Зельдин, владимир михайлович

«Свинарка и пастух»

В кино Владимир Зельдин попал благодаря роли пограничника грузина Гаглидзе, которого он играл в спектакле «Генеральный консул» в Центральном театра транспорта. В апреле 1941 года на спектакль пришел ассистент, набиравший актеров в новый фильм Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Зельдин в роли грузина смотрелся настолько достоверно, что ассистент предложил актеру проехать на «Мосфильм» познакомиться с Пырьевым.

Сценарий Владимиру Зельдину понравился сразу. И роль грузина-пастуха Мусаиба Гатуева, по сути, была его – ведь в театре Зельдин играл именно таких романтических героев-любовников. Но все же Владимир сильно сомневался, что его возьмут. Ведь на эту роль претендовало немало прекрасных актеров-грузин из Театра им. Руставели.

Последовали пробы, на которых Зельдин произвел очень хорошее впечатление на режиссера. Но окончательное решение Пырьев принял чуть позже. Съемки фильма начались с заключительных сцен. Мусаиб приезжает в северную русскую деревню, а Глаша уже под венцом. Сняв крупные планы, Пырьев пригласил на просмотр всех женщин работавших на съемочной площадке — участниц массовки, костюмерш, реквизиторов. Показав эпизод, режиссер спросил, нравится ли герой, вызывает ли симпатию. Ответ был утвердительный. После чего Пырьев, удостоверившись в своем выборе, заключил с Зельдиным договор, и начал работу над фильмом.

Зедьдина даже не пришлось сильно гримировать под грузина. Лишь соединили брови на переносице да немножко подкрасили усы. Зрители, знавшие актера по работам в театре, где он нередко играл кавказцев, никогда его русским и не считали. Он признается, что на спектакль «Стрекоза» о грузинском колхозе приходили многие кавказцы, считавшие актера своим. Владимир умел носить черкеску, танцевать картули, ездить на коне. Все это пригодилось на съемках картины «Свинарка и пастух».

Работа над созданием фильма уже подходила к концу, когда началась война. На съемочной площадке все были в шоке. Пырьев был даже готов прекратить съемки:

Работа проходила в очень тяжелых условиях — в период вражеских налетов на Москву. Вспоминает Владимир Зельдин:

12 октября фильм был сдан руководству Комитета, а 14-го вся студия была срочно эвакуирована в Казахстан. Там Зельдин был принят в труппу Русского драматического театра в Алма-Ате.

Между тем «Свинарка и пастух» уже завоевывала сердца зрителей. Зельдин сразу стал необыкновенно популярен. Но главным для себя он считает то, что ему, молодому актеру, посчастливилось работать с такими выдающимися актерами, как Марина Ладынина и Николая Крючков. «Для каждого из них это была уже не первая роль, но никаких признаков «звездной болезни» я ни у кого из них не заметил. Они относились ко мне очень тепло, с нежностью и заботой», — вспоминает он. С огромной благодарностью он вспоминает и Ивана Александровича Пырьева.

А потом были фронтовые бригады, неимоверно интересные и порой рискованные встречи с фронтовиками, где Зельдин выступал уже, будучи сам знаменитым актером.

Кино

Владимир Зельдин играл пограничника Гаглидзе в спектакле «Генеральный консул» в Центральном театра транспорта. Там его и увидела ассистентка режиссера Ивана Пырьева. Успешно пройдя пробы, Владимир Зельдин получил свою первую яркую роль грузина-пастуха Мусаиба Гатуева в картине «Свинарка и пастух». Актер умел носить черкеску, танцевал картули и мог ездить на коне, что и пригодилось ему на съемках фильма.

В 1947 году Владимир Зельдин вновь снялся в картине Ивана Пырьева «Сказании о земле сибирской», где он сыграл талантливого пианиста Бориса Олейнича.

Какое-то время Владимир Зельдин снимался немного, в основном принимая участие в фильмах-спектаклях.

В 1970 году на экраны вышла картина «Дядя Ваня» Андрея Кончаловского, где он сыграл профессора Серебрякова.

Дальше последовало много других работ в кино, например, Мелиот, король Перадора в мюзикле «31 июня», Дон Джеромо в комедии «Дуэнья». В 80-е годы самыми яркими ролями Зельдина стали Фредерик Фэрли в мелодраме «Женщина в белом», комиссар в детективе «Тайна «Черных дроздов», а также судья в детективе «Десять негритят».

В 1997 году на экраны вышел фильм Николая Досталя «Полицейские и воры», в котором Владимир Зельдин предстал в образе обаятельного дедушки.

В последние годы он также снялся в нескольких сериалах – «Даша Васильева. Любительница частного сыска-2», а также четвертой и пятой частях «Сватов».

Биография

Владимир Зельдин в молодости

Владимир Михайлович Зельдин появился на свет в январе 1915 года в городке Козлов Тамбовской губернии (сейчас Мичуринск). Кроме него, в семье Зельдиных подрастало ещё четверо детей. Владимир с братом и сёстрами рос в очень тёплой творческой атмосфере. Отец Михаил Зельдин был профессиональным музыкантом и дирижером. Он прекрасно играл на тромбоне. В свое время участвовал в качестве дирижера в грамзаписи сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт» в городе Киеве для фирмы «Аристотипия». Мама работала учительницей музыки. Любовь к искусству прививалась детям с ранних лет. Все они научились играть на различных инструментах.

В 1920 году семье Зельдина пришлось перебраться к родственникам, в Тверь, связи с началом Гражданской войны в России. Здесь Володя стал посещать школу, а когда отец перевёз своих родных в Москву в 1924 году, мальчик стал обучаться в военной школе, расположенной на Таганке. Все дети Зельмана были музыкально одарены и обучены играть на музыкальных инструментах. Володя мастерски справлялся с трубой, роялем и скрипкой. В его актёрской жизни эти навыки оказались весьма кстати. Детские воспоминания у актёра были очень светлыми. Он помнил, что материальная сторона жизни всегда была очень скромной, но на отношения родителей и детей это не влияло. Внутри семьи царило уважение и хорошее взаимоотношение. Отец был отличным примером для своих детей. Он не курил, не пил и никогда не конфликтовал в присутствии своих детей.

Долгое время Зельдин мечтал о балете, в 12 лет пытался поступить в Хореографическое училище Большого театра на отделение характерных танцев, но отец помешал осуществлению этой мечты, так как видел в сыне музыканта.

После смерти отца Владимир Зельдин, биография которого рассматривается в этой статье, пошел работать в оркестр высшей пограничной школы трубачом. Спустя четыре года будущий актер заболел новой мечтой — ему захотелось стать моряком. Однако в военное училище его не взяли по причине плохого зрения. После окончания школы молодому человеку пришлось заняться весьма прозаичным делом — работать на заводе учеником слесаря. В начале 30-х годов объявили набор в производственно-театральные мастерские, которые были организованы при Театре МГСПС, на актерский курс. Владимир Зельдин решил попробовать пройти вступительные испытания, не очень-то веря в успех. В приемной комиссии сидели Евсей Любимов-Ланской и Василий Ванин. Будущий артист читал перед ними рассказы Кончаловской Натальи и стихи Безыменского. Он успешно сдал вступительные экзамены, и его приняли. Годы обучения показались парню самыми лучшими в его жизни. Наконец-то он занимался любимым делом, учился у лучших наставников. Курс возглавлял Лепковский Евгений, танец преподавали Мосолова Вера (бывшая балерина) и Шаховская Галина (в будущем — главный балетмейстер в Московском театре оперетты). Из всего курса знаменитыми артистами стали только два человека: Николай и Владимир Парфеновы. Артист окончил обучение в мастерских в 1935 году и поступил на службу в тот же театр.

Начало карьеры Зельдина

Когда Владимир Зельдин окончил школу, он некоторое время работал на заводе учеником слесаря. Но, парень был далёк в мечтах от заводских будней и решил поступать в Театр МГСПС на актёрский курс.

В приёмной комиссии присутствовали В. Ванин и Е. Любимов-Ланской, которым понравился парень, читающий стихи Безыменского. Курсом Зельдина руководил Е. Лепковский, а танцы преподавали В. Мосолова и Г. Шаховская.

На курсе обучалось 25 человек, среди которых призвание народа и славу приобрели лишь двое – Николай Парфенов и Владимир Зельдин.

В 1935 году обучение было закончено, и парня взяли актёром в Театр транспорта. Владимиру посчастливилось играть в спектаклях, которые были поставлены по произведениям мировой классики. Нередко это была массовка или второстепенные роли, но в 1940 году юноша был замечен ассистенткой режиссёра И. Пырьева и взят на заметку.

Судьбе было угодно, чтобы молодого человека сняли в кинокартине И. Пырьева «Свинарка и пастух». Успех у фильма был огромный. Фильм снимался во время войны. С этого времени имя и фото Владимира Зельдина были узнаваемыми.

Нетрудно догадаться, сколько требовалось людям сил и таланта играть беззаботных и счастливых персонажей. Утром были съёмки и тревожные новости с фронта, а вечером — дежурство на крыше для тушения пожаров от зажигательных бомб.

Фильмы с Владимиром Зельдиным, снятые в военные годы:

  • «Дядя Ваня»;
  • «Карнавальная ночь»;
  • «Десять негритят»;
  • «Женщина в белом».

На протяжении 1942-1943 годов актёр служит в драматическом театре Алма-Аты, а в 1945 году был участником труппы Центрального театра Советской Армии.

Владимир Зельдин с юных лет отличался вокальным мастерством и великолепной пластикой.

Одна из знаменитых главных ролей Зельдина в спектакле «Танцы с учителем», хотя таких можно назвать огромное количество ( «Приглашение в замок», «Давным-давно», «Дядюшкин сон» и пр.).

Помимо яркой профессиональной деятельности, Зельдин питал слабость к спорту. В частности, к футболу,в роли поклонника клуба ЦСКА. Знаменитый актёр даже был факелоносцем, и отмечен, как самый возрастной участник эстафеты в олимпийской истории 2013 года в Москве.

Награды и звания

Вручение ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, 21 мая 2015 года

Вручение ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени,23 февраля 2000 года

Почётные звания
  • Заслуженный артист РСФСР ()
  • Народный артист РСФСР ()
  • Народный артист СССР ()
  • Почётный гражданин Тамбовской области (2015)
  • Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»

Государственные награды

  • Сталинская премия второй степени () — за исполнение роли Д. Н. Сенявина в спектакле «Флаг адмирала» А. П. Штейна
  • Премия Правительства Российской Федерации 2008 года в области культуры () — за спектакль «Человек из Ламанчи»
  • Премия Союзного Государства в области искусства и литературы (2014) — за роль Сервантеса — Дон Кихота в мюзикле «Человек из Ламанчи».
  • Премия города Москвы 2006 года в области литературы и искусства (номинация «Театральное искусство») () — за исполнение роли Сервантеса — Дон Кихота в спектакле «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана, Д. Дэриона на музыку М. Ли
  • Премия города Москвы «Легенда века» () — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кино, многолетнюю и плодотворную творческую деятельность
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени () — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени () — за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени () — за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени () — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства
  • Орден Дружбы () — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами

Три ордена Трудового Красного Знамени (1947, 1968, 17 марта 1980 года) — за заслуги в развитии советского театрального искусства)

первый — 17 марта 1980 года — за заслуги в развитии советского театрального искусства;
второй — 8 февраля 1985 года — за заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения;
  • Орден Красной Звезды
  • Крест святого Михаила Тверского () — за личный вклад в развитие культуры Тверской области
  • Медали, в том числе:
    • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» ()
    • Медаль «За оборону Москвы» ()
    • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ()
    • Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ()
    • Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ()
    • Юбилейная медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ()
    • Юбилейная медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ()
    • Юбилейная медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ()
    • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
    • Медаль «Ветеран труда»
    • Медаль «В память 800-летия Москвы» ()
    • Медаль «В память 850-летия Москвы» ()
    • Медаль «200 лет Министерству обороны» ()
    • Юбилейная медаль «75 лет Тамбовской области» (2012)
    • Медаль «За веру и добро» (Кемеровская область, )
    • Медаль Министерства обороны Российской Федерации «150 лет Западному военному округу» ()
    • Нагрудный знак «За заслуги перед Тамбовской областью» (2015)
Общественные награды
  • Орден «За заслуги в ветеранском движении» (, высшая награда Союза ветеранов России)
  • Премия ОРКФ «Кинотавр» в Сочи в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру» ()
  • Международная Премия Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского, 1995)
  • Премия «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству» (2000)
  • Театральная премия «Хрустальная Турандот»
    • 2001 год — «За долголетнее и доблестное служение театру»
    • 2005 год — «Лучшая мужская роль» — Дон Кихот в спектакле «Человек из Ламанчи», ЦАТРА
  • Благодарность «За выдающиеся творческие достижения в сфере музыкального театра» Национального фестиваля «Музыкальное сердце театра»» (2006)
  • Национальная премия «Россиянин года» ()
  • Премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенды сцены» ()
  • Приз «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска» (2010).
  • Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» ()

Фильмография

Актер:

  • Убежать, догнать, влюбиться (2015)
  • Сваты-5 (2011), сериал
  • Сваты-4 (2010), сериал
  • Счастливы вместе (2007), сериал
  • Чертово колесо (2007)
  • Парк советского периода (2006)
  • Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя (2006)
  • Бес в ребро, или Великолепная четверка (2006)
  • Андерсен. Жизнь без любви (2006)
  • Даша Васильева. Любительница частного сыска-2 (2004), сериал
  • Формула счастья (2000)
  • Женщин обижать не рекомендуется (1999)
  • Классик (1998)
  • Полицейские и воры (1997)
  • Вино из одуванчиков (1997)
  • Дьявольские куклы мадам Мэндилип (1991)
  • Последняя осень (1990)
  • Канувшее время (1990)
  • Искушение Б (1990)
  • Арбатский мотив (1990)
  • Запретная зона (1988)
  • Десять негритят (1987)
  • Валенсианская вдова (1986)
  • Сеанс гипнотизера (1985)
  • Марица (1985)
  • Победа /Sieg, Der/ (1984)
  • Тайна ”Черных дроздов” (1983)
  • Женщина в белом (1981)
  • Рафферти (1980), сериал
  • Инспектор Гулл (1979)
  • Добряки (1979)
  • Дуэнья (1978)
  • 31 июня (1978)
  • Принцесса на горошине (1976)
  • Всегда со мною… (1976)
  • Центровой из поднебесья (1975)
  • Страх высоты (1975)
  • Полковник в отставке (1975)
  • На край света… (1975)
  • Это мы не проходили (1975)
  • Бенефис Ларисы Голубкиной (1975)
  • Блокада (1974-1977)
  • Бенефис Веры Васильевой (1974)
  • С тобой и без тебя… (1973)
  • Двадцать лет спустя (1971)
  • Миссия в Кабуле (1970)
  • Дядя Ваня (1970)
  • Штрихи к портрету В.И.Ленина (1968-1969), сериал
  • Неоконченная симфония (1968)
  • Берег надежды (1967)
  • Залп «Авроры» (1965)
  • Царская невеста (1964)
  • Укрощение строптивой (1961)
  • Повесть пламенных лет (1960)
  • Карнавальная ночь (1956)
  • В квадрате 45 (1955)
  • Учитель танцев (1952)
  • Сказание о земле Сибирской (1947)
  • Иван Грозный (1944-1945)
  • Свинарка и пастух (1941)
  • Семья Оппенгейм (1938)

Лучшие фильмы и сериалы

Знаковой лентой, открывшей дорогу в мир большого кино, стала «Свинарка и пастух». Владимир Зельдин воссоздал образ статного, сильного парня. Настоящий романтический герой, борец за правду и любовь, стал кумиром миллионов девушек. Заслуживают внимания и песни в кинофильме, пронизанные фольклорными нотками, отражают внутренний мир героя.

С теплотой вспоминал актёр о работе в ленте «Сказания о земле Сибирской». На этот раз Владимиру Михайловичу достался отрицательный персонаж, за что был очень благодарен режиссёру. Хотел попробовать разные амплуа, раскрыв творческий потенциал. Фильм получил и международное признание, не последнюю роль сыграло музыкальное сопровождение.

Снимался у Андрона Кончаловского в «Дяде Ване» в роли профессора Серебрякова, создал яркого, колоритного персонажа. Сложный, многогранный портрет профессора позволил показать реалистичного героя, отрицательного, но очень обаятельного.

«Десять негритят», снятый по одноимённому произведению Агаты Кристи, является ещё одной непревзойдённой работой актёра. Роль судьи-убийцы, вершившего правосудия, позволила раскрыть собственные черты личности — честность, справедливость, принципиальность человека-легенды.

Роль в комедийном сериале «Сваты» позволила вернуться на широкие экраны в 2000-х. Седовласый актёр вместе со своей партнёршей Ольгой Аросевой создали яркий комичный дуэт пожилой семейной пары.

Последние годы

Верный профессии, Владимир Михайлович встретил столетие на сцене Театра Российской армии, а на следующий год играл в спектакле «Танцы с учителем», который был посвящен ему самому. Зельдин вел активную социальную жизнь: принимал участие в праздновании дня рождения Москвы, болел за ЦСКА и всегда был не против общаться с прессой.

Он доиграл до конца. В 2015 вышла кинолента « Убежать, догнать, влюбиться», где Зельдин сыграл роль Человека-Легенды, а последняя его театральная премьера – пьеса «100, или Танцы со временем».

Владимир Михайлович умер осенью 2016 года в НИИ скорой помощи имени Склифосовского по причине полиорганной недостаточности. Это стало большим ударом для поклонников артиста и его семьи. Соболезнования родственникам приносили не только коллеги по сцене, но и президент, который навещал Зельдина на день рождения за несколько лет до этого.

Церемония прощания с великим актёром состоялась спустя четыре дня в родном для него Театре Российской армии, а похоронили Владимира Михайловича Зельдина со всеми воинскими почестями на Новодевичьем кладбище.

«Старость – это на самом деле счастье… Это время, когда ясно понимаешь, что есть в жизни нечто незыблемое… Когда точно знаешь, что ты гость на этой земле и рано или поздно уйдешь. Налегке, ничего не взяв с собой в дорогу. Знаешь и не боишься», – говаривал великий артист.

Сосо Павлиашвили – Добрый вечер, Сочи

Первые творческие успехи

После учёбы Зельдин устроился на завод, как ученик слесаря. Но и тогда он не переставал заниматься творчеством: участвовал в художественной самодеятельности. Владимир понял, что именно это его призвание, и окончательно решил связать свою жизнь с театром.

В тридцатых годах двадцатого столетия он отправился на пробы в творческие мастерские при МОСПС. Всё устроила простая случайность: прогуливаясь по городу, юноша увидел объявление о поиске актеров. Впечатлив комиссию артистизмом и феноменальной памятью, он был зачислен на курс Евгения Аркадьевича Лепковского. Чему сам Владимир был крайне удивлён.

Вместе с ним училось ещё 24 молодых артиста, но только Зельдину и его сокурснику Николаю Ивановичу Парфёнову удалось добиться славы.

Артистическая среда позволяла актёру ощущать себя на своем месте. Но в составе театра Моссовета актер играл только три года, после чего сменил коллектив на Центральный театр транспорта. Здесь у него появилась возможность участвовать в спектаклях по мотивам произведений мировых классиков: Шиллера, Островского и Шекспира.

Самые популярные роли Зельдина

На счету актёра далеко за 60 работ в разных проектах. За всю свою жизнь он играл на сценах 4 крупных театров России и Советского Союза, был артистом фронтовой бригады в период Великой Отечественной. А вот и его особо известные роли.

«Свинарка и пастух»

Формально работа в ленте «Свинарка и пастух» не была первой ролью Зельдина, он уже мелькал в эпизодических ролях. Но съёмки у Пырьева сделали Владимира Зельдина знаменитым.

Его герой Мусаиб Гатуев умело держится на коне, обладает необычайной харизмой. Может показаться, будто Мусаиба играет человек, выросший среди южных гор, но залог успеха в способности Владимира Михайловича перевоплощаться и быстро вживаться в новые образы. А композиция «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве» в исполнении Зельдина и Марины Ладыниной надолго полюбилась публике.

Работа продолжалась вопреки суровым условиям войны. Но ночами из-за интенсивных бомбёжек и авианалётов Зельдин следил, чтобы зажигательные смеси не привели к возгоранию зданий. В поздних интервью Владимир Зельдин отмечал, что фашисты были крайне пунктуальными даже во время налётов: первый совершался в 14:00, а второй – в 19:00. «Свинарку и пастуха» снимали между атаками в полуразрушенных павильонах ВДНХ.

«Пока Сталин не посмотрел нашу картину, о ней в прокате не было ни слуху ни духу. Но Сталину фильм понравился — и сразу наперебой все стали нас поздравлять», – вспоминал актёр.

«Сказание о Земле Сибирской»

Владимиру Михайловичу удалось поучаствовать в съемках третьего цветного советского фильма в 1947 году. Ему досталась роль друга главного героя – пианиста Бориса Оленича, не самая яркая в фильме, но занявшая достойное место в истории его жизни. Это была очередная работа с одним из любимейших режиссёров Зельдина: Иваном Александровичем Пырьевым.

Сам актёр очень тепло отзывался о работе над «Сказанием о Земле Сибирской». Даже заявлял, что это один из фильмов, который его «сделал».

«Дядя Ваня»

Зельдин не только участвовал в постановке по Чехову, но и сыграл в фильме. К слову, именно роль Серебрякова в « Дяде Ване» актёр считал своей самой успешной и качественной работой. Пробы посещало множество талантливых артистов, но режиссёр Кончаловский никак не мог утвердить ни одного из них.

Все решила глупая шутка: когда один раз у Зельдина гостил Смоктуновский, первый изображал лондонского франта. Как только Иннокентий Михайлович увидел друга, он воскликнул: «Да вот же он, Серебряков!»

Компания посмеялась, но как же был удивлен Владимир Зельдин, когда по рекомендации Смоктуновского был приглашен на роль. Эта кинолента стала обладательницей целого ряда престижных премий на международных конкурсах в Милане, Сан-Себастьяне и Сорренто.

«Десять негритят»

В 1970-1980 Владимир Зельдин особо часто снимался. К тем же годам относится роль в кинофильме «Десять негритят» – артисту достался образ старого судьи Уоргрейва. Там он вжился в амплуа коварного злодея. Как говорил позднее сам актёр, съёмка с режиссёром Станиславом Сергеевичем Говорухиным стала огромным опытом для него. Работа над лентой велась в Крыму, в «Ласточкином гнезде» и его фанерном двойнике, где проводились все комбинированные съёмки.

«Говорухин умел сплотить актеров, сделать так, чтобы все мы играли в одну игру. И знал, какой игры от нас хочет: вот тут, пожалуйста, в «дурака», а вот тут – уже в покер», – говорил актёр.

Другие картины

Фильмография и список телевизионных проектов, в коих фигурировал Владимир Зельдин, содержит не менее 62 пунктов. Дело в том, что в роли статиста он участвовал в съемках большего числа киноработ, но не попадал в титры. Особенно часто такое явление происходило в начале его карьеры.

Среди кинофильмов, стоящих просмотра: «Царская невеста» (1964), «Вино из одуванчиков» (1971) и «Укрощение строптивой» (1961). Также актёр участвовал в съемках сериалов, в том числе и детских. Зельдин не единожды фигурировал в эпизодах киножурнала «Ералаш».

«Сейчас на экране много темноты, ни черта не разглядишь, сплошное мельтешение. Совсем нет крупных планов: не видишь ни глаз, ни внутреннего мира актера», – сетовал артист.

Известный тезка

Часто, услышав имя адвоката Михаила Зельдина, люди думают о другом человеке. Им является директор и собственник группы . Данная компания занимается оценочной и аудиторской деятельностью. В частности, она проводила оценки государственного имущества в целях его продажи и приватизации.

Нужно отметить, что ещё в 2013 году в коррупционных деяниях обвинялся этот Михаил Зельдин. «Аверс» проводил оценку с заниженной или завышенной стоимостью оцениваемого государственного имущества за взятки. В конце концов, в 2014 году суд приговорил Зельдина к четырем годам тюремного заключения общего режима. Это дело приобрело громкую огласку, из-за чего имя Михаила Зельдина стало известно на всю страну. Но напомним, что этот человек не имеет никакого отношения к адвокату из Екатеринбурга.

Личная жизнь Зельдина

Первой женой В. Зельдина стала Людмила Мартынова, с которой они прожили не больше года (1939-1940 гг.). В 1940 году Людмила уехала в Украину и там и осталась. В этом гражданском браке родился сын, который умер в 1941 году от воспаления лёгких. На момент женитьбы актёру было всего 24 года, женщина же была старше его и, увлёкшись новым мужчиной, ушла от Зельдина. Людмила Мартынова также служила в актерской труппе Театра транспорта. Являлась яркой личностью, в отличие от актёрского дарования. Она была эрудированна, красива, умна, писала стихи и водила знакомство с русскими художниками и импрессионистами того времени.

Генриетта Островская и Владимир Зельдин

Дети в этой творческой семье так и не появились. Вторая супруга артиста умерла в 1971 году. Брак с первыми двумя жёнами Зельдин не регистрировал.

Владимир и Иветта

Третьей женой Владимира стала Иветта Капралова, с которой он стал жить с 1964 года. Несмотря на три брака, большую часть своей жизни актёр привык жить холостяком. Иветта Капралова знала, что нрав у Владимира Михайловича довольно крут, и как многие актёры, он увлекался прочими дамами. Но мудрая женщина смогла прощать увлечения супруга. Совместная жизнь супругов продлилась дольше 50 лет. И как это водится в романтических произведениях, спустя три месяца после смерти супруга, также ушла из жизни и Иветта Капралова.

Секреты долголетия

Актер Владимир Зельдин во время эстафеты Олимпийского огня в Москве.

Достаточно увидеть артиста на сцене, чтобы поверить в то, что он раздобыл волшебное омолаживающее средство Макропулоса. Великолепно поет и танцует на сцене Владимир Зельдин. 100 лет исполнилось актеру в 2015 году, 28 января. Но, несмотря на это, его голос звучит с театральных подмостков так, как юным актерам даже не снилось. В чем секрет такого непобедимого долголетия артиста? Владимир Михайлович охотно делится этой информацией со своими поклонниками:

  1. Зельдин никогда не курил и совершенно не переносит табачного дыма. Друзьям приходится мириться с предпочтениями актера: заядлые курильщики безропотно покидают помещение и выходят «в тамбур».
  2. Артист феноменально владеет собственными силами и никогда не переутомляется. Например, роль он учит в собственном ритме и в результате помнит свои реплики лучше, чем остальные коллеги. Также постепенно Владимир Михайлович выкладывается на репетициях. Он включает в полную мощность свое актерское дарование только на спектаклях. Кроме того, артист подолгу спит и за счет этого хорошо восстанавливается.
  3. Сколько лет Зельдину? Возраст у артиста солидный, но он не мешает ему каждый день совершать полуторачасовые прогулки. Артист бывает на улице в любую погоду, даже после изнурительных спектаклей или съемок.
  4. Актер предпочитает вкусную, но простую пищу. Например, он обожает гречневую кашу с молоком. Кушает Владимир Михайлович всегда маленькими, почти детскими порциями и никогда не переедает.
  5. Самый главный секрет молодости и долголетия актера заключается в том, что он дружит с людьми намного моложе себя. Он преклоняется перед молоденькими женщинами, всегда готов сделать комплимент и красиво за ними поухаживать. Этот процесс заряжает его положительной энергией. Жена спокойно относится к этой слабости супруга, понимая, что пока в нем живо чувство прекрасного, он остается сильным, молодым и здоровым.

Такова биография Зельдина. Этот человек прошел большой жизненный путь, но до сих пор не устает радоваться каждой минуте своего существования. В чем секрет его творческого и физического долголетия? Наверное в том, что он постоянно занимается любимым делом и умеет притягивать к себе хороших людей. И это не удивительно, ведь он и сам очень светлый человек: добрый, мудрый и порядочный. Хочется пожелать Владимиру Михайловичу долгих лет жизни и огромного счастья.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Зельдин, владимир михайлович

«Свинарка и пастух»

В кино Владимир Зельдин попал благодаря роли пограничника грузина Гаглидзе, которого он играл в спектакле «Генеральный консул» в Центральном театра транспорта. В апреле 1941 года на спектакль пришел ассистент, набиравший актеров в новый фильм Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Зельдин в роли грузина смотрелся настолько достоверно, что ассистент предложил актеру проехать на «Мосфильм» познакомиться с Пырьевым.

Сценарий Владимиру Зельдину понравился сразу. И роль грузина-пастуха Мусаиба Гатуева, по сути, была его – ведь в театре Зельдин играл именно таких романтических героев-любовников. Но все же Владимир сильно сомневался, что его возьмут. Ведь на эту роль претендовало немало прекрасных актеров-грузин из Театра им. Руставели.

Последовали пробы, на которых Зельдин произвел очень хорошее впечатление на режиссера. Но окончательное решение Пырьев принял чуть позже. Съемки фильма начались с заключительных сцен. Мусаиб приезжает в северную русскую деревню, а Глаша уже под венцом. Сняв крупные планы, Пырьев пригласил на просмотр всех женщин работавших на съемочной площадке — участниц массовки, костюмерш, реквизиторов. Показав эпизод, режиссер спросил, нравится ли герой, вызывает ли симпатию. Ответ был утвердительный. После чего Пырьев, удостоверившись в своем выборе, заключил с Зельдиным договор, и начал работу над фильмом.

Зедьдина даже не пришлось сильно гримировать под грузина. Лишь соединили брови на переносице да немножко подкрасили усы. Зрители, знавшие актера по работам в театре, где он нередко играл кавказцев, никогда его русским и не считали. Он признается, что на спектакль «Стрекоза» о грузинском колхозе приходили многие кавказцы, считавшие актера своим. Владимир умел носить черкеску, танцевать картули, ездить на коне. Все это пригодилось на съемках картины «Свинарка и пастух».

Работа над созданием фильма уже подходила к концу, когда началась война. На съемочной площадке все были в шоке. Пырьев был даже готов прекратить съемки:

Работа проходила в очень тяжелых условиях — в период вражеских налетов на Москву. Вспоминает Владимир Зельдин:

12 октября фильм был сдан руководству Комитета, а 14-го вся студия была срочно эвакуирована в Казахстан. Там Зельдин был принят в труппу Русского драматического театра в Алма-Ате.

Между тем «Свинарка и пастух» уже завоевывала сердца зрителей. Зельдин сразу стал необыкновенно популярен. Но главным для себя он считает то, что ему, молодому актеру, посчастливилось работать с такими выдающимися актерами, как Марина Ладынина и Николая Крючков. «Для каждого из них это была уже не первая роль, но никаких признаков «звездной болезни» я ни у кого из них не заметил. Они относились ко мне очень тепло, с нежностью и заботой», — вспоминает он. С огромной благодарностью он вспоминает и Ивана Александровича Пырьева.

А потом были фронтовые бригады, неимоверно интересные и порой рискованные встречи с фронтовиками, где Зельдин выступал уже, будучи сам знаменитым актером.

Кино

Владимир Зельдин играл пограничника Гаглидзе в спектакле «Генеральный консул» в Центральном театра транспорта. Там его и увидела ассистентка режиссера Ивана Пырьева. Успешно пройдя пробы, Владимир Зельдин получил свою первую яркую роль грузина-пастуха Мусаиба Гатуева в картине «Свинарка и пастух». Актер умел носить черкеску, танцевал картули и мог ездить на коне, что и пригодилось ему на съемках фильма.

В 1947 году Владимир Зельдин вновь снялся в картине Ивана Пырьева «Сказании о земле сибирской», где он сыграл талантливого пианиста Бориса Олейнича.

Какое-то время Владимир Зельдин снимался немного, в основном принимая участие в фильмах-спектаклях.

В 1970 году на экраны вышла картина «Дядя Ваня» Андрея Кончаловского, где он сыграл профессора Серебрякова.

Дальше последовало много других работ в кино, например, Мелиот, король Перадора в мюзикле «31 июня», Дон Джеромо в комедии «Дуэнья». В 80-е годы самыми яркими ролями Зельдина стали Фредерик Фэрли в мелодраме «Женщина в белом», комиссар в детективе «Тайна «Черных дроздов», а также судья в детективе «Десять негритят».

В 1997 году на экраны вышел фильм Николая Досталя «Полицейские и воры», в котором Владимир Зельдин предстал в образе обаятельного дедушки.

В последние годы он также снялся в нескольких сериалах – «Даша Васильева. Любительница частного сыска-2», а также четвертой и пятой частях «Сватов».

Биография

Владимир Зельдин в молодости

Владимир Михайлович Зельдин появился на свет в январе 1915 года в городке Козлов Тамбовской губернии (сейчас Мичуринск). Кроме него, в семье Зельдиных подрастало ещё четверо детей. Владимир с братом и сёстрами рос в очень тёплой творческой атмосфере. Отец Михаил Зельдин был профессиональным музыкантом и дирижером. Он прекрасно играл на тромбоне. В свое время участвовал в качестве дирижера в грамзаписи сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт» в городе Киеве для фирмы «Аристотипия». Мама работала учительницей музыки. Любовь к искусству прививалась детям с ранних лет. Все они научились играть на различных инструментах.

В 1920 году семье Зельдина пришлось перебраться к родственникам, в Тверь, связи с началом Гражданской войны в России. Здесь Володя стал посещать школу, а когда отец перевёз своих родных в Москву в 1924 году, мальчик стал обучаться в военной школе, расположенной на Таганке. Все дети Зельмана были музыкально одарены и обучены играть на музыкальных инструментах. Володя мастерски справлялся с трубой, роялем и скрипкой. В его актёрской жизни эти навыки оказались весьма кстати. Детские воспоминания у актёра были очень светлыми. Он помнил, что материальная сторона жизни всегда была очень скромной, но на отношения родителей и детей это не влияло. Внутри семьи царило уважение и хорошее взаимоотношение. Отец был отличным примером для своих детей. Он не курил, не пил и никогда не конфликтовал в присутствии своих детей.

Долгое время Зельдин мечтал о балете, в 12 лет пытался поступить в Хореографическое училище Большого театра на отделение характерных танцев, но отец помешал осуществлению этой мечты, так как видел в сыне музыканта.

После смерти отца Владимир Зельдин, биография которого рассматривается в этой статье, пошел работать в оркестр высшей пограничной школы трубачом. Спустя четыре года будущий актер заболел новой мечтой — ему захотелось стать моряком. Однако в военное училище его не взяли по причине плохого зрения. После окончания школы молодому человеку пришлось заняться весьма прозаичным делом — работать на заводе учеником слесаря. В начале 30-х годов объявили набор в производственно-театральные мастерские, которые были организованы при Театре МГСПС, на актерский курс. Владимир Зельдин решил попробовать пройти вступительные испытания, не очень-то веря в успех. В приемной комиссии сидели Евсей Любимов-Ланской и Василий Ванин. Будущий артист читал перед ними рассказы Кончаловской Натальи и стихи Безыменского. Он успешно сдал вступительные экзамены, и его приняли. Годы обучения показались парню самыми лучшими в его жизни. Наконец-то он занимался любимым делом, учился у лучших наставников. Курс возглавлял Лепковский Евгений, танец преподавали Мосолова Вера (бывшая балерина) и Шаховская Галина (в будущем — главный балетмейстер в Московском театре оперетты). Из всего курса знаменитыми артистами стали только два человека: Николай и Владимир Парфеновы. Артист окончил обучение в мастерских в 1935 году и поступил на службу в тот же театр.

Начало карьеры Зельдина

Когда Владимир Зельдин окончил школу, он некоторое время работал на заводе учеником слесаря. Но, парень был далёк в мечтах от заводских будней и решил поступать в Театр МГСПС на актёрский курс.

В приёмной комиссии присутствовали В. Ванин и Е. Любимов-Ланской, которым понравился парень, читающий стихи Безыменского. Курсом Зельдина руководил Е. Лепковский, а танцы преподавали В. Мосолова и Г. Шаховская.

На курсе обучалось 25 человек, среди которых призвание народа и славу приобрели лишь двое – Николай Парфенов и Владимир Зельдин.

В 1935 году обучение было закончено, и парня взяли актёром в Театр транспорта. Владимиру посчастливилось играть в спектаклях, которые были поставлены по произведениям мировой классики. Нередко это была массовка или второстепенные роли, но в 1940 году юноша был замечен ассистенткой режиссёра И. Пырьева и взят на заметку.

Судьбе было угодно, чтобы молодого человека сняли в кинокартине И. Пырьева «Свинарка и пастух». Успех у фильма был огромный. Фильм снимался во время войны. С этого времени имя и фото Владимира Зельдина были узнаваемыми.

Нетрудно догадаться, сколько требовалось людям сил и таланта играть беззаботных и счастливых персонажей. Утром были съёмки и тревожные новости с фронта, а вечером — дежурство на крыше для тушения пожаров от зажигательных бомб.

Фильмы с Владимиром Зельдиным, снятые в военные годы:

  • «Дядя Ваня»;
  • «Карнавальная ночь»;
  • «Десять негритят»;
  • «Женщина в белом».

На протяжении 1942-1943 годов актёр служит в драматическом театре Алма-Аты, а в 1945 году был участником труппы Центрального театра Советской Армии.

Владимир Зельдин с юных лет отличался вокальным мастерством и великолепной пластикой.

Одна из знаменитых главных ролей Зельдина в спектакле «Танцы с учителем», хотя таких можно назвать огромное количество ( «Приглашение в замок», «Давным-давно», «Дядюшкин сон» и пр.).

Помимо яркой профессиональной деятельности, Зельдин питал слабость к спорту. В частности, к футболу,в роли поклонника клуба ЦСКА. Знаменитый актёр даже был факелоносцем, и отмечен, как самый возрастной участник эстафеты в олимпийской истории 2013 года в Москве.

Награды и звания

Вручение ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени, 21 мая 2015 года

Вручение ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени,23 февраля 2000 года

Почётные звания
  • Заслуженный артист РСФСР ()
  • Народный артист РСФСР ()
  • Народный артист СССР ()
  • Почётный гражданин Тамбовской области (2015)
  • Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»

Государственные награды

  • Сталинская премия второй степени () — за исполнение роли Д. Н. Сенявина в спектакле «Флаг адмирала» А. П. Штейна
  • Премия Правительства Российской Федерации 2008 года в области культуры () — за спектакль «Человек из Ламанчи»
  • Премия Союзного Государства в области искусства и литературы (2014) — за роль Сервантеса — Дон Кихота в мюзикле «Человек из Ламанчи».
  • Премия города Москвы 2006 года в области литературы и искусства (номинация «Театральное искусство») () — за исполнение роли Сервантеса — Дон Кихота в спектакле «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана, Д. Дэриона на музыку М. Ли
  • Премия города Москвы «Легенда века» () — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и кино, многолетнюю и плодотворную творческую деятельность
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени () — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени () — за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени () — за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени () — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства
  • Орден Дружбы () — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами

Три ордена Трудового Красного Знамени (1947, 1968, 17 марта 1980 года) — за заслуги в развитии советского театрального искусства)

первый — 17 марта 1980 года — за заслуги в развитии советского театрального искусства;
второй — 8 февраля 1985 года — за заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения;
  • Орден Красной Звезды
  • Крест святого Михаила Тверского () — за личный вклад в развитие культуры Тверской области
  • Медали, в том числе:
    • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» ()
    • Медаль «За оборону Москвы» ()
    • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ()
    • Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ()
    • Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ()
    • Юбилейная медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ()
    • Юбилейная медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ()
    • Юбилейная медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» ()
    • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
    • Медаль «Ветеран труда»
    • Медаль «В память 800-летия Москвы» ()
    • Медаль «В память 850-летия Москвы» ()
    • Медаль «200 лет Министерству обороны» ()
    • Юбилейная медаль «75 лет Тамбовской области» (2012)
    • Медаль «За веру и добро» (Кемеровская область, )
    • Медаль Министерства обороны Российской Федерации «150 лет Западному военному округу» ()
    • Нагрудный знак «За заслуги перед Тамбовской областью» (2015)
Общественные награды
  • Орден «За заслуги в ветеранском движении» (, высшая награда Союза ветеранов России)
  • Премия ОРКФ «Кинотавр» в Сочи в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру» ()
  • Международная Премия Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского, 1995)
  • Премия «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству» (2000)
  • Театральная премия «Хрустальная Турандот»
    • 2001 год — «За долголетнее и доблестное служение театру»
    • 2005 год — «Лучшая мужская роль» — Дон Кихот в спектакле «Человек из Ламанчи», ЦАТРА
  • Благодарность «За выдающиеся творческие достижения в сфере музыкального театра» Национального фестиваля «Музыкальное сердце театра»» (2006)
  • Национальная премия «Россиянин года» ()
  • Премия «Звезда Театрала» в номинации «Легенды сцены» ()
  • Приз «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска» (2010).
  • Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» ()

Фильмография

Актер:

  • Убежать, догнать, влюбиться (2015)
  • Сваты-5 (2011), сериал
  • Сваты-4 (2010), сериал
  • Счастливы вместе (2007), сериал
  • Чертово колесо (2007)
  • Парк советского периода (2006)
  • Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя (2006)
  • Бес в ребро, или Великолепная четверка (2006)
  • Андерсен. Жизнь без любви (2006)
  • Даша Васильева. Любительница частного сыска-2 (2004), сериал
  • Формула счастья (2000)
  • Женщин обижать не рекомендуется (1999)
  • Классик (1998)
  • Полицейские и воры (1997)
  • Вино из одуванчиков (1997)
  • Дьявольские куклы мадам Мэндилип (1991)
  • Последняя осень (1990)
  • Канувшее время (1990)
  • Искушение Б (1990)
  • Арбатский мотив (1990)
  • Запретная зона (1988)
  • Десять негритят (1987)
  • Валенсианская вдова (1986)
  • Сеанс гипнотизера (1985)
  • Марица (1985)
  • Победа /Sieg, Der/ (1984)
  • Тайна ”Черных дроздов” (1983)
  • Женщина в белом (1981)
  • Рафферти (1980), сериал
  • Инспектор Гулл (1979)
  • Добряки (1979)
  • Дуэнья (1978)
  • 31 июня (1978)
  • Принцесса на горошине (1976)
  • Всегда со мною… (1976)
  • Центровой из поднебесья (1975)
  • Страх высоты (1975)
  • Полковник в отставке (1975)
  • На край света… (1975)
  • Это мы не проходили (1975)
  • Бенефис Ларисы Голубкиной (1975)
  • Блокада (1974-1977)
  • Бенефис Веры Васильевой (1974)
  • С тобой и без тебя… (1973)
  • Двадцать лет спустя (1971)
  • Миссия в Кабуле (1970)
  • Дядя Ваня (1970)
  • Штрихи к портрету В.И.Ленина (1968-1969), сериал
  • Неоконченная симфония (1968)
  • Берег надежды (1967)
  • Залп «Авроры» (1965)
  • Царская невеста (1964)
  • Укрощение строптивой (1961)
  • Повесть пламенных лет (1960)
  • Карнавальная ночь (1956)
  • В квадрате 45 (1955)
  • Учитель танцев (1952)
  • Сказание о земле Сибирской (1947)
  • Иван Грозный (1944-1945)
  • Свинарка и пастух (1941)
  • Семья Оппенгейм (1938)

Лучшие фильмы и сериалы

Знаковой лентой, открывшей дорогу в мир большого кино, стала «Свинарка и пастух». Владимир Зельдин воссоздал образ статного, сильного парня. Настоящий романтический герой, борец за правду и любовь, стал кумиром миллионов девушек. Заслуживают внимания и песни в кинофильме, пронизанные фольклорными нотками, отражают внутренний мир героя.

С теплотой вспоминал актёр о работе в ленте «Сказания о земле Сибирской». На этот раз Владимиру Михайловичу достался отрицательный персонаж, за что был очень благодарен режиссёру. Хотел попробовать разные амплуа, раскрыв творческий потенциал. Фильм получил и международное признание, не последнюю роль сыграло музыкальное сопровождение.

Снимался у Андрона Кончаловского в «Дяде Ване» в роли профессора Серебрякова, создал яркого, колоритного персонажа. Сложный, многогранный портрет профессора позволил показать реалистичного героя, отрицательного, но очень обаятельного.

«Десять негритят», снятый по одноимённому произведению Агаты Кристи, является ещё одной непревзойдённой работой актёра. Роль судьи-убийцы, вершившего правосудия, позволила раскрыть собственные черты личности — честность, справедливость, принципиальность человека-легенды.

Роль в комедийном сериале «Сваты» позволила вернуться на широкие экраны в 2000-х. Седовласый актёр вместе со своей партнёршей Ольгой Аросевой создали яркий комичный дуэт пожилой семейной пары.

Последние годы

Верный профессии, Владимир Михайлович встретил столетие на сцене Театра Российской армии, а на следующий год играл в спектакле «Танцы с учителем», который был посвящен ему самому. Зельдин вел активную социальную жизнь: принимал участие в праздновании дня рождения Москвы, болел за ЦСКА и всегда был не против общаться с прессой.

Он доиграл до конца. В 2015 вышла кинолента « Убежать, догнать, влюбиться», где Зельдин сыграл роль Человека-Легенды, а последняя его театральная премьера – пьеса «100, или Танцы со временем».

Владимир Михайлович умер осенью 2016 года в НИИ скорой помощи имени Склифосовского по причине полиорганной недостаточности. Это стало большим ударом для поклонников артиста и его семьи. Соболезнования родственникам приносили не только коллеги по сцене, но и президент, который навещал Зельдина на день рождения за несколько лет до этого.

Церемония прощания с великим актёром состоялась спустя четыре дня в родном для него Театре Российской армии, а похоронили Владимира Михайловича Зельдина со всеми воинскими почестями на Новодевичьем кладбище.

«Старость – это на самом деле счастье… Это время, когда ясно понимаешь, что есть в жизни нечто незыблемое… Когда точно знаешь, что ты гость на этой земле и рано или поздно уйдешь. Налегке, ничего не взяв с собой в дорогу. Знаешь и не боишься», – говаривал великий артист.

Сосо Павлиашвили – Добрый вечер, Сочи

Первые творческие успехи

После учёбы Зельдин устроился на завод, как ученик слесаря. Но и тогда он не переставал заниматься творчеством: участвовал в художественной самодеятельности. Владимир понял, что именно это его призвание, и окончательно решил связать свою жизнь с театром.

В тридцатых годах двадцатого столетия он отправился на пробы в творческие мастерские при МОСПС. Всё устроила простая случайность: прогуливаясь по городу, юноша увидел объявление о поиске актеров. Впечатлив комиссию артистизмом и феноменальной памятью, он был зачислен на курс Евгения Аркадьевича Лепковского. Чему сам Владимир был крайне удивлён.

Вместе с ним училось ещё 24 молодых артиста, но только Зельдину и его сокурснику Николаю Ивановичу Парфёнову удалось добиться славы.

Артистическая среда позволяла актёру ощущать себя на своем месте. Но в составе театра Моссовета актер играл только три года, после чего сменил коллектив на Центральный театр транспорта. Здесь у него появилась возможность участвовать в спектаклях по мотивам произведений мировых классиков: Шиллера, Островского и Шекспира.

Самые популярные роли Зельдина

На счету актёра далеко за 60 работ в разных проектах. За всю свою жизнь он играл на сценах 4 крупных театров России и Советского Союза, был артистом фронтовой бригады в период Великой Отечественной. А вот и его особо известные роли.

«Свинарка и пастух»

Формально работа в ленте «Свинарка и пастух» не была первой ролью Зельдина, он уже мелькал в эпизодических ролях. Но съёмки у Пырьева сделали Владимира Зельдина знаменитым.

Его герой Мусаиб Гатуев умело держится на коне, обладает необычайной харизмой. Может показаться, будто Мусаиба играет человек, выросший среди южных гор, но залог успеха в способности Владимира Михайловича перевоплощаться и быстро вживаться в новые образы. А композиция «Друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве» в исполнении Зельдина и Марины Ладыниной надолго полюбилась публике.

Работа продолжалась вопреки суровым условиям войны. Но ночами из-за интенсивных бомбёжек и авианалётов Зельдин следил, чтобы зажигательные смеси не привели к возгоранию зданий. В поздних интервью Владимир Зельдин отмечал, что фашисты были крайне пунктуальными даже во время налётов: первый совершался в 14:00, а второй – в 19:00. «Свинарку и пастуха» снимали между атаками в полуразрушенных павильонах ВДНХ.

«Пока Сталин не посмотрел нашу картину, о ней в прокате не было ни слуху ни духу. Но Сталину фильм понравился — и сразу наперебой все стали нас поздравлять», – вспоминал актёр.

«Сказание о Земле Сибирской»

Владимиру Михайловичу удалось поучаствовать в съемках третьего цветного советского фильма в 1947 году. Ему досталась роль друга главного героя – пианиста Бориса Оленича, не самая яркая в фильме, но занявшая достойное место в истории его жизни. Это была очередная работа с одним из любимейших режиссёров Зельдина: Иваном Александровичем Пырьевым.

Сам актёр очень тепло отзывался о работе над «Сказанием о Земле Сибирской». Даже заявлял, что это один из фильмов, который его «сделал».

«Дядя Ваня»

Зельдин не только участвовал в постановке по Чехову, но и сыграл в фильме. К слову, именно роль Серебрякова в « Дяде Ване» актёр считал своей самой успешной и качественной работой. Пробы посещало множество талантливых артистов, но режиссёр Кончаловский никак не мог утвердить ни одного из них.

Все решила глупая шутка: когда один раз у Зельдина гостил Смоктуновский, первый изображал лондонского франта. Как только Иннокентий Михайлович увидел друга, он воскликнул: «Да вот же он, Серебряков!»

Компания посмеялась, но как же был удивлен Владимир Зельдин, когда по рекомендации Смоктуновского был приглашен на роль. Эта кинолента стала обладательницей целого ряда престижных премий на международных конкурсах в Милане, Сан-Себастьяне и Сорренто.

«Десять негритят»

В 1970-1980 Владимир Зельдин особо часто снимался. К тем же годам относится роль в кинофильме «Десять негритят» – артисту достался образ старого судьи Уоргрейва. Там он вжился в амплуа коварного злодея. Как говорил позднее сам актёр, съёмка с режиссёром Станиславом Сергеевичем Говорухиным стала огромным опытом для него. Работа над лентой велась в Крыму, в «Ласточкином гнезде» и его фанерном двойнике, где проводились все комбинированные съёмки.

«Говорухин умел сплотить актеров, сделать так, чтобы все мы играли в одну игру. И знал, какой игры от нас хочет: вот тут, пожалуйста, в «дурака», а вот тут – уже в покер», – говорил актёр.

Другие картины

Фильмография и список телевизионных проектов, в коих фигурировал Владимир Зельдин, содержит не менее 62 пунктов. Дело в том, что в роли статиста он участвовал в съемках большего числа киноработ, но не попадал в титры. Особенно часто такое явление происходило в начале его карьеры.

Среди кинофильмов, стоящих просмотра: «Царская невеста» (1964), «Вино из одуванчиков» (1971) и «Укрощение строптивой» (1961). Также актёр участвовал в съемках сериалов, в том числе и детских. Зельдин не единожды фигурировал в эпизодах киножурнала «Ералаш».

«Сейчас на экране много темноты, ни черта не разглядишь, сплошное мельтешение. Совсем нет крупных планов: не видишь ни глаз, ни внутреннего мира актера», – сетовал артист.

Известный тезка

Часто, услышав имя адвоката Михаила Зельдина, люди думают о другом человеке. Им является директор и собственник группы . Данная компания занимается оценочной и аудиторской деятельностью. В частности, она проводила оценки государственного имущества в целях его продажи и приватизации.

Нужно отметить, что ещё в 2013 году в коррупционных деяниях обвинялся этот Михаил Зельдин. «Аверс» проводил оценку с заниженной или завышенной стоимостью оцениваемого государственного имущества за взятки. В конце концов, в 2014 году суд приговорил Зельдина к четырем годам тюремного заключения общего режима. Это дело приобрело громкую огласку, из-за чего имя Михаила Зельдина стало известно на всю страну. Но напомним, что этот человек не имеет никакого отношения к адвокату из Екатеринбурга.

Личная жизнь Зельдина

Первой женой В. Зельдина стала Людмила Мартынова, с которой они прожили не больше года (1939-1940 гг.). В 1940 году Людмила уехала в Украину и там и осталась. В этом гражданском браке родился сын, который умер в 1941 году от воспаления лёгких. На момент женитьбы актёру было всего 24 года, женщина же была старше его и, увлёкшись новым мужчиной, ушла от Зельдина. Людмила Мартынова также служила в актерской труппе Театра транспорта. Являлась яркой личностью, в отличие от актёрского дарования. Она была эрудированна, красива, умна, писала стихи и водила знакомство с русскими художниками и импрессионистами того времени.

Генриетта Островская и Владимир Зельдин

Дети в этой творческой семье так и не появились. Вторая супруга артиста умерла в 1971 году. Брак с первыми двумя жёнами Зельдин не регистрировал.

Владимир и Иветта

Третьей женой Владимира стала Иветта Капралова, с которой он стал жить с 1964 года. Несмотря на три брака, большую часть своей жизни актёр привык жить холостяком. Иветта Капралова знала, что нрав у Владимира Михайловича довольно крут, и как многие актёры, он увлекался прочими дамами. Но мудрая женщина смогла прощать увлечения супруга. Совместная жизнь супругов продлилась дольше 50 лет. И как это водится в романтических произведениях, спустя три месяца после смерти супруга, также ушла из жизни и Иветта Капралова.

Секреты долголетия

Актер Владимир Зельдин во время эстафеты Олимпийского огня в Москве.

Достаточно увидеть артиста на сцене, чтобы поверить в то, что он раздобыл волшебное омолаживающее средство Макропулоса. Великолепно поет и танцует на сцене Владимир Зельдин. 100 лет исполнилось актеру в 2015 году, 28 января. Но, несмотря на это, его голос звучит с театральных подмостков так, как юным актерам даже не снилось. В чем секрет такого непобедимого долголетия артиста? Владимир Михайлович охотно делится этой информацией со своими поклонниками:

  1. Зельдин никогда не курил и совершенно не переносит табачного дыма. Друзьям приходится мириться с предпочтениями актера: заядлые курильщики безропотно покидают помещение и выходят «в тамбур».
  2. Артист феноменально владеет собственными силами и никогда не переутомляется. Например, роль он учит в собственном ритме и в результате помнит свои реплики лучше, чем остальные коллеги. Также постепенно Владимир Михайлович выкладывается на репетициях. Он включает в полную мощность свое актерское дарование только на спектаклях. Кроме того, артист подолгу спит и за счет этого хорошо восстанавливается.
  3. Сколько лет Зельдину? Возраст у артиста солидный, но он не мешает ему каждый день совершать полуторачасовые прогулки. Артист бывает на улице в любую погоду, даже после изнурительных спектаклей или съемок.
  4. Актер предпочитает вкусную, но простую пищу. Например, он обожает гречневую кашу с молоком. Кушает Владимир Михайлович всегда маленькими, почти детскими порциями и никогда не переедает.
  5. Самый главный секрет молодости и долголетия актера заключается в том, что он дружит с людьми намного моложе себя. Он преклоняется перед молоденькими женщинами, всегда готов сделать комплимент и красиво за ними поухаживать. Этот процесс заряжает его положительной энергией. Жена спокойно относится к этой слабости супруга, понимая, что пока в нем живо чувство прекрасного, он остается сильным, молодым и здоровым.

Такова биография Зельдина. Этот человек прошел большой жизненный путь, но до сих пор не устает радоваться каждой минуте своего существования. В чем секрет его творческого и физического долголетия? Наверное в том, что он постоянно занимается любимым делом и умеет притягивать к себе хороших людей. И это не удивительно, ведь он и сам очень светлый человек: добрый, мудрый и порядочный. Хочется пожелать Владимиру Михайловичу долгих лет жизни и огромного счастья.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий