Вуди аллен

Жизнь во времена MeToo

«Стоишь юная в ресторане роскошного отеля, а потом не успеешь глазом моргнуть — а тебе уже сорок. А потом тебе продают билет в кино за полцены по пенсионному удостоверению. Так что не спрашивай, по ком звонит колокол, точнее, по ком шумит вода в клозете» (из фильма «Знаменитость»).

Единственный кровный сын Вуди Аллена и Мии Фэрроу Ронан, которого они назвали в честь любимого баскетболиста Вуди, с негодованием отбросил это имя и стал Ронаном — и все последние годы пытается сровнять с землей публичный имидж отца и его карьеру. Усилия Ронана увенчались успехом: из четырех запланированных по контракту с Amazon Studios фильмов был снят только «Дождливый день в Нью-Йорке», да и тот студии отказались прокатывать в Америке. Аллен подал в суд на Amazon за срыв договоренностей и собирался отсудить у компании $68 миллионов.

Кроме того, в марте 2020 года издательство Hachette отказалось выпускать мемуары Аллена A Propos of Nothing («Речь без повода»), причем спустя несколько дней после анонса. С критикой Hachette активно выступал Ронан Фэрроу. По данным The New York Times, помимо Hachette с Алленом отказались сотрудничать сразу четыре крупных издательства, но в итоге мемуары в издательстве Arcade Publishing.

Arnaldo Magnani/Liaison/Legion Media

Вуди Аллен и Су-И Превен в Нью-Йорке в 1993

Это печальная история, и на ум сразу приходит великий комик Ленни Брюс, который перестал быть смешным, когда погряз в судебных тяжбах. Впрочем, Ленни не принадлежит к числу любимых стендаперов Аллена. Он всегда предпочитал других комиков — например, Майка Николса и Эллен Мэй (последнюю он снял в роли своей жены в сериале).

История с обвинениями в сексуальном насилии над приемной дочерью Дилан остается неоднозначной — суд, состоявшийся в 1993 году, не нашел доказательств вины Аллена, но в то же время в заключении судьи , что поведение режиссера в конфликте было «чрезвычайно неприемлемым» и что «необходимо предпринять меры по защите ребенка». В результате судебного процесса Аллен проиграл тяжбу об опеке над детьми — Ронаном и приемными Дилан и Мозесом.

Позиция Аллена заключалась в том, что Миа Фэрроу выдумала историю с сексуальным насилием в целях мести. В сложном и запутанном семейном конфликте режиссера поддерживает его приемный сын Мозес Фэрроу, которому во время описываемых событий в 1993 году было 14 лет (Ронану тогда было пять). В письме в своем блоге он собственную точку зрения на эту историю, охарактеризовав Мию не лучшим образом — по словам Мозеса, Дилан выступила против Аллена под влиянием Мии.

Уже став взрослой, Дилан Фэрроу дважды публиковала открытые письма о пережитой в детстве травме: в 2014 году в , а спустя четыре года — в , где призвала голливудских звезд к ответу, почему они продолжают работать с Вуди Алленом. После этого Мира Сорвино, Грета Гервиг, Эллен Пейдж заявили, что сожалеют о сотрудничестве с режиссером и больше не будут сниматься в его фильмах, а Селена Гомес и Тимоти Шаламе отказались от своих гонораров в пользу благотворительных организаций.

В настоящее время карьера режиссера, стабильно снимавшего по фильму в год, поставлена на паузу. Его тяжба с компанией Amazon завершилась внесудебным урегулированием, но очевидно, что сотрудничества между ними больше не будет. Тем не менее Аллен успел начать и даже завершить летом 2019 года съемки нового фильма «Фестиваль Рифкина» на деньги испанских продюсеров, но теперь в историю вмешалась мировая пандемия коронавируса — если фильм и выйдет в прокат, то только в Европе, и когда это случится — неизвестно.

Вуди Аллен: «Не старость является самым верным признаком зрелости, а умение не растеряться, проснувшись на оживленной улице в центре города в одних трусах».

«Светская жизнь» (2017)


«Светская жизнь» (2017)

Фото: Kinopoisk

Прекрасное
костюмированное кино в декорациях Голливуда 30-х годов прошлого века, в котором
простой еврейский паренек Бобби (Джесси Айзенберг – тот, кто сыграл Марка
Цуккерберга в фильме «Социальной сеть»), желающий найти работы в
кинопроизводстве, заводит роман с секретаршей Вонни (Кристен Стюарт — Белла из
«Сумерек»), которая не только работает на его дядю — известного кинопродюсера,
но и состоит с ним в любовной связи.

Так начинается непростая история отношений
Вонни и Бобби. Экскурсия за кулисы Голливуда, первые радости и разочарования, а
также обязательное внутреннее взросление героя.

Во
всех отношениях изысканная работа, которая, в отличие от многих фильмов Вуди
Аллена, больше склоняется к драматическому жанру, хотя и она не лишена юмора.
Красивые декорации, замечательная игра Кристен Стюарт, а также чудесная
ретро-атмосфера.

Сериал

В 2016 году вышел сериал Вуди Аллена «Кризис в шести сценах», за который «Амазон» бился с «Нетфликсом» и победил. Победитель заплатил 79-летнему режиссеру круглую сумму и дал полную творческую свободу. Вуди Аллен раздавал по этому поводу шутливые интервью, что сам не знает, как вляпался в трудоемкий проект: сам-то он сериалы не смотрит и даже заклеил кнопку «Вкл» на своем телевизоре — но от таких денег глупо было отказываться. В сериале Вуди с бешеной энергией, как в лучшие годы, высмеивает революционные идеалы 1960-х. По сюжету в квартиру его героя Сидни забирается юная бунтарка, поклонница Че Гевары, которая в знак протеста против войны во Вьетнаме взорвала призывной пункт, а теперь мечтает сбежать на Кубу. Но пока ей приходится таскать еду из холодильника Сидни и учить старушек из книжного клуба его жены читать цитатник Мао и собирать автомат Калашникова. Вышла отличная сатира в духе молодого Аллена.

Личная жизнь

Несмотря на некоторые странности в общении и различные фобии, Вуди Аллен всегда пользовался популярностью у женщин. В молодости привлекательный юноша (рост режиссера — 163 см, вес — 68 кг) заинтересовывал девушек своим нестандартным чувством юмора.

Первой супругой режиссера стала Харлин Розен. Молодые люди познакомились ранней молодости. Первая встреча произошла на джазовом концерте.

Пара сыграла свадьбу в 1956 году в Голливуде и перебралась в Нью-Йорк, где Харлин училась на курсе философии, а Вуди писал юмористические скетчи и сценарии. Брак продержался 5 лет и распался. После развода Розен неоднократно судилась с бывшим мужем за его едкие высказывания о ней, оценив свою обиду в $1 млн.

Второй брак Вуди Аллена с актрисой Луизой Лассер продержался еще меньше. Через 3 года пара разошлась, за это время артистка успела сняться в нескольких картинах мужа, в том числе и кинолентах «Хватай деньги и беги» и «Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить». До 1997 года Вуди Аллен не женился.

Вуди Аллен и Миа Фэрроу

В 1970-м режиссер встретил Дайан Китон. Она оказала немалое влияние на творчество режиссера и снялась во многих его картинах, наиболее яркая из которых – «Энни Холл». Кстати, название фильма – это настоящее имя актрисы. В картине представлены биографические эпизоды из совместной жизни звездной пары. Отношения закончились, но Аллен и Китон расстались друзьями и впоследствии продолжили общаться и сотрудничать.

В 1980 году у Вуди Аллена случился роман с Мией Фэрроу. Актриса сыграла в 13 лентах режиссера, среди которых наиболее популярные «Пурпурная роза Каира» и «Ханна и ее сестры». Вместе пара жила 12 лет, не регистрируя отношений. Миа родила Аллену его единственного сына Ронана Шеймуса Фэрроу.

Также они усыновили двоих детей, Мэлоун и Мишу. Завершение отношений сопровождалось громким скандалом и несколькими судебными процессами. Бывшая гражданская жена выдвинула против Вуди обвинения в растлении малолетних, однако доказательства не предоставила.

Единственный сын Аллена и Фэрроу Ронан Шеймус Фэрроу в 2011 году попал в список журнала «Форбс», в котором отмечены самые успешные молодые люди до 30 лет. Он был советником госсекретаря США Хиллари Клинтон по делам молодежи и награжден стипендией Родса, позволившей ему обучаться в университете Оксфорда.

Вуди Аллен и его жена Сун-и Превен

В 2014 году в СМИ появились подробности сенсации, связанной с Вуди Алленом. Публика узнала о вопиющем случае, касающемся личной жизни кинорежиссера. Воспоминания его приемной дочери Дилан (Мэлоун) Фэрроу оказались более чем пикантными: она утверждала, что подвергалась преследованиям со стороны отчима, будучи 7-летним ребенком.

На сторону сводной сестры встал родной сын режиссера, но сам Вуди Аллен опроверг это заявление. Он уточнил, что лишь однажды положил голову на колени Дилан, но это событие произошло на виду у окружающих во время общего просмотра телефильма в доме постановщика. Признание режиссера не убедило членов его семьи, они по-прежнему уверены в правоте слов Дилан.

Имя режиссера связано еще с одной скандальной историей. В 2018 году модель Кристина Энглхардт обвинила Аллена в том, что в 16-летнем возрасте подверглась с его стороны домогательствам. Тем не менее актриса вспоминает эту связь, которая впоследствии продлилась несколько лет, без обвинения в адрес знаменитости.

Цитаты о Вуди Аллене

Вуди Аллен. 1971 год

«Если бы человек день и ночь думал о смерти, он стал бы Вуди Алленом»  . Esquire. 22 августа 2020 года..

«На каком-то уровне Вуди — женщина. Я просто думаю, что он тесно связан с этой стороной самого себя. Он прекрасно понимает женские характеры, которые создает. Его женские персонажи всегда очень глубокие, масштабные и честные по отношению к тому, что они чувствуют, и он знает, как писать для них диалоги, чтобы все это передать»  Kate Winslet recently said on ‘some level Woody is a woman’ because Woody Allen writes female characters so well. Business Insider. 8 December 2017..

«Это фильм, который постепенно устанавливает свой тон, переключаясь между тонами: переключения демонстрируют беспокойный ум режиссера, отвора­чивающийся от очевидной темы сцены, чтобы найти ракурс, который раскры­вает шутку. „Энни Холл“ — фильм о человеке, который всегда ищет лазейки в совершенстве. Кто может все превратить в шутку и хочет однажды не суметь это сделать»  R. Ebert. Annie Hall. 12 May 2002..

как начать смотреть фильмы:

Микеланджело Антониони

Милоша Формана

Андрея Тарковского

Дзиги Вертова

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Дневник дня

Андрей ПлатоновРецепт дня

Любимый десерт индийского бога мудростиРеклама дня

«Пакистанские авиалинии»

Архив

Детство и юность

Хейвуд Аллен Стюарт Конигсберг, который известен как Вуди Аллен, родился в Нью-Йорке в декабре 1935 года. Его бабушка и дедушка, евреи по национальности, были немецкими эмигрантами и разговаривали на идиш и немецком. Хейвуд Аллен Стюарт был первенцем в семье Нетти и Мартина Конигсберг.

Через 8 лет родилась дочь Летти (сейчас она продюсер фильмов Вуди Аллена). Родители будущего режиссера родились и выросли на Манхэттене, потом переехали в Бруклин. Нетти трудилась бухгалтером в магазине кондитерских изделий, принадлежавшем семье. Мартин работал гравером и ювелиром.

Первые 8 классов Конигсберг-младший учился в еврейской школе. В детстве ровесники называли его Рыжим за цвет волос. Хейвуд мог постоять за себя, хотя, судя по фото, казался слабым. Он был бейсболистом и играл в баскетбол. А еще парень заработал авторитет своим врожденным чувством юмора.

Вуди Аллен и его дочь Дилан Фэрроу

Он писал шуточные заметки для школьной газеты, взяв псевдоним Вуди Аллен. Они и принесли юному писателю первые заработки. В 16-летнем возрасте Аллена заметил комический артист Милт Кэмэн. Он устроил Вуди в шоу Сида Сизара в качестве писателя-юмориста.

После окончания школы Вуди Аллен становится студентом университета Нью-Йорка, где выбирает факультет кинематографии. Продержался там он недолго, так как прилежанием не отличался. Некоторое время Вуди посещал один из колледжей Нью-Йорка, но и тут с учебой не заладилось. Молодой человек вынужден был зарабатывать.

В молодости он писал скетчи для газет, появлялся в качестве комика в ночных клубах города. Одно из таких выступлений увидел продюсер Чарльз Фельдман. Он предложил остроумному Вуди дописать неоконченную комедию. Уже через год на экраны вышла лента «Что нового, киска?», в которой Аллен дебютировал и как сценарист, и как актер.

Первый успех вдохновил Вуди Аллена. Он начал сниматься в эпизодических ролях в кино и браться за доработку чужих сценариев. Но вскоре парень понял, что и сам способен строить карьеру и снимать фильмы.

Любимец барышень

1980-е становятся для Аллена золотым временем. Он снимает свои самые известные фильмы: «Мужья и жены», «Пурпурная роза Каира», «Загадочное убийство в Манхеттене» и прочие. Он становится кумиром интеллектуалов (и особенно интеллектуалок). А поскольку к интеллектуалкам Вуди всегда был неравнодушен, в его жизни появляется актриса Миа Фэрроу. Как декламировал в свое время какой-то отечественный рэпер, «Эх, если б он знал, какая это подстава».

Сладкий и гадкий

Миа Фэрроу и Вуди Аллена

Фото: Global Look Press/Orion Pictures

У Мии — так уж сложилось — было много приемных детей. В какой-то момент ее ждало неприятное потрясение: она нашла свидетельства сожительства Вуди с ее дочерью Сун-И Превен. Разразился грандиозный скандал. В общем, с точки зрения закона ничего такого в этом не было: девушка была уже совершеннолетней, в кровном родстве с режиссером не состояла, да и сам союз Мии и Вуди никак оформлен не был. Но Миа решила идти до конца.

В 1993 году появляются показания другой приемной дочери — Дилан — про то, что Аллен якобы насиловал ее в малолетстве. Процесс был долгим, однако вину Вуди доказать не удалось (сам он уверял, что это месть бывшей сожительницы). Аллен тем не менее стал объектом травли со стороны журналистов и общественности. Эта история еще аукнется ему спустя много лет — в куда менее толерантные 2010-е.

Поэзия большого города: Нью-Йорк и европейские столицы


Кадры из фильмов «Манхэттен» (1979), «Нью-Йоркские истории» (1989), «Вики Кристина Барселона» (2008), «Полночь в Париже» (2011)

Вуди Аллен — режиссер-урбанист. Место действия почти всех его фильмов — крупный, бурлящий жизнью мегаполис, чаще всего, конечно же, родной Нью-Йорк. Среди крупнейших режиссеров Северной Америки, пожалуй, лишь Мартин Скорсезе воспевает город на Гудзоне с таким же тщанием. По фильмам Аллена можно изучить не только все ключевые достопримечательности Нью-Йорка, от Эмпайр-стейт-билдинг и моста Куинсборо до аттракционов на Кони-Айленде и бродвейских театров, но и менее знаковые места: арт-хаусные кинотеатры, букинистические магазинчики и разного рода забегаловки. Некоторые локации Аллен снимает по несколько раз из фильма в фильм, видимо, полагая, что Нью-Йорка не может быть много. В 2000-х во многом из-за того, что снимать в любимом городе стало слишком дорого, Аллен устроил вояж по столицам Европы. Он уже успел поместить своих героев в Лондон, Барселону, Париж и Рим, окутав каждый из них романтическим ореолом.

«Манхэттен» (1979)


«Манхэттен» (1979)

Фото: Kinopoisk

Черное-белое признание мэтра в любви
Манхэттену, где Вуди вырос, его чарующим локациям, наводненным интеллектуалами.
Именно в них пребывает главный герой по имени Айзек, сыгранный режиссером. Этот
классический алленовский персонаж пытается не утонуть в водовороте
стремительной жизни и потока собственных ошибок.

В фильме находится место разговорам об
искусстве, мимолетным отношениям, изменам. Но картине, как и другим
произведениям Аллена, не чужда ирония, пусть и изрядно наполненная
драматическими нотками. Его персонажи постоянно находятся в поиске чего-то.

Интеллектуальные беседы и созерцание красот романтичного Манхэттена 70-х не
могут заполнить их жизнь. Герои ищут приключений в отношениях, которые не
всегда заканчиваются хорошо, но определенные уроки из них всегда можно вынести.

Большинством критиков именно эта работа
считается самой лучшей, хотя сам режиссер изначально был очень недоволен
фильмом. Он даже просил компанию не выпускать его, но картина таки вышла, став
хитом.

«Манхэттен» был номинирован на премию «Оскар»
в категориях «Лучшая женская роль второго плана» и «Лучший сценарий», а также
получил две премии BAFTA в номинациях «Лучший
фильм» и «Лучший сценарий».

«Городской невротик»

Итак, продюсеры фильма «Что нового, киска?» (1965) обнаружили Вуди Аллена в кабаре. Расчет был прост: раз он сам сочиняет скетчи, то может написать и сценарий — почему бы его не нанять? Аллен терпеть не мог «Киску», потому что его сценарий перекроили, но благодаря этому фильму получил карт-бланш. Первым фильмом, который он поставил самостоятельно, была комедия «Хватай деньги и беги» (1969), где он сыграл главную роль недотепы Вергилия. Этот фильм успешно запустил его режиссерскую карьеру.

Вуди Аллен: «Меня считают интеллектуалом, потому что я ношу очки, и художником — потому что мои фильмы не приносят дохода. То и другое неверно» (из книги интервью Аллена со Стигом Бьоркманом).

Everett Collection/Legion Media

Кадр из фильма «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить»

Здесь он впервые предстал на экране таким, каким весь мир будет видеть его следующие пятьдесят лет, — хлипким невротиком («Невроз заменил мне аэробику!») и убежденным пессимистом, который видит опасность за каждым поворотом, хотя на самом деле ему сказочно везет.

«Вы знаете, как называются люди, которым кажется, что все их преследуют?» — «Да. Проницательные» (из фильма «Проклятие нефритового скорпиона»).

Смешной и мнительный герой Вуди Аллена, который превозмогает любые неурядицы благодаря сказочному везению, давал надежду всем недотепам мира.

Вуди Аллен: «Я всегда чувствовал себя тревожно и беспомощно, когда мне было и 5 лет, и 35, и 55. Как вы хотите, чтобы я себя чувствовал в 83 года? Я могу выйти из этой комнаты и отдать концы прямо в коридоре, и это не будет ни для кого сюрпризом. «Ну, ему было 83, чего вы еще ожидали?» Я чувствую себя так же, как и всегда. Тревожно и беспокойно».

TCD/Legion Media

Кадр из фильма «Энни Холл»

Поворотной работой в карьере Аллена стал фильм «Энни Холл» (1977). Именно там звучит одна из самых известных его острот о человеческой жизни, которая бывает либо ужасная, либо несчастная. Ужасная — это у тех, кто смертельно болен, а несчастная у всех остальных. Исходя из этой логики, нужно радоваться тому, что ты всего лишь несчастен! И проживать свою несчастную жизнь с удовольствием. Согласно кодексу Вуди Аллена, комедия — это та же трагедия, просто некоторое время спустя.

Вуди Аллен: «В какой-то момент я понял, что некоторые мои картины напоминают мультфильмы: никто не истекает кровью, никто не умирает по‑настоящему. Из сцены в сцену герои просто бегают туда-сюда и шутят, шутят, шутят».

Отличительная черта алленовского городского невротика — вечный пессимизм. Он постоянно чего-то боится и бормочет привычной скороговоркой, что неровен час — земля налетит на небесную ось и все будет плохо, да куда там — просто ужасно! Это его способ «заговаривать невезение». В мире, где ему приходится обитать, превозмогая жизненные сложности, мало того что нет Бога — по выходным водопроводчика-то не доищешься! Этот мир по Аллену — страшное место, где с его хрупким героем может произойти все что угодно. И как при таких раскладах человек может понять устройство Вселенной, если он даже в Чайна-тауне ориентируется с трудом?

Alamy/Legion Media

Вуди Аллен и Дайан Китон в фильме «Манхэттен», 1979 год

Женщины

Вуди Аллен: «Моя жена не желает взрослеть. Я принимаю ванну, а она топит мои кораблики».

В 1969-м во время репетиций на Бродвее своей пьесы «Сыграй это снова, Сэм» Аллен знакомится с Дайаной Китон. Они начинают жить вместе, и благодаря Дайан в его фильмах появляются блистательные женские образы

Умные и эксцентричные, они время от времени дарят своим вниманием угловатого шлемазла, но всегда ускользают, как в фильме «Манхэттен» (1979), где жена главного героя ушла от него к женщине, хотя тогда это еще не было мейнстримом

Теперь фразы, которые с легкостью могли бы быть исполняемыми со сцены стендапом, персонажи Аллена произносят в его фильмах:

«Мы раздумывали, что делать: поехать на Багамские острова или развестись? И решили, что Багамы — удовольствие всего на пару недель, а хороший развод — на всю жизнь» (из сборника рассказов «Побочные эффекты»).

«Я потому такой хороший любовник, что много тренируюсь на себе» («Любовь и смерть»).

В самом начале карьеры Аллен снял комедию «Все, что вы хотели знать о сексе, но стеснялись спросить» (1972). Спустя много лет журналист Стиг Бьоркман, составивший книгу интервью с Алленом, задаст ему вопрос: что именно он тогда хотел знать о сексе, но боялся спросить? Ответ, как обычно, был снайперским, как шутка бывалого стендапера: «Я хотел знать про секс только одно: где его можно получить? И как скоро? Больше меня по данному вопросу ничего не интересовало. Где и сколько раз».

Персонаж фильмов Вуди Аллена, его комическое альтер эго, в этом смысле постоянно прибедняется: «Моя личная жизнь ужасна. В последний раз я был внутри женщины, когда посетил статую Свободы» («Преступления и проступки»).

Ron Galella Collection via Getty Images

Режиссер Вуди Аллен, Миа Фэрроу с детьми в 1989 году

При этом личная жизнь режиссера была довольно бурной — и отдельную главу в ней занимает роман с Мией Фэрроу, с которой Аллен познакомился в 1980 году на вечеринке. Он долго и церемонно ухаживал — приглашал ее поужинать через секретаря. Фэрроу была дочерью актрисы Морин О’Салливан и режиссера Джона Фэрроу и с детства принадлежала к артистическому миру, куда он полжизни стремился попасть. Они с Фэрроу не вступают в брак, а живут каждый в своей квартире по разные стороны от Центрального парка. Утром они говорят по телефону и машут друг другу из окон полотенцами. «Она вырастила девятерых детей без травм, даже не имея в доме термометра. А я измеряю температуру каждые два часа!» — впоследствии вспоминал Аллен. В феврале 1991 года в New York Times появляется о том, какие безупречные отношения удалось выстроить режиссеру и его музе, не вступая в брак. А в 1992 году из-за связи Аллена с приемной дочерью Сун-И Превен между ними, 12 лет прожившими в согласии и сделавшими вместе 13 фильмов, начинается война не на жизнь, а на смерть. Ее последствия догонят Аллена спустя два десятилетия.

«Неуместная любовь с молодой девушкой кажется темой ваших фильмов и вашей жизни, разве нет?» — «Это не тема моей жизни. Я был женат дважды, и оба раза на женщинах практически своего возраста (на Харлин Розен и Луизе Лассер). Отношения, в которых я состоял, — с Дайан Китон и Мией Фэрроу — не то чтобы они очень молодые девушки» (из интервью , 1992).

Переосмысленные отношения Аллена с женщинами наполняли содержанием его фильмы. Однажды он признался в интервью, что ключевой шуткой его взрослой жизни и главным принципом любовных отношений стала фраза Граучо Маркса: «Я никогда не хотел бы принадлежать к клубу, членом которого может стать такой, как я». Ее перефразирует персонаж Аллена в «Энни Холл», сказав, то ни за что не будет встречаться с женщиной, которая польстится на такого, как он!

Moviestore Collection/Legion Media

Актер и актеры


За всю карьеру в кино Аллен исполнил около сорока ролей, большая часть — в собственных картинах. Что характерно, он не играет ни в одной из своих серьёзных лент, видимо, понимая, что уже одного его появления на экране достаточно, чтобы вызвать у зрителя ухмылку. Все образы Аллена однотипны, и он признает, что является «очень ограниченным актером», способным играть «либо интеллектуала, либо подонка». Правда, где в этих ролях сам Аллен, а где лишь персонажи — вопрос дискуссионный. Его экранный образ давно слился с реальным, а многочисленные опровержения воспринимаются лишь как попытки ввести доверчивую публику в заблуждение.
Кадр из фильма «Воспоминания о звездной пыли» (1980)

Определенно одно — Аллен имеет склонность к нарциссизму, которую, к счастью, уравновешивает самоиронией. И то, и другое в равной степени присутствует в постоянной алленовской теме амурных похождений, которым ничуть не мешает неформатная внешность.
Вуди Аллен, Эмма Стоун и Хоакин Феникс на съемках фильма «Иррациональный человек» (2015)

Что касается других актеров, то Аллен примечателен тем, что успел поработать едва ли не со всеми более или менее значимыми звездами Голливуда последнего полувека. Каждая его картина — это как минимум три-четыре хорошо всем известных имени. Сам Аллен сетует, что актеры работают с ним, «только если у них перерыв между более соблазнительными проектами». Тем не менее, роль в его фильме автоматически означает определенный статус, а также высокие шансы на «Оскар». Его старания принесли номинации восемнадцати актерам (одну получил сам Аллен), и семь из них оказались победными.
Дайан Китон в фильме «Энни Холл» (1977), Миа Фэрроу в фильме «Пурпурная роза Каира» (1985), Скарлетт Йоханссон в фильме «Матч Поинт» (2005), Пенелопа Крус в фильме «Вики Кристина Барселона» (2008)

Секрет ярких ролей прост — Аллен четко прописывает характеры в сценарии, а на площадке, как правило, избегает конкретных указаний, предоставляя актерам свободу. Любопытно, что Аллен редко приглашает сняться одну и ту же знаменитость второй, а тем более третий раз. За последнее десятилетие достаточно продолжительного расположения режиссера удалось добиться Скарлетт Йоханссон (три фильма), Пенелопе Крус (два фильма) и Эмме Стоун (тоже два фильма). Но настоящими музами Аллена стали, пожалуй, Дайан Китон (семь фильмов) и Миа Фэрроу (тринадцать фильмов).

«Матч поинт» (2005)


«Матч поинт» (2005)

Фото: Kinopoisk

Фильм
повествует о тренере по теннису Крисе (Джонатан Рис-Майерс), который, не став
выдающимся спортсменом, пробивается в верхи общества посредством брака с
женщиной из богатой семьи. Но все начинает идти прахом, когда его захватывает
всепоглощающая страсть к обворожительной Ноле (Скарлетт Йоханссон).

Жестокая
иллюстрация увядающих отношений и беспредельной жадности. При желании усидеть
на двух стульях герой совершает множество ошибок, отвратительно ведя себя с
обеими женщинами. Но где же правосудие?

Нельзя
не отметить отличную актерскую работу Скарлетт Йоханссон, чей персонаж
затмевает абсолютно всех.

Картина
получила испанскую кинопремию «Гойя» как лучший европейский фильм года.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Вуди аллен

Жизнь во времена MeToo

«Стоишь юная в ресторане роскошного отеля, а потом не успеешь глазом моргнуть — а тебе уже сорок. А потом тебе продают билет в кино за полцены по пенсионному удостоверению. Так что не спрашивай, по ком звонит колокол, точнее, по ком шумит вода в клозете» (из фильма «Знаменитость»).

Единственный кровный сын Вуди Аллена и Мии Фэрроу Ронан, которого они назвали в честь любимого баскетболиста Вуди, с негодованием отбросил это имя и стал Ронаном — и все последние годы пытается сровнять с землей публичный имидж отца и его карьеру. Усилия Ронана увенчались успехом: из четырех запланированных по контракту с Amazon Studios фильмов был снят только «Дождливый день в Нью-Йорке», да и тот студии отказались прокатывать в Америке. Аллен подал в суд на Amazon за срыв договоренностей и собирался отсудить у компании $68 миллионов.

Кроме того, в марте 2020 года издательство Hachette отказалось выпускать мемуары Аллена A Propos of Nothing («Речь без повода»), причем спустя несколько дней после анонса. С критикой Hachette активно выступал Ронан Фэрроу. По данным The New York Times, помимо Hachette с Алленом отказались сотрудничать сразу четыре крупных издательства, но в итоге мемуары в издательстве Arcade Publishing.

Arnaldo Magnani/Liaison/Legion Media

Вуди Аллен и Су-И Превен в Нью-Йорке в 1993

Это печальная история, и на ум сразу приходит великий комик Ленни Брюс, который перестал быть смешным, когда погряз в судебных тяжбах. Впрочем, Ленни не принадлежит к числу любимых стендаперов Аллена. Он всегда предпочитал других комиков — например, Майка Николса и Эллен Мэй (последнюю он снял в роли своей жены в сериале).

История с обвинениями в сексуальном насилии над приемной дочерью Дилан остается неоднозначной — суд, состоявшийся в 1993 году, не нашел доказательств вины Аллена, но в то же время в заключении судьи , что поведение режиссера в конфликте было «чрезвычайно неприемлемым» и что «необходимо предпринять меры по защите ребенка». В результате судебного процесса Аллен проиграл тяжбу об опеке над детьми — Ронаном и приемными Дилан и Мозесом.

Позиция Аллена заключалась в том, что Миа Фэрроу выдумала историю с сексуальным насилием в целях мести. В сложном и запутанном семейном конфликте режиссера поддерживает его приемный сын Мозес Фэрроу, которому во время описываемых событий в 1993 году было 14 лет (Ронану тогда было пять). В письме в своем блоге он собственную точку зрения на эту историю, охарактеризовав Мию не лучшим образом — по словам Мозеса, Дилан выступила против Аллена под влиянием Мии.

Уже став взрослой, Дилан Фэрроу дважды публиковала открытые письма о пережитой в детстве травме: в 2014 году в , а спустя четыре года — в , где призвала голливудских звезд к ответу, почему они продолжают работать с Вуди Алленом. После этого Мира Сорвино, Грета Гервиг, Эллен Пейдж заявили, что сожалеют о сотрудничестве с режиссером и больше не будут сниматься в его фильмах, а Селена Гомес и Тимоти Шаламе отказались от своих гонораров в пользу благотворительных организаций.

В настоящее время карьера режиссера, стабильно снимавшего по фильму в год, поставлена на паузу. Его тяжба с компанией Amazon завершилась внесудебным урегулированием, но очевидно, что сотрудничества между ними больше не будет. Тем не менее Аллен успел начать и даже завершить летом 2019 года съемки нового фильма «Фестиваль Рифкина» на деньги испанских продюсеров, но теперь в историю вмешалась мировая пандемия коронавируса — если фильм и выйдет в прокат, то только в Европе, и когда это случится — неизвестно.

Вуди Аллен: «Не старость является самым верным признаком зрелости, а умение не растеряться, проснувшись на оживленной улице в центре города в одних трусах».

«Светская жизнь» (2017)


«Светская жизнь» (2017)

Фото: Kinopoisk

Прекрасное
костюмированное кино в декорациях Голливуда 30-х годов прошлого века, в котором
простой еврейский паренек Бобби (Джесси Айзенберг – тот, кто сыграл Марка
Цуккерберга в фильме «Социальной сеть»), желающий найти работы в
кинопроизводстве, заводит роман с секретаршей Вонни (Кристен Стюарт — Белла из
«Сумерек»), которая не только работает на его дядю — известного кинопродюсера,
но и состоит с ним в любовной связи.

Так начинается непростая история отношений
Вонни и Бобби. Экскурсия за кулисы Голливуда, первые радости и разочарования, а
также обязательное внутреннее взросление героя.

Во
всех отношениях изысканная работа, которая, в отличие от многих фильмов Вуди
Аллена, больше склоняется к драматическому жанру, хотя и она не лишена юмора.
Красивые декорации, замечательная игра Кристен Стюарт, а также чудесная
ретро-атмосфера.

Сериал

В 2016 году вышел сериал Вуди Аллена «Кризис в шести сценах», за который «Амазон» бился с «Нетфликсом» и победил. Победитель заплатил 79-летнему режиссеру круглую сумму и дал полную творческую свободу. Вуди Аллен раздавал по этому поводу шутливые интервью, что сам не знает, как вляпался в трудоемкий проект: сам-то он сериалы не смотрит и даже заклеил кнопку «Вкл» на своем телевизоре — но от таких денег глупо было отказываться. В сериале Вуди с бешеной энергией, как в лучшие годы, высмеивает революционные идеалы 1960-х. По сюжету в квартиру его героя Сидни забирается юная бунтарка, поклонница Че Гевары, которая в знак протеста против войны во Вьетнаме взорвала призывной пункт, а теперь мечтает сбежать на Кубу. Но пока ей приходится таскать еду из холодильника Сидни и учить старушек из книжного клуба его жены читать цитатник Мао и собирать автомат Калашникова. Вышла отличная сатира в духе молодого Аллена.

Личная жизнь

Несмотря на некоторые странности в общении и различные фобии, Вуди Аллен всегда пользовался популярностью у женщин. В молодости привлекательный юноша (рост режиссера — 163 см, вес — 68 кг) заинтересовывал девушек своим нестандартным чувством юмора.

Первой супругой режиссера стала Харлин Розен. Молодые люди познакомились ранней молодости. Первая встреча произошла на джазовом концерте.

Пара сыграла свадьбу в 1956 году в Голливуде и перебралась в Нью-Йорк, где Харлин училась на курсе философии, а Вуди писал юмористические скетчи и сценарии. Брак продержался 5 лет и распался. После развода Розен неоднократно судилась с бывшим мужем за его едкие высказывания о ней, оценив свою обиду в $1 млн.

Второй брак Вуди Аллена с актрисой Луизой Лассер продержался еще меньше. Через 3 года пара разошлась, за это время артистка успела сняться в нескольких картинах мужа, в том числе и кинолентах «Хватай деньги и беги» и «Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить». До 1997 года Вуди Аллен не женился.

Вуди Аллен и Миа Фэрроу

В 1970-м режиссер встретил Дайан Китон. Она оказала немалое влияние на творчество режиссера и снялась во многих его картинах, наиболее яркая из которых – «Энни Холл». Кстати, название фильма – это настоящее имя актрисы. В картине представлены биографические эпизоды из совместной жизни звездной пары. Отношения закончились, но Аллен и Китон расстались друзьями и впоследствии продолжили общаться и сотрудничать.

В 1980 году у Вуди Аллена случился роман с Мией Фэрроу. Актриса сыграла в 13 лентах режиссера, среди которых наиболее популярные «Пурпурная роза Каира» и «Ханна и ее сестры». Вместе пара жила 12 лет, не регистрируя отношений. Миа родила Аллену его единственного сына Ронана Шеймуса Фэрроу.

Также они усыновили двоих детей, Мэлоун и Мишу. Завершение отношений сопровождалось громким скандалом и несколькими судебными процессами. Бывшая гражданская жена выдвинула против Вуди обвинения в растлении малолетних, однако доказательства не предоставила.

Единственный сын Аллена и Фэрроу Ронан Шеймус Фэрроу в 2011 году попал в список журнала «Форбс», в котором отмечены самые успешные молодые люди до 30 лет. Он был советником госсекретаря США Хиллари Клинтон по делам молодежи и награжден стипендией Родса, позволившей ему обучаться в университете Оксфорда.

Вуди Аллен и его жена Сун-и Превен

В 2014 году в СМИ появились подробности сенсации, связанной с Вуди Алленом. Публика узнала о вопиющем случае, касающемся личной жизни кинорежиссера. Воспоминания его приемной дочери Дилан (Мэлоун) Фэрроу оказались более чем пикантными: она утверждала, что подвергалась преследованиям со стороны отчима, будучи 7-летним ребенком.

На сторону сводной сестры встал родной сын режиссера, но сам Вуди Аллен опроверг это заявление. Он уточнил, что лишь однажды положил голову на колени Дилан, но это событие произошло на виду у окружающих во время общего просмотра телефильма в доме постановщика. Признание режиссера не убедило членов его семьи, они по-прежнему уверены в правоте слов Дилан.

Имя режиссера связано еще с одной скандальной историей. В 2018 году модель Кристина Энглхардт обвинила Аллена в том, что в 16-летнем возрасте подверглась с его стороны домогательствам. Тем не менее актриса вспоминает эту связь, которая впоследствии продлилась несколько лет, без обвинения в адрес знаменитости.

Цитаты о Вуди Аллене

Вуди Аллен. 1971 год

«Если бы человек день и ночь думал о смерти, он стал бы Вуди Алленом»  . Esquire. 22 августа 2020 года..

«На каком-то уровне Вуди — женщина. Я просто думаю, что он тесно связан с этой стороной самого себя. Он прекрасно понимает женские характеры, которые создает. Его женские персонажи всегда очень глубокие, масштабные и честные по отношению к тому, что они чувствуют, и он знает, как писать для них диалоги, чтобы все это передать»  Kate Winslet recently said on ‘some level Woody is a woman’ because Woody Allen writes female characters so well. Business Insider. 8 December 2017..

«Это фильм, который постепенно устанавливает свой тон, переключаясь между тонами: переключения демонстрируют беспокойный ум режиссера, отвора­чивающийся от очевидной темы сцены, чтобы найти ракурс, который раскры­вает шутку. „Энни Холл“ — фильм о человеке, который всегда ищет лазейки в совершенстве. Кто может все превратить в шутку и хочет однажды не суметь это сделать»  R. Ebert. Annie Hall. 12 May 2002..

как начать смотреть фильмы:

Микеланджело Антониони

Милоша Формана

Андрея Тарковского

Дзиги Вертова

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Дневник дня

Андрей ПлатоновРецепт дня

Любимый десерт индийского бога мудростиРеклама дня

«Пакистанские авиалинии»

Архив

Детство и юность

Хейвуд Аллен Стюарт Конигсберг, который известен как Вуди Аллен, родился в Нью-Йорке в декабре 1935 года. Его бабушка и дедушка, евреи по национальности, были немецкими эмигрантами и разговаривали на идиш и немецком. Хейвуд Аллен Стюарт был первенцем в семье Нетти и Мартина Конигсберг.

Через 8 лет родилась дочь Летти (сейчас она продюсер фильмов Вуди Аллена). Родители будущего режиссера родились и выросли на Манхэттене, потом переехали в Бруклин. Нетти трудилась бухгалтером в магазине кондитерских изделий, принадлежавшем семье. Мартин работал гравером и ювелиром.

Первые 8 классов Конигсберг-младший учился в еврейской школе. В детстве ровесники называли его Рыжим за цвет волос. Хейвуд мог постоять за себя, хотя, судя по фото, казался слабым. Он был бейсболистом и играл в баскетбол. А еще парень заработал авторитет своим врожденным чувством юмора.

Вуди Аллен и его дочь Дилан Фэрроу

Он писал шуточные заметки для школьной газеты, взяв псевдоним Вуди Аллен. Они и принесли юному писателю первые заработки. В 16-летнем возрасте Аллена заметил комический артист Милт Кэмэн. Он устроил Вуди в шоу Сида Сизара в качестве писателя-юмориста.

После окончания школы Вуди Аллен становится студентом университета Нью-Йорка, где выбирает факультет кинематографии. Продержался там он недолго, так как прилежанием не отличался. Некоторое время Вуди посещал один из колледжей Нью-Йорка, но и тут с учебой не заладилось. Молодой человек вынужден был зарабатывать.

В молодости он писал скетчи для газет, появлялся в качестве комика в ночных клубах города. Одно из таких выступлений увидел продюсер Чарльз Фельдман. Он предложил остроумному Вуди дописать неоконченную комедию. Уже через год на экраны вышла лента «Что нового, киска?», в которой Аллен дебютировал и как сценарист, и как актер.

Первый успех вдохновил Вуди Аллена. Он начал сниматься в эпизодических ролях в кино и браться за доработку чужих сценариев. Но вскоре парень понял, что и сам способен строить карьеру и снимать фильмы.

Любимец барышень

1980-е становятся для Аллена золотым временем. Он снимает свои самые известные фильмы: «Мужья и жены», «Пурпурная роза Каира», «Загадочное убийство в Манхеттене» и прочие. Он становится кумиром интеллектуалов (и особенно интеллектуалок). А поскольку к интеллектуалкам Вуди всегда был неравнодушен, в его жизни появляется актриса Миа Фэрроу. Как декламировал в свое время какой-то отечественный рэпер, «Эх, если б он знал, какая это подстава».

Сладкий и гадкий

Миа Фэрроу и Вуди Аллена

Фото: Global Look Press/Orion Pictures

У Мии — так уж сложилось — было много приемных детей. В какой-то момент ее ждало неприятное потрясение: она нашла свидетельства сожительства Вуди с ее дочерью Сун-И Превен. Разразился грандиозный скандал. В общем, с точки зрения закона ничего такого в этом не было: девушка была уже совершеннолетней, в кровном родстве с режиссером не состояла, да и сам союз Мии и Вуди никак оформлен не был. Но Миа решила идти до конца.

В 1993 году появляются показания другой приемной дочери — Дилан — про то, что Аллен якобы насиловал ее в малолетстве. Процесс был долгим, однако вину Вуди доказать не удалось (сам он уверял, что это месть бывшей сожительницы). Аллен тем не менее стал объектом травли со стороны журналистов и общественности. Эта история еще аукнется ему спустя много лет — в куда менее толерантные 2010-е.

Поэзия большого города: Нью-Йорк и европейские столицы


Кадры из фильмов «Манхэттен» (1979), «Нью-Йоркские истории» (1989), «Вики Кристина Барселона» (2008), «Полночь в Париже» (2011)

Вуди Аллен — режиссер-урбанист. Место действия почти всех его фильмов — крупный, бурлящий жизнью мегаполис, чаще всего, конечно же, родной Нью-Йорк. Среди крупнейших режиссеров Северной Америки, пожалуй, лишь Мартин Скорсезе воспевает город на Гудзоне с таким же тщанием. По фильмам Аллена можно изучить не только все ключевые достопримечательности Нью-Йорка, от Эмпайр-стейт-билдинг и моста Куинсборо до аттракционов на Кони-Айленде и бродвейских театров, но и менее знаковые места: арт-хаусные кинотеатры, букинистические магазинчики и разного рода забегаловки. Некоторые локации Аллен снимает по несколько раз из фильма в фильм, видимо, полагая, что Нью-Йорка не может быть много. В 2000-х во многом из-за того, что снимать в любимом городе стало слишком дорого, Аллен устроил вояж по столицам Европы. Он уже успел поместить своих героев в Лондон, Барселону, Париж и Рим, окутав каждый из них романтическим ореолом.

«Манхэттен» (1979)


«Манхэттен» (1979)

Фото: Kinopoisk

Черное-белое признание мэтра в любви
Манхэттену, где Вуди вырос, его чарующим локациям, наводненным интеллектуалами.
Именно в них пребывает главный герой по имени Айзек, сыгранный режиссером. Этот
классический алленовский персонаж пытается не утонуть в водовороте
стремительной жизни и потока собственных ошибок.

В фильме находится место разговорам об
искусстве, мимолетным отношениям, изменам. Но картине, как и другим
произведениям Аллена, не чужда ирония, пусть и изрядно наполненная
драматическими нотками. Его персонажи постоянно находятся в поиске чего-то.

Интеллектуальные беседы и созерцание красот романтичного Манхэттена 70-х не
могут заполнить их жизнь. Герои ищут приключений в отношениях, которые не
всегда заканчиваются хорошо, но определенные уроки из них всегда можно вынести.

Большинством критиков именно эта работа
считается самой лучшей, хотя сам режиссер изначально был очень недоволен
фильмом. Он даже просил компанию не выпускать его, но картина таки вышла, став
хитом.

«Манхэттен» был номинирован на премию «Оскар»
в категориях «Лучшая женская роль второго плана» и «Лучший сценарий», а также
получил две премии BAFTA в номинациях «Лучший
фильм» и «Лучший сценарий».

«Городской невротик»

Итак, продюсеры фильма «Что нового, киска?» (1965) обнаружили Вуди Аллена в кабаре. Расчет был прост: раз он сам сочиняет скетчи, то может написать и сценарий — почему бы его не нанять? Аллен терпеть не мог «Киску», потому что его сценарий перекроили, но благодаря этому фильму получил карт-бланш. Первым фильмом, который он поставил самостоятельно, была комедия «Хватай деньги и беги» (1969), где он сыграл главную роль недотепы Вергилия. Этот фильм успешно запустил его режиссерскую карьеру.

Вуди Аллен: «Меня считают интеллектуалом, потому что я ношу очки, и художником — потому что мои фильмы не приносят дохода. То и другое неверно» (из книги интервью Аллена со Стигом Бьоркманом).

Everett Collection/Legion Media

Кадр из фильма «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить»

Здесь он впервые предстал на экране таким, каким весь мир будет видеть его следующие пятьдесят лет, — хлипким невротиком («Невроз заменил мне аэробику!») и убежденным пессимистом, который видит опасность за каждым поворотом, хотя на самом деле ему сказочно везет.

«Вы знаете, как называются люди, которым кажется, что все их преследуют?» — «Да. Проницательные» (из фильма «Проклятие нефритового скорпиона»).

Смешной и мнительный герой Вуди Аллена, который превозмогает любые неурядицы благодаря сказочному везению, давал надежду всем недотепам мира.

Вуди Аллен: «Я всегда чувствовал себя тревожно и беспомощно, когда мне было и 5 лет, и 35, и 55. Как вы хотите, чтобы я себя чувствовал в 83 года? Я могу выйти из этой комнаты и отдать концы прямо в коридоре, и это не будет ни для кого сюрпризом. «Ну, ему было 83, чего вы еще ожидали?» Я чувствую себя так же, как и всегда. Тревожно и беспокойно».

TCD/Legion Media

Кадр из фильма «Энни Холл»

Поворотной работой в карьере Аллена стал фильм «Энни Холл» (1977). Именно там звучит одна из самых известных его острот о человеческой жизни, которая бывает либо ужасная, либо несчастная. Ужасная — это у тех, кто смертельно болен, а несчастная у всех остальных. Исходя из этой логики, нужно радоваться тому, что ты всего лишь несчастен! И проживать свою несчастную жизнь с удовольствием. Согласно кодексу Вуди Аллена, комедия — это та же трагедия, просто некоторое время спустя.

Вуди Аллен: «В какой-то момент я понял, что некоторые мои картины напоминают мультфильмы: никто не истекает кровью, никто не умирает по‑настоящему. Из сцены в сцену герои просто бегают туда-сюда и шутят, шутят, шутят».

Отличительная черта алленовского городского невротика — вечный пессимизм. Он постоянно чего-то боится и бормочет привычной скороговоркой, что неровен час — земля налетит на небесную ось и все будет плохо, да куда там — просто ужасно! Это его способ «заговаривать невезение». В мире, где ему приходится обитать, превозмогая жизненные сложности, мало того что нет Бога — по выходным водопроводчика-то не доищешься! Этот мир по Аллену — страшное место, где с его хрупким героем может произойти все что угодно. И как при таких раскладах человек может понять устройство Вселенной, если он даже в Чайна-тауне ориентируется с трудом?

Alamy/Legion Media

Вуди Аллен и Дайан Китон в фильме «Манхэттен», 1979 год

Женщины

Вуди Аллен: «Моя жена не желает взрослеть. Я принимаю ванну, а она топит мои кораблики».

В 1969-м во время репетиций на Бродвее своей пьесы «Сыграй это снова, Сэм» Аллен знакомится с Дайаной Китон. Они начинают жить вместе, и благодаря Дайан в его фильмах появляются блистательные женские образы

Умные и эксцентричные, они время от времени дарят своим вниманием угловатого шлемазла, но всегда ускользают, как в фильме «Манхэттен» (1979), где жена главного героя ушла от него к женщине, хотя тогда это еще не было мейнстримом

Теперь фразы, которые с легкостью могли бы быть исполняемыми со сцены стендапом, персонажи Аллена произносят в его фильмах:

«Мы раздумывали, что делать: поехать на Багамские острова или развестись? И решили, что Багамы — удовольствие всего на пару недель, а хороший развод — на всю жизнь» (из сборника рассказов «Побочные эффекты»).

«Я потому такой хороший любовник, что много тренируюсь на себе» («Любовь и смерть»).

В самом начале карьеры Аллен снял комедию «Все, что вы хотели знать о сексе, но стеснялись спросить» (1972). Спустя много лет журналист Стиг Бьоркман, составивший книгу интервью с Алленом, задаст ему вопрос: что именно он тогда хотел знать о сексе, но боялся спросить? Ответ, как обычно, был снайперским, как шутка бывалого стендапера: «Я хотел знать про секс только одно: где его можно получить? И как скоро? Больше меня по данному вопросу ничего не интересовало. Где и сколько раз».

Персонаж фильмов Вуди Аллена, его комическое альтер эго, в этом смысле постоянно прибедняется: «Моя личная жизнь ужасна. В последний раз я был внутри женщины, когда посетил статую Свободы» («Преступления и проступки»).

Ron Galella Collection via Getty Images

Режиссер Вуди Аллен, Миа Фэрроу с детьми в 1989 году

При этом личная жизнь режиссера была довольно бурной — и отдельную главу в ней занимает роман с Мией Фэрроу, с которой Аллен познакомился в 1980 году на вечеринке. Он долго и церемонно ухаживал — приглашал ее поужинать через секретаря. Фэрроу была дочерью актрисы Морин О’Салливан и режиссера Джона Фэрроу и с детства принадлежала к артистическому миру, куда он полжизни стремился попасть. Они с Фэрроу не вступают в брак, а живут каждый в своей квартире по разные стороны от Центрального парка. Утром они говорят по телефону и машут друг другу из окон полотенцами. «Она вырастила девятерых детей без травм, даже не имея в доме термометра. А я измеряю температуру каждые два часа!» — впоследствии вспоминал Аллен. В феврале 1991 года в New York Times появляется о том, какие безупречные отношения удалось выстроить режиссеру и его музе, не вступая в брак. А в 1992 году из-за связи Аллена с приемной дочерью Сун-И Превен между ними, 12 лет прожившими в согласии и сделавшими вместе 13 фильмов, начинается война не на жизнь, а на смерть. Ее последствия догонят Аллена спустя два десятилетия.

«Неуместная любовь с молодой девушкой кажется темой ваших фильмов и вашей жизни, разве нет?» — «Это не тема моей жизни. Я был женат дважды, и оба раза на женщинах практически своего возраста (на Харлин Розен и Луизе Лассер). Отношения, в которых я состоял, — с Дайан Китон и Мией Фэрроу — не то чтобы они очень молодые девушки» (из интервью , 1992).

Переосмысленные отношения Аллена с женщинами наполняли содержанием его фильмы. Однажды он признался в интервью, что ключевой шуткой его взрослой жизни и главным принципом любовных отношений стала фраза Граучо Маркса: «Я никогда не хотел бы принадлежать к клубу, членом которого может стать такой, как я». Ее перефразирует персонаж Аллена в «Энни Холл», сказав, то ни за что не будет встречаться с женщиной, которая польстится на такого, как он!

Moviestore Collection/Legion Media

Актер и актеры


За всю карьеру в кино Аллен исполнил около сорока ролей, большая часть — в собственных картинах. Что характерно, он не играет ни в одной из своих серьёзных лент, видимо, понимая, что уже одного его появления на экране достаточно, чтобы вызвать у зрителя ухмылку. Все образы Аллена однотипны, и он признает, что является «очень ограниченным актером», способным играть «либо интеллектуала, либо подонка». Правда, где в этих ролях сам Аллен, а где лишь персонажи — вопрос дискуссионный. Его экранный образ давно слился с реальным, а многочисленные опровержения воспринимаются лишь как попытки ввести доверчивую публику в заблуждение.
Кадр из фильма «Воспоминания о звездной пыли» (1980)

Определенно одно — Аллен имеет склонность к нарциссизму, которую, к счастью, уравновешивает самоиронией. И то, и другое в равной степени присутствует в постоянной алленовской теме амурных похождений, которым ничуть не мешает неформатная внешность.
Вуди Аллен, Эмма Стоун и Хоакин Феникс на съемках фильма «Иррациональный человек» (2015)

Что касается других актеров, то Аллен примечателен тем, что успел поработать едва ли не со всеми более или менее значимыми звездами Голливуда последнего полувека. Каждая его картина — это как минимум три-четыре хорошо всем известных имени. Сам Аллен сетует, что актеры работают с ним, «только если у них перерыв между более соблазнительными проектами». Тем не менее, роль в его фильме автоматически означает определенный статус, а также высокие шансы на «Оскар». Его старания принесли номинации восемнадцати актерам (одну получил сам Аллен), и семь из них оказались победными.
Дайан Китон в фильме «Энни Холл» (1977), Миа Фэрроу в фильме «Пурпурная роза Каира» (1985), Скарлетт Йоханссон в фильме «Матч Поинт» (2005), Пенелопа Крус в фильме «Вики Кристина Барселона» (2008)

Секрет ярких ролей прост — Аллен четко прописывает характеры в сценарии, а на площадке, как правило, избегает конкретных указаний, предоставляя актерам свободу. Любопытно, что Аллен редко приглашает сняться одну и ту же знаменитость второй, а тем более третий раз. За последнее десятилетие достаточно продолжительного расположения режиссера удалось добиться Скарлетт Йоханссон (три фильма), Пенелопе Крус (два фильма) и Эмме Стоун (тоже два фильма). Но настоящими музами Аллена стали, пожалуй, Дайан Китон (семь фильмов) и Миа Фэрроу (тринадцать фильмов).

«Матч поинт» (2005)


«Матч поинт» (2005)

Фото: Kinopoisk

Фильм
повествует о тренере по теннису Крисе (Джонатан Рис-Майерс), который, не став
выдающимся спортсменом, пробивается в верхи общества посредством брака с
женщиной из богатой семьи. Но все начинает идти прахом, когда его захватывает
всепоглощающая страсть к обворожительной Ноле (Скарлетт Йоханссон).

Жестокая
иллюстрация увядающих отношений и беспредельной жадности. При желании усидеть
на двух стульях герой совершает множество ошибок, отвратительно ведя себя с
обеими женщинами. Но где же правосудие?

Нельзя
не отметить отличную актерскую работу Скарлетт Йоханссон, чей персонаж
затмевает абсолютно всех.

Картина
получила испанскую кинопремию «Гойя» как лучший европейский фильм года.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий