Лучшие произведения вивальди. топ 10 пьес

Музыка

В 25 лет Вивальди стал преподавать искусство игры на скрипке в венецианской консерватории Ospedale della Pietà. Консерваториями тогда именовались школы-приюты при монастырях, где обучались сироты и дети, чьи родители были не в состоянии их обеспечивать. Финансировались эти школы из средств республики.

Консерватория «Пиета» в Венеции

Приюты для девочек специализировались на гуманитарных науках, особое внимание уделялось пению, музыке, исполнению духовных мелодий, псалмов и песнопений. Мальчикам, из которых готовили торговцев и ремесленников, преподавали точные науки

Антонио Вивальди стал мастером скрипки для юных воспитанниц приюта, а затем и учителем альта. В его обязанности входило ежемесячное написание концертов, кантат, вокальных произведений для солистов и хора, а также создание новых ораторий и концертов к каждому церковному празднику. Кроме того, учитель лично занимался с сиротами музыкой, игрой на инструментах и вокалом, репетировал и оттачивал мастерство девушек.

Вивальди работал в Pietà с 1703 года по 1740 год, не считая восьмилетнего перерыва с 1715 по 1723 годы, а с 1713 года стал директором консерватории. Все эти годы композитор неустанно трудился, только для приюта им написано более 60 произведений, включая кантаты, концерты для сольных, хоровых, оркестровых выступлений.

В 1705 и 1709 годах венецианские издательства опубликовали два опуса Вивальди по 12 сонат, в 1711 году – 12 концертов под названием «Гармоническое вдохновение». В те же годы о юном и талантливом композиторе впервые услышали за пределами Италии. В 1706 году Вивальди выступил во французском посольстве, а через три года его ораторию прослушал датский король Фредерик IV, которому Антонио впоследствии посвятил 12 сонат.

В 1712 году музыкант познакомился с немецким композитором Готфридом Штельцелем, а спустя пять лет Вивальди на три года переселился в Мантуи по приглашению князя Филиппа Гессен-Дармштадтского.

Антонио Вивальди

С 1713 года композитор увлекся новым для себя видом музыкального искусства – светской оперой. Первой написанной Вивальди оперой стала «Оттон на вилле». Талантливого молодого человека заметили импрессарио и меценаты, и вскоре Антонио получил заказ владельца театра Сан-Анджело на новую оперу.

По заявлению композитора, в период с 1713 по 1737 год он написал 94 оперы, но до наших дней дошло только 50 партитур с подтвержденным авторством великого Вивальди. Автора опер ждал ошеломительный успех, но светская слава Вивальди оказалась недолгой. Искушенная в музыке венецианская публика вскоре нашла себе новых кумиров, и оперы Антонио вышли из моды.

В 1721 году маэстро посетил Милан, где представил драму «Сильвия», а на следующий год вернулся с ораторией на библейскую тему. С 1722 по 1725 год Вивальди жил в Риме, где писал новые оперы и выступал перед папой по личному приглашению. Для музыканта-священнослужителя это событие было огромной честью.

В 1723-1724 годах Вивальди написал знаменитые концерты, ошибочно именуемые в СНГ «Времена года» (правильное название – «Четыре времени года»). Каждый из скрипичных концертов посвящен весне, зиме, лету и осени. По мнению большинства критиков и исследователей, эти концерты являются вершиной творчества маэстро.

Революционность гениальных произведений состоит в том, что человеческое ухо отчетливо улавливает в музыке отражение процессов и явлений, свойственных тому или иному сезону. Так, в песне скрипки можно услышать шум бури и лай собак, комариный писк и бурление ручьев, детские голоса, трели птиц узнаваемых пород и даже падение конькобежца на льду.

Австрийский император Карл VI

Гастроли и странствия привели маэстро к знакомству с австрийским императором Карлом VI. Король был большим поклонником творчества Вивальди, и между ними завязались дружеские отношения. Удивительно, но по мере снижения популярности к музыке композитора на родине, в Венеции, росла его слава в Европе, при дворах французского и австрийского королей.

Под конец жизни удача оставила блистательного композитора, и он был вынужден продавать свои сонаты за копейки, лишь бы не прозябать в нищете. Разочаровавшись в венецианцах, разлюбивших его творения, Антонио Вивальди решил перебраться в Вену, «под крылышко» к царственному почитателю его таланта, Карлу VI.

К сожалению, вскоре после переезда композитора в Вену император скончался, потом началась война, и о маэстро забыли.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Работы

Состав Вивальди определен числом RV, которое относится к его месту в «Ryom-Verzeichnis» или «Произведениях Répertoire des д’ Антонио Вивальди», каталог создал в 20-м веке музыковедом Питером Риомом.

Le quattro stagioni (Эти Четыре Сезона) 1723 является его самой известной работой. Часть Il cimento dell’armonia e dell’inventione («Конкурс между Гармонией и Изобретением»), это изображает капризы и сцены с каждого из этих четырех сезонов. Эта работа была описана как выдающийся случай пред19-й музыки программы века.

Вивальди написал больше чем 500 других концертов. Приблизительно 350 из них для сольного инструмента и последовательностей, из которых 230 для скрипки, другие являющиеся для фагота, виолончели, гобоя, флейты, альта d’amore, рекордера, лютни или мандолины. Приблизительно сорок концертов для двух инструментов и последовательностей, и приблизительно тридцать для трех или больше инструментов и последовательностей.

А также приблизительно 46 опер, Вивальди составил большое тело священной хоровой музыки. Другие работы включают симфонию, приблизительно 90 сонат и камерную музыку.

Некоторые сонаты для флейты, изданной как Иль Пастор Фидо, были ошибочно приписаны Вивальди, но были составлены Николасом Чедевиллом.

Композиторская деятельность

В 1710 году к музыканту постепенно начинает приходить известность. В «Путеводителе по Венеции» его называют виртуозным скрипачом. Все, кому посчастливилось услышать вживую произведения гения, рассказывают о нём и за пределами Италии. Вивальди представили датскому королю Фредерику IV, впоследствии он посвятил правителю двенадцать сонат.

Через некоторое время Антонио решает повысить планку, занявшись написанием опер. В 1713 вышли его произведения «Роланд, притворяющийся безумцем» и «Оттон на вилле». Они принесли ему славу и признание, в течение последующих пяти лет увидело свет ещё восемь опер. Итальянский композитор Бендетто Марчелло был одним из критиков творчества Вивальди. Он опубликовал памфлет, в котором высмеивались оперы музыканта. Из-за этого Антонио на некоторое время прекратил работу над крупными произведениями.

В 1717 году губернатор Мантуи предлагает виртуозу занять должность капельмейстера при дворе. Именно в этом великолепном городке у Вивальди рождается идея цикла концертов, названного в оригинале «Четыре времени года». Об этом периоде жизни известно немного, в общей сложности композитор находился в Мантуе три года, затем он вернулся в Венецию.

Во время работы в Мантуе Антонио встретил оперную певицу Анну Жиро. У неё была сестра Паолина, девушки везде сопровождали композитора. По городу ходили разные слухи, но Вивальди уверял, что они являются всего лишь его ученицами. Паолина и Анна проживали в одном доме с музыкантом, всячески помогая ему бороться с астмой. Из-за этого в 1738 году Вивальди был запрещён въезд во Флоренцию, поскольку он был обвинен в грехопадении. Но композитор до последнего опровергал эти сплетни.

В 1723 году Антонио впервые попадает в Рим, там он занимается постановкой оперы «Геркулес на Термодонте». Его творчество производит впечатление на жителей города. Иоганн Кванц, музыкальный теоретик, сообщал, что римляне не могли воспринимать другую музыку в течение полугода после прослушивания оперы.

Музыкальная карьера

В возрасте 25 лет Антонио Вивальди был назначен мастером скрипки в Ospedale della Pietà (Благочестивая больница милосердия) в Венеции. Он написал большинство своих основных работ в этой должности за три десятилетия.Ospedale был учреждением, в котором обучались дети-сироты — мальчики по профессии и девочки по музыке. Самые талантливые музыканты присоединились к оркестру, который исполнял произведения Вивальди, в том числе религиозную хоровую музыку

Под руководством Вивальди оркестр привлек международное внимание. В 1716 году он был назначен музыкальным руководителем

В дополнение к его хоровой музыке и концертам, Вивальди начал регулярно писать оперные партитуры к 1715 году; около 50 из этих баллов остаются. Его две наиболее успешные оперные работы, La constanza trionfante и Farnace, были выполнены во множестве пробуждений в течение жизни Вивальди.

В дополнение к своей обычной работе Вивальди принял ряд краткосрочных должностей, финансируемых покровителями в Мантуе и Риме. Это было во время его пребывания в Мантуе,примерно с 1717 по 1721 год он написал свой четырехчастный шедевр «Четыре сезона». Он соединял пьесы с четырьмя сонетами, которые он, возможно, написал сам.

Поклонниками и покровителями Вивальди были члены европейских королевских семей. Одна из его кантат, Gloria e Imeneo, была написана специально для свадьбы короля Людовика XV. Он также был фаворитом императора Карла VI, который публично воздал честь Вивальди, назвав его рыцарем.

Смерть

Гениальный композитор скончался в бедности и одиночестве на чужбине, в Вене. Жизнь Антонио Вивальди оборвалась 28 июля 1741 года. Его имущество было описано и продано за долги, а тело погребено на кладбище для городских бедняков. Только спустя месяц после кончины Антонио его младшие сестры получили печальное известие.

Скульптурная композиция в Вене, посвященная Антонио Вивальди

После смерти имя Вивальди было незаслуженно забыто. Пожалуй, только Иоганн Себастьян Бах искренне и глубоко любил музыку итальянца, долгое время оставаясь его единственным верным почитателем. Бах расшифровал десять концертов Вивальди для разных инструментов и оркестра, и наследие венецианского композитора оказало ощутимое влияние на творчество органиста-виртуоза.

Детство и юность

Среди учёных неоднократно велись дискуссии по поводу даты рождения музыканта. Некоторые предполагали, что он появился на свет в 1675 году, существовали и другие версии. Но в январе 1963 года Эрик Пол обнаружил запись церковного прихода, благодаря которой удалось восстановить цепь событий. Стало известно, что Антонио был крещён в день рождения в соборе Святого Иоанна. Мальчик был очень слаб, родители переживали, что он может умереть сразу же после рождения.

Отец Вивальди был скрипачом, именно он обучал сына музыке с детства. Также он привлёк мальчика к работе в капелле, где трудился и сам. С десяти лет будущий композитор помогал отцу, после его смерти Антонио возглавил капеллу.

Ещё в юности он решил стать священником, но совмещать служение с музыкой удавалось плохо. Ходят слухи о том, что однажды композитор покинул свой пост прямо во время молитвы, поскольку срочно хотел записать идею фуги. Другие источники заявляют, что Вивальди ушёл из собора в связи со слабым здоровьем.

Первого сентября 1703 года Антонио становится преподавателем скрипки в венецианской консерватории. Его ученики имели возможность играть не только духовную, а и обычную, светскую музыку. Для них Вивальди пишет огромное количество различных произведений и уже в 1704 становится также преподавателем альта. После 12 лет службы композитора назначают руководителем учебного заведения.

Деятельность композитора

Начинал Вивальди как оперный композитор. В 1713 г. им была создано 3-актное произведение “Оттон на вилле”. Через год была создана новая опера, “Мнимый безумец”. Она была основана на поэме Л. Ариосто, “Неистовый Роланд”.

Примерно в это время талант композитора был признан и коллегами, и музыкальными критиками, и поклонниками оперы. У Вивальди стало появляться все больше учеников. Свободное от преподавания время он посвящал сочинению новых музыкальных произведений. Также композитор активно сотрудничал с театром, откуда регулярно поступало большое количество заказов.

С течением времени имя музыканта стало известно за пределами Венеции. В 1718 г. во Флоренции была поставлена его опера “Скандерберг”.

В этом же году композитор принял приглашение князя Ф. Гессен-Дармштадт и, переехав в Мантуи, стал капельмейстером при его дворе.

Там состоялось знакомство музыканта с А. Жиро. Она стала ученицей великого композитора, и последний сыграл значительную роль в ее становлении как оперной певицы.

Изучая биографию А. Вивальди, следует знать самое главное. В 1725 г. был издан цикл его произведений под названием “Искус гармонии и инвенции”. Он включил в себя концерты “Времена года”. Творчество этого периода преисполнено драматизмом. Во многих произведениях звучат торжественно-мрачные нотки.

Наибольший вклад Вивальди внес в развитие оркестрово-ансамблевого концерта.

Антонио Вивальди биография

Антонио Лучо Вивальди (1678-1741) – великий итальянский композитор, дирижер, музыкальный педагог. Ярчайший представитель скрипичного искусства первой половины 18 столетия.

Биография Вивальди, наполненная яркими моментами, говорит о нем, как о сильной, разносторонней и целеустремленной личности.

Антонио Вивальди появился на свет 4 марта 1678 г., в Венеции. Первые уроки игре на скрипке были даны ему отцом.

Антонио был настолько способным учеником, что уже в 11 лет мог заменять своего наставника в капелле собора Св.Марка.

С ранней юности решив посвятить свою жизнь музыке, Антонию одновременно желал быть священнослужителем. Он был рукоположен в 1704 г.

К сожалению, здоровье Вивальди было настолько слабым, что он не мог служить мессу полностью. Поэтому ему были даны некоторые послабления. В скором времени Вивальди оставил свои обязанности священника, но сан с себя не снял.

Согласно содержанию краткой биографии Антонио Вивальди, он 1705 г. он опубликовал двенадцать сонат. Через год во дворце посольства Франции состоялось 1 выступление музыканта.

В 1709 г. Вивальди представили монарху Дании, Фредерику IV. Композитор посвятил ему 12 сонат, написанных для скрипки.

В 1712 г. Вивальди встретился с немецким композитором, Г. Штёцлем.

Начинал Вивальди как оперный композитор. В 1713 г. им была создано 3-актное произведение “Оттон на вилле”. Через год была создана новая опера, “Мнимый безумец”. Она была основана на поэме Л. Ариосто, “Неистовый Роланд”.

Примерно в это время талант композитора был признан и коллегами, и музыкальными критиками, и поклонниками оперы. У Вивальди стало появляться все больше учеников. Свободное от преподавания время он посвящал сочинению новых музыкальных произведений. Также композитор активно сотрудничал с театром, откуда регулярно поступало большое количество заказов.

С течением времени имя музыканта стало известно за пределами Венеции. В 1718 г. во Флоренции была поставлена его опера “Скандерберг”.

Совет

В этом же году композитор принял приглашение князя Ф. Гессен-Дармштадт и, переехав в Мантуи, стал капельмейстером при его дворе.

Там состоялось знакомство музыканта с А. Жиро. Она стала ученицей великого композитора, и последний сыграл значительную роль в ее становлении как оперной певицы.

Изучая биографию А. Вивальди, следует знать самое главное. В 1725 г. был издан цикл его произведений под названием “Искус гармонии и инвенции”. Он включил в себя концерты “Времена года”. Творчество этого периода преисполнено драматизмом. Во многих произведениях звучат торжественно-мрачные нотки.

Наибольший вклад Вивальди внес в развитие оркестрово-ансамблевого концерта.

Как и многие композиторы, Вивальди часто остро нуждался в деньгах. В 1740 г. он прибыл в Вену для постановки своих опер. Но в связи с обострившимся политическим кризисом, музыкант был вынужден выехать в Саксонию.

Спустя год он возвратился в Австрию, но публика вскоре забыла своего недавнего любимца. В июле 1741 г. великий композитор ушел из жизни. Похоронили его на кладбище для нищих.

  • Вивальди родился семимесячным. По некоторым данным, новорожденный был настолько хилым и болезненным, что его немедленно крестили.
  • Вивальди ни разу не был женат. Но из-за его теплых отношений с А. Жиро, которые все же оставались платоническими, композитор не раз подвергался критике высокопоставленного духовенства.

Будь в числе первых на доске почета

Личная жизнь

В качестве священнослужителя Антонио Вивальди дал обет безбрачия, который соблюдал на протяжении всей жизни. И все же недоброжелатели сумели усмотреть нарушение приличий в его близких отношениях с одной из воспитанниц консерватории Pietà, Анной Жиро и ее сестрой Паолиной.

Вивальди был учителем и наставником Анны, которая, по воспоминаниям современников, привлекала внимание публики не силой и диапазоном голоса, а актерским дарованием. Для этой девушки композитор писал лучшие из опер, сочинял арии и проводил вместе время на родине и в разъездах

Сестра Анны, Паолина, боготворила маэстро и стала при нем добровольной медсестрой и сиделкой, помогая справляться с врожденными недугами и телесной слабостью. Высшее духовенство долгое время смотрело сквозь пальцы на увлечение маэстро светской музыкой и операми, но простить ему постоянное пребывание рядом двух молодых девушек не смогло.

В 1738 году кардинал-архиепископ Феррары, где должен был состояться очередной карнавал с неизменными операми, не пустил Вивальди и его спутниц в город, а также повелел отслужить мессу ввиду грехопадения композитора.

Краткая биография

  1. Педагогическая деятельность. 1703 год. Почти сразу после того как Антонио принял сан священника, он начал давать уроки игры на скрипке. Они были настолько удачными, что его позвали давать их для девочек, ставших сиротами, в извнстный благотворительный приют Венеции «Пиета».
  2. Первое выступление Антонио. 1706 год, дворец французского посольства Франции. Здесь впервые выступил Антонио.
  3. Представление ко двору. 1709 год. Вивальди был представлен датскому королю Фредерику Четвертому, так как сонаты в количестве двенадцати штук, которые Антонио написал специально для скрипки, предназначались именно ему.
  4. Встреча. 1712 год. Состоялась встреча Вивальди с основоположником музыки Германии (по мнению многих его современников) композитором и музыкальным теоретиком баховской эпохи Готфридом Генрихом Штельцелем.
  5. Новое назначение. 1713 год. Вивальди получает должность директора женской консерватории. Антонио должен был сочинять музыку для огромного количества концертов данной консерватории.
  6. Приглашение. 1717 год. Антонио по приглашению принца и губернатора Филиппа Гессена-Дармштадтского переезжает в древнейший итальянский город Мантую, расположенный на севере страны. Здесь композитор живет целых три года и специально для принца создает прекрасную оперу «Тит Манлий».
  7. Возвращение в Венецию. 1720 год. Композитор возвращается в Венецию, чтобы заняться театральной деятельностью. Он пробует себя и как автор, и как импресарио.
  8. Жизнь в Риме. 1722 – 1725 годы. Композитор живет в столице Италии и занимается созданием новых произведений. Кроме того Вивальди выступает перед Папой Римским, что было для того времени большим достижением.
  9. Создание «Времен года». 1723 – 1724 годы. Композитор создает произведение, которое можно сравнить с современной симфонией. Это его «Времена года». Довольно смелое для начала 18 столетия сочинение, намного опередившее время. Оно включает четыре концерта. Каждый из них посвящен определенному времени года — зиме, весне, лету, осени. Данное сочинение имело ошеломляющий успех как у поклонников Вивальди, так и у критиков, философов и пришлось по вкусу даже поэтам.
  10. Отстранение от работы. 1725 год. Антонио отстранили от работы в женской консерватории.
  11. Капельмейстер. 1735 год. Маэстро становится капельмейстером, правда совсем на непродолжительное время.
  12. Смерть отца. 14 мая 1736 года умирает отец Вивальди. Для композитора это была тяжелая утрата.
  13. Запрет на оперы. Год 1737. На оперы Вивальди был наложен запрет под надуманным предлогом — аморальная связь композитора с оперной певицей Анной Жиро.
  14. Табу на участие в карнавале. 1738 год. Вивальди с Анной Жиро хотят принять участие в проходящем в городе Ферраре ежегодном карнавале. Однако местный архиепископ наложил запрет на его появление, обвинив в грехопадении.
  15. Удары судьбы. 1740 год. Композитор уезжает в Вену, чтобы предстать перед императором Карлом Шестым, своим давнишним могущественным покровителем и почитателем. Однако его планы не сбываются, так как по приезду в город он узнает, что монарх умер. Это был первый удар судьбы. Кроме того публика перестала интересоваться барочной музыкой и поэтому композитор стал совсем непопулярен. С этими двумя ударами судьбы Антонио справиться уже не сумел и тяжело заболел.
  16. Смерть. 28 июля 1741 года, Вена. В этот день сердце величайшего композитора перестало биться, а ему было всего 63 года. Несмотря на то, что он был известен всей Европе, похоронили его как обычного нищего на кладбище для простолюдинов.

Кончерто гроссо

Антонио Вивальди по праву считается родоначальником отдельного музыкального жанра — кончерто гроссо, что переводится как «большой концерт». Суть заключается в том, что в ходе исполнения произведения чередуются партитуры, в которых выступает весь оркестр и отдельные партии, где солирует тот или иной инструмент (в случае Вивальди это чаще всего скрипка). Это разновидность ранее существовавшей трио-сонаты, где первая часть — быстрая, вторая — медленная и третья — снова быстрая. Только теперь ее звучание стало более многогранным и интересным за счет такой колористики. В списке произведений Антонио Вивальди насчитывается 517 концертов, которые делятся на следующие категории:

44 концерта для бассо континуо и струнного оркестра;
49 кончерто гроссо;
38 концертов для двух инструментов с аккомпанементом струнного оркестра или бассо континуо;
32 концерта для трех инструментов и сопровождения в виде бассо континуо или струнного оркестра;
352 концерта для одного инструмента и аккомпанемента в качестве бассо континуо или струнного оркестра.

Концертный список произведений Вивальди до сих пор практически в полном объеме является достоянием музыкальных школ и училищ. Дети разучивают и играют концерты, тем самым совершенствуясь в виртуозности и технике звука.

Вивальди-виртуоз

В сентябре 1703 года Вивальди стал мастером скрипки (итал. maestro di violino) в детском доме под названием «Pio Ospedale della Pietà» в Венеции. Являясь, в первую очередь, известным композитором, Вивальди в то же время считался исключительным по виртуозности скрипачом, для которого не существовало неисполнимых трудностей. Его мастерство проявлялось в импровизированных каденциях.

Об одном таком случае присутствовавший на постановке в теат­ре «Сан Анджело» оперы Вивальди об его игре вспоминал: «Почти в конце, аккомпанируя великолепно соло певице, напоследок Вивальди исполнил фантазию, которая меня по правде испугала, потому что это было что-то невероятное, подобно которому никто не играл и не может сыграть, ибо своими пальцами он забрался так высоко вверх, что для смычка уже не оставалось никакого места, и это на всех четырех струнах исполняя с невероятной скоростью фугу».

Л. Гинзбург, В.Григорьев. «ИСТОРИЯ СКРИПИЧНОГО ИСКУССТВА В ТРЕХ ВЫПУСКАХ. Выпуск 1»

Последние годы жизни

Знать и королевские особы Европы делали заказы А. Вивальди на написание музыки к знаменательным событиям. В честь празднования брака Людовика XV была написана серенада «Глория и Игоменей», а дню рождения французских принцесс Генриетты и Луизы посвящена серенада «Празднующая Сена».

В 1728 году в Триесте композитор познакомился с большим поклонником своего творчества австрийским императором Карлом VI, который наградил его рыцарским званием и пригласил в Вену. Ответным жестом от Антонио был подарок рукописной копии серенады «Цитра».

В последние годы жизни произведения композитора теряли популярность из-за изменившихся вкусов публики, а его финансовое положение сильно ухудшилось. Он решил принять приглашение Карла VI и переехать жить в Австрию. Однако смерть императора вскоре после приезда Вивальди в Вену разрушила его надежды на должность композитора при дворе и обеспеченную старость. Жизнь великого венецианца заканчивается 28 июля 1741 года в нищете и вдали от родины.

На долгие 200 лет имя Антонио Вивальди было забыто, и только после того, как музыковеды нашли рукописи его творений, потомки смогли услышать его гениальную музыку.

Предыдущая
БиографииШолохов Михаил Александрович биография личная жизнь, творческий путь лауреата Нобелевской премии, интересные факты, список интересных книг и произведений писателя
Следующая
БиографииВиталий Валентинович Бианки биография детство, личная жизнь, творчество, интересные факты из жизни, список книг, рассказов и произведений детского писателя

Рог оперного изобилия

Многие восхищались необычной, уточненной внешностью Вивальди

Параллельно своей преподавательской деятельности Антонио Вивальди начал заниматься оперой – данное направление искусства вызвало его горячий интерес, пробуждало талант композитора и помогало ему раскрывать удивительные грани музыкального искусства.

Вивальди стал автором более 90 пьес, его музыке вторили голоса величайших певцов Италии и многих талантов Европы, он внес в любимый вид звучания немало нового и важного

В то же время впоследствии оперы Вивальди были забыты, обласканный его вниманием драматург Карло Гольдони называет своего «товарища» «посредственным композитором», на протяжении двухсот лет оперы Вивальди остаются никому неизвестными. И только недавно, уже в новом тысячелетии в США был поставлен с большим успехом «Роланд неистовый»

На протяжении всей жизни Вивальди, борясь с тяжелой болезнью, жил музыкой и ради музыки. Как композитор он стал автором новой трехчастной циклической формы для ансамблево-оркестрового концерта, им была выделена виртуозная партия солиста, воплощен в жизнь жанр сольного инструментального концерта.

Он создал свое величайшее творение «Времена года» или «Четыре времени года» как один из первых образцов программной музыки, его музыка стала значительным рывком в направлении известной нам классической симфонии. Вивальди был способен создать оперу за пять дней, он написал не менее 500 концертов, больше сотни сонат, много работал над церковной музыкой. Вклад Вивальди как композитора вполне сравним с вкладом Шопена, Моцарта или Мусоргского.

Есть и еще один аспект значения Вивальди – он был виртуозным, как полагают многие, величайшим скрипачом своего времени, а возможно и Италии вообще. Если не менее знаменитый итальянский скрипач Паганини предстает как некий неистовый демон скрипичной музыки, то Вивальди представляется нежным, вдохновенным ангелом, а вместе они демонстрируют скрытую в Италии скрипичную гениальность.

Скрипач-виртуоз Вивальди создал трагическую, то резкую, то плавную, драматизированную «ломбардскую» манеру скрипичного исполнения, поднял понятие скрипичной виртуозности на новый уровень. Плач скрипки Вивальди и голос его ностальгического клавесина стали классическим образцом музыки эпохи барокко.

Лучшие произведения Вивальди: 10 основных пьес великого композитора

Времена года

Самая известная работа Вивальди « Времена года» , набор из четырех скрипичных концертов, сочиненных в 1723 году, являются самыми популярными и признанными произведениями музыки барокко в мире. Четыре скрипичных концерта открыли новые горизонты своим программным изображением смены времен года и их технических новшеств.

Глория , RV589

Вивальди написал «Глорию» в Венеции в 1715 году для хора и оркестра Ospedale della Pietà, приюта для девочек. Удивительно солнечная природа Глории с ее характерными мелодиями и ритмами характерна для всей музыки Вивальди, придавая мгновенный и универсальный вид одному из лучших произведений Вивальди. Невероятно, но после первого исполнения этого великолепного фаворита эпохи барокко он просто пылился в куче рукописей композитора, пока не был обнаружен заново в 1920-х годах.

Stabat Mater

В отличие от преимущественно яркого и свежего стиля Вивальди, в его постановке 1727 года Stabat Mater , как и положено задушевной природе текста, достигается редкая глубина чувств и мощное чувство меланхолии. Первая часть Stabat Mater Вивальди  была использована в саундтреке к фильму «Талантливый мистер Рипли» .

L’Olimpiade

Самая знаменитая из опер Вивальди, включающая серию недопонимания личности, приведшая к утоплению, близкому к убийству и почти самоубийству во время Олимпийских игр. «Олимпиада» , созданная в 1734 году в Древней Греции, рассказывает о двух друзьях, влюбленных в женщин, с которыми им запрещено встречаться, и является одной из лучших работ Вивальди.

Nulla In Mundo Pax Sincera

Великолепный мотет из трех арий и взаимосвязанных речитативов для сольного сопрано и струнного оркестра, сочиненный в 1735 году. Он считается одним из самых красивых сольных мотетов Вивальди и известен своей мелодичной первой частью. Название можно перевести как «В этом мире нет честного мира» или «Нет настоящего мира в этом мире без горечи».

L’Estro Armónico

L’Estro Armonico ( Гармоническое вдохновение ) — это набор из 12 концертов для струнных инструментов, впервые опубликованный в Амстердаме в 1711 году. Это была первая публикация, которая полностью раскрыла изобретательный гений Вивальди и установила формулу движения быстро-медленно-быстро. большая часть его концертной продукции. Ученый Вивальди Майкл Талбот описал этот набор как «возможно, самый влиятельный сборник инструментальной музыки за весь восемнадцатый век».

Концерт для двух труб

В этом великолепно ярком произведении для двух труб и струнного оркестра Вивальди демонстрирует венецианскую любовь к музыкальным диалогам. Это было одно из немногих сольных произведений начала 1700-х годов с использованием духовых инструментов.

Nisi Dominus

Это отражение 127-го Псалма для сольного голоса и струнных — это жемчужина его огромного священного произведения, о котором часто забывают.

Концерт для скрипки с оркестром ми-бемоль

Концерт ми — бемоль мажор , иначе известный как La Tempesta Di Mare ( Sea Storm ), захватывает грохот волны и грохот неба.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Лучшие произведения вивальди. топ 10 пьес

Музыка

В 25 лет Вивальди стал преподавать искусство игры на скрипке в венецианской консерватории Ospedale della Pietà. Консерваториями тогда именовались школы-приюты при монастырях, где обучались сироты и дети, чьи родители были не в состоянии их обеспечивать. Финансировались эти школы из средств республики.

Консерватория «Пиета» в Венеции

Приюты для девочек специализировались на гуманитарных науках, особое внимание уделялось пению, музыке, исполнению духовных мелодий, псалмов и песнопений. Мальчикам, из которых готовили торговцев и ремесленников, преподавали точные науки

Антонио Вивальди стал мастером скрипки для юных воспитанниц приюта, а затем и учителем альта. В его обязанности входило ежемесячное написание концертов, кантат, вокальных произведений для солистов и хора, а также создание новых ораторий и концертов к каждому церковному празднику. Кроме того, учитель лично занимался с сиротами музыкой, игрой на инструментах и вокалом, репетировал и оттачивал мастерство девушек.

Вивальди работал в Pietà с 1703 года по 1740 год, не считая восьмилетнего перерыва с 1715 по 1723 годы, а с 1713 года стал директором консерватории. Все эти годы композитор неустанно трудился, только для приюта им написано более 60 произведений, включая кантаты, концерты для сольных, хоровых, оркестровых выступлений.

В 1705 и 1709 годах венецианские издательства опубликовали два опуса Вивальди по 12 сонат, в 1711 году – 12 концертов под названием «Гармоническое вдохновение». В те же годы о юном и талантливом композиторе впервые услышали за пределами Италии. В 1706 году Вивальди выступил во французском посольстве, а через три года его ораторию прослушал датский король Фредерик IV, которому Антонио впоследствии посвятил 12 сонат.

В 1712 году музыкант познакомился с немецким композитором Готфридом Штельцелем, а спустя пять лет Вивальди на три года переселился в Мантуи по приглашению князя Филиппа Гессен-Дармштадтского.

Антонио Вивальди

С 1713 года композитор увлекся новым для себя видом музыкального искусства – светской оперой. Первой написанной Вивальди оперой стала «Оттон на вилле». Талантливого молодого человека заметили импрессарио и меценаты, и вскоре Антонио получил заказ владельца театра Сан-Анджело на новую оперу.

По заявлению композитора, в период с 1713 по 1737 год он написал 94 оперы, но до наших дней дошло только 50 партитур с подтвержденным авторством великого Вивальди. Автора опер ждал ошеломительный успех, но светская слава Вивальди оказалась недолгой. Искушенная в музыке венецианская публика вскоре нашла себе новых кумиров, и оперы Антонио вышли из моды.

В 1721 году маэстро посетил Милан, где представил драму «Сильвия», а на следующий год вернулся с ораторией на библейскую тему. С 1722 по 1725 год Вивальди жил в Риме, где писал новые оперы и выступал перед папой по личному приглашению. Для музыканта-священнослужителя это событие было огромной честью.

В 1723-1724 годах Вивальди написал знаменитые концерты, ошибочно именуемые в СНГ «Времена года» (правильное название – «Четыре времени года»). Каждый из скрипичных концертов посвящен весне, зиме, лету и осени. По мнению большинства критиков и исследователей, эти концерты являются вершиной творчества маэстро.

Революционность гениальных произведений состоит в том, что человеческое ухо отчетливо улавливает в музыке отражение процессов и явлений, свойственных тому или иному сезону. Так, в песне скрипки можно услышать шум бури и лай собак, комариный писк и бурление ручьев, детские голоса, трели птиц узнаваемых пород и даже падение конькобежца на льду.

Австрийский император Карл VI

Гастроли и странствия привели маэстро к знакомству с австрийским императором Карлом VI. Король был большим поклонником творчества Вивальди, и между ними завязались дружеские отношения. Удивительно, но по мере снижения популярности к музыке композитора на родине, в Венеции, росла его слава в Европе, при дворах французского и австрийского королей.

Под конец жизни удача оставила блистательного композитора, и он был вынужден продавать свои сонаты за копейки, лишь бы не прозябать в нищете. Разочаровавшись в венецианцах, разлюбивших его творения, Антонио Вивальди решил перебраться в Вену, «под крылышко» к царственному почитателю его таланта, Карлу VI.

К сожалению, вскоре после переезда композитора в Вену император скончался, потом началась война, и о маэстро забыли.

Саундтреки

Из фильма В центре вниманияИз фильма Ван ХельсингИз сериала Дневники ВампираИз фильма Скауты против зомбииз фильмов ‘Миссия невыполнима’Из фильма Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 2OST ‘Свет в океане’OST «Большой и добрый великан»из фильма ‘Новогодний корпоратив’из фильма ‘Список Шиндлера’ OST ‘Перевозчик’Из фильма Книга джунглейиз сериала ‘Метод’Из фильма ТелохранительИз сериала Изменыиз фильма Мистериум. Тьма в бутылкеиз фильма ‘Пассажиры’из фильма ТишинаИз сериала Кухня. 6 сезониз фильма ‘Расплата’ Из фильма Человек-муравейиз фильма ПриглашениеИз фильма Бегущий в лабиринте 2из фильма ‘Молот’из фильма ‘Инкарнация’Из фильма Савва. Сердце воинаИз сериала Легко ли быть молодымиз сериала ‘Ольга’Из сериала Хроники ШаннарыИз фильма Самый лучший деньИз фильма Соседи. На тропе войныМузыка из сериала «Остров»Из фильма ЙоганутыеИз фильма ПреступникИз сериала СверхестественноеИз сериала Сладкая жизньИз фильма Голограмма для короляИз фильма Первый мститель: ПротивостояниеИз фильма КостиИз фильма Любовь не по размеруOST ‘Глубоководный горизонт’Из фильма Перепискаиз фильма ‘Призрачная красота’Место встречи изменить нельзяOST «Гений»из фильма ‘Красотка’Из фильма Алиса в ЗазеркальеИз фильма 1+1 (Неприкасаемые)Из фильма До встречи с тобойиз фильма ‘Скрытые фигуры’из фильма Призывиз сериала ‘Мир Дикого Запада’из игр серии ‘Bioshock’ Музыка из аниме «Темный дворецкий»из фильма ‘Американская пастораль’Из фильма Тарзан. ЛегендаИз фильма Красавица и чудовище ‘Искусственный интеллект. Доступ неограничен»Люди в черном 3’из фильма ‘Планетариум’Из фильма ПрогулкаИз сериала ЧужестранкаИз сериала Элементарноиз сериала ‘Обратная сторона Луны’Из фильма ВаркрафтИз фильма Громче, чем бомбыиз мультфильма ‘Зверопой’Из фильма БруклинИз фильма Игра на понижениеИз фильма Зачарованнаяиз фильма РазрушениеOST «Полный расколбас»OST «Свободный штат Джонса»OST И гаснет светИз сериала СолдатыИз сериала Крыша мираИз фильма Неоновый демонИз фильма Москва никогда не спитИз фильма Джейн берет ружьеИз фильма Стражи галактикииз фильма ‘Sos, дед мороз или все сбудется’OST ‘Дом странных детей Мисс Перегрин’Из игры Contact WarsИз Фильма АмелиИз фильма Иллюзия обмана 2OST Ледниковый период 5: Столкновение неизбежноИз фильма Из тьмыИз фильма Колония Дигнидадиз фильма ‘Страна чудес’Музыка из сериала ‘Цвет черёмухи’Из фильма Образцовый самец 2из фильмов про Гарри Поттера Из фильма Дивергент, глава 3: За стеной из мультфильма ‘Монстр в Париже’из мультфильма ‘Аисты’Из фильма КоробкаИз фильма СомнияИз сериала Ходячие мертвецыИз фильма ВыборИз сериала Королек — птичка певчаяДень независимости 2: ВозрождениеИз сериала Великолепный векиз фильма ‘Полтора шпиона’из фильма Светская жизньИз сериала Острые козырьки

Подборки

Армейские ПесниКлассика пианиноМузыка из рекламыДетские песни из мультфильмовМузыка для аэробикиСборник песен 70х годовДля любимого человекаКлассика в современной обработкеКлубные миксы русских исполнителей3D ЗвукДальнобойщикиЗарубежный рэп для машиныТоповые Клубные ТрекиМощные БасыДискотека 2000Песни про папуХристианские ПесниЗимняя МузыкаМузыка Для МедитацииРусские Хиты 90ХГрустная МузыкаRomantic SaxophoneТанцевальный хип-хопНовогодние песниЗарубежные хиты 80 — 90Песни про покемонаРомантическая МузыкаМотивация для тренировокМузыка для сексаМузыка в машинуДля силовых тренировокПремия «Grammy 2017»

Работы

Состав Вивальди определен числом RV, которое относится к его месту в «Ryom-Verzeichnis» или «Произведениях Répertoire des д’ Антонио Вивальди», каталог создал в 20-м веке музыковедом Питером Риомом.

Le quattro stagioni (Эти Четыре Сезона) 1723 является его самой известной работой. Часть Il cimento dell’armonia e dell’inventione («Конкурс между Гармонией и Изобретением»), это изображает капризы и сцены с каждого из этих четырех сезонов. Эта работа была описана как выдающийся случай пред19-й музыки программы века.

Вивальди написал больше чем 500 других концертов. Приблизительно 350 из них для сольного инструмента и последовательностей, из которых 230 для скрипки, другие являющиеся для фагота, виолончели, гобоя, флейты, альта d’amore, рекордера, лютни или мандолины. Приблизительно сорок концертов для двух инструментов и последовательностей, и приблизительно тридцать для трех или больше инструментов и последовательностей.

А также приблизительно 46 опер, Вивальди составил большое тело священной хоровой музыки. Другие работы включают симфонию, приблизительно 90 сонат и камерную музыку.

Некоторые сонаты для флейты, изданной как Иль Пастор Фидо, были ошибочно приписаны Вивальди, но были составлены Николасом Чедевиллом.

Композиторская деятельность

В 1710 году к музыканту постепенно начинает приходить известность. В «Путеводителе по Венеции» его называют виртуозным скрипачом. Все, кому посчастливилось услышать вживую произведения гения, рассказывают о нём и за пределами Италии. Вивальди представили датскому королю Фредерику IV, впоследствии он посвятил правителю двенадцать сонат.

Через некоторое время Антонио решает повысить планку, занявшись написанием опер. В 1713 вышли его произведения «Роланд, притворяющийся безумцем» и «Оттон на вилле». Они принесли ему славу и признание, в течение последующих пяти лет увидело свет ещё восемь опер. Итальянский композитор Бендетто Марчелло был одним из критиков творчества Вивальди. Он опубликовал памфлет, в котором высмеивались оперы музыканта. Из-за этого Антонио на некоторое время прекратил работу над крупными произведениями.

В 1717 году губернатор Мантуи предлагает виртуозу занять должность капельмейстера при дворе. Именно в этом великолепном городке у Вивальди рождается идея цикла концертов, названного в оригинале «Четыре времени года». Об этом периоде жизни известно немного, в общей сложности композитор находился в Мантуе три года, затем он вернулся в Венецию.

Во время работы в Мантуе Антонио встретил оперную певицу Анну Жиро. У неё была сестра Паолина, девушки везде сопровождали композитора. По городу ходили разные слухи, но Вивальди уверял, что они являются всего лишь его ученицами. Паолина и Анна проживали в одном доме с музыкантом, всячески помогая ему бороться с астмой. Из-за этого в 1738 году Вивальди был запрещён въезд во Флоренцию, поскольку он был обвинен в грехопадении. Но композитор до последнего опровергал эти сплетни.

В 1723 году Антонио впервые попадает в Рим, там он занимается постановкой оперы «Геркулес на Термодонте». Его творчество производит впечатление на жителей города. Иоганн Кванц, музыкальный теоретик, сообщал, что римляне не могли воспринимать другую музыку в течение полугода после прослушивания оперы.

Музыкальная карьера

В возрасте 25 лет Антонио Вивальди был назначен мастером скрипки в Ospedale della Pietà (Благочестивая больница милосердия) в Венеции. Он написал большинство своих основных работ в этой должности за три десятилетия.Ospedale был учреждением, в котором обучались дети-сироты — мальчики по профессии и девочки по музыке. Самые талантливые музыканты присоединились к оркестру, который исполнял произведения Вивальди, в том числе религиозную хоровую музыку

Под руководством Вивальди оркестр привлек международное внимание. В 1716 году он был назначен музыкальным руководителем

В дополнение к его хоровой музыке и концертам, Вивальди начал регулярно писать оперные партитуры к 1715 году; около 50 из этих баллов остаются. Его две наиболее успешные оперные работы, La constanza trionfante и Farnace, были выполнены во множестве пробуждений в течение жизни Вивальди.

В дополнение к своей обычной работе Вивальди принял ряд краткосрочных должностей, финансируемых покровителями в Мантуе и Риме. Это было во время его пребывания в Мантуе,примерно с 1717 по 1721 год он написал свой четырехчастный шедевр «Четыре сезона». Он соединял пьесы с четырьмя сонетами, которые он, возможно, написал сам.

Поклонниками и покровителями Вивальди были члены европейских королевских семей. Одна из его кантат, Gloria e Imeneo, была написана специально для свадьбы короля Людовика XV. Он также был фаворитом императора Карла VI, который публично воздал честь Вивальди, назвав его рыцарем.

Смерть

Гениальный композитор скончался в бедности и одиночестве на чужбине, в Вене. Жизнь Антонио Вивальди оборвалась 28 июля 1741 года. Его имущество было описано и продано за долги, а тело погребено на кладбище для городских бедняков. Только спустя месяц после кончины Антонио его младшие сестры получили печальное известие.

Скульптурная композиция в Вене, посвященная Антонио Вивальди

После смерти имя Вивальди было незаслуженно забыто. Пожалуй, только Иоганн Себастьян Бах искренне и глубоко любил музыку итальянца, долгое время оставаясь его единственным верным почитателем. Бах расшифровал десять концертов Вивальди для разных инструментов и оркестра, и наследие венецианского композитора оказало ощутимое влияние на творчество органиста-виртуоза.

Детство и юность

Среди учёных неоднократно велись дискуссии по поводу даты рождения музыканта. Некоторые предполагали, что он появился на свет в 1675 году, существовали и другие версии. Но в январе 1963 года Эрик Пол обнаружил запись церковного прихода, благодаря которой удалось восстановить цепь событий. Стало известно, что Антонио был крещён в день рождения в соборе Святого Иоанна. Мальчик был очень слаб, родители переживали, что он может умереть сразу же после рождения.

Отец Вивальди был скрипачом, именно он обучал сына музыке с детства. Также он привлёк мальчика к работе в капелле, где трудился и сам. С десяти лет будущий композитор помогал отцу, после его смерти Антонио возглавил капеллу.

Ещё в юности он решил стать священником, но совмещать служение с музыкой удавалось плохо. Ходят слухи о том, что однажды композитор покинул свой пост прямо во время молитвы, поскольку срочно хотел записать идею фуги. Другие источники заявляют, что Вивальди ушёл из собора в связи со слабым здоровьем.

Первого сентября 1703 года Антонио становится преподавателем скрипки в венецианской консерватории. Его ученики имели возможность играть не только духовную, а и обычную, светскую музыку. Для них Вивальди пишет огромное количество различных произведений и уже в 1704 становится также преподавателем альта. После 12 лет службы композитора назначают руководителем учебного заведения.

Деятельность композитора

Начинал Вивальди как оперный композитор. В 1713 г. им была создано 3-актное произведение “Оттон на вилле”. Через год была создана новая опера, “Мнимый безумец”. Она была основана на поэме Л. Ариосто, “Неистовый Роланд”.

Примерно в это время талант композитора был признан и коллегами, и музыкальными критиками, и поклонниками оперы. У Вивальди стало появляться все больше учеников. Свободное от преподавания время он посвящал сочинению новых музыкальных произведений. Также композитор активно сотрудничал с театром, откуда регулярно поступало большое количество заказов.

С течением времени имя музыканта стало известно за пределами Венеции. В 1718 г. во Флоренции была поставлена его опера “Скандерберг”.

В этом же году композитор принял приглашение князя Ф. Гессен-Дармштадт и, переехав в Мантуи, стал капельмейстером при его дворе.

Там состоялось знакомство музыканта с А. Жиро. Она стала ученицей великого композитора, и последний сыграл значительную роль в ее становлении как оперной певицы.

Изучая биографию А. Вивальди, следует знать самое главное. В 1725 г. был издан цикл его произведений под названием “Искус гармонии и инвенции”. Он включил в себя концерты “Времена года”. Творчество этого периода преисполнено драматизмом. Во многих произведениях звучат торжественно-мрачные нотки.

Наибольший вклад Вивальди внес в развитие оркестрово-ансамблевого концерта.

Антонио Вивальди биография

Антонио Лучо Вивальди (1678-1741) – великий итальянский композитор, дирижер, музыкальный педагог. Ярчайший представитель скрипичного искусства первой половины 18 столетия.

Биография Вивальди, наполненная яркими моментами, говорит о нем, как о сильной, разносторонней и целеустремленной личности.

Антонио Вивальди появился на свет 4 марта 1678 г., в Венеции. Первые уроки игре на скрипке были даны ему отцом.

Антонио был настолько способным учеником, что уже в 11 лет мог заменять своего наставника в капелле собора Св.Марка.

С ранней юности решив посвятить свою жизнь музыке, Антонию одновременно желал быть священнослужителем. Он был рукоположен в 1704 г.

К сожалению, здоровье Вивальди было настолько слабым, что он не мог служить мессу полностью. Поэтому ему были даны некоторые послабления. В скором времени Вивальди оставил свои обязанности священника, но сан с себя не снял.

Согласно содержанию краткой биографии Антонио Вивальди, он 1705 г. он опубликовал двенадцать сонат. Через год во дворце посольства Франции состоялось 1 выступление музыканта.

В 1709 г. Вивальди представили монарху Дании, Фредерику IV. Композитор посвятил ему 12 сонат, написанных для скрипки.

В 1712 г. Вивальди встретился с немецким композитором, Г. Штёцлем.

Начинал Вивальди как оперный композитор. В 1713 г. им была создано 3-актное произведение “Оттон на вилле”. Через год была создана новая опера, “Мнимый безумец”. Она была основана на поэме Л. Ариосто, “Неистовый Роланд”.

Примерно в это время талант композитора был признан и коллегами, и музыкальными критиками, и поклонниками оперы. У Вивальди стало появляться все больше учеников. Свободное от преподавания время он посвящал сочинению новых музыкальных произведений. Также композитор активно сотрудничал с театром, откуда регулярно поступало большое количество заказов.

С течением времени имя музыканта стало известно за пределами Венеции. В 1718 г. во Флоренции была поставлена его опера “Скандерберг”.

Совет

В этом же году композитор принял приглашение князя Ф. Гессен-Дармштадт и, переехав в Мантуи, стал капельмейстером при его дворе.

Там состоялось знакомство музыканта с А. Жиро. Она стала ученицей великого композитора, и последний сыграл значительную роль в ее становлении как оперной певицы.

Изучая биографию А. Вивальди, следует знать самое главное. В 1725 г. был издан цикл его произведений под названием “Искус гармонии и инвенции”. Он включил в себя концерты “Времена года”. Творчество этого периода преисполнено драматизмом. Во многих произведениях звучат торжественно-мрачные нотки.

Наибольший вклад Вивальди внес в развитие оркестрово-ансамблевого концерта.

Как и многие композиторы, Вивальди часто остро нуждался в деньгах. В 1740 г. он прибыл в Вену для постановки своих опер. Но в связи с обострившимся политическим кризисом, музыкант был вынужден выехать в Саксонию.

Спустя год он возвратился в Австрию, но публика вскоре забыла своего недавнего любимца. В июле 1741 г. великий композитор ушел из жизни. Похоронили его на кладбище для нищих.

  • Вивальди родился семимесячным. По некоторым данным, новорожденный был настолько хилым и болезненным, что его немедленно крестили.
  • Вивальди ни разу не был женат. Но из-за его теплых отношений с А. Жиро, которые все же оставались платоническими, композитор не раз подвергался критике высокопоставленного духовенства.

Будь в числе первых на доске почета

Личная жизнь

В качестве священнослужителя Антонио Вивальди дал обет безбрачия, который соблюдал на протяжении всей жизни. И все же недоброжелатели сумели усмотреть нарушение приличий в его близких отношениях с одной из воспитанниц консерватории Pietà, Анной Жиро и ее сестрой Паолиной.

Вивальди был учителем и наставником Анны, которая, по воспоминаниям современников, привлекала внимание публики не силой и диапазоном голоса, а актерским дарованием. Для этой девушки композитор писал лучшие из опер, сочинял арии и проводил вместе время на родине и в разъездах

Сестра Анны, Паолина, боготворила маэстро и стала при нем добровольной медсестрой и сиделкой, помогая справляться с врожденными недугами и телесной слабостью. Высшее духовенство долгое время смотрело сквозь пальцы на увлечение маэстро светской музыкой и операми, но простить ему постоянное пребывание рядом двух молодых девушек не смогло.

В 1738 году кардинал-архиепископ Феррары, где должен был состояться очередной карнавал с неизменными операми, не пустил Вивальди и его спутниц в город, а также повелел отслужить мессу ввиду грехопадения композитора.

Краткая биография

  1. Педагогическая деятельность. 1703 год. Почти сразу после того как Антонио принял сан священника, он начал давать уроки игры на скрипке. Они были настолько удачными, что его позвали давать их для девочек, ставших сиротами, в извнстный благотворительный приют Венеции «Пиета».
  2. Первое выступление Антонио. 1706 год, дворец французского посольства Франции. Здесь впервые выступил Антонио.
  3. Представление ко двору. 1709 год. Вивальди был представлен датскому королю Фредерику Четвертому, так как сонаты в количестве двенадцати штук, которые Антонио написал специально для скрипки, предназначались именно ему.
  4. Встреча. 1712 год. Состоялась встреча Вивальди с основоположником музыки Германии (по мнению многих его современников) композитором и музыкальным теоретиком баховской эпохи Готфридом Генрихом Штельцелем.
  5. Новое назначение. 1713 год. Вивальди получает должность директора женской консерватории. Антонио должен был сочинять музыку для огромного количества концертов данной консерватории.
  6. Приглашение. 1717 год. Антонио по приглашению принца и губернатора Филиппа Гессена-Дармштадтского переезжает в древнейший итальянский город Мантую, расположенный на севере страны. Здесь композитор живет целых три года и специально для принца создает прекрасную оперу «Тит Манлий».
  7. Возвращение в Венецию. 1720 год. Композитор возвращается в Венецию, чтобы заняться театральной деятельностью. Он пробует себя и как автор, и как импресарио.
  8. Жизнь в Риме. 1722 – 1725 годы. Композитор живет в столице Италии и занимается созданием новых произведений. Кроме того Вивальди выступает перед Папой Римским, что было для того времени большим достижением.
  9. Создание «Времен года». 1723 – 1724 годы. Композитор создает произведение, которое можно сравнить с современной симфонией. Это его «Времена года». Довольно смелое для начала 18 столетия сочинение, намного опередившее время. Оно включает четыре концерта. Каждый из них посвящен определенному времени года — зиме, весне, лету, осени. Данное сочинение имело ошеломляющий успех как у поклонников Вивальди, так и у критиков, философов и пришлось по вкусу даже поэтам.
  10. Отстранение от работы. 1725 год. Антонио отстранили от работы в женской консерватории.
  11. Капельмейстер. 1735 год. Маэстро становится капельмейстером, правда совсем на непродолжительное время.
  12. Смерть отца. 14 мая 1736 года умирает отец Вивальди. Для композитора это была тяжелая утрата.
  13. Запрет на оперы. Год 1737. На оперы Вивальди был наложен запрет под надуманным предлогом — аморальная связь композитора с оперной певицей Анной Жиро.
  14. Табу на участие в карнавале. 1738 год. Вивальди с Анной Жиро хотят принять участие в проходящем в городе Ферраре ежегодном карнавале. Однако местный архиепископ наложил запрет на его появление, обвинив в грехопадении.
  15. Удары судьбы. 1740 год. Композитор уезжает в Вену, чтобы предстать перед императором Карлом Шестым, своим давнишним могущественным покровителем и почитателем. Однако его планы не сбываются, так как по приезду в город он узнает, что монарх умер. Это был первый удар судьбы. Кроме того публика перестала интересоваться барочной музыкой и поэтому композитор стал совсем непопулярен. С этими двумя ударами судьбы Антонио справиться уже не сумел и тяжело заболел.
  16. Смерть. 28 июля 1741 года, Вена. В этот день сердце величайшего композитора перестало биться, а ему было всего 63 года. Несмотря на то, что он был известен всей Европе, похоронили его как обычного нищего на кладбище для простолюдинов.

Кончерто гроссо

Антонио Вивальди по праву считается родоначальником отдельного музыкального жанра — кончерто гроссо, что переводится как «большой концерт». Суть заключается в том, что в ходе исполнения произведения чередуются партитуры, в которых выступает весь оркестр и отдельные партии, где солирует тот или иной инструмент (в случае Вивальди это чаще всего скрипка). Это разновидность ранее существовавшей трио-сонаты, где первая часть — быстрая, вторая — медленная и третья — снова быстрая. Только теперь ее звучание стало более многогранным и интересным за счет такой колористики. В списке произведений Антонио Вивальди насчитывается 517 концертов, которые делятся на следующие категории:

44 концерта для бассо континуо и струнного оркестра;
49 кончерто гроссо;
38 концертов для двух инструментов с аккомпанементом струнного оркестра или бассо континуо;
32 концерта для трех инструментов и сопровождения в виде бассо континуо или струнного оркестра;
352 концерта для одного инструмента и аккомпанемента в качестве бассо континуо или струнного оркестра.

Концертный список произведений Вивальди до сих пор практически в полном объеме является достоянием музыкальных школ и училищ. Дети разучивают и играют концерты, тем самым совершенствуясь в виртуозности и технике звука.

Вивальди-виртуоз

В сентябре 1703 года Вивальди стал мастером скрипки (итал. maestro di violino) в детском доме под названием «Pio Ospedale della Pietà» в Венеции. Являясь, в первую очередь, известным композитором, Вивальди в то же время считался исключительным по виртуозности скрипачом, для которого не существовало неисполнимых трудностей. Его мастерство проявлялось в импровизированных каденциях.

Об одном таком случае присутствовавший на постановке в теат­ре «Сан Анджело» оперы Вивальди об его игре вспоминал: «Почти в конце, аккомпанируя великолепно соло певице, напоследок Вивальди исполнил фантазию, которая меня по правде испугала, потому что это было что-то невероятное, подобно которому никто не играл и не может сыграть, ибо своими пальцами он забрался так высоко вверх, что для смычка уже не оставалось никакого места, и это на всех четырех струнах исполняя с невероятной скоростью фугу».

Л. Гинзбург, В.Григорьев. «ИСТОРИЯ СКРИПИЧНОГО ИСКУССТВА В ТРЕХ ВЫПУСКАХ. Выпуск 1»

Последние годы жизни

Знать и королевские особы Европы делали заказы А. Вивальди на написание музыки к знаменательным событиям. В честь празднования брака Людовика XV была написана серенада «Глория и Игоменей», а дню рождения французских принцесс Генриетты и Луизы посвящена серенада «Празднующая Сена».

В 1728 году в Триесте композитор познакомился с большим поклонником своего творчества австрийским императором Карлом VI, который наградил его рыцарским званием и пригласил в Вену. Ответным жестом от Антонио был подарок рукописной копии серенады «Цитра».

В последние годы жизни произведения композитора теряли популярность из-за изменившихся вкусов публики, а его финансовое положение сильно ухудшилось. Он решил принять приглашение Карла VI и переехать жить в Австрию. Однако смерть императора вскоре после приезда Вивальди в Вену разрушила его надежды на должность композитора при дворе и обеспеченную старость. Жизнь великого венецианца заканчивается 28 июля 1741 года в нищете и вдали от родины.

На долгие 200 лет имя Антонио Вивальди было забыто, и только после того, как музыковеды нашли рукописи его творений, потомки смогли услышать его гениальную музыку.

Предыдущая
БиографииШолохов Михаил Александрович биография личная жизнь, творческий путь лауреата Нобелевской премии, интересные факты, список интересных книг и произведений писателя
Следующая
БиографииВиталий Валентинович Бианки биография детство, личная жизнь, творчество, интересные факты из жизни, список книг, рассказов и произведений детского писателя

Рог оперного изобилия

Многие восхищались необычной, уточненной внешностью Вивальди

Параллельно своей преподавательской деятельности Антонио Вивальди начал заниматься оперой – данное направление искусства вызвало его горячий интерес, пробуждало талант композитора и помогало ему раскрывать удивительные грани музыкального искусства.

Вивальди стал автором более 90 пьес, его музыке вторили голоса величайших певцов Италии и многих талантов Европы, он внес в любимый вид звучания немало нового и важного

В то же время впоследствии оперы Вивальди были забыты, обласканный его вниманием драматург Карло Гольдони называет своего «товарища» «посредственным композитором», на протяжении двухсот лет оперы Вивальди остаются никому неизвестными. И только недавно, уже в новом тысячелетии в США был поставлен с большим успехом «Роланд неистовый»

На протяжении всей жизни Вивальди, борясь с тяжелой болезнью, жил музыкой и ради музыки. Как композитор он стал автором новой трехчастной циклической формы для ансамблево-оркестрового концерта, им была выделена виртуозная партия солиста, воплощен в жизнь жанр сольного инструментального концерта.

Он создал свое величайшее творение «Времена года» или «Четыре времени года» как один из первых образцов программной музыки, его музыка стала значительным рывком в направлении известной нам классической симфонии. Вивальди был способен создать оперу за пять дней, он написал не менее 500 концертов, больше сотни сонат, много работал над церковной музыкой. Вклад Вивальди как композитора вполне сравним с вкладом Шопена, Моцарта или Мусоргского.

Есть и еще один аспект значения Вивальди – он был виртуозным, как полагают многие, величайшим скрипачом своего времени, а возможно и Италии вообще. Если не менее знаменитый итальянский скрипач Паганини предстает как некий неистовый демон скрипичной музыки, то Вивальди представляется нежным, вдохновенным ангелом, а вместе они демонстрируют скрытую в Италии скрипичную гениальность.

Скрипач-виртуоз Вивальди создал трагическую, то резкую, то плавную, драматизированную «ломбардскую» манеру скрипичного исполнения, поднял понятие скрипичной виртуозности на новый уровень. Плач скрипки Вивальди и голос его ностальгического клавесина стали классическим образцом музыки эпохи барокко.

Лучшие произведения Вивальди: 10 основных пьес великого композитора

Времена года

Самая известная работа Вивальди « Времена года» , набор из четырех скрипичных концертов, сочиненных в 1723 году, являются самыми популярными и признанными произведениями музыки барокко в мире. Четыре скрипичных концерта открыли новые горизонты своим программным изображением смены времен года и их технических новшеств.

Глория , RV589

Вивальди написал «Глорию» в Венеции в 1715 году для хора и оркестра Ospedale della Pietà, приюта для девочек. Удивительно солнечная природа Глории с ее характерными мелодиями и ритмами характерна для всей музыки Вивальди, придавая мгновенный и универсальный вид одному из лучших произведений Вивальди. Невероятно, но после первого исполнения этого великолепного фаворита эпохи барокко он просто пылился в куче рукописей композитора, пока не был обнаружен заново в 1920-х годах.

Stabat Mater

В отличие от преимущественно яркого и свежего стиля Вивальди, в его постановке 1727 года Stabat Mater , как и положено задушевной природе текста, достигается редкая глубина чувств и мощное чувство меланхолии. Первая часть Stabat Mater Вивальди  была использована в саундтреке к фильму «Талантливый мистер Рипли» .

L’Olimpiade

Самая знаменитая из опер Вивальди, включающая серию недопонимания личности, приведшая к утоплению, близкому к убийству и почти самоубийству во время Олимпийских игр. «Олимпиада» , созданная в 1734 году в Древней Греции, рассказывает о двух друзьях, влюбленных в женщин, с которыми им запрещено встречаться, и является одной из лучших работ Вивальди.

Nulla In Mundo Pax Sincera

Великолепный мотет из трех арий и взаимосвязанных речитативов для сольного сопрано и струнного оркестра, сочиненный в 1735 году. Он считается одним из самых красивых сольных мотетов Вивальди и известен своей мелодичной первой частью. Название можно перевести как «В этом мире нет честного мира» или «Нет настоящего мира в этом мире без горечи».

L’Estro Armónico

L’Estro Armonico ( Гармоническое вдохновение ) — это набор из 12 концертов для струнных инструментов, впервые опубликованный в Амстердаме в 1711 году. Это была первая публикация, которая полностью раскрыла изобретательный гений Вивальди и установила формулу движения быстро-медленно-быстро. большая часть его концертной продукции. Ученый Вивальди Майкл Талбот описал этот набор как «возможно, самый влиятельный сборник инструментальной музыки за весь восемнадцатый век».

Концерт для двух труб

В этом великолепно ярком произведении для двух труб и струнного оркестра Вивальди демонстрирует венецианскую любовь к музыкальным диалогам. Это было одно из немногих сольных произведений начала 1700-х годов с использованием духовых инструментов.

Nisi Dominus

Это отражение 127-го Псалма для сольного голоса и струнных — это жемчужина его огромного священного произведения, о котором часто забывают.

Концерт для скрипки с оркестром ми-бемоль

Концерт ми — бемоль мажор , иначе известный как La Tempesta Di Mare ( Sea Storm ), захватывает грохот волны и грохот неба.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий