом часу дни.
За июнь месяц 10 дня на обороте 205 листа такая запись:
…В той же день обретение святаго телеси великомученика Царя Иванна».

Эта информация уже появилась в открытой печати (газета «Русский вестник» № 45-46, 2002).

Атрибуты венчания Ивана 4

Как мы ужу сказали выше, главными атрибутами венчания стала шапка Мономаха, крест и золотая цепь. Поговорим о них подробнее. Обряд миропомазания проходил во время литургии, завершало его причастие. Шапка и крест по преданию приписывают Константину Мономаху. Считается, что это именно он подарил его еще задолго до этого своему внуку Владимиру Мономаху. Но некоторые ученые намекают на то, что крест, быть может, был изготовлен специально для венчания Ивана Грозного. Хотя эта теория тоже не доказана.

Еще один атрибут власти это Мономахов трон. Находится он в том же Успенском соборе. Считается, что его изготовили в 1551 г. На нем есть изображения сказаний о Владимире Мономахе и его потомках. И о том, как Константин приносил в дар крест и шапку. Кстати это предание стало прямым доказательством притязаний Ивана 4 на царский титул. В Московской Руси утвердилось самодержавие. А Иван Грозный сосредоточил в своих руках огромную власть.

Это интересно!

Интересно, что митрополит Макарий тоже был одет в специальную одежду для такого венчания – это саккос. Специальное платье для служителя духовенства. Изготовили его из дорогих заграничных тканей. А также еще украсили разными драгоценными металлами. Кстати сам митрополит Макарий был наставником Ивана 4. Именно сыграл одну из важных ролей в восхождении Ивана Грозного на трон.

Таким образом, венчание на царство стало грандиознейшим событием в истории России. Она переступила еще одну ступеньку на пути к абсолютной монархии. Иван 4 стал первым царем на Руси. А Московская Русь стала больше цениться своими соседями. Ее слово теперь имело вес в дипломатических переговорах. Венчание  состоялось в 1547 в Успенском Соборе. Это был красивый обряд миропомазания, правила, проведения которого были разработаны заранее.

Позитивная сторона царствования

И позитивными достижениями для государства Российского отмечено историками венчание Ивана Грозного на царство. В числе преобразований ограничение местничества (уложение о службе), обязывающее служить не только холопов, но и самих помещиков. Реформа местного управления предусматривала замену власти наместников на выборные органы. Это существенно ограничивало злоупотребления

Большое внимание уделялось строительному делу. Обновлялись старые и появлялись новые каменные строения различного назначения

В 1560 году в Москве появился красивейший храм Василия Блаженного, радующий взгляд и сегодня. Венчание Ивана Грозного на царство привело к значительным изменениям и во внешней политике.

Филипп Киркоров уволил легендарную домработницу Люсю

Жизнь Ивана 4 до венчания

До того как Ивану пережить процедуру венчания ему пришлось нелегко. Жизнь его в детстве не было уж такой радостной. Как было сказано выше, на его глазах происходили очень жестокие вещи. Иван Грозный родился в 1530 г. Мальчик был здоров и хорош собою. Через три года не задолго до своей смерти Василий III назначил при мальчике специальный Опекунский Совет. Этот орган должен был управлять государством до совершеннолетия юноши. То есть когда Ивану исполнилось 17 лет и произошло венчание на царство, то юноша получил всю полноту власти.

До венчания мальчика особо не жаловали, он не раз потом писал в своей корреспонденции о своем детстве. Иван 4 говорил о плохом обращении бояр с ним и его братом Юрием. Человеческого тепла они не получали, их плохо кормили и одевали. А делать иногда заставляли вещи, не по годам взрослые. Таким образом Иван усвоил жестокий урок. С детства он стал подозрительным, в дальнейшем это чувство с возрастом у него росло. А к последнему десятилетию жизни стало просто угрожающего размера. Царь подозревал в измене и неверности всех вокруг.

Все было иначе, когда проходили государственные приемы. Там перед маленьким государем все показывали свое уважение и смирение. А вот затем наступала опять холодность в отношении. Иван 4 не раз вспоминал об этом уже в своей взрослой жизни. Кроме этого в 1542 г. он испытал очень сильный испуг. Тогда боярский клан решил расправился с митрополитом Иосафом. Митрополит укрылся в дому маленького Ивана. Но бояре выбили там стекла ворвались в спальню государя, тем самым напугали Ивана 4. Это очень сильно подкосило его психологическое состояние.

Это интересно!

Та жестокость, среди которой рос Иван 4, к моменту венчания породило в нем большое чувство страха. Уже с ранних лет он стал думать о том, что верить никому нельзя. Это заставляло его постоянно оглядываться и подозревать многих. Он постоянно ждал и пытался предотвратить нападение врагов. Это чувство вскоре стало для него обыденным делом. А к старости он стал и вовсе параноиком. Понятно, что постоянное чувство страха заставляло Ивана совершать жестокие поступки.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий