Фрейдизм в философии

Психотерапия и психоанализ

В 1885 году благодаря поддержке друзей, влиятельных светил медицины, Зигмунд Фрейд попал на стажировку к французскому психиатру Жану Шарко. Практика открыла глаза будущему психоаналитику на различие между болезнями. У Шарко Фрейд научился применять в лечении гипноз, с помощью которого удавалось излечить пациентов, либо облегчить страдания.

Верхний ряд: Абрахам Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци. Нижний ряд: Зигмунд Фрейд, Грэнвилл С. Холл, Карл Густав Юнг

Зигмунд Фрейд стал применять в лечении беседы с пациентами, позволяя людям выговориться, изменить сознание. Такая техника приобрела название «Метод свободных ассоциаций». Эти беседы из случайных мыслей и фраз помогли проницательному психиатру понять проблемы пациентов и находить решение. Метод помог отказаться от использования гипноза и подтолкнул к общению с пациентами в полном и чистом сознании.

Фрейд представил миру мнение о том, что любой психоз — последствие воспоминаний человека, от которых трудно избавиться. Тогда же ученый вывел теорию, что большинство психозов основаны на Эдиповом комплексе и инфантильной детской сексуальности. Сексуальность, как считал Фрейд, это тот фактор, который определяет большое количество психологических проблем человека. «Три очерка по теории сексуальности» дополнили мнение ученого. Такое заявление на основе структурированных работ вызвало скандалы и разногласия между психиатрами-коллегами Фрейда, выступившими против теории. Представители научного сообщества заявили, что у Зигмунда бред, а он сам, как предполагали эксперты, стал жертвой психоза.

Зигмунд Фрейд

Выход в свет книги «Толкование сновидений» поначалу не принес автору должного признания, но впоследствии психоаналитики и психиатры признали значимость снов в лечении пациентов. Как считал ученый, сновидения – существенный фактор влияния на физиологическое состояние человеческого организма. После выпуска книги профессора Фрейда приглашали читать лекции в университетах Германии и США, что сам представитель медицины считал большим достижением.

«Психопатология обыденной жизни» – еще одна работа Фрейда. Эта книга считается второй работой после «Толкования сновидений», которая повлияла на создание топологической модели психики, разработанной ученым.

Прибытие Зигмунда Фрейда в Лондон, 1938 год

Книга «Введение в психоанализ» заняла особое место среди трудов ученого. В этой работе содержится ядро концепции, способов истолкования теоретических принципов и методов психоанализа, а также философия мышления автора. В дальнейшем азы философии станут основой для создания совокупности психических процессов и явлений, получивших новое определение – «Бессознательное».

Пытался Фрейд объяснить и социальные явления. В книге «Психология масс и анализ человеческого Я» психоаналитик рассуждал о факторах, которые влияют на толпу, поведение вождя, «престиж» получаемый в результате пребывания во власти. Все эти книги автора до сих пор – бестселлеры.

Зигмунд Фрейд за работой

В 1910 году случился раскол в рядах учеников и последователей Фрейда. Несогласие учеников с тем, что психоз и истерия связаны с подавлением сексуальной энергии человека (такой теории придерживался Фрейд) – причина противоречий, которые привели к расколу. Разногласия и распри утомляли великого психиатра. Психоаналитик решил собрать вокруг себя только тех, кто придерживался основ его теории. Так, в 1913 году появилось скрытное и практически тайное сообщество «Комитет».

Коротко о создании метода

Теория психоанализа произвела настоящую революцию в области психологии. Данный метод был создан и введен в эксплуатацию великим ученым из Австрии, доктором психиатрии Зигмундом Фрейдом. На заре своей карьеры Фрейд тесно сотрудничал со многими выдающимися учеными. Профессор физиологии Эрнст Брюкке, основатель катартического метода психотерапии Иосиф Брейер, основатель теории о психогенной природе истерии Жан-Маре Шарко — лишь малая часть исторических личностей, с кем Зигмунд Фрейд вместе трудился. По словам самого Фрейда, своеобразная база его метода зародилась именно в момент сотрудничества с вышеперечисленными людьми.

Занимаясь научной деятельностью, Фрейд пришел к выводу о том, что некоторые клинические проявления истерии нельзя интерпретировать с точки зрения физиологии. Как объяснить то, что одна часть человеческого тела полностью теряет чувствительность, а соседние области по-прежнему ощущают влияние различных раздражителей? Как объяснить поведение людей в состоянии гипноза? По мнению самого ученого, вышеперечисленные вопросы являются своеобразным доказательством того факта, что лишь часть психических процессов является проявлением реакций ЦНС.

Многие из людей слышали о том, что человеку, погруженному в гипнотическое состояние, можно задать психологическую установку, которую он обязательно выполнит. Довольно интересен тот факт, что если поинтересоваться у такого человека о мотивах совершенных поступков, то он сможет с легкостью найти аргументы, объясняющие его поведение. Основываясь на этом факте, можно сказать о том, что человеческое сознание самостоятельно подбирает аргументы к совершенным действиям, даже в том случае, когда для объяснений нет особой нужды.

В годы жизни Зигмунда Фрейда факт того, что человеческое поведение может зависеть от внешних факторов и тайных для сознания мотивов, являлся настоящим шоком

Следует обратить внимание на то, что именно Фрейд ввел такие понятия, как «бессознательность» и «подсознание». Наблюдения этого выдающегося ученого позволили создать теорию о психоанализе

Кратко, психоанализ Зигмунда Фрейда можно описать как анализ психики человека с точки зрения сил, которые ею движут. Под термином «сила» следует понимать мотивы, последствия и влияние на будущую судьбу, прошлого жизненного опыта.

Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом

Основные идеи психоанализа

По Фрейду, индивидом движут инстинкты, которые заставляют его совершать те или иные поступки. Два из них играют определяющую роль:

  • либидо (жизненная энергия);
  • инстинкт смерти (агрессивная энергия).

Особенность теории Фрейда в том, что она, по большей части, направлена на изучение либидо и сексуальной природы человека. Так как либидо тесно связано с переживаниями, поведением и эмоциями человека, оно может быть причиной расстройства психики.

В основе теории психоанализа лежит понимание психической природы человека как непрерывной и последовательной системы. Согласно такому принципу устройства психики, любые мысли, желания и поступки имеют свои причины и характеризуются сознательными или бессознательными мотивами. Также Фрейд полагал, что все прошедшие события и поступки оказывают влияние на жизнь человека в будущем, между прошлым и будущим всегда есть связь, даже если она неявная.

Три области

Базируясь на вышеперечисленных умозаключениях, Фрейд выделяет в человеческой психике три области:

  • сознание;
  • раздел подсознания;
  • бессознательная сфера.

К сознанию относится все то, что человек осознал за свою жизнь — осознанные, проанализированные поступки, мысли и события.

В область подсознания включены те элементы неосознанного, которые в любой момент могут быть осознаны индивидом.

К бессознательной сфере отнесены:

  • базовые инстинкты, являющиеся частью человека;
  • эмоции и идеи, вытесненные из сознания и не имеющие временных рамок.

Причинами вытеснения Фрейд считал восприятие индивидом подобных мыслей как запрещенных или грязных, что могло быть обусловлено нравственным воспитанием личности и нормами, принятыми в обществе.

Учеба в университете

Успешно окончив гимназию, Зигмунд Фрейд поступил на медицинское отделение Венского университета. Медицина его не привлекала, но предубеждения против евреев были настолько велики, что выбор дальнейшей карьеры был невелик: бизнес, торговля, юриспруденция или медицина. Так что с медициной он связал свое будущее просто методом исключения. У Фрейда был скорее гуманитарный склад ума, он прекрасно знал французский, английский, испанский и итальянский языки, немецкий был для него практически родным. В юности увлекался чтением трудов Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Канта. В гимназии не раз получал призы за свои литературные произведения.

В университете Фрейд, помимо учебы, успешно занимался научными исследованиями, он описал неизвестные ранее свойства нервных клеток золотых рыбок, изучал репродуктивные особенности угря. В этот же период им было сделано роковое открытие — Фрейд стал использовать кокаин для лечения некоторых заболеваний, сам его употреблял, так как воздействие этого вещества значительно повышало работоспособность. Фрейд считал его едва ли не панацеей, и отказался от   применения кокаина только тогда, когда было доказано, что кокаин вызывает зависимость и оказывает разрушительное действие на человека.

[править] Научная и исследовательская деятельность

Создал способ лечения больных с помощью психоанализа, основанного на толковании ассоциаций, сновидений, ошибок в действиях клиента. Составил трёхчленную энергетическую структуру личности: ид, эго и супер-эго. Считал, что в основе неврозов лежат сексуальные проблемы.

Развил теорию психосексуального развития индивида; в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Сначала разработал (вместе с Йозефом Брейером) т. н. «катартический метод». Потом сформулировал и перешел к практическому использованию метода «свободных ассоциаций» как основы психоаналитической терапии. Принципы психоанализа распространил на различные отрасли человеческой жизнедеятельности — мифологию, религию, фольклор, художественное творчество и т. п.

Среди его основных произведений — «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923) и др.

Семья и дети

Десятки лет ученый никак не контактировал с женщинами, можно даже сказать, что он опасался их общества. Такое странное поведение вызывало немало шуток и предположений, что ставило Фрейда в неловкие ситуации. Философ долгое время утверждал, что прекрасно обойдется без женского вмешательства в свое личное пространство. Но Зигмунду все-таки не удалось укрыться от женского очарования. История любви достаточно романтичная: на пути в типографию ученый чуть не попал под колеса кареты, испуганная пассажирка в знак извинений отослала Фрейду приглашение на бал. Приглашение было принято, и уже на мероприятии философ познакомился с Мартой Бейрнайс, которая и стала его супругой. Все время от помолвки до начала совместной жизни Фрейд общался и с сестрой Марты Минной. На почве этого в семье случались частые скандалы, жена была категорически против и убеждала супруга прекратить всякое общение с сестрой. Постоянные скандалы утомляли Зигмунда, и он последовал ее наставлениям.

Марта родила Фрейду шестерых детей, после чего ученый решил полностью отказаться от половой жизни. Последним ребенком в семье стала Анна. Именно она провела с отцом последние года его жизни и после его смерти продолжила его дело. В честь Анны Фрейд назван детских психотерапевтический лондонский центр.

Главная теория

Основной теорией, которую создал Зигмунд Фрейд, стал психоанализ. Введение в психоанализ в современном мире широко изучается, а в те времена, когда это течение появилось, многие психологи от Фрейда отвернулись. Причиной этого стало то, что ученые не верили, будто в основе истерии лежат подавленные воспоминания человека о сексе.

Рекомендуем: Эрик Эриксон: биография

Теория Зигмунда Фрейда со временем стала пользоваться пусть небольшой, но все же популярностью, и у него появились последователи и ученики. Весьма известны встречи «Психологическое общество по средам», на которых собирались психологи, – позже этот, с позволения сказать, кружок по интересам перерос в «Венское психоаналитическое объединение». Его участниками стали многие выдающиеся психологи того времени.

Самым важным вкладом Фрейда в психоанализ стало изучение личности. Структура личности, по Фрейду, состоит из трех важных компонентов: Оно, Я и Сверх-Я. Эта модель для своего времени была очень оригинальной, ведь ученый предположил, что причиной многих психических отклонений, да и в принципе всех проблем человека, являются запреты общества, которые не позволяют ему реализовать свои сексуальные желания.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Психоаналитическая теория Фрейда сводится к тому, что Я – это личность человека и его разум, Сверх-Я – это цензура, которая рождается воспитанием и обществом, а Оно – это те самые сексуальные желания, которых человек порой даже не осознает.

Психоанализ в психологии и философии

О психоанализе можно услышать множество общих суждений. Обычно отмечается, что психоанализ – это известное направление в психологии, пользу и значимость которого оценивают по-разному. У метода имеются и сторонники, и противники.

Если говорить о психоанализе в философском ключе, то замечено, что особенностью психоаналитических концепций стали их связь с психотерапевтической практикой. Она не сводится ни к экспериментальному познанию, ни к философскому умозрению, а прорастает из опыта общения и других аспектов. Настоящее постижение своего внутреннего мира осуществляется, через инсайт. Такое озарение вносит перемены в жизнь пациента – он начинает совершенно иначе осмыслять себя и свои убеждения.

Подобная философия в чем-то схожа с древними учениями, в которых сочеталась теория и практика дзен-буддизма, йоги и прочих видов психической саморегуляции.

Практика психоанализа периодически сравнивается с целительными действиями жрецов, шаманов. Обучение психоанализу приравнивают к инициации. Многие известные аналитики, практикующие психоанализ, неслучайно параллельно проявляют интерес к различным восточным учениям и даже магии.

Большинство приверженцев теорий Фрейда, как и раньше, придерживаются той модели человеческой психики, которая поддерживалась «отцом психоанализа». В основе их убеждений лежит то обстоятельство, что психоаналитики обычно получают психологическое или медицинское образование. Их задача заключается в приспособлении больного к окружающим обстоятельствам. По большей мере психоанализ распространен в Америке и наиболее развитых европейских странах.

В свое время Зигмунд Фрейд все же надеялся, что его теории психоанализа будут признаны научным сообществом. С этой целью он прибегал к аналогиям с археологией, гидравликой, экономикой и иным наукам. Постепенно в нем начало крепнуть убеждение, что этого все же не случится.

Первой причиной можно назвать разность подходов, а второй, то, что для ученых, формирование которых происходило в научных сферах девятнадцатого столетия, психоанализ является неприемлемым аспектом по личным причинам. Идеи терапии шли в разрез с нарциссическими иллюзиями о власти разума над природой и собой. В целом, то, с какой периодичностью многие представители науки и философии осуждали принципы психоанализа, говорит об их явной предвзятости. Постепенно эти убеждения начали меняться.

В наши дни научный статус психоанализа периодически продолжает оспариваться. Некоторые исследователи склоняются к мысли, что он все же научен, иные ставят это утверждение под сомнение, называя известную терапию псевдонаукой.

Тем не менее, в ХХ столетии психоанализ получил широкое распространение в гуманитарных науках, психологии, философии и прочих сферах.

Форма поиска

Кто такой Зигмунд Фрейд?

Это известный психоаналитик, психиатр, психолог, невролог, доктор медицины, профессор, основатель психоанализа, а также множества теорий о подсознании человека. Чтобы знать о нем, необязательно быть ученым, читать специализированную литературу или вращаться в высших кругах общества. А про оговорки «по Фрейду» – так и подавно слышали многие. В 19 веке ученый создал существенный резонанс, о котором спорят до сих пор.

О Фрейде всегда вспоминают, когда оговариваются в духе «ты такая толстенькая», вместо «тоненькая». Или, увидев банан, вспоминают о предметах власти, которые имеют скрытый сексуальный подтекст: жезл, напоминающий фаллос и другие предметы аналогичной формы.

Вот тут-то и начинаются смешки в духе «у кого, что болит, тот о том и говорит», «ты озабоченный» или «каждый думает в меру своей распущенности». Так это значит, что все думают о сексе?

Возможно, но это намного сложнее, потому что ассоциации формируют подсознание, на которое влияют сложные мозговые процессы. На психологическое здоровье человека оказывает воздействие его воспитание, отношение родителей и опыт общения с другими людьми в процессе взросления.

«Оно», «Я» и«Сверх-Я»

«Оно» представляет собой полностью бессознательную часть психики, в которой остаются все вытесненные влечения индивида. Это неизведанная, недоступная часть личности, в которой нет никаких моральных установок, нравственных оценок, понятий добра и зла.

«Оно» — это то, что является основой личности любого ребенка. Им движут первичные биологические потребности, желания, эмоции. Поэтому дети, особенно в возрасте до 5-6 лет, в большинстве своем, эгоистичны и капризны. Со временем от родителей ребенок узнает, что правильно, а что нет. Формируется его система ценностей, норм, правил поведения. Уже будучи в школе, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, соблюдать религиозные, моральные и правовые нормы, действующие в обществе. Это влияние родителей и социальной сферы жизни общества и обуславливает формирование «Сверх-Я».

«Сверх-Я» является подавляющим элементом. Являясь полной противоположностью «Оно», «Сверх-Я» олицетворяет совесть, идеалы, социальные нормы и все то, что ограничивает индивида, делает его цивилизованным и позволяет жить в человеческом обществе.

По своей природе «Сверх-Я» ближе к «Оно» чем к «Я», просто потому, что также бессознательно, только в отличие от «Оно», которое является своего рода наследственным, «Сверх-Я» — приобретенное бессознательное .

И «Оно» и «Сверх-Я» проявляют себя через третью психическую инстанцию — «Я».

«Я» — это уже сфера сознательного. Оно выступает посредником между «Оно» и «Сверх-Я».

Таким образом, олицетворяя здравый смысл и благоразумие, оно контролирует психические процессы происходящие в сознании.

Но из-за своей роли «Я» постоянно испытывает давление и со стороны «Оно» и со стороны «Сверх-Я».

Чрезвычайное влияние любого из них ведет к негативным последствиям. Например в случае, когда ребенка воспитывают в строгости, постоянно наказывают и заставляют чувствовать вину за его поведение, постепенно давление родителей сменяется давлением «Сверх-Я». Наказание извне заменяется на наказание изнутри. Становясь взрослым, такой человек часто впадает в депрессию, чувствует вину и испытывает муки совести. При этом «Сверх-Я» становится настолько тираническим, что человек винит себя не просто за прошлые деяния, которые он считает недостойными, но даже за недостойные мысли. Таким образом, вина и укоры совести такого человека часто обусловлены не объективной оценкой своих поступков, а сформировавшимся представлением человека о том, что он этого заслуживает, что он виноват и т.д.

Примеров того, что бывает с людьми, у которых наибольшим влиянием обладает «Оно», еще больше. Не нужно рассказывать о людях, которые игнорируют общественные ценности, нарушают правила и не считаются с чувствами других.

Таким образом, нарушение баланса между тремя основными составляющими психики приносит личности страдания, а порой приводит и к нарушениям психики, возникновению неврозов. Препятствовать этому пытается «Я». И основным методом является процесс вытеснения.

Биография

Зигмунд Фрейд – австрийский психоаналитик, психиатр и невролог. Основатель психоанализа. Предложил новаторские идеи, которые вызывают в научных кругах резонанс даже сегодня.

Зигмунд Фрейд родился в городе Фрайберг (ныне — Пршибор, Чехия) 6 мая 1856 года, став третьим ребенком в семье. Мать Зигмунда – вторая жена Якоба Фрейда, у которого уже было двое сыновей от первого брака. Торговля тканями приносила семейству прибыль, которой вполне хватало на жизнь. Но грянувшая революция растоптала даже столь малое начинание на фоне остальных идей, и семье пришлось покинуть родной дом. Сначала семья Фрейдов переселилась в Лейпциг, а спустя год в Вену. 

Бедный район, грязь, шум и неприятные соседи – те причины, которые не создавали позитивную атмосферу в доме будущего ученого. Сам Зигмунд не любил вспоминать раннее детство, считая те годы недостойными собственного внимания.

Зигмунд Фрейд в детстве с отцом

Родители очень любили сына, возлагая на него большие надежды. Увлечение литературой и философскими трудами только поощрялось. А читал Зигмунд Фрейд не по-детски серьезную литературу. В личной библиотеке мальчика почетное место занимали труды Шекспира, Канта, Ницше и Гегеля. Кроме того, психоаналитик увлекался изучением иностранных языков, и даже сложная латынь давалась юному гению на удивление легко. 

Учеба в домашней обстановке позволила мальчику поступить в гимназию раньше, чем было положено. В школьные годы Зигмунду создавали условия для беспрепятственного выполнения заданий по разным предметам. Такая любовь родителей полностью оправдалась, и гимназию Фрейд закончил успешно.

После школы Зигмунд провел много дней в одиночестве, размышляя по поводу своего будущего. Строгие и несправедливые законы давали не такой уж и большой выбор еврейскому мальчику: медицина, юриспруденция, коммерция и промышленность. Все варианты, кроме первого, Зигмунд отбросил сразу, посчитав непригодными для столь образованного человека. Но и к медицине Фрейд не испытывал особого интереса. В конце концов будущий основатель психоанализа остановил выбор на этой науке, а психология станет основой в изучении различных теорий.

Зигмунд Фрейд (третий в верхнем ряду, слева на право) в молодости с семьей, 1878 год

Толчком к окончательному решению стала лекция, на которой зачитали труд Гете под названием «Природа». Медицину будущий философ изучал без привычного для себя рвения и интереса. Пребывая в студенческие годы в лаборатории Брюкке, Фрейд опубликовал интересные и содержательные статьи о нервной системе некоторых животных.

После окончания учебы Зигмунд планировал продолжать академическую карьеру, но окружающая обстановка требовала умения зарабатывать на жизнь. Потому, поработав несколько лет под началом некоторых известных терапевтов того времени, в 1885 году Зигмунд Фрейд подал заявку на открытие собственного кабинета невропатологии. Благодаря рекомендациям ученый получил разрешение.

Известно, что Зигмунд также попробовал кокаин. Действие наркотика поразило философа, и он написал большое количество трудов, в которых раскрыл свойства губительного порошка. Один из ближайших друзей Фрейда в результате лечения кокаином умер, но восторженный исследователь тайн человеческого сознания не обратил на этот факт должного внимания. В конце концов, Зигмунд Фрейд и сам пострадал от кокаиновой зависимости. Спустя долгие годы и массу стараний профессор все-таки излечился от пагубной привычки. Все это время Фрейд не оставлял занятий философией, посещая различные лекции и ведя собственные записи.

Биография основателя психоанализа

Зигмунд Фрейд родился в небольшом городке, который в то время принадлежал Австрии и назывался Фрайберг; теперь он входит в состав Чехии и носит название Пршибор. Родители Фрейда были евреями и имели в городке небольшое дело – торговлю тканями. В годы промышленной революции семья Фрейда разорилась, да и сам Фрайберг пришёл в запустение. Фрейды решили сменить место жительства и перебрались в Лейпциг, а через некоторое время в Вену. Поскольку большими деньгами разорившаяся семья не обладала, им пришлось поселиться в самом бедном районе города – Леопольдштадте.

Место это было ужасное, в то время его населяли беженцы, бедняки, проститутки, цыгане и прочие «отбросы общества». Однако дела у отца постепенно начали налаживаться, и семья смогла перебраться в более благополучный район. Зигмунд Фрейд увлёкся литературой, да и в целом старался хорошо учиться. Якоб, отец будущего психолога, стремился дать ему достойное образование, даже нашёл средства, чтобы записать его в частную гимназию.

Всего в семье Фрейдов было восемь детей. Видя исключительные успехи Зигмунда в учёбе, родители старались создать для него подходящую атмосферу в доме. Так, в отличие от остальных детей, ему была выделена для занятий отдельная комната и керосиновая лампа; остальным детям было запрещено заниматься музыкой, потому что она мешала Зигмунду. В конце концов он закончил гимназию с отличием.

После окончания гимназии Фрейд долго сомневался по поводу своего дальнейшего жизненного пути. Он вначале записался на медицинский факультет, но вскоре осознал, что медицина его по-настоящему не интересует.

Впрочем, первый курс не был связан исключительно с медициной и содержал различные дисциплины, по большей части гуманитарного характера.

В дальнейшем Зигмунд Фрейд серьёзно заинтересовался психологией и зоологией. Именно по зоологии он написал свою первую научную работу – она была посвящена определению половых различий у речных угрей. Однако затем верх одержала психология. Немалое влияние в этом смысле на него оказали Эрнст фон Брюкке и Йозеф Брейер. С последним Фрейд сблизился особенно тесно: они имели общие интересы, общие взгляды на жизнь и, кроме того, общую еврейскую национальность. В тогдашнем обществе, в том числе и в университете, господствовали антисемитские настроения, и обоим мыслителям приходилось как-то жить, учиться и работать в таких условиях. Брейер, подобно самому Фрейду, стоял у истоков психоанализа.

Закончив обучение и получив степень доктора медицины, Фрейд планировал остаться в университете и заниматься исследовательской деятельностью. Однако нехватка средств заставила его заняться врачебной практикой. Для начала он поступил в городскую клинику Вены, в которой сначала работал в отделении хирургии, а затем переключился на неврологию. В дальнейшем Зигмунд Фрейд работал как психиатр. В конце концов изучение психической деятельности человека полностью увлекло Фрейда.

В частности, Фрейд увлёкся изучением нового для того времени вещества – кокаина. Первоначально он отметил его положительные свойства и использовал его как обезболивающее. Однако впоследствии оказалось, что кокаин не столь безобидный и полезный.

В 1890-х годах, после прохождения стажировки в Париже у знаменитого врача Жана Шарко, Фрейд заинтересовался лечением больных с психическими расстройствами. Поначалу он использовал традиционные для того времени методы, такие как гипноз и некоторые другие, однако быстро понял их несовершенство. Он стал искать новые методы лечения и случайно наткнулся на эссе своего любимого писателя Людвига Бёрне – «Искусство в три дня стать оригинальным писателем». Рекомендации, изложенные в этом эссе, натолкнули Фрейда на изобретение метода свободных ассоциаций. Так было положено начало новому направлению – психоанализу.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий

Фрейдизм в философии

Психотерапия и психоанализ

В 1885 году благодаря поддержке друзей, влиятельных светил медицины, Зигмунд Фрейд попал на стажировку к французскому психиатру Жану Шарко. Практика открыла глаза будущему психоаналитику на различие между болезнями. У Шарко Фрейд научился применять в лечении гипноз, с помощью которого удавалось излечить пациентов, либо облегчить страдания.

Верхний ряд: Абрахам Брилл, Эрнест Джонс, Шандор Ференци. Нижний ряд: Зигмунд Фрейд, Грэнвилл С. Холл, Карл Густав Юнг

Зигмунд Фрейд стал применять в лечении беседы с пациентами, позволяя людям выговориться, изменить сознание. Такая техника приобрела название «Метод свободных ассоциаций». Эти беседы из случайных мыслей и фраз помогли проницательному психиатру понять проблемы пациентов и находить решение. Метод помог отказаться от использования гипноза и подтолкнул к общению с пациентами в полном и чистом сознании.

Фрейд представил миру мнение о том, что любой психоз — последствие воспоминаний человека, от которых трудно избавиться. Тогда же ученый вывел теорию, что большинство психозов основаны на Эдиповом комплексе и инфантильной детской сексуальности. Сексуальность, как считал Фрейд, это тот фактор, который определяет большое количество психологических проблем человека. «Три очерка по теории сексуальности» дополнили мнение ученого. Такое заявление на основе структурированных работ вызвало скандалы и разногласия между психиатрами-коллегами Фрейда, выступившими против теории. Представители научного сообщества заявили, что у Зигмунда бред, а он сам, как предполагали эксперты, стал жертвой психоза.

Зигмунд Фрейд

Выход в свет книги «Толкование сновидений» поначалу не принес автору должного признания, но впоследствии психоаналитики и психиатры признали значимость снов в лечении пациентов. Как считал ученый, сновидения – существенный фактор влияния на физиологическое состояние человеческого организма. После выпуска книги профессора Фрейда приглашали читать лекции в университетах Германии и США, что сам представитель медицины считал большим достижением.

«Психопатология обыденной жизни» – еще одна работа Фрейда. Эта книга считается второй работой после «Толкования сновидений», которая повлияла на создание топологической модели психики, разработанной ученым.

Прибытие Зигмунда Фрейда в Лондон, 1938 год

Книга «Введение в психоанализ» заняла особое место среди трудов ученого. В этой работе содержится ядро концепции, способов истолкования теоретических принципов и методов психоанализа, а также философия мышления автора. В дальнейшем азы философии станут основой для создания совокупности психических процессов и явлений, получивших новое определение – «Бессознательное».

Пытался Фрейд объяснить и социальные явления. В книге «Психология масс и анализ человеческого Я» психоаналитик рассуждал о факторах, которые влияют на толпу, поведение вождя, «престиж» получаемый в результате пребывания во власти. Все эти книги автора до сих пор – бестселлеры.

Зигмунд Фрейд за работой

В 1910 году случился раскол в рядах учеников и последователей Фрейда. Несогласие учеников с тем, что психоз и истерия связаны с подавлением сексуальной энергии человека (такой теории придерживался Фрейд) – причина противоречий, которые привели к расколу. Разногласия и распри утомляли великого психиатра. Психоаналитик решил собрать вокруг себя только тех, кто придерживался основ его теории. Так, в 1913 году появилось скрытное и практически тайное сообщество «Комитет».

Коротко о создании метода

Теория психоанализа произвела настоящую революцию в области психологии. Данный метод был создан и введен в эксплуатацию великим ученым из Австрии, доктором психиатрии Зигмундом Фрейдом. На заре своей карьеры Фрейд тесно сотрудничал со многими выдающимися учеными. Профессор физиологии Эрнст Брюкке, основатель катартического метода психотерапии Иосиф Брейер, основатель теории о психогенной природе истерии Жан-Маре Шарко — лишь малая часть исторических личностей, с кем Зигмунд Фрейд вместе трудился. По словам самого Фрейда, своеобразная база его метода зародилась именно в момент сотрудничества с вышеперечисленными людьми.

Занимаясь научной деятельностью, Фрейд пришел к выводу о том, что некоторые клинические проявления истерии нельзя интерпретировать с точки зрения физиологии. Как объяснить то, что одна часть человеческого тела полностью теряет чувствительность, а соседние области по-прежнему ощущают влияние различных раздражителей? Как объяснить поведение людей в состоянии гипноза? По мнению самого ученого, вышеперечисленные вопросы являются своеобразным доказательством того факта, что лишь часть психических процессов является проявлением реакций ЦНС.

Многие из людей слышали о том, что человеку, погруженному в гипнотическое состояние, можно задать психологическую установку, которую он обязательно выполнит. Довольно интересен тот факт, что если поинтересоваться у такого человека о мотивах совершенных поступков, то он сможет с легкостью найти аргументы, объясняющие его поведение. Основываясь на этом факте, можно сказать о том, что человеческое сознание самостоятельно подбирает аргументы к совершенным действиям, даже в том случае, когда для объяснений нет особой нужды.

В годы жизни Зигмунда Фрейда факт того, что человеческое поведение может зависеть от внешних факторов и тайных для сознания мотивов, являлся настоящим шоком

Следует обратить внимание на то, что именно Фрейд ввел такие понятия, как «бессознательность» и «подсознание». Наблюдения этого выдающегося ученого позволили создать теорию о психоанализе

Кратко, психоанализ Зигмунда Фрейда можно описать как анализ психики человека с точки зрения сил, которые ею движут. Под термином «сила» следует понимать мотивы, последствия и влияние на будущую судьбу, прошлого жизненного опыта.

Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом

Основные идеи психоанализа

По Фрейду, индивидом движут инстинкты, которые заставляют его совершать те или иные поступки. Два из них играют определяющую роль:

  • либидо (жизненная энергия);
  • инстинкт смерти (агрессивная энергия).

Особенность теории Фрейда в том, что она, по большей части, направлена на изучение либидо и сексуальной природы человека. Так как либидо тесно связано с переживаниями, поведением и эмоциями человека, оно может быть причиной расстройства психики.

В основе теории психоанализа лежит понимание психической природы человека как непрерывной и последовательной системы. Согласно такому принципу устройства психики, любые мысли, желания и поступки имеют свои причины и характеризуются сознательными или бессознательными мотивами. Также Фрейд полагал, что все прошедшие события и поступки оказывают влияние на жизнь человека в будущем, между прошлым и будущим всегда есть связь, даже если она неявная.

Три области

Базируясь на вышеперечисленных умозаключениях, Фрейд выделяет в человеческой психике три области:

  • сознание;
  • раздел подсознания;
  • бессознательная сфера.

К сознанию относится все то, что человек осознал за свою жизнь — осознанные, проанализированные поступки, мысли и события.

В область подсознания включены те элементы неосознанного, которые в любой момент могут быть осознаны индивидом.

К бессознательной сфере отнесены:

  • базовые инстинкты, являющиеся частью человека;
  • эмоции и идеи, вытесненные из сознания и не имеющие временных рамок.

Причинами вытеснения Фрейд считал восприятие индивидом подобных мыслей как запрещенных или грязных, что могло быть обусловлено нравственным воспитанием личности и нормами, принятыми в обществе.

Учеба в университете

Успешно окончив гимназию, Зигмунд Фрейд поступил на медицинское отделение Венского университета. Медицина его не привлекала, но предубеждения против евреев были настолько велики, что выбор дальнейшей карьеры был невелик: бизнес, торговля, юриспруденция или медицина. Так что с медициной он связал свое будущее просто методом исключения. У Фрейда был скорее гуманитарный склад ума, он прекрасно знал французский, английский, испанский и итальянский языки, немецкий был для него практически родным. В юности увлекался чтением трудов Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Канта. В гимназии не раз получал призы за свои литературные произведения.

В университете Фрейд, помимо учебы, успешно занимался научными исследованиями, он описал неизвестные ранее свойства нервных клеток золотых рыбок, изучал репродуктивные особенности угря. В этот же период им было сделано роковое открытие — Фрейд стал использовать кокаин для лечения некоторых заболеваний, сам его употреблял, так как воздействие этого вещества значительно повышало работоспособность. Фрейд считал его едва ли не панацеей, и отказался от   применения кокаина только тогда, когда было доказано, что кокаин вызывает зависимость и оказывает разрушительное действие на человека.

[править] Научная и исследовательская деятельность

Создал способ лечения больных с помощью психоанализа, основанного на толковании ассоциаций, сновидений, ошибок в действиях клиента. Составил трёхчленную энергетическую структуру личности: ид, эго и супер-эго. Считал, что в основе неврозов лежат сексуальные проблемы.

Развил теорию психосексуального развития индивида; в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Сначала разработал (вместе с Йозефом Брейером) т. н. «катартический метод». Потом сформулировал и перешел к практическому использованию метода «свободных ассоциаций» как основы психоаналитической терапии. Принципы психоанализа распространил на различные отрасли человеческой жизнедеятельности — мифологию, религию, фольклор, художественное творчество и т. п.

Среди его основных произведений — «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1904), «Лекции по введению в психоанализ» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Я и Оно» (1923) и др.

Семья и дети

Десятки лет ученый никак не контактировал с женщинами, можно даже сказать, что он опасался их общества. Такое странное поведение вызывало немало шуток и предположений, что ставило Фрейда в неловкие ситуации. Философ долгое время утверждал, что прекрасно обойдется без женского вмешательства в свое личное пространство. Но Зигмунду все-таки не удалось укрыться от женского очарования. История любви достаточно романтичная: на пути в типографию ученый чуть не попал под колеса кареты, испуганная пассажирка в знак извинений отослала Фрейду приглашение на бал. Приглашение было принято, и уже на мероприятии философ познакомился с Мартой Бейрнайс, которая и стала его супругой. Все время от помолвки до начала совместной жизни Фрейд общался и с сестрой Марты Минной. На почве этого в семье случались частые скандалы, жена была категорически против и убеждала супруга прекратить всякое общение с сестрой. Постоянные скандалы утомляли Зигмунда, и он последовал ее наставлениям.

Марта родила Фрейду шестерых детей, после чего ученый решил полностью отказаться от половой жизни. Последним ребенком в семье стала Анна. Именно она провела с отцом последние года его жизни и после его смерти продолжила его дело. В честь Анны Фрейд назван детских психотерапевтический лондонский центр.

Главная теория

Основной теорией, которую создал Зигмунд Фрейд, стал психоанализ. Введение в психоанализ в современном мире широко изучается, а в те времена, когда это течение появилось, многие психологи от Фрейда отвернулись. Причиной этого стало то, что ученые не верили, будто в основе истерии лежат подавленные воспоминания человека о сексе.

Рекомендуем: Эрик Эриксон: биография

Теория Зигмунда Фрейда со временем стала пользоваться пусть небольшой, но все же популярностью, и у него появились последователи и ученики. Весьма известны встречи «Психологическое общество по средам», на которых собирались психологи, – позже этот, с позволения сказать, кружок по интересам перерос в «Венское психоаналитическое объединение». Его участниками стали многие выдающиеся психологи того времени.

Самым важным вкладом Фрейда в психоанализ стало изучение личности. Структура личности, по Фрейду, состоит из трех важных компонентов: Оно, Я и Сверх-Я. Эта модель для своего времени была очень оригинальной, ведь ученый предположил, что причиной многих психических отклонений, да и в принципе всех проблем человека, являются запреты общества, которые не позволяют ему реализовать свои сексуальные желания.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Психоаналитическая теория Фрейда сводится к тому, что Я – это личность человека и его разум, Сверх-Я – это цензура, которая рождается воспитанием и обществом, а Оно – это те самые сексуальные желания, которых человек порой даже не осознает.

Психоанализ в психологии и философии

О психоанализе можно услышать множество общих суждений. Обычно отмечается, что психоанализ – это известное направление в психологии, пользу и значимость которого оценивают по-разному. У метода имеются и сторонники, и противники.

Если говорить о психоанализе в философском ключе, то замечено, что особенностью психоаналитических концепций стали их связь с психотерапевтической практикой. Она не сводится ни к экспериментальному познанию, ни к философскому умозрению, а прорастает из опыта общения и других аспектов. Настоящее постижение своего внутреннего мира осуществляется, через инсайт. Такое озарение вносит перемены в жизнь пациента – он начинает совершенно иначе осмыслять себя и свои убеждения.

Подобная философия в чем-то схожа с древними учениями, в которых сочеталась теория и практика дзен-буддизма, йоги и прочих видов психической саморегуляции.

Практика психоанализа периодически сравнивается с целительными действиями жрецов, шаманов. Обучение психоанализу приравнивают к инициации. Многие известные аналитики, практикующие психоанализ, неслучайно параллельно проявляют интерес к различным восточным учениям и даже магии.

Большинство приверженцев теорий Фрейда, как и раньше, придерживаются той модели человеческой психики, которая поддерживалась «отцом психоанализа». В основе их убеждений лежит то обстоятельство, что психоаналитики обычно получают психологическое или медицинское образование. Их задача заключается в приспособлении больного к окружающим обстоятельствам. По большей мере психоанализ распространен в Америке и наиболее развитых европейских странах.

В свое время Зигмунд Фрейд все же надеялся, что его теории психоанализа будут признаны научным сообществом. С этой целью он прибегал к аналогиям с археологией, гидравликой, экономикой и иным наукам. Постепенно в нем начало крепнуть убеждение, что этого все же не случится.

Первой причиной можно назвать разность подходов, а второй, то, что для ученых, формирование которых происходило в научных сферах девятнадцатого столетия, психоанализ является неприемлемым аспектом по личным причинам. Идеи терапии шли в разрез с нарциссическими иллюзиями о власти разума над природой и собой. В целом, то, с какой периодичностью многие представители науки и философии осуждали принципы психоанализа, говорит об их явной предвзятости. Постепенно эти убеждения начали меняться.

В наши дни научный статус психоанализа периодически продолжает оспариваться. Некоторые исследователи склоняются к мысли, что он все же научен, иные ставят это утверждение под сомнение, называя известную терапию псевдонаукой.

Тем не менее, в ХХ столетии психоанализ получил широкое распространение в гуманитарных науках, психологии, философии и прочих сферах.

Форма поиска

Кто такой Зигмунд Фрейд?

Это известный психоаналитик, психиатр, психолог, невролог, доктор медицины, профессор, основатель психоанализа, а также множества теорий о подсознании человека. Чтобы знать о нем, необязательно быть ученым, читать специализированную литературу или вращаться в высших кругах общества. А про оговорки «по Фрейду» – так и подавно слышали многие. В 19 веке ученый создал существенный резонанс, о котором спорят до сих пор.

О Фрейде всегда вспоминают, когда оговариваются в духе «ты такая толстенькая», вместо «тоненькая». Или, увидев банан, вспоминают о предметах власти, которые имеют скрытый сексуальный подтекст: жезл, напоминающий фаллос и другие предметы аналогичной формы.

Вот тут-то и начинаются смешки в духе «у кого, что болит, тот о том и говорит», «ты озабоченный» или «каждый думает в меру своей распущенности». Так это значит, что все думают о сексе?

Возможно, но это намного сложнее, потому что ассоциации формируют подсознание, на которое влияют сложные мозговые процессы. На психологическое здоровье человека оказывает воздействие его воспитание, отношение родителей и опыт общения с другими людьми в процессе взросления.

«Оно», «Я» и«Сверх-Я»

«Оно» представляет собой полностью бессознательную часть психики, в которой остаются все вытесненные влечения индивида. Это неизведанная, недоступная часть личности, в которой нет никаких моральных установок, нравственных оценок, понятий добра и зла.

«Оно» — это то, что является основой личности любого ребенка. Им движут первичные биологические потребности, желания, эмоции. Поэтому дети, особенно в возрасте до 5-6 лет, в большинстве своем, эгоистичны и капризны. Со временем от родителей ребенок узнает, что правильно, а что нет. Формируется его система ценностей, норм, правил поведения. Уже будучи в школе, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, соблюдать религиозные, моральные и правовые нормы, действующие в обществе. Это влияние родителей и социальной сферы жизни общества и обуславливает формирование «Сверх-Я».

«Сверх-Я» является подавляющим элементом. Являясь полной противоположностью «Оно», «Сверх-Я» олицетворяет совесть, идеалы, социальные нормы и все то, что ограничивает индивида, делает его цивилизованным и позволяет жить в человеческом обществе.

По своей природе «Сверх-Я» ближе к «Оно» чем к «Я», просто потому, что также бессознательно, только в отличие от «Оно», которое является своего рода наследственным, «Сверх-Я» — приобретенное бессознательное .

И «Оно» и «Сверх-Я» проявляют себя через третью психическую инстанцию — «Я».

«Я» — это уже сфера сознательного. Оно выступает посредником между «Оно» и «Сверх-Я».

Таким образом, олицетворяя здравый смысл и благоразумие, оно контролирует психические процессы происходящие в сознании.

Но из-за своей роли «Я» постоянно испытывает давление и со стороны «Оно» и со стороны «Сверх-Я».

Чрезвычайное влияние любого из них ведет к негативным последствиям. Например в случае, когда ребенка воспитывают в строгости, постоянно наказывают и заставляют чувствовать вину за его поведение, постепенно давление родителей сменяется давлением «Сверх-Я». Наказание извне заменяется на наказание изнутри. Становясь взрослым, такой человек часто впадает в депрессию, чувствует вину и испытывает муки совести. При этом «Сверх-Я» становится настолько тираническим, что человек винит себя не просто за прошлые деяния, которые он считает недостойными, но даже за недостойные мысли. Таким образом, вина и укоры совести такого человека часто обусловлены не объективной оценкой своих поступков, а сформировавшимся представлением человека о том, что он этого заслуживает, что он виноват и т.д.

Примеров того, что бывает с людьми, у которых наибольшим влиянием обладает «Оно», еще больше. Не нужно рассказывать о людях, которые игнорируют общественные ценности, нарушают правила и не считаются с чувствами других.

Таким образом, нарушение баланса между тремя основными составляющими психики приносит личности страдания, а порой приводит и к нарушениям психики, возникновению неврозов. Препятствовать этому пытается «Я». И основным методом является процесс вытеснения.

Биография

Зигмунд Фрейд – австрийский психоаналитик, психиатр и невролог. Основатель психоанализа. Предложил новаторские идеи, которые вызывают в научных кругах резонанс даже сегодня.

Зигмунд Фрейд родился в городе Фрайберг (ныне — Пршибор, Чехия) 6 мая 1856 года, став третьим ребенком в семье. Мать Зигмунда – вторая жена Якоба Фрейда, у которого уже было двое сыновей от первого брака. Торговля тканями приносила семейству прибыль, которой вполне хватало на жизнь. Но грянувшая революция растоптала даже столь малое начинание на фоне остальных идей, и семье пришлось покинуть родной дом. Сначала семья Фрейдов переселилась в Лейпциг, а спустя год в Вену. 

Бедный район, грязь, шум и неприятные соседи – те причины, которые не создавали позитивную атмосферу в доме будущего ученого. Сам Зигмунд не любил вспоминать раннее детство, считая те годы недостойными собственного внимания.

Зигмунд Фрейд в детстве с отцом

Родители очень любили сына, возлагая на него большие надежды. Увлечение литературой и философскими трудами только поощрялось. А читал Зигмунд Фрейд не по-детски серьезную литературу. В личной библиотеке мальчика почетное место занимали труды Шекспира, Канта, Ницше и Гегеля. Кроме того, психоаналитик увлекался изучением иностранных языков, и даже сложная латынь давалась юному гению на удивление легко. 

Учеба в домашней обстановке позволила мальчику поступить в гимназию раньше, чем было положено. В школьные годы Зигмунду создавали условия для беспрепятственного выполнения заданий по разным предметам. Такая любовь родителей полностью оправдалась, и гимназию Фрейд закончил успешно.

После школы Зигмунд провел много дней в одиночестве, размышляя по поводу своего будущего. Строгие и несправедливые законы давали не такой уж и большой выбор еврейскому мальчику: медицина, юриспруденция, коммерция и промышленность. Все варианты, кроме первого, Зигмунд отбросил сразу, посчитав непригодными для столь образованного человека. Но и к медицине Фрейд не испытывал особого интереса. В конце концов будущий основатель психоанализа остановил выбор на этой науке, а психология станет основой в изучении различных теорий.

Зигмунд Фрейд (третий в верхнем ряду, слева на право) в молодости с семьей, 1878 год

Толчком к окончательному решению стала лекция, на которой зачитали труд Гете под названием «Природа». Медицину будущий философ изучал без привычного для себя рвения и интереса. Пребывая в студенческие годы в лаборатории Брюкке, Фрейд опубликовал интересные и содержательные статьи о нервной системе некоторых животных.

После окончания учебы Зигмунд планировал продолжать академическую карьеру, но окружающая обстановка требовала умения зарабатывать на жизнь. Потому, поработав несколько лет под началом некоторых известных терапевтов того времени, в 1885 году Зигмунд Фрейд подал заявку на открытие собственного кабинета невропатологии. Благодаря рекомендациям ученый получил разрешение.

Известно, что Зигмунд также попробовал кокаин. Действие наркотика поразило философа, и он написал большое количество трудов, в которых раскрыл свойства губительного порошка. Один из ближайших друзей Фрейда в результате лечения кокаином умер, но восторженный исследователь тайн человеческого сознания не обратил на этот факт должного внимания. В конце концов, Зигмунд Фрейд и сам пострадал от кокаиновой зависимости. Спустя долгие годы и массу стараний профессор все-таки излечился от пагубной привычки. Все это время Фрейд не оставлял занятий философией, посещая различные лекции и ведя собственные записи.

Биография основателя психоанализа

Зигмунд Фрейд родился в небольшом городке, который в то время принадлежал Австрии и назывался Фрайберг; теперь он входит в состав Чехии и носит название Пршибор. Родители Фрейда были евреями и имели в городке небольшое дело – торговлю тканями. В годы промышленной революции семья Фрейда разорилась, да и сам Фрайберг пришёл в запустение. Фрейды решили сменить место жительства и перебрались в Лейпциг, а через некоторое время в Вену. Поскольку большими деньгами разорившаяся семья не обладала, им пришлось поселиться в самом бедном районе города – Леопольдштадте.

Место это было ужасное, в то время его населяли беженцы, бедняки, проститутки, цыгане и прочие «отбросы общества». Однако дела у отца постепенно начали налаживаться, и семья смогла перебраться в более благополучный район. Зигмунд Фрейд увлёкся литературой, да и в целом старался хорошо учиться. Якоб, отец будущего психолога, стремился дать ему достойное образование, даже нашёл средства, чтобы записать его в частную гимназию.

Всего в семье Фрейдов было восемь детей. Видя исключительные успехи Зигмунда в учёбе, родители старались создать для него подходящую атмосферу в доме. Так, в отличие от остальных детей, ему была выделена для занятий отдельная комната и керосиновая лампа; остальным детям было запрещено заниматься музыкой, потому что она мешала Зигмунду. В конце концов он закончил гимназию с отличием.

После окончания гимназии Фрейд долго сомневался по поводу своего дальнейшего жизненного пути. Он вначале записался на медицинский факультет, но вскоре осознал, что медицина его по-настоящему не интересует.

Впрочем, первый курс не был связан исключительно с медициной и содержал различные дисциплины, по большей части гуманитарного характера.

В дальнейшем Зигмунд Фрейд серьёзно заинтересовался психологией и зоологией. Именно по зоологии он написал свою первую научную работу – она была посвящена определению половых различий у речных угрей. Однако затем верх одержала психология. Немалое влияние в этом смысле на него оказали Эрнст фон Брюкке и Йозеф Брейер. С последним Фрейд сблизился особенно тесно: они имели общие интересы, общие взгляды на жизнь и, кроме того, общую еврейскую национальность. В тогдашнем обществе, в том числе и в университете, господствовали антисемитские настроения, и обоим мыслителям приходилось как-то жить, учиться и работать в таких условиях. Брейер, подобно самому Фрейду, стоял у истоков психоанализа.

Закончив обучение и получив степень доктора медицины, Фрейд планировал остаться в университете и заниматься исследовательской деятельностью. Однако нехватка средств заставила его заняться врачебной практикой. Для начала он поступил в городскую клинику Вены, в которой сначала работал в отделении хирургии, а затем переключился на неврологию. В дальнейшем Зигмунд Фрейд работал как психиатр. В конце концов изучение психической деятельности человека полностью увлекло Фрейда.

В частности, Фрейд увлёкся изучением нового для того времени вещества – кокаина. Первоначально он отметил его положительные свойства и использовал его как обезболивающее. Однако впоследствии оказалось, что кокаин не столь безобидный и полезный.

В 1890-х годах, после прохождения стажировки в Париже у знаменитого врача Жана Шарко, Фрейд заинтересовался лечением больных с психическими расстройствами. Поначалу он использовал традиционные для того времени методы, такие как гипноз и некоторые другие, однако быстро понял их несовершенство. Он стал искать новые методы лечения и случайно наткнулся на эссе своего любимого писателя Людвига Бёрне – «Искусство в три дня стать оригинальным писателем». Рекомендации, изложенные в этом эссе, натолкнули Фрейда на изобретение метода свободных ассоциаций. Так было положено начало новому направлению – психоанализу.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий