Реферат: жан жак руссо великий просветитель

Кратко о книге «Эмиль» Ж. Ж. Руссо

«Эмиль» — и роман, и педагогический трактат. Рассказывая историю жизни идеального воспитанника, Руссо одновременно дает программу идеальному воспитателю. Но прежде всего — спор. Церковь утверждала — человек от рождения испорчен, на нем — проклятие первородного греха; Руссо заявляет—человек от природы добр и совершенен. Воспитание должно сообразовываться с тем, к какому сословию принадлежит ребенок? Нет, требует Руссо, всегда и прежде всего воспитывайте человека. Труд — удел низших сословий? Нет, доказывает Руссо, это долг каждого и необходимейшее условие воспитания. Так, камень за камнем разрушает Руссо основы традиционного воспитания и воздвигает на обломках здание новой педагогики. Уже современники замечали, что здание это смахивает на хрустальный замок из сказки; упреки в утопизме и нежизненности с тех пор не смолкают уже два столетия.

Что же, бесспорно — нельзя всерьез видеть в «Эмиле» практическую программу воспитания; в таком естестве она нереальна для любой эпохи. Книгу эту надо рассматривать скорее, говоря по-современному, как «модель», как «идеальную схему» воспитания, неустрашимо логично выведенную из немногих главных оснований. И хотя попытки горячих поклонников Руссо применить его систему на практике неизменно кончались конфузом, сами эти основания (во всяком случае, многие из них) стали краеугольными камнями, на которых основывалась последующая педагогика. Не будем говорить о ближайших (по времени) его последователях, о Базедове, или Песталоцци, или даже о Толстом. Обратимся к эпохе гораздо более близкой.

Меньше всего хотелось, чтобы читатели увидели в книге «Эмиль, или О воспитании» лишь ряд практических советов. За два столетия наши знания о ребенке выросли неизмеримо, и многое в суждениях Руссо и неискушенному читателю покажется наивным. Но дух, пронизывающий эту книгу, которую можно назвать «декларацией прав ребенка», не должен быть нам безразличен.

Метки: биография Жака Руссо, книга «Эмиль» Руссо.

Биография Жана Жака Руссо

Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. Первые детские годы мальчика были на редкость безоблачными и счастливыми. Сначала в отчем доме, а потом в семье дяди Жан-Жак проводит дни в беззаботных играх и простительных шалостях, жадно слушает рассказы и чтение взрослых, а вскоре (он очень рано научился грамоте) и сам зачитывается Плутархом и Тацитом. Все переменилось в один день — тот самый, когда Жан-Жака впервые несправедливо наказали за проступок, которого он не совершал.

Тем, кто хотел бы знать, надолго ли памятно детское горе, надо перечесть рассказывающие об этом дне страницы «Исповеди». На склоне лет, отделенный громадами пережитого, Руссо пишет об этом так, словно все было только вчера, словно боль не отошла, не утихла. Какой же она была в первую минуту, если целая жизнь не стерла, не сгладила ее…

Вскоре мальчика отдают в ученье к граверу. Но дело не пошло — Жан-Жак хоть и интересуется ремеслом, но гораздо больше времени отдает добываемым тайком книгам да шалостям — уже далеко не безобидным. В конце концов, когда однажды перед припозднившейся компанией подростков заперли городские ворота, Жан-Жак решает и вовсе не возвращаться в Женеву. Начинаются скитания. Он перебирается во Францию, потом в Италию, потом снова во Францию, служит где придется и кем придется — лакеем, домашним секретарем, учителем, переписчиком нот.

В 1741 году Руссо попадает в Париж, ему удается познакомиться с Вольтером, Дидро, д’Аламбером. Он становится своим в литературных и светских салонах — но так, на вторых ролях — то ли гость, то ли бедняк, ищущий покровительства. Годы идут, ему уже 37…

Как всегда в его жизни, перемена наступает неожиданно. Отправившись на свидание с Дидро, который за очередное свое сочинение отбывал положенное в Венсенском замке, Руссо случайно замечает в захваченной на дорогу газете объявление о конкурсе Дижонской Академии. Тема конкурсного сочинения «Способствовали ли науки и искусства очищению нравов?».

…Несколько месяцев — и вот уже «вся Франция» только и говорит: «Этот Руссо…» Не зря: трактат содержал вывод, который и нас сегодня может поразить,—«нет, не способствовали».

Уже в этом, первом сочинении отразилась самая суть его личности. Застенчивый, непостоянный, робкий в обыденной жизни, он был на редкость неустрашим и последователен в сфере мысли.. Уверенный в правоте исходной посылки, он неизменно шел в своих суждениях до конца, даже если конечные выводы, казалось бы, противоречили общепринятому здравому смыслу. Так и в «Рассуждении о науках и искусствах» исходной для Руссо была мысль о противоестественности человеческого неравенства; он находил основание утверждать, что науки и искусства не ведут к его уменьшению

И следовательно… Но на посылку не все обратили внимание; вывод же был замечен — в ту эпоху любили парадоксы

На несколько лет для Руссо наступает пора безоблачной славы. Однако многое смущает поклонников, да и друзей: его странная привязанность к Терезе Левассер, простой служанке, его внешний облик (в светских салонах он появляется одетым, как мелкий ремесленник), его упорный отказ от денежной помощи высочайших особ (он по-прежнему предпочитает зарабатывать на жизнь перепиской нот). И когда начинается преследование «Эмиля», он с горьким изумлением обнаруживает, что единомышленников у него немного, а друзей и вовсе нет.

Однако пора сказать о том, какова была эта книга, в гневе на которую объединились католики и протестанты, которую после пугачевского восстания сочла необходимым запретить «просвещеннейшая» Екатерина II.

Просветительство и воспитание

Взгляды философа наполнены противоречиями. Возражая против культуры и науки, Руссо всегда использовал их плоды и в воспитании индивида осознавал их незаменимость и бесспорные достоинства. Полагая, как большинство его современников, что если правители будут прислушиваться к философам, то и общество станет абсолютным. Но это не однозначное опровержение, свойственное Руссо. Педагогические суждения философа возлагают надежды на раскритикованное им просвещение. Именно оно способно сделать возможным воспитание достойных граждан, а без этого правители и подданные, будут всего лишь невольниками и обманщиками. Необходимо помнить, что человеческое детство – это доля воспоминаний о затерянном эдеме и пытаться как можно больше брать от природы.

Руссо оспорен по всем статьям. Но он был не столько великим философом, сколько великим мечтателем. И его мечты – о счастливом и неразлученном единстве человечества – не умирают. Это одно из обстоятельств бытия человека. Человек не способен существовать в жестоком и четком осмыслении невыполнимости его исконных желаний – к чему старался склонить его Фрейд. И настоящий мир, как мы могли сотни раз убедиться, принимает позицию Руссо. Фрейд перебарывается в концепциях нерепрессивной культуры. Сдерживание исходных инстинктов, делает из человека животное. Животные – тоже наши меньшие братья. Всевозможные поэты-битники, сексуальные экспериментаторы, хиппи и другие – это далекие последователи Жан-Жака.

Воспитание и образование

Следующее произведение
Pуссо, «Эмиль», посвящено проблеме
воспитания детей. Замечательно, что 
именно дико выросший, невоспитанный Pуссо
стал реформатором педагогики. У Pуссо
были предшественники; в особенности он
пользовался в «Эмиле» «мудрым» Локком,
которого он, однако, далеко превзошёл,
с помощью идеи контраста между природой
и обществом и присущего ему чувства или
чувствительности. До Pуссо обращение
с ребёнком всецело вытекало, так сказать,
из понятия репрессии, а обучение заключалось
в безалаберном вколачивании определённого
рутиной количества мёртвых сведений.
Pуссо исходил из мысли, что ребёнок — дар
природы, как и «естественный человек»;
задача педагогии — развить вложенные
в него природой задатки, помочь ему усвоить
себе необходимые для жизни в обществе
знания, приноравливаясь к его возрасту,
и научить его какому-нибудь делу, которое
помогло бы ему стать на ноги. Из этой мысли
вытекали все здравые педагогические
идеи и советы Pуссо: требование, чтобы
матери сами вскармливали своих детей,
протест против скручивания маленького
тельца в пелёнках, забота о физическом
воспитании и о соответствующей детским
представлениям обстановке, осуждение
преждевременного обучения, совет изыскивать
способы приохотить ребёнка к учению,
развивать в нём любознательность и наводить
его на необходимые для него понятия, мудрое
указание относительно наказаний — они
должны быть естественным последствием
поведения ребёнка и отнюдь не представляться
ему делом чужого произвола и насилия
над слабым. В то же время «Эмиль» может
быть назван романом не потому только,
что заключает в себе историю одного воспитания;
по меткому выражению Песталоцци, это —
книга педагогических бредней. Причина
этому заключается отчасти в искусственной
обстановке, придуманной Pуссо для своего
педагогического трактата, в карикатурном
преувеличении здравых педагогических
принципов и в чувствительном отношении
ко всему, что Pуссо называл природой или
относил на её счёт. Pуссо отбросил для
своей педагогии классическую обстановку
«Телемаха», но сохранил «ментора»: его
Эмиль воспитывается не семьёй, а «гувернёром»,
играющим роль Провидения, при условиях,
несбыточных для громадного большинства
людей. Верная идея, что воспитание и обучение
должны иметь «эволюционный» характер,
проявилась в искусственном разделении
всего процесса воспитания на четыре пятилетия.
Верная мысль, что воспитатель должен
приохочивать ребёнка к учению и выжидать
соответствующей поры для сообщения известных
сведений, проводится в «Эмиле» в целом
ряде несообразностей. Чтобы приохотить
Эмиля к грамоте, его приглашают в гости
записками, которые по его безграмотству
остаются непрочитанными; восход солнца
служит поводом к первому уроку космографии;
из разговора с садовником мальчик впервые
получает понятие о собственности; понятие
о Боге ему сообщают в таком возрасте,
до которого невозможно обходить религиозные
вопросы. В связи с этим стоит неисполнимая
на практике система предохранения ребёнка
от того, что он не должен знать или делать —
например от чтения книг. Всего более фальши
вносится в педагогию Pуссо его воззрением
на природу и культурное общество, выраженным
в словах: «все дело в том, чтобы не испортить
человека природы, приноравливая его к
обществу». Ментор Эмиля простирает свою
заботливость о нём до того, что заблаговременно
выбирает для него невесту. Женщины, по
мнению Pуссо, воспитываются для мужчины;
если мальчик должен постоянно задаваться
вопросом: «для чего это пригодно», то
девочку должен занимать другой вопрос:
«какое это произведёт впечатление». Pуссо,
впрочем, сам подорвал веру в свою теорию
воспитания женщин: Софья, вышедши замуж
за Эмиля, ему изменяет, он, в отчаянии,
становится скитальцем и попадает в рабы
и советники алжирского бея. В «Эмиле»
Pуссо является воспитателем не только
юношества, но и общества; роман заключает
в себе исповедь веры Pуссо и основы его
философского мировоззрения.

Видео c Иван Янковский

Смотреть видео

Дама Пик,

Ксения Раппопорт,
Павел Лунгин,
Иван Янковский,

Смотреть видео

Ночные стражи,

Любовь Аксёнова,
Леонид Ярмольник,
Михаил Евланов,
Эмилис Веливис,
Иван Янковский,

Смотреть видео

Ночные стражи,

Любовь Аксёнова,
Леонид Ярмольник,
Эмилис Веливис,
Иван Янковский,

Смотреть видео

Тряпичный союз,

Михаил Местецкий,
Александр Паль,
Павел Чинарёв,
Иван Янковский,
Анастасия Пронина,
Василий Буткевич,

Назад
Вперед

Педагогика

В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.

Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.

По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.

Книга Жана-Жака Руссо

Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.

Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.

Мыслитель Жан-Жак Руссо

По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.

В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.

Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.

Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой

Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно

На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.

Книга Жана-Жака Руссо

Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.

Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.

Вольные хлеба Жан-Жака Руссо: философ и мыслитель

В начале сороковых годов он неожиданно для себя понял, что того безмятежного счастья, что он испытывал в скитаниях, больше нет. Его все больше клонило в мизантропию, он стал нервным, часто уединялся и мог днями тосковать, просто сидя на подоконнике и смотря в серое небо. Жан стал чаще бывать на улице, ухаживал за пчелами и птицей, охотно работал в поле.

Винцинрид активно вытеснял его из образовавшегося «трио» — следовало подумать о том, что делать дальше. В 1740 году он поступил на службу в дом Мабли в Лионе, но долго там не задержался. Он не умел правильно разговаривать, откровенно заигрывал с хозяйкой, воровал вино и еду, носил к себе в комнату и фамильярничал с хозяином. В итоге его поперли и оттуда, пришлось снова побираться.

Интересно

После неудачной работы наставником, Руссо решил испробовать себя в роли секретаря, так как ничего толком не умел, кроме как писать. Он устроился к французскому дипломату в Венеции графу Монтегю. Тот смотрел на Жана, как на прислугу, но философ возомнил себя влиятельным лицом и стал задирать нос. В итоге аристократ прогнал молодого человека, даже не заплатив ему за проделанную работу. Руссо подал на него жалобу в Париж и получил хорошую денежную компенсацию.

Фрик эпохи Просвещения

Не видя иного выхода и понимая, что полученных средств хватит ненадолго, Жан нашел себе место секретаря у еврейского откупщика Франкёля. Это был правильный шаг, позволивший свести знакомство с такими выдающимися современниками-энциклопедистами, как публицист барон Фридрих Мельхиор Гримм, а также философ и драматург Дени Дидро. Они относились к непосредственному мужчине снисходительно и прощали его оплошности. В сорок девятом году в одной из газет он прочел статью о возрождении искусств и науки и влиянии их на очищение нравов. Именно тогда он понял простую истину, ставшую главным постулатом его философии – любое просвещение вредно, а культура является средоточием лжи и предательства.

Руссо накропал ответ — у него завязалась переписка с Дижонской академией, от имени которой была опубликована та знаковая статья. За это письмо, изобличающее лицемерие, он получил премию. С тех самых пор писатель Жан-Жак Руссо стал желанным членом просвещенного и утонченного общества. Ему рукоплескали стоя, а весь последующий период стал наиболее плодотворным в его творчестве. Он так увлекся собственным парадоксом, что переоделся в рубище, стал хамить и грубить аристократам, считая себя чрезвычайно необычным. В этом было много клоунады, но общество назвало его «Иеремией» современности, подразумевая пророческую суть философа.

Скитания по миру

Как раз в этот период ему подвернулась мадам д’Эпине, интрижка с племянницей которой обошлась Руссо слишком дорого. У него окончательно испортились отношения с энциклопедистами, на него обиделся Дидро, а Гримм откровенно называл маньяком, которому нет места в приличном обществе. В 1761 году отцы парламент Парижа инициировал процесс против отцов-иезуитов, не забыв и про философов. Руссо, приговоренный к тюрьме, вынужден был снова скрываться. Он отправился в княжестве Невшательском, что в Пруссии. Там удалось пробыть три года, после чего он вернулся в Женеву.

Приняли его неплохо, но расшатанное душевное здоровье привело к новым злоключениям. Он стал совершать нелогичные поступки, решив вернуться к кальвинизму, но в то же время жестко критиковал его в своих сочинениях. На все неприятности наложилась еще и ссора с Вольтером, который ранее благоволил философу. Тот агитировал за закрытие театра, что мэтр воспринял, как личное оскорбление. Подстрекаемые местным священником крестьяне однажды ночью забросали его дом камнями. Пришлось снова бежать, на этот раз в Британию по приглашению шотландского философа Дэвида (Давид) Юма. В семидесятом он снова вернулся в Париж, несмотря на судебный запрет. Впрочем, его больше никто не преследовал. Мужчину оставили наедине с его развивающейся паранойей.

Краткая биография

  1. В марте 1728 г. в возрасте 16 лет Руссо решил сбежать из Женевы. Он попал в Савойю, в которой исповедовали католицизм. Священник, к которому обратился Жан-Жак, предложил ему принять католическую веру и направил к госпоже Франсуазе Луизе де Варан.
  2. Франсуаза помогла молодому человеку попасть в туринский монастырь, где обучали новообращённых (прозелитов). Там Руссо провёл 4 месяца, после чего стал католиком.
  3. Затем в Турине молодой человек устроился лакеем в дом знатного семейства, где к нему отнеслись с большим участием. Вместе с их сыном он учил итальянский язык.
  4. Поработав несколько месяцев, Жан-Жак вновь оказался у госпожи де Варан. Она занялась его образованием, научила правописанию, грамотной речи и светским манерам. Затем она устроила молодого человека в семинарию, а потом — учеником органиста. Сама Франсуаза в это время уехала из Турина.
  5. На протяжении 2-х лет Руссо вёл кочевой образ жизни, бродяжничал по Швейцарии, нуждался.
  6. В 1732 г. он вновь появился в доме госпожи де Варан и прожил у неё до 1737 г.
  7. В 1737 г. у Жан-Жака обнаружили полип в сердце, и благодетельница отправила его поправить здоровье на юг Франции, в город Монпелье.
  8. В 1740 г. в Лионе Руссо нашёл место домашнего наставника, но, не умея ладить с детьми, не смог долго там продержаться и уехал в Париж.
  9. Затем в Венеции он устроился домашним секретарём к французскому посланнику Монтегю, но и на этой должности пробыл не долго. Его выгнали без уплаты жалованья за неподобающее поведение.
  10. Руссо вновь отправился в Париж. Там он получил место секретаря у коммерсанта Франкёля. Он стал посещать литературный салон мадам Луизы д’Эпине, где имел большой успех благодаря своей наивности и бестактности, забавлявших публику. Там Жан-Жак познакомился с писателем и философом Дени Дидро и другими энциклопедистами.
  11. В 1749 г. Руссо удостоился премии дижонской академии за свою идею о вреде просвещения и культуры.
  12. В 1751 г. была поставлена написанная Руссо оперетта «Деревенский колдун», снискавшая успех в обществе.
  13. В подтверждение собственных идей о возврате к природе философ отказался от выгодного места и стал переписчиком нот. Он начал вести себя как дикарь, одевался в грубую одежду, совершал оскорбительные выходки. Благодаря этому среди просвещённых людей Руссо стал модным, его посещали, приглашали на обеды и ужины, осыпали подарками.
  14. Приехав в Женеву в 1754 г. философ вновь обратился в кальвинизм, желая получить гражданство.
  15. В 1755 г. вышло «Рассуждение» философа, в котором он осуждал все достижения культуры и гражданского общества, чем опять вызвал бурю восторгов.
  16. В 1756 г. госпожа д’Эпине построила в своём имении для Руссо коттедж – «Эрмитаж», – где он мог писать и наслаждаться близостью к природе.
  17. Вскоре из-за увлечения Руссо молодой невесткой госпожи д’Эпине Софи д’Удето, произошла ссора, а затем и полный разрыв с мадам д’Эпине и её кружком, в частности с Дидро.
  18. У философа появился новый покровитель – герцог Люксембургский. Он предложил Руссо пожить в павильоне, расположенном в его парке. Там Жан-Жак прожил 4 года.
  19. В период с 1757 по 1760 гг. Руссо написал роман «Юлия, или Новая Элоиза», опубликованный в 1761 г. и ставший невероятно популярным.
  20. После выхода в 1762 г. трактата по образованию «Эмиль» и книги «Общественный договор», Руссо был вынужден бежать из Парижа, т.к. его, как автора этих книг, хотели арестовать, а сами книги постановили сжечь.
  21. После недолгих скитаний философ обосновался в местечке Мотье Невшательского княжества. Там он прожил 3 с лишним года.
  22. В 1766 г. по приглашению шотландского философа Дэвида Юма Руссо отправился в Англию. Через некоторое время, поругавшись с хозяином, писатель вернулся в Париж.
  23. С 1765 по 1770 гг. Жан-Жак писал свой автобиографический роман «Исповедь», который во многом далёк от истины.
  24. В 1778 г. друг писателя маркиз де Жирарден увёз Руссо в свой загородный дом, опасаясь за его здоровье.
  25. 2 июля 1778 г. Жан-Жак Руссо неожиданно скончался.

[править] Характер Руссо

Его характер был полным противоположностей. Его широкая нравственность уже не связывала его с правилами. Гибкий и умный, он тонул в мечтах и не мог ужиться с действительностью. Его дела были верным отражением его характера.

Он был самоучкой, без методической подготовки. Он нигде не был кратким; не был философом в техническом смысле слова. Но он имел парадоксальные взгляды, искренний энтузиазм. Его философия была ориентирована не на условия и результаты науки, но больше на собственное понимание и мечты. Париж был той моделью, по которому он описывал цивилизацию, а крестьянская молодость стала источником описания естественного состояния.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Реферат: жан жак руссо великий просветитель

Кратко о книге «Эмиль» Ж. Ж. Руссо

«Эмиль» — и роман, и педагогический трактат. Рассказывая историю жизни идеального воспитанника, Руссо одновременно дает программу идеальному воспитателю. Но прежде всего — спор. Церковь утверждала — человек от рождения испорчен, на нем — проклятие первородного греха; Руссо заявляет—человек от природы добр и совершенен. Воспитание должно сообразовываться с тем, к какому сословию принадлежит ребенок? Нет, требует Руссо, всегда и прежде всего воспитывайте человека. Труд — удел низших сословий? Нет, доказывает Руссо, это долг каждого и необходимейшее условие воспитания. Так, камень за камнем разрушает Руссо основы традиционного воспитания и воздвигает на обломках здание новой педагогики. Уже современники замечали, что здание это смахивает на хрустальный замок из сказки; упреки в утопизме и нежизненности с тех пор не смолкают уже два столетия.

Что же, бесспорно — нельзя всерьез видеть в «Эмиле» практическую программу воспитания; в таком естестве она нереальна для любой эпохи. Книгу эту надо рассматривать скорее, говоря по-современному, как «модель», как «идеальную схему» воспитания, неустрашимо логично выведенную из немногих главных оснований. И хотя попытки горячих поклонников Руссо применить его систему на практике неизменно кончались конфузом, сами эти основания (во всяком случае, многие из них) стали краеугольными камнями, на которых основывалась последующая педагогика. Не будем говорить о ближайших (по времени) его последователях, о Базедове, или Песталоцци, или даже о Толстом. Обратимся к эпохе гораздо более близкой.

Меньше всего хотелось, чтобы читатели увидели в книге «Эмиль, или О воспитании» лишь ряд практических советов. За два столетия наши знания о ребенке выросли неизмеримо, и многое в суждениях Руссо и неискушенному читателю покажется наивным. Но дух, пронизывающий эту книгу, которую можно назвать «декларацией прав ребенка», не должен быть нам безразличен.

Метки: биография Жака Руссо, книга «Эмиль» Руссо.

Биография Жана Жака Руссо

Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве, в семье часовщика. Первые детские годы мальчика были на редкость безоблачными и счастливыми. Сначала в отчем доме, а потом в семье дяди Жан-Жак проводит дни в беззаботных играх и простительных шалостях, жадно слушает рассказы и чтение взрослых, а вскоре (он очень рано научился грамоте) и сам зачитывается Плутархом и Тацитом. Все переменилось в один день — тот самый, когда Жан-Жака впервые несправедливо наказали за проступок, которого он не совершал.

Тем, кто хотел бы знать, надолго ли памятно детское горе, надо перечесть рассказывающие об этом дне страницы «Исповеди». На склоне лет, отделенный громадами пережитого, Руссо пишет об этом так, словно все было только вчера, словно боль не отошла, не утихла. Какой же она была в первую минуту, если целая жизнь не стерла, не сгладила ее…

Вскоре мальчика отдают в ученье к граверу. Но дело не пошло — Жан-Жак хоть и интересуется ремеслом, но гораздо больше времени отдает добываемым тайком книгам да шалостям — уже далеко не безобидным. В конце концов, когда однажды перед припозднившейся компанией подростков заперли городские ворота, Жан-Жак решает и вовсе не возвращаться в Женеву. Начинаются скитания. Он перебирается во Францию, потом в Италию, потом снова во Францию, служит где придется и кем придется — лакеем, домашним секретарем, учителем, переписчиком нот.

В 1741 году Руссо попадает в Париж, ему удается познакомиться с Вольтером, Дидро, д’Аламбером. Он становится своим в литературных и светских салонах — но так, на вторых ролях — то ли гость, то ли бедняк, ищущий покровительства. Годы идут, ему уже 37…

Как всегда в его жизни, перемена наступает неожиданно. Отправившись на свидание с Дидро, который за очередное свое сочинение отбывал положенное в Венсенском замке, Руссо случайно замечает в захваченной на дорогу газете объявление о конкурсе Дижонской Академии. Тема конкурсного сочинения «Способствовали ли науки и искусства очищению нравов?».

…Несколько месяцев — и вот уже «вся Франция» только и говорит: «Этот Руссо…» Не зря: трактат содержал вывод, который и нас сегодня может поразить,—«нет, не способствовали».

Уже в этом, первом сочинении отразилась самая суть его личности. Застенчивый, непостоянный, робкий в обыденной жизни, он был на редкость неустрашим и последователен в сфере мысли.. Уверенный в правоте исходной посылки, он неизменно шел в своих суждениях до конца, даже если конечные выводы, казалось бы, противоречили общепринятому здравому смыслу. Так и в «Рассуждении о науках и искусствах» исходной для Руссо была мысль о противоестественности человеческого неравенства; он находил основание утверждать, что науки и искусства не ведут к его уменьшению

И следовательно… Но на посылку не все обратили внимание; вывод же был замечен — в ту эпоху любили парадоксы

На несколько лет для Руссо наступает пора безоблачной славы. Однако многое смущает поклонников, да и друзей: его странная привязанность к Терезе Левассер, простой служанке, его внешний облик (в светских салонах он появляется одетым, как мелкий ремесленник), его упорный отказ от денежной помощи высочайших особ (он по-прежнему предпочитает зарабатывать на жизнь перепиской нот). И когда начинается преследование «Эмиля», он с горьким изумлением обнаруживает, что единомышленников у него немного, а друзей и вовсе нет.

Однако пора сказать о том, какова была эта книга, в гневе на которую объединились католики и протестанты, которую после пугачевского восстания сочла необходимым запретить «просвещеннейшая» Екатерина II.

Просветительство и воспитание

Взгляды философа наполнены противоречиями. Возражая против культуры и науки, Руссо всегда использовал их плоды и в воспитании индивида осознавал их незаменимость и бесспорные достоинства. Полагая, как большинство его современников, что если правители будут прислушиваться к философам, то и общество станет абсолютным. Но это не однозначное опровержение, свойственное Руссо. Педагогические суждения философа возлагают надежды на раскритикованное им просвещение. Именно оно способно сделать возможным воспитание достойных граждан, а без этого правители и подданные, будут всего лишь невольниками и обманщиками. Необходимо помнить, что человеческое детство – это доля воспоминаний о затерянном эдеме и пытаться как можно больше брать от природы.

Руссо оспорен по всем статьям. Но он был не столько великим философом, сколько великим мечтателем. И его мечты – о счастливом и неразлученном единстве человечества – не умирают. Это одно из обстоятельств бытия человека. Человек не способен существовать в жестоком и четком осмыслении невыполнимости его исконных желаний – к чему старался склонить его Фрейд. И настоящий мир, как мы могли сотни раз убедиться, принимает позицию Руссо. Фрейд перебарывается в концепциях нерепрессивной культуры. Сдерживание исходных инстинктов, делает из человека животное. Животные – тоже наши меньшие братья. Всевозможные поэты-битники, сексуальные экспериментаторы, хиппи и другие – это далекие последователи Жан-Жака.

Воспитание и образование

Следующее произведение
Pуссо, «Эмиль», посвящено проблеме
воспитания детей. Замечательно, что 
именно дико выросший, невоспитанный Pуссо
стал реформатором педагогики. У Pуссо
были предшественники; в особенности он
пользовался в «Эмиле» «мудрым» Локком,
которого он, однако, далеко превзошёл,
с помощью идеи контраста между природой
и обществом и присущего ему чувства или
чувствительности. До Pуссо обращение
с ребёнком всецело вытекало, так сказать,
из понятия репрессии, а обучение заключалось
в безалаберном вколачивании определённого
рутиной количества мёртвых сведений.
Pуссо исходил из мысли, что ребёнок — дар
природы, как и «естественный человек»;
задача педагогии — развить вложенные
в него природой задатки, помочь ему усвоить
себе необходимые для жизни в обществе
знания, приноравливаясь к его возрасту,
и научить его какому-нибудь делу, которое
помогло бы ему стать на ноги. Из этой мысли
вытекали все здравые педагогические
идеи и советы Pуссо: требование, чтобы
матери сами вскармливали своих детей,
протест против скручивания маленького
тельца в пелёнках, забота о физическом
воспитании и о соответствующей детским
представлениям обстановке, осуждение
преждевременного обучения, совет изыскивать
способы приохотить ребёнка к учению,
развивать в нём любознательность и наводить
его на необходимые для него понятия, мудрое
указание относительно наказаний — они
должны быть естественным последствием
поведения ребёнка и отнюдь не представляться
ему делом чужого произвола и насилия
над слабым. В то же время «Эмиль» может
быть назван романом не потому только,
что заключает в себе историю одного воспитания;
по меткому выражению Песталоцци, это —
книга педагогических бредней. Причина
этому заключается отчасти в искусственной
обстановке, придуманной Pуссо для своего
педагогического трактата, в карикатурном
преувеличении здравых педагогических
принципов и в чувствительном отношении
ко всему, что Pуссо называл природой или
относил на её счёт. Pуссо отбросил для
своей педагогии классическую обстановку
«Телемаха», но сохранил «ментора»: его
Эмиль воспитывается не семьёй, а «гувернёром»,
играющим роль Провидения, при условиях,
несбыточных для громадного большинства
людей. Верная идея, что воспитание и обучение
должны иметь «эволюционный» характер,
проявилась в искусственном разделении
всего процесса воспитания на четыре пятилетия.
Верная мысль, что воспитатель должен
приохочивать ребёнка к учению и выжидать
соответствующей поры для сообщения известных
сведений, проводится в «Эмиле» в целом
ряде несообразностей. Чтобы приохотить
Эмиля к грамоте, его приглашают в гости
записками, которые по его безграмотству
остаются непрочитанными; восход солнца
служит поводом к первому уроку космографии;
из разговора с садовником мальчик впервые
получает понятие о собственности; понятие
о Боге ему сообщают в таком возрасте,
до которого невозможно обходить религиозные
вопросы. В связи с этим стоит неисполнимая
на практике система предохранения ребёнка
от того, что он не должен знать или делать —
например от чтения книг. Всего более фальши
вносится в педагогию Pуссо его воззрением
на природу и культурное общество, выраженным
в словах: «все дело в том, чтобы не испортить
человека природы, приноравливая его к
обществу». Ментор Эмиля простирает свою
заботливость о нём до того, что заблаговременно
выбирает для него невесту. Женщины, по
мнению Pуссо, воспитываются для мужчины;
если мальчик должен постоянно задаваться
вопросом: «для чего это пригодно», то
девочку должен занимать другой вопрос:
«какое это произведёт впечатление». Pуссо,
впрочем, сам подорвал веру в свою теорию
воспитания женщин: Софья, вышедши замуж
за Эмиля, ему изменяет, он, в отчаянии,
становится скитальцем и попадает в рабы
и советники алжирского бея. В «Эмиле»
Pуссо является воспитателем не только
юношества, но и общества; роман заключает
в себе исповедь веры Pуссо и основы его
философского мировоззрения.

Видео c Иван Янковский

Смотреть видео

Дама Пик,

Ксения Раппопорт,
Павел Лунгин,
Иван Янковский,

Смотреть видео

Ночные стражи,

Любовь Аксёнова,
Леонид Ярмольник,
Михаил Евланов,
Эмилис Веливис,
Иван Янковский,

Смотреть видео

Ночные стражи,

Любовь Аксёнова,
Леонид Ярмольник,
Эмилис Веливис,
Иван Янковский,

Смотреть видео

Тряпичный союз,

Михаил Местецкий,
Александр Паль,
Павел Чинарёв,
Иван Янковский,
Анастасия Пронина,
Василий Буткевич,

Назад
Вперед

Педагогика

В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.

Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.

По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.

Книга Жана-Жака Руссо

Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.

Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.

Мыслитель Жан-Жак Руссо

По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.

В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.

Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.

Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой

Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно

На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.

Книга Жана-Жака Руссо

Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.

Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.

Вольные хлеба Жан-Жака Руссо: философ и мыслитель

В начале сороковых годов он неожиданно для себя понял, что того безмятежного счастья, что он испытывал в скитаниях, больше нет. Его все больше клонило в мизантропию, он стал нервным, часто уединялся и мог днями тосковать, просто сидя на подоконнике и смотря в серое небо. Жан стал чаще бывать на улице, ухаживал за пчелами и птицей, охотно работал в поле.

Винцинрид активно вытеснял его из образовавшегося «трио» — следовало подумать о том, что делать дальше. В 1740 году он поступил на службу в дом Мабли в Лионе, но долго там не задержался. Он не умел правильно разговаривать, откровенно заигрывал с хозяйкой, воровал вино и еду, носил к себе в комнату и фамильярничал с хозяином. В итоге его поперли и оттуда, пришлось снова побираться.

Интересно

После неудачной работы наставником, Руссо решил испробовать себя в роли секретаря, так как ничего толком не умел, кроме как писать. Он устроился к французскому дипломату в Венеции графу Монтегю. Тот смотрел на Жана, как на прислугу, но философ возомнил себя влиятельным лицом и стал задирать нос. В итоге аристократ прогнал молодого человека, даже не заплатив ему за проделанную работу. Руссо подал на него жалобу в Париж и получил хорошую денежную компенсацию.

Фрик эпохи Просвещения

Не видя иного выхода и понимая, что полученных средств хватит ненадолго, Жан нашел себе место секретаря у еврейского откупщика Франкёля. Это был правильный шаг, позволивший свести знакомство с такими выдающимися современниками-энциклопедистами, как публицист барон Фридрих Мельхиор Гримм, а также философ и драматург Дени Дидро. Они относились к непосредственному мужчине снисходительно и прощали его оплошности. В сорок девятом году в одной из газет он прочел статью о возрождении искусств и науки и влиянии их на очищение нравов. Именно тогда он понял простую истину, ставшую главным постулатом его философии – любое просвещение вредно, а культура является средоточием лжи и предательства.

Руссо накропал ответ — у него завязалась переписка с Дижонской академией, от имени которой была опубликована та знаковая статья. За это письмо, изобличающее лицемерие, он получил премию. С тех самых пор писатель Жан-Жак Руссо стал желанным членом просвещенного и утонченного общества. Ему рукоплескали стоя, а весь последующий период стал наиболее плодотворным в его творчестве. Он так увлекся собственным парадоксом, что переоделся в рубище, стал хамить и грубить аристократам, считая себя чрезвычайно необычным. В этом было много клоунады, но общество назвало его «Иеремией» современности, подразумевая пророческую суть философа.

Скитания по миру

Как раз в этот период ему подвернулась мадам д’Эпине, интрижка с племянницей которой обошлась Руссо слишком дорого. У него окончательно испортились отношения с энциклопедистами, на него обиделся Дидро, а Гримм откровенно называл маньяком, которому нет места в приличном обществе. В 1761 году отцы парламент Парижа инициировал процесс против отцов-иезуитов, не забыв и про философов. Руссо, приговоренный к тюрьме, вынужден был снова скрываться. Он отправился в княжестве Невшательском, что в Пруссии. Там удалось пробыть три года, после чего он вернулся в Женеву.

Приняли его неплохо, но расшатанное душевное здоровье привело к новым злоключениям. Он стал совершать нелогичные поступки, решив вернуться к кальвинизму, но в то же время жестко критиковал его в своих сочинениях. На все неприятности наложилась еще и ссора с Вольтером, который ранее благоволил философу. Тот агитировал за закрытие театра, что мэтр воспринял, как личное оскорбление. Подстрекаемые местным священником крестьяне однажды ночью забросали его дом камнями. Пришлось снова бежать, на этот раз в Британию по приглашению шотландского философа Дэвида (Давид) Юма. В семидесятом он снова вернулся в Париж, несмотря на судебный запрет. Впрочем, его больше никто не преследовал. Мужчину оставили наедине с его развивающейся паранойей.

Краткая биография

  1. В марте 1728 г. в возрасте 16 лет Руссо решил сбежать из Женевы. Он попал в Савойю, в которой исповедовали католицизм. Священник, к которому обратился Жан-Жак, предложил ему принять католическую веру и направил к госпоже Франсуазе Луизе де Варан.
  2. Франсуаза помогла молодому человеку попасть в туринский монастырь, где обучали новообращённых (прозелитов). Там Руссо провёл 4 месяца, после чего стал католиком.
  3. Затем в Турине молодой человек устроился лакеем в дом знатного семейства, где к нему отнеслись с большим участием. Вместе с их сыном он учил итальянский язык.
  4. Поработав несколько месяцев, Жан-Жак вновь оказался у госпожи де Варан. Она занялась его образованием, научила правописанию, грамотной речи и светским манерам. Затем она устроила молодого человека в семинарию, а потом — учеником органиста. Сама Франсуаза в это время уехала из Турина.
  5. На протяжении 2-х лет Руссо вёл кочевой образ жизни, бродяжничал по Швейцарии, нуждался.
  6. В 1732 г. он вновь появился в доме госпожи де Варан и прожил у неё до 1737 г.
  7. В 1737 г. у Жан-Жака обнаружили полип в сердце, и благодетельница отправила его поправить здоровье на юг Франции, в город Монпелье.
  8. В 1740 г. в Лионе Руссо нашёл место домашнего наставника, но, не умея ладить с детьми, не смог долго там продержаться и уехал в Париж.
  9. Затем в Венеции он устроился домашним секретарём к французскому посланнику Монтегю, но и на этой должности пробыл не долго. Его выгнали без уплаты жалованья за неподобающее поведение.
  10. Руссо вновь отправился в Париж. Там он получил место секретаря у коммерсанта Франкёля. Он стал посещать литературный салон мадам Луизы д’Эпине, где имел большой успех благодаря своей наивности и бестактности, забавлявших публику. Там Жан-Жак познакомился с писателем и философом Дени Дидро и другими энциклопедистами.
  11. В 1749 г. Руссо удостоился премии дижонской академии за свою идею о вреде просвещения и культуры.
  12. В 1751 г. была поставлена написанная Руссо оперетта «Деревенский колдун», снискавшая успех в обществе.
  13. В подтверждение собственных идей о возврате к природе философ отказался от выгодного места и стал переписчиком нот. Он начал вести себя как дикарь, одевался в грубую одежду, совершал оскорбительные выходки. Благодаря этому среди просвещённых людей Руссо стал модным, его посещали, приглашали на обеды и ужины, осыпали подарками.
  14. Приехав в Женеву в 1754 г. философ вновь обратился в кальвинизм, желая получить гражданство.
  15. В 1755 г. вышло «Рассуждение» философа, в котором он осуждал все достижения культуры и гражданского общества, чем опять вызвал бурю восторгов.
  16. В 1756 г. госпожа д’Эпине построила в своём имении для Руссо коттедж – «Эрмитаж», – где он мог писать и наслаждаться близостью к природе.
  17. Вскоре из-за увлечения Руссо молодой невесткой госпожи д’Эпине Софи д’Удето, произошла ссора, а затем и полный разрыв с мадам д’Эпине и её кружком, в частности с Дидро.
  18. У философа появился новый покровитель – герцог Люксембургский. Он предложил Руссо пожить в павильоне, расположенном в его парке. Там Жан-Жак прожил 4 года.
  19. В период с 1757 по 1760 гг. Руссо написал роман «Юлия, или Новая Элоиза», опубликованный в 1761 г. и ставший невероятно популярным.
  20. После выхода в 1762 г. трактата по образованию «Эмиль» и книги «Общественный договор», Руссо был вынужден бежать из Парижа, т.к. его, как автора этих книг, хотели арестовать, а сами книги постановили сжечь.
  21. После недолгих скитаний философ обосновался в местечке Мотье Невшательского княжества. Там он прожил 3 с лишним года.
  22. В 1766 г. по приглашению шотландского философа Дэвида Юма Руссо отправился в Англию. Через некоторое время, поругавшись с хозяином, писатель вернулся в Париж.
  23. С 1765 по 1770 гг. Жан-Жак писал свой автобиографический роман «Исповедь», который во многом далёк от истины.
  24. В 1778 г. друг писателя маркиз де Жирарден увёз Руссо в свой загородный дом, опасаясь за его здоровье.
  25. 2 июля 1778 г. Жан-Жак Руссо неожиданно скончался.

[править] Характер Руссо

Его характер был полным противоположностей. Его широкая нравственность уже не связывала его с правилами. Гибкий и умный, он тонул в мечтах и не мог ужиться с действительностью. Его дела были верным отражением его характера.

Он был самоучкой, без методической подготовки. Он нигде не был кратким; не был философом в техническом смысле слова. Но он имел парадоксальные взгляды, искренний энтузиазм. Его философия была ориентирована не на условия и результаты науки, но больше на собственное понимание и мечты. Париж был той моделью, по которому он описывал цивилизацию, а крестьянская молодость стала источником описания естественного состояния.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий